-Рубрики

 -Я - фотограф

КАРТЫ К НОВОМУ, 2010, ГОДУ

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Вьюгитта

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.05.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 70887


Один из лучших пейзажных парков мира. История Дворцового парка в Гатчине. Часть 2.

Воскресенье, 16 Июля 2017 г. 12:55 + в цитатник
Цитата сообщения Matrioshka Один из лучших пейзажных парков мира. История Дворцового парка в Гатчине. Часть 2.

127956572_0 (84x100, 6Kb)










Период с 1783 по 1801 год внес в историю Гатчины самые яркие и значительные страницы. Это время «расцвета» Гатчинского дворцово-паркового ансамбля.

В течение 13 лет большую часть года Павел старался провести в «любимой» Гатчине, вдали от «ненавистного» С.-Петербурга. Перестраивая гатчинскую усадьбу Г. Орлова, наследник российского престола старался создать резиденцию «достойную величия» будущего императора. Его участие как заказчика, его «личный вкус и наклонности», его познания в архитектуре и других видах искусства сыграли огромную роль. Они отложили такой отпечаток на весь «дух» гатчинских построек, что по справедливости можно назвать Гатчину «павловским созданием».


Павел I


Придворным архитектором Павла I стал талантливый, энергичный и исполнительный Винченце Бренна. В основном под его руководством разрабатывались планы «павловской» реконструкции. В своем творчестве В. Бренна умел сочетать строгие классические формы с пышными элементами барокко, что отвечало вкусам наследника.

Короткое время в Гатчине главными архитекторами также работали зодчие Н.А. Львов и А.Д. Захаров Их замечательные постройки стали украшением города и парков.


Г.С. Сергеев. Музы подносят Павлу I план Гатчинского дворца


Сохранилось большое количество планов парков, проектов различных сооружений времени павловской перестройки. Часть из них была включена в так называемые «Кушелевские альбомы», подготовленные и преподнесенные Павлу I в 1798 году. Эти альбомы представляют исключительную историческую и художественную ценность. Альбомы украшены акварелями Г. Сергеева с изображением «Павловской Гатчины».


Павильон Орла. Г.С. Сергеев. 1798 г.


Красоту гатчинских парков в период их «расцвета» великолепно передал на своих полотнах придворный художник, один из основателей русской школы пейзажной живописи, академик С.Ф. Щедрин.


Щедрин Семен Федорович. Длинный остров в Гатчине


Уже в конце 90-х годов ХVIII века сформировался комплекс трех основных парков: Дворцового, Приоратского и парка «Зверинец». В то же время были продолжены работы по развитию существовавшей гидросистемы: построены новые плотины, регулирующие водообмен в озерах и прудах, дополнительно прорыты водоснабжающие и осушительные каналы, построены мосты и пристани. Получили дальнейшее развитие идеи пейзажного парка. В Дворцовом парке пейзажная часть стала называться «Большим англицким садом», а территория, перепланированная в регулярном стиле, получила названия Придворцовых, Ботанических садов и парка «Сильвии».


Иоганн Якоб Меттенлейтер. Панорама Гатчинского парка. 1793. Вид на Гатчинский парк с Сигнальной башни дворца


Особое внимание было уделено строительству парковых и архитектурных ансамблей, в которых новые сооружения объединялись с ранее построенными. Так появились остров Любви и Длинный остров, ансамбль Колонны и Павильона Орла, район Березового домика и др.

Для восприятия парка с разных точек и уровней были построены искусственные террасы, насыпные горки, пристани, балконы. Мосты и ворота также служили смотровыми площадками.

В связи с реконструкцией Дворцовый парк был условно поделен на различные зоны: уголки для тихого отдыха, участки для различных развлечений и аттракционов, районы для прогулок пешком, верхом или в карете, и наконец, на парадные сады для торжественных праздников и приема многочисленных гостей.

Архитектурные сооружения гатчинских парков являются составной частью его пейзажей. Одним из ранних павильонов «павловского» периода считается Березовый домик. Если «садовые затеи» Г.Орлова можно представить только по описаниям и воспоминаниям, то восстановленный домик-сюрприз и сегодня украшает правобережную часть Дворцового парка.





Березовый домик был построен в конце 80-х годов XVIII века. В его создании принимал участие швейцарский художник и садовод А.Ф.-Г. Виолье.

Павильон стал своеобразным символом супружеской любви. По преданию забавный домик подарила Павлу Петровичу Мария Федоровна, желая «вызвать улыбку на устах de notre cher Grand Duc» (нашего дорогого великого князя)», как она ласково его называла в письмах. Надо заметить, что в начале семейной жизни Павла Петровича и Марии Федоровны царили любовь, доверие и взаимопонимание. В Гатчине, отверженный сын императрицы впервые почувствовал себя «по настоящему дома», относительно свободно, в безопасности, в кругу семьи и друзей. Супругов огорчала лишь разлука со старшими сыновьями, воспитание которых взяла на себя Екатерина II, отобрав их у родителей.





Гатчинский Березовый домик от подобных «сельских» строений отличался оригинальным архитектурным решением: «Эта безделка должна быть выполнена из строевого леса, обшитого распиленными вдоль поленьями, что должно придавать ей с внешней стороны вид поленницы дров, сложенных в виде запаса топлива на зиму. Не должно быть заметно ни дверей, ни окон, ни крыши, дабы иллюзия была полной…»





Издали Березовый домик действительно похож на простую поленницу березовых дров. Не случайно существовало другое название домика – «Костер». В конце XVIII века перед ним простиралось широкое поле, и колосилась золотая рожь с синими васильками.

Сегодня, как и два века назад, в Березовом домике посетителей ожидает много сюрпризов. «Нечаянное удивление» вызывает контраст между внешне простой отделкой фасадов и изысканностью интерьера.





Небольшой парадный зал Березового домика поражает красотой и разнообразием отделки. В его оформлении особую роль играют зеркала. Они создают дополнительную игру света и зрительно расширяют небольшое пространство. С помощью зеркального отражения в домике устроены различные «обманки».







В углах зала зеркала расположены под прямым углом, чтобы отражения четвертой части деревянных столиков и бронзовых золоченых ваз на кронштейнах превращались в полный объем. В эти вазы Мария Федоровна обычно ставила искусственные цветы, которые сама изготавливала.





Стены зала также украшены гирляндами ярких цветов, щедро разбросанных рукой художника.





В центре потолка зала, как в дворцовых интерьерах, находится живописный плафоном с изображением летящих в небе Зефиров, богов теплого западного ветра, а в углах – аллегории времен года и стран света.











В глубине парадного зала находится «альков» – небольшое помещение с диваном для отдыха. Он напоминает уютную садовую беседку. Стены алькова декорированы небольшими квадратиками зеркал и деревянной трельяжной решеткой, расписанной цветами. Краски подобраны так искусно, что цветочные гирлянды кажутся сплетенными из живых роз, которые так любила хозяйка домика. Здесь Мария Федоровна угощала любимого супруга и гостей чаем, свежим молоком, сырами, доставленными с собственной фермы и фруктами, тоже выращенными в парковых оранжереях. Угощение вносили через дверь, незаметную в зеркальной стене алькова, вызывая новое удивление и огромный восторг. В самом домике в отдельном помещении находилась кухня.











Позже в 90-е годы XVIII века архитектор В. Бренна, как за ширмой, спрятал Березовый домик за каменный портал, названный «Маска». Величественное сооружение выполнено в строгих классических формах с колоннадой из 16 колонн ионического ордера. От портала «Маска» широкая каменная лестница ведет в сторону Белого озера к острову Любви.











Вход в парк недалеко от Березового домика В. Бренна оформил массивными каменными воротами Они получили название «Березовые ворота», хотя сложены из пудостского камня. Ворота были созданы по типу древнеримских, триумфальных арок. Первоначально два пилона ворот завершались смотровыми площадками, с которых открывались далекие перспективы на парк, озера, дворец.





В это же время участок парка около Березового домика был перепланирован в регулярном стиле и украшен прямоугольным прудом. В водном зеркале пруда отражалось голубое небо и молодые дубки, посаженные вдоль прямых аллей.

Во время Великой Отечественной войны Березовый домик был полностью уничтожен. После войны на его месте была построена танцевальная площадка. Перед ним на бывшем поле гатчинцы упражнялись в спортивных играх, а дальше на детской площадке веселилась детвора.

Вторым рождением музейного павильона стал 1976 год. Домик был воссоздан по историческим документам по проекту архитектора А.А. Кедринского, лауреата Ленинской премии за вклад в возрождение памятников истории и культуры.

Большое влияние на художественные взгляды и пристрастия вел. князя Павла Петровича оказало путешествие по Европе, которое он совершил с супругой под именем графа и графини Северных в 1781-82 гг.


И.Г. Пульман. Портрет великого князя Павла Петровича. 1782-1787 ( с оригинала П. Батони, 1782 г.)
И.Г. Пульман. Портрет великой княгини Марии Федоровны. 1782-1787 ( с оригинала П. Батони, 1782 г.)


Во Франции особое впечатление на Павла Петровича произвел замок принца Луи-Жозефа Конде и окружающие его парки, первоначально спланированными знаменитым Андре Ленотром. Резиденция принца Конде находилась в Шантильи в 40 км от Парижа. Благодаря владельцам замка, а это были французские короли, принцы или великие полководцы, Шантильи не уступало по красоте, роскоши и богатству знаменитым королевским замкам. До сих пор Шантильи по праву называют «Версалем Конде».

О приеме, устроенном в честь высоких гостей из России, долго говорили при французском дворе, а по всему Парижу разнеслась известная фраза: « Король принял князя Северного как друга, Орлеаны приняли его как гражданина, но монсеньер принц де Конде как суверена». Восхищенный резиденцией Конде вел.князь Павел Петрович пожелал иметь у себя в России планы и чертежи всего, что он видел. Через два года он получил в подарок от принца Конде такой сборник чертежей, позже названный «Альбомом графа Северного».


Калиновская Екатерина Михайловна. Былые времена. Гатчина. У Павильона Венеры



Калиновская Екатерина Михайловна. Гатчина. Остров любви



Калиновская Екатерина Михайловна. Павильон Венеры


Материалы этого альбома дали богатую пищу для фантазий на французские темы в резиденциях Павла. В Гатчине появились парадные Придворцовые сады и Карпин пруд, торжественный ансамбль площади Коннетабля и изящное здание Кирасирских казарм, загадочный парк «Сильвия» и очаровательный остров Любви.


Остров Любви, Павильон Венеры. Старый снимок


В те времена художественные заимствования были частым и считались естественным явлением. Однако следует отметить, что в Гатчине использованные французские образцы творчески перерабатывались. На русской земле, под неярким северным небом они производили совсем другое впечатление.




Остров Любви в Дворцовом парке Гатчины


Французским уголком в Дворцовом парке является остров Любви. Его по праву можно назвать «островом воспоминаний». Павлу Петровичу и Марии Федоровне остров напоминал о молодости, счастливых днях и увлекательном путешествии. «Зачарованный остров» был местом уединения, романтических свиданий, тайных встреч вдали от посторонних глаз.


Г.С. Сергеев (1770–1816). Вид c залива Белого озера на Остров любви и Павильон Венеры. 1798


Остров Любви - один из многочисленных искусственных островов. Он появился в 90-е годы XVIII века. Естественный мыс озера был отделен от суши двумя прямыми каналами. Берега острова и каналов укрепили деревянным шпунтом. В сторону озера построили два каменных балкона, с который открывались широкие водные просторы с далекими перспективами. В конце XIX века над каналами появились металлические мостики с ажурными перилами по проекту инженера Л.Ф. Шперера. Они заменили ранние деревянные мосты.



Сад на острове Любви был спланирован в регулярном стиле. Лучи-дороги пересекались поперечными дорожками. Между ними были устроены боскеты или «зеленые кабинеты» с фигурными площадками, цветниками и скульптурой античных богов любви.


План острова Любви. Начало 1790-х гг.


В плане остров получился в форме треугольника. В 1792 году на его острой оконечности был воздвигнут Храм Любви, с трех сторон окруженный водой.







Как и Березовый домик, павильон Венеры полностью выполнен в дереве. Он поставлен на каменный цоколь и дубовое свайное основание. Фасады павильона одеты в легкую трельяжную сетку и украшены деревянной резьбой. Вход в храм со стороны острова оформлен изящным портиком с колоннами ионического ордера. На фронтоне портика изображены эмблемы богини любви: колчан со стрелами амура и пылающий факел. Над дверью выложено бронзовыми буквами «Остров Любви. Павильон Венерин».















Катаясь на лодках по озеру, в павильон можно было войти через маленький балкон-крыльцо. Большой парадный зал павильона – очень светлый и торжественный. В летний день солнечные блики от воды, которая плещется за окнами, играют на стенах, потолке, паркете. Кажется, что павильон, как корабль, плывет по озеру.









Золотисто-желтые стены зала украшены орнаментальной росписью, а картинами служат пейзажи самого озера, которые видны через окна. Эти живые пейзажи повторяются, отражаясь в зеркалах. Весь потолок занимает огромный живописный плафон «Триумф Венеры» немецкого художника Я. Меттенляйтера, посвященный богине, вечно юной и прекрасной.







По первоначальному замыслу вода была не только за стенами павильона, но и внутри – изливалась в беломраморные чаши четырех фонтанов. Она поступала из озера по специальной системе.













Гатчинский павильон, построенный под руководством архитектора В.Бренны, значительно отличается от французского образца. По форме он строже, лаконичнее, лишен многочисленных декоративных украшений, что соответствует стилю пейзажного парка. Во время праздников павильон Венеры мог служить прекрасной зрительской площадкой. Через распахнутые двери-окна можно было видеть театральные представления и фейерверки, которые устраивались на Длинном острове и на озере.


Проект павильона Венеры в Шантильи



Проект павильона Венеры, Кушелевский альбом, конец XVIII века


Особенно велика роль павильона в композиции Белого озера и Дворцового парка. Павильон является важной художественной доминантой. На него ориентирована главная видовая ось, которая связывает два берега Белого озера. Одна из самых глубоких перспектив и впечатляющих по красоте панорам Белого озера, – это вид на павильон Венеры от Адмиралтейских ворот.

Во время Великой Отечественной войны Храм Любви чудом уцелел, хотя и был значительно поврежден. В послевоенные годы после частичной реставрации остров Любви и павильон Венеры стали местом отдыха и народных гуляний. В павильоне работал читальный зал, клуб шахматистов, проводились концерты. В 70-е годы после выполнения очередных реставрационных работ Храм Любви был открыт как музейных парковый павильон.



Прошли два века. В Шантильи Храм Любви был разрушен во время Французской революции, а в Гатчинском парке революции и войны пощадили павильон. Сегодня он является уникальным памятником деревянной парковой архитектуры конца XVIII века.




Серия сообщений "Большой Гатчинский дворец":

Часть 1 - Большой Гатчинский дворец. Часть 1.
Часть 2 - Большой Гатчинский дворец. Часть 2.
...
Часть 10 - Большой Гатчинский дворец. Часть 10.
Часть 11 - Один из лучших пейзажных парков мира. История Дворцового парка в Гатчине. Часть 1.
Часть 12 - Один из лучших пейзажных парков мира. История Дворцового парка в Гатчине. Часть 2.
Часть 13 - Один из лучших пейзажных парков мира. История Дворцового парка в Гатчине. Часть 3.


Рубрики:  проГородское/Прогулки по Петербургу
Садово-парковое

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку