-Рубрики

 -Я - фотограф

КАРТЫ К НОВОМУ, 2010, ГОДУ

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Вьюгитта

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.05.2009
Записей: 47454
Комментариев: 17029
Написано: 70954


Частная жизнь шедевра: Рембрандт (1606–1669, Flemish) "Ночной дозор" + док.фильм BBC, 2004

Пятница, 09 Июня 2017 г. 17:39 + в цитатник
Цитата сообщения lomovolga Частная жизнь шедевра: Рембрандт (1606–1669, Flemish) "Ночной дозор" + док.фильм BBC, 2004

lomovolga

 

 

 

Ре́мбрандт Ха́рменс ван Рейн (нидерл. Rembrandt Harmenszoon van Rijn 1606—1669) — голландский художник, рисовальщик и гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи

 

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/28/The_Nightwatch_by_Rembrandt.jpg/1259px-The_Nightwatch_by_Rembrandt.jpg?uselang=ru

Рембрандт (1606–1669)
Ночной дозор (Nachtwacht)
1642 масло, холст
Высота: 379,5 см. Ширина: 453,5 см.
Государственный музей (Амстердам), комната 12

Картина имела и другое название - «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга»

 

СНАЧАЛА ПОСМОТРИТЕ ФИЛЬМ!





История заказа картины



Поводом послужили пышные торжества, устроенные в городе в честь приезда королевы Франции Марии Медичи, посетившей Амстердам в 1638 году. Корпорация стрелков решила украсить свою новую штаб-квартиру большими, впечатляющими картинами: каждая рота должна была заказать свой групповой портрет.

 

Рембрандт (1606–1669)
Ночной дозор (фрагмент)
1642 масло, холст
Высота: 379,5 см. Ширина: 453,5 см.
Государственный музей (Амстердам)

Рембрандт (1606–1669)
Ночной дозор (фрагмент)
1642 масло, холст
Высота: 379,5 см. Ширина: 453,5 см.
Государственный музей (Амстердам)

Рембрандт (1606–1669)
Ночной дозор (фрагмент)
1642 масло, холст
Высота: 379,5 см. Ширина: 453,5 см.
Государственный музей (Амстердам)

Заказы получили шесть художников. Рембрандту досталась рота капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбюрха, состоявшая из шестнадцати человек. Заказчики заплатили 1600 флоринов.

Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама. С 1618 по 1648 год в Европе шла Тридцатилетняя война, и жители голландских городов брались за оружие, дабы защищать свои дома.

 

Рембрандт (1606–1669)
Ночной дозор (фрагмент)
1642 масло, холст
Высота: 379,5 см. Ширина: 453,5 см.
Государственный музей (Амстердам)

Заказчики были разочарованы: у Рембрандта получился не монументальный парадный портрет, а жанровая картина, на которой они с трудом отыскивали собственные лица, зачастую наполовину закрытые другими персонажами.

Еще бы! Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек! Кто они — неизвестно.

 



Рембрандт (1606–1669)
Ночной дозор (фрагмент)
1642 масло, холст
Высота: 379,5 см. Ширина: 453,5 см.
Государственный музей (Амстердам)

Замысел художника

Вообще, замысел художника разгадать непросто. Отряд стрелков вроде бы поднят по тревоге. Мушкетеры выходят из темной арки и пересекают мост через канал. Во главе отряда вышагивают капитан Кок (слева), который, кстати, не узнал себя на портрете и даже хотел просить другого художника переписать свою фигуру, и лейтенант Рейтенбург (справа).




Рембрандт (1606–1669)
Ночной дозор (фрагмент)
1642 масло, холст
Высота: 379,5 см. Ширина: 453,5 см.
Государственный музей (Амстердам)

Рембрандт (1606–1669)
Ночной дозор (фрагмент)
1642 масло, холст
Высота: 379,5 см. Ширина: 453,5 см.
Государственный музей (Амстердам)

Рембрандт (1606–1669)
Ночной дозор (фрагмент)
1642 масло, холст
Высота: 379,5 см. Ширина: 453,5 см.
Государственный музей (Амстердам)

Художник внес в изображаемое элемент героики, как бы возрождая былой патриотизм. Передана атмосфера подобных шествий с развевающимися флагами, барабанным боем, заряжением мушкетов.

Он изобразил тот момент, когда капитан Кок отдал приказание о выступлении лейтенанту Рёйтенбюргу, и всё пришло в движение. Прапорщик разворачивает знамя, барабанщик выбивает дробь, на него лает собака, мальчик убегает. На картине движутся даже детали одежды стрелков.

 

Рембрандт (1606–1669)
Ночной дозор (фрагмент)
1642 масло, холст
Высота: 379,5 см. Ширина: 453,5 см.
Государственный музей (Амстердам)


Рембрандт (1606–1669)
Ночной дозор (фрагмент)
1642 масло, холст
Высота: 379,5 см. Ширина: 453,5 см.
Государственный музей (Амстердам)

«Ночной дозор» - групповой портрет, который оплачивали все изображенные стрелки, но Рембрандт изменил его: ввел случайных наблюдателей, которые ему ничего не платили; в результате портрет превратился в многоцветную сцену уличного сборища-толчеи с перепутанным движением и своеобразным освещением.

 

Рембрандт (1606–1669)
Ночной дозор (фрагмент)
1642 масло, холст
Высота: 379,5 см. Ширина: 453,5 см.
Государственный музей (Амстердам)

Очевидна мастерская игра света и тени, характерная для стиля великого художника. Рембрандт отступил от канона, согласно которому изображение должно было представлять собой статичный парадный портрет.

Второй новаторский прием Рембрандта заключался в том, что он наполнил картину помимо 18 заказчиков другими персонажами, их 16. Легко объяснимо только появление барабанщика, который не числился в роте, его нанимали для участия в параде. Появление и предназначение других персонажей, символы, связанные с ними, породили десятки вопросов у исследователей, точные ответы на которые знал только сам Рембрандт.



Судьба ночного дозора или дневного?

Картине не повезло с самого начала. Приблизительно до 1750 года картина висела в клубе стрелкового общества. Затем, когда общество распалось, ее перенесли в городскую ратушу и поместили в большой зале, в простенке между окнами. Но картина не входила в предназначенное для нее пространство: пришлось обрезать ее с двух сторон.

 

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/84/Nachtwacht-kopie-van-voor-1712.jpg/1280px-Nachtwacht-kopie-van-voor-1712.jpg

 Gerrit Lundens (1622 - 1683)
17th century copy of Rembrandt's Night Watch

Копия "Ночного дозора" кисти Геррита Люнденса. Видны первоначально необрезанные части оригинальной картины.

 

 Gerrit Lundens (1622 - 1683)
17th century copy of Rembrandt's Night Watch (detail)

 Gerrit Lundens (1622 - 1683)
17th century copy of Rembrandt's Night Watch (detail)

На очень старинной копии, хранящейся в Лондоне, справа имеются еще две фигуры и барабанщик (крайняя фигура с левой стороны), обрезанный наполовину.

 

Рембрандт (1606–1669)
Ночной дозор (фрагмент)
1642 масло, холст
Высота: 379,5 см. Ширина: 453,5 см.
Государственный музей (Амстердам)

Рембрандт (1606–1669)
Ночной дозор (фрагмент)
1642 масло, холст
Высота: 379,5 см. Ширина: 453,5 см.
Государственный музей (Амстердам)

Рембрандт (1606–1669)
Ночной дозор (фрагмент)
1642 масло, холст
Высота: 379,5 см. Ширина: 453,5 см.
Государственный музей (Амстердам)

Картина висела не на виду, в плохом освещении, против камина, в котором почти постоянно поддерживался огонь; она подвергалась порче и от дыма, и от пыли. Наконец в середине XVIII века амстердамский городской совет поручил реставрацию картин, украшавших ратушу, живописцу Ван Дейку. Этот художник был поражен оригинальностью замысла и силой исполнения почерневшего и заброшенного полотна, висевшего между дверьми.

 

Рембрандт (1606–1669)
Ночной дозор (фрагмент)
1642 масло, холст
Высота: 379,5 см. Ширина: 453,5 см.
Государственный музей (Амстердам)

Вскоре он понял, почему его так пленила именно эта картина: в уголке ее он нашел типичное, знаменитое «Fecit Rembrandt» («работал Рембрандт»; подпись гениального ван Рейна). Мало-помалу чудная живопись стала выступать из-под слоя копоти и грязи: Ван Дейк узнал в ней прославленный французскими писателями «Ночной дозор»

 

Рембрандт (1606–1669)
Ночной дозор (фрагмент)
1642 масло, холст
Высота: 379,5 см. Ширина: 453,5 см.
Государственный музей (Амстердам)


Рембрандт (1606–1669)
Ночной дозор (фрагмент)
1642 масло, холст
Высота: 379,5 см. Ширина: 453,5 см.
Государственный музей (Амстердам)

Он еще более убедился в подлинности найденного им сокровища, когда на колонне кордегардии, около которой собрались стрелки, обнаружился щиток с именами членов корпорации. Но каково же было удивление реставратора, когда, окончив свою работу, он ясно увидел, что изображенная Рембрандтом сцена происходит вовсе не ночью, а при ярком дневном освещении.

 

Рембрандт (1606–1669)
Ночной дозор (фрагмент)
1642 масло, холст
Высота: 379,5 см. Ширина: 453,5 см.
Государственный музей (Амстердам)

О первоначальном виде картины мы можем судить лишь по копии Геррита Лунденса середины 17-го века, хранящейся в лондонской Национальной галерее.





 Gerrit Lundens (1622 - 1683)
17th century copy of Rembrandt's Night Watch (detail)
 


Утраченные фигуры



Сейчас картина хранится в Государственном музее (Rijksmuseum) в Амстердаме. Несмотря на то, что часть полотна утрачена, это одна из самых больших картин музея (363 на 437 см). Как и большинство работ Рембрандта, её лучше всего рассматривать издали.

Начиная с XIX века, голландцы уже не позволяли себе ничего делать с признанным шедевром, его нужно было только беречь от завоевателей: картину прятали от Наполеона и от Гитлера.

 

Рембрандт (1606–1669)
Ночной дозор (фрагмент)
1642 масло, холст
Высота: 379,5 см. Ширина: 453,5 см.
Государственный музей (Амстердам)

Последний раз эта картина Рембрандта покидала музей в 1939 году. Туманной ночью, незадолго до вторжения немцев в Нидерланды её доставили в безопасное место. До 1945 года свёрнутое в рулон произведение хранилось на глубине 35 м под землей в одной из пещер Синт-Питерсберга у города Маастрихт.

После Второй мировой войны полотно пришлось основательно реставрировать. Заодно его наконец расчистили, и “Ночной дозор” снова стал “дневным”. В 1975 году безработный учитель порезал ножом холст в двух местах. Картину спасли, а несчастный вандал покончил с собой.

В 1990-м еще один безумец обрызгал полотно кислотой, но и тут все более или менее обошлось: пострадал только слой лака.

 


Рембрандт (1606–1669)
Ночной дозор (фрагмент)
1642 масло, холст
Высота: 379,5 см. Ширина: 453,5 см.
Государственный музей (Амстердам)


Какие загадки хранит ночной дозор?

Картина слывет загадочной. Искусствоведы и любители живописи веками ломают головы над этим полотном.

Так один почтенный голландский историк искусства начала 19-го столетия потратил годы, чтобы доказать, что отряд выходит на парад по случаю приезда в Амстердам французской королевы Марии Медичи в 1639 г. Самая манящая среди загадок "Дозора" - изображение странной девочки в золотом наряде.




Рембрандт (1606–1669)
Ночной дозор (фрагмент)
1642 масло, холст
Высота: 379,5 см. Ширина: 453,5 см.
Государственный музей (Амстердам)



Она кажется карлицей: ростом с ребенка, но с лицом молодой женщины, с лицом Саскии, жены художника… Рембрандт начал писать "Ночной дозор" счастливым семьянином, а закончил вдовцом.

Это милое личико в толпе вояк – может быть, последний портрет любимой, личная нота в заказной работе.

 

Рембрандт (1606–1669)
Ночной дозор (фрагмент)
1642 масло, холст
Высота: 379,5 см. Ширина: 453,5 см.
Государственный музей (Амстердам)



На поясе у девочки подвешена тушка белого петуха с крупными когтистыми лапами.

Эту деталь трактуют как символическое изображение провизии отряда, которой заведует маркитантка, но возможно - это скрытая шутка, основанная на игре слов: на голландском языке слова "коготь" и мушкет звучат похоже, а мушкетеров называют кловенирами ("klovenier").

Существует мнение, что скрещенные лапки петуха - герб добровольной городской гвардии.

 

Рембрандт (1606–1669)
Ночной дозор (фрагмент)
1642 масло, холст
Высота: 379,5 см. Ширина: 453,5 см.
Государственный музей (Амстердам)



Ясно, что девочка не может быть второстепенным персонажем, иначе она не стала бы световым центром картины. С ней соперничает по освещенности только фигура лейтенанта в светло-желтом костюме, но в то время как лейтенант всего лишь интенсивно освещен, девочка словно сама излучает свет!

Что хотел этим выразить художник, который "ставил" свет, как театральный режиссер, воплощая в световых акцентах высший смысл картины?

 

Рембрандт (1606–1669)
Ночной дозор (фрагмент)
1642 масло, холст
Высота: 379,5 см. Ширина: 453,5 см.
Государственный музей (Амстердам)



В сюжете и деталях "Ночного дозора" многое не ясно (по подсчетам искусствоведов, число загадок превышает сотню!), но думается, что загадочность полотна не только в этом: тревожная недосказанность свойственна картине как таковой. Кажется, что в ней самой скрыто нечто таинственное, подобно тому, как почти полностью скрыты фигуры людей на заднем плане, в затененной глубине холста.



Рембрандт (1606–1669)
Ночной дозор (фрагмент)
1642 масло, холст
Высота: 379,5 см. Ширина: 453,5 см.
Государственный музей (Амстердам)

Кубок в руках девочки — символ благосклонности судьбы. Девочка в желтом вполне может быть также пародией на маскотту — живой талисман, который стрелки брали с собой на войну.

 

Рембрандт (1606–1669)
Ночной дозор (фрагмент)
1642 масло, холст
Высота: 379,5 см. Ширина: 453,5 см.
Государственный музей (Амстердам)

Карнавализация образа и символа в данном случае достигается вводом фигуры ехидно смеющегося мальчика, со всех ног убегающего куда-то (левый нижний угол). В руках сорванца тоже кубок — намек на то, что воинское счастье незадачливых стрелков уже утеряно.

 



Рембрандт (1606–1669)
Ночной дозор (фрагмент)
1642 масло, холст
Высота: 379,5 см. Ширина: 453,5 см.
Государственный музей (Амстердам)


Перчатка в руке Кока свидетельствует о рассеянности ее владельца. Если приглядеться, то можно заметить, что Кок в правой одетой в перчатку руке держит вторую правую перчатку! Безусловно, это добавляет комичности всей сцене.

Коротышка за спиной капитана Кока, по мнению Кэрролл, представляет собой маску комедийного Капитана-испанца (это личное имя, как Петрушка) народного театра XVII–XVIII столетий. На нем штаны по моде XVI века и старый испанский шишак, который голландцы никогда не носили.



Рембрандт (1606–1669)
Ночной дозор (фрагмент)
1642 масло, холст
Высота: 379,5 см. Ширина: 453,5 см.
Государственный музей (Амстердам)



Шлем увенчан дубовым венком, полагавшимся за доблесть. Но доблестью здесь и не пахнет, напротив, этот чудак умудрился не справиться со своим мушкетом и дал залп в толпе (за головой Кока) — хорошо, что никого не убило. На сцене такой Капитан обычно корчил страшные рожи и угрожающе размахивал оружием, но в конце концов ретировался. Фигура коротышки и вторая правая перчатка Кока создают карнавальный контекст, в котором претензии позирующих кловениров предстать бравым воинством лишаются всякого основания.

 



Рембрандт (1606–1669)
Ночной дозор (фрагмент)
1642 масло, холст
Высота: 379,5 см. Ширина: 453,5 см.
Государственный музей (Амстердам)

Рембрандт (1606–1669)
Ночной дозор (фрагмент)
1642 масло, холст
Высота: 379,5 см. Ширина: 453,5 см.
Государственный музей (Амстердам)


Запал в руке мушкетера, насыпающего порох на ружейную полку, — свидетельство его неумения обращаться с оружием. Кэрролл обратила внимание на то, что стрелок держит фитиль в слишком опасной близости от горючей смеси.

 


Рембрандт (1606–1669)
Ночной дозор (фрагмент)
1642 масло, холст
Высота: 379,5 см. Ширина: 453,5 см.
Государственный музей (Амстердам)

Точно так же, как это показано в популярном руководстве по обращению с оружием («Вапенханделинге», 1607), в разделе «Неправильно». Таким образом, всякому человеку, хорошо знакомому с военным делом, становилась понятна боевая ценность этого ополченца.

 


Рембрандт (1606–1669)
Ночной дозор (фрагмент)
1642 масло, холст
Высота: 379,5 см. Ширина: 453,5 см.
Государственный музей (Амстердам)



Левая рука мушкетера в красном — еще одна аллюзия на карнавальную культуру. У стрелка шесть пальцев (!), как и у некоторых театральных кукол той эпохи, изображающих шутов.

Тень от левой руки капитана ложится прямо на гениталии лейтенанта Рейтенбурга. Многие полагают, что это намек на гомосексуальные отношения между двумя командирами. Точно ли они были таковы, нам неизвестно. Но с точки зрения Михаила Бахтина, занимавшегося исследованием смеховой культуры, подобный жест унижает того, к кому обращен.

Еще одна интересная деталь, Рембрандт исхитрился отчасти изобразить себя на оригинале картины «Ночной дозор» между двумя мушкетерами – один из которых в шляпе, другой в кирасе, а расположены они позади всех участников, он нарисовал только часть своего лица с глазом, ухом и шляпой.

 

Рембрандт (1606–1669)
Ночной дозор (фрагмент)
1642 масло, холст
Высота: 379,5 см. Ширина: 453,5 см.
Государственный музей (Амстердам)

Рембрандт (1606–1669)
Ночной дозор (фрагмент)
1642 масло, холст
Высота: 379,5 см. Ширина: 453,5 см.
Государственный музей (Амстердам)

В своей картине "Ночной дозор" Рембрандт фрагментарно вырисовывает историю заказного убийства лейтенанта Виллема ван Рейтенбурга. Все жесты и позы, каждого из 34 персонажей картины, при более детальном рассмотрении их зрителями, указывают на заказчиков убийства.

 

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/8f/Rembrandt_-_De_Nachtwacht_%28detail_hat%29.jpg?uselang=ru
Рембрандт (1606–1669)
Ночной дозор (фрагмент)
1642 масло, холст
Высота: 379,5 см. Ширина: 453,5 см.
Государственный музей (Амстердам)



Один из персонажей картины, который расположен в правой ее части (если лицом ко зрителю), указывает правой рукой на двух богатых аристократов лидирующих кланов Амстердама (они, соответственно, стоят на левом краю картины) - это и есть заказчики убийства.


Рембрандт (1606–1669)
Ночной дозор (фрагмент)
1642 масло, холст
Высота: 379,5 см. Ширина: 453,5 см.
Государственный музей (Амстердам)

Именно после этой, обличающей достопочтенных горожан в преступлении и пошла полоса финансовых неудач Рембрандта. К концу жизни ситуация с заказами на картины у Рембрандта становилась все хуже, выставляли требования кредиторы, в конечном итоге он распродал все свое имущество, переехал на окраину Амстердама и умер уже будучи совсем разоренным.

 

Рембрандт (1606–1669)
Ночной дозор (фрагмент)
1642 масло, холст
Высота: 379,5 см. Ширина: 453,5 см.
Rijksmuseum, Государственный музей (Амстердам)

Рембрандт (1606–1669)
Ночной дозор (фрагмент)
1642 масло, холст
Высота: 379,5 см. Ширина: 453,5 см.
Государственный музей (Амстердам)

Яркая, живая, завораживающая картина привела в восторг современников (но не заказчиков, оставшихся крайне недовольными результатом), но особенно ею восхищалось следующее поколение.

 

Рембрандт (1606–1669)
Ночной дозор (фрагмент)
1642 масло, холст
Высота: 379,5 см. Ширина: 453,5 см.
Государственный музей (Амстердам)

Тридцать шесть лет спустя Самуэль ван Хоогстратен пишет в своем трактате: «Рембрандт великолепно выполнил свою задачу в картине с амстердамскими гвардейцами, хотя многие полагают, что это большое полотно он написал, руководствуясь собственным взглядом на вещи, а не правилами создания портретов, подобных тому, что был ему заказан.

 


Рембрандт (1606–1669)
Ночной дозор (фрагмент)
1642 масло, холст
Высота: 379,5 см. Ширина: 453,5 см.
Государственный музей (Амстердам)

Но сколько бы ни критиковали это произведение, ему поистине суждено пережить все те картины, что берутся с ним соперничать, ибо оно так хорошо по замыслу, так совершенно по исполнению, в нем столько огня, столько движения, что все картины рядом с ним выглядят игральными картами».


Автор текста Алина Алексеева

9 (300x523, 314Kb)

(detail)

 

 

Серия сообщений "Шедевр в деталях \2\":
Часть 1 - Шедевр в деталях | Ян ван Хейсум (Jan van Huysum, 1682 - 1749, Dutch) - Букет цветов в терракотовой вазе.
Часть 2 - Шедевры в деталях | Дворцовая архитектура в живописи голландских художников XVI - XVII вв. \1\
...
Часть 36 - Шедевры в деталях | Франсиско Гойя (Francisco Goya, 1746-1828, Spanish) - "Маха обнажённая" и "Маха одетая".
Часть 37 - Аукционное в деталях... | Конрает Рупель (Coenraet Roepel, 1678-1748) - Натюрморт с цветами и птичьим гнездом ; Натюрморт с цветами и мышью
Часть 38 - Частная жизнь шедевра: Рембрандт (1606–1669, Flemish) "Ночной дозор" + док.фильм BBC, 2004
Рубрики:  Интересные истории/история одной картины
Метки:  

fillipp2   обратиться по имени Четверг, 17 Января 2019 г. 23:55 (ссылка)
Спасибо, за Рембрандта.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку