Граф Владимир Григорьевич Орлов и его "Отрада" |
Граф Владимир Григорьевич Орлов и его "Отрада"
***
Граф Владимир Григорьевич – младший из пяти братьев Орловых, известных со времен Екатерины II. Григорий, Алексей и Федор Орловы когда-то в далеком 1762 году помогли великой княгине Екатерине Алексеевне стать императрицей Екатериной II. Они же стали в ее царствование государственными деятелями. Младший Владимир по слабости здоровья и по своей душевной склонности к наукам был послан на учебу в Лейпцигский университет, так как в военные не годился.
Получив в университете отличное образование, Владимир вернулся, и императрица назначила его директором Императорской Академии наук. Ему было всего 24 года, но у него «глаз орлиный, как у братьев» и, по мнению Екатерины II, он не допустил бы никакого беспорядка.
Причал у Академии наук 1753 год.
Екатерина II – мудрая и наблюдательная, заметила философский склад ума Владимира Орлова, его склонность к науке, к чтению, к размышлениям и созерцанию. Увидела императрица и некоторый педантизм в его характере, с которым он подходил к выполнению порученного дела. Все эти качества, по ее мнению, помогли бы в скором времени навести порядок в Академии наук, где в то время главенствовали ученые-немцы. Екатерине нравилось беседовать с Владимиром Орловым, она в шутку называла молодого человека философом.
Он со временем навел порядок в Академии, несмотря на молодость, был строг. Как заметил один из его подчиненных А.Эйлер: «Нам приходилось выносить на себе всю тяжесть его железного скипетра».
Жизнь в Академии оживилась с приходом туда Владимира Орлова. Молодой директор организовывал экспедиции по изучению европейской и азиатской частей империи, исследовались почва, вода, ландшафт. Орлова интересовали способы возделывания степей, пчеловодство, шелководство, овцеводство. Владимир Григорьевич уделял внимание ученым-самородкам из народа, посылал их учиться за границу, часто оплачивая эту учебу из своего кармана. Полюбив в ранней юности астрономию, Владимир Орлов уделил развитию этой науки в России большое внимание.
Портрет графа Владимира Григорьевича Орлова.
Молодому директору Академии наук «приходилось не один раз настаивать на соблюдении порядка и правил, им введенных при учреждении Академической комиссии. Его твердость была иногда не по вкусу академикам, как можно заметить из их интимных писем…».
В 1774 году императрица Екатерина II дала отставку Григорию Орлову. В знак солидарности с братом подали в отставку и все братья, выехав из Петербурга в Москву, лишь Григорий остался жить в своем имении в Гатчине.
Граф Владимир Григорьевич уволился со службы в чине генерал-поручика с камергерским жалованием. В Москве он купил собственный дом на Большой Никитской улице, а в подмосковном селе Семеновском Хатунской волости граф в 1775 году начал строительство своей загородной усадьбы, названной «Отрадою», «прибежищем для тихого семейного счастья».Графу в то время было 32 года
Дом графа Владимира Григорьевича Орлова на Большой Никитской. Фото 1929 года.
Подмосковная усадьба "Отрада" графа Владимира Григорьевича Орлова. Фото картины Сызранского музея.
Женился он еще в 1768 году на фрейлине императрицы Елизавете Ивановне Штакельберг. Познакомились они во время путешествия по Волге с императрицей и ее приближенными на галере «Тверь» в 1767 году. Елизавета Ивановна была родом из обрусевших прибалтийских немок. Никогда не славившаяся особенной красотой, она была необычайно кроткого нрава и пришлась по душе Владимиру Орлову. С ней он прожил в любви и согласии 49 лет, нажив пятерых детей.
Графиня Елизавета Ивановна Орлова, ур. баронесса Штакельберг.
Владимир Григорьевич, младший из братьев, отличался по характеру и воспитанию от них, но унаследовал и черты, которыми обладали все Орловы: рачительность в хозяйстве, внимание к людям, незлобивость, неумение мстить. Братьев любили за эти качества сослуживцы, поэтому когда-то в 1762 году им не составило труда призвать под знамена Екатерины всю гвардию.
Все братья, занявшись после отставки хозяйством, преуспели в этом, умножая свои богатства умелым ведением дел и бережным отношением к своему добру, к своим крепостным крестьянам. Они заботились о крепостных, строя для них больницы (одни из первых), приглашая лучших иноземных лекарей, организуя даже ясли для младенцев, чьи матери трудились на полях. Во время неурожаев или засухи все Орловы помогали голодающим в своих имениях зерном, заботясь, чтобы никто не умер с голоду.
Владимир строго следил, чтобы в его имениях не притесняли бедных и сирот. «Я желаю, чтобы бедным и сиротам притеснения от богатых не было, чего очень беречься надобно, когда такое дело до сведения моего придет, и я невинность увижу, то не упущу жестоко за оное наказать». (Из указов В.Г.Орлова).
«Пьяниц, воров и гуляк и тому подобных отдавать в рекруты всегда можно без очереди, однако стеречься очень, чтобы бедным доброго жития никакого притеснения не делать. В таких случаях я, конечно, начальников и тех, которые притесняли, жестоко накажу». (Из указов В.Г.Орлова).
Несмотря на строгость барина и скромное жалование, конторщики и служащие у графа держались за свои места, понимая, что у него надежнее, чем у других, возможно, и более щедрых.
Дети графа Владимира Григорьевича и графини Елизаветы Ивановны Орловых.
Сын Александр 1769-1787 Фото не обнаружено.
***
Дочь Екатерина Владимировна, в замужестве Новосильцева. 1769-1849
Граф Григорий Владимирович Орлов 1778-1826
Графиня Наталья Владимировна Орлова, в замужестве Давыдова. 1784-1819
С годами у Владимира Григорьевича стали проявляться педагогические способности. Любовь к детям притягивала, как магнитом, последних к графу Владимиру. Он стал чутким и мудрым воспитателем и наставником не только своим пятерым детям, но и племянникам, а потом и внукам. На его попечении остались внебрачные сыновья брата Федора после его смерти, племянница Анна Орлова-Чесменская, побочный сын Алексея Александр Чесменский. Всех опекал Владимир Григорьевич, устраивал в лучшие пансионы, заботился. Характерный факт: Владимир Григорьевич сохранял все тетради своих детей и внуков, бережно переплетая и храня их в шкафах библиотеки «Отрады».
Библиотека эта была обширная. В ней собраны были все книги, вышедшие к тому времени в России. Читать Владимир Григорьевич любил. Живя в «Отраде», читал по 6 часов: с 6 утра до 12.
Обладая огромным богатством, в быту граф был очень скромным, довольствуясь лишь необходимым. Дворец в «Отраде» выстроил для семейства, ставя на первый план удобство и потребности своих родных, а не представительность; но не поскупился на тщательность отделки, на добротные материалы, пригласив «самого известного архитектора» того времени. И дворец получился очень удобным, крепким и красивым.
Убранство комнат при Владимире Григорьевиче было скромным, стены украшали лишь гравюры с изображением бабочек и птиц из Натуральной истории Бюффона. Расточительность и накопление добра не его история. У Владимира Григорьевича были другие привязанности и увлечения. Он очень любил природу, особенно лес, свой не рубил ни при каких обстоятельствах. Если случался пожар, предпочитал закупать лес на стороне. Заботился о состоянии лесных угодий, о том, чтобы со всех сторон лес в «Отраде» был окружен рвами от пожара, очищался от сухостоя. За этим следили лесники, а всю огромную территорию усадьбы (300 га) обихаживали лучшие садовники - русские и приглашенные из-за рубежа. Во все тонкости ведения хозяйства граф вникал сам, даже в мелочи, например, проверяя опись цветов, растущих в его цветниках и оранжереях, делал пометки своей рукой, какие цветы разводить больше, какие рвать, как «не имеющие духу». Учет и контроль осуществлялся во всем, поэтому хозяйство в «Отраде» было образцовым. Любовь к природе, к лесу передалась всем потомкам Владимира Григорьевича, хотя его внук иногда и подсмеивался над увлечением деда. Описывая в своем биографическом очерке о деде его путешествие на галере «Тверь» с императрицей и множеством заморских дипломатов, внук сетует, что дед ни словом не обмолвился об этих людях и их характерах, зато подробно описал, как и где зацвел горох.
В детстве Владимира Григорьевича воспитывала набожная няня, поэтому граф усвоил веру с пеленок и пронес ее через всю жизнь, стараясь жить по Евангелию. Строил церкви во всех своих имениях и, конечно, в «Отраде». На высоком холме большого луга возвел в 1778 году храм во имя Святого князя Владимира, своего небесного покровителя, часто исповедовался и причащался там, к чему побуждал и своих крепостных. В дни Великого поста все они должны были прийти на исповедь.
КнязьВладимирская церковь в имении "Отрада" (ныне Никольская).
Люди всегда были интересны графу Владимиру. Среди крестьян у него было несколько друзей, которых он оповещал о своем прибытии в «Отраду», и они приходили к нему, беседовали. Граф ценил добродетели своих крепостных, повторяя: «Чем ниже род, тем ценнее добродетели оного». Граф Владимир, как и все братья Орловы, был предан императрице Екатерине II до последних своих дней. Если ему случалось прочитать в иностранной газете что-нибудь нелестное об императрице, он сильно расстраивался и переживал. «Он выходил из себя при мучительном чтении, терял спокойствие и ровное расположение духа, и с гневом и смущением уходил в свой кабинет», - вспоминал его внук.
Герб графов Орловых с девизом "Твердость и постоянство".
Верны девизу братья Орловы и в перенесении жизненных невзгод. Твердость духа являли они, когда приходила беда. А горестей и невзгод на долю Владимира Григорьевича выпало немало: умер от болезни его первенец сын Александр в 18 лет, погиб на дуэли любимый внук, умер сын Григорий, не оставив наследников, скончалась от болезни младшая дочь Наталья 35 лет, а потом и любимая внучка Адель. Ушла из жизни любимая и верная жена Елизавета Ивановна, похоронив которую, Владимир Григорьевич велел прорубить просеку в сосновой роще, чтобы видеть усыпальницу супруги. При всем своем трепетном отношении к лесу любовь к жене оказалась сильнее.
Скончался граф Владимир Григорьевич Орлов в 1831 году в возрасте 87 лет, 7 месяцев и 20 дней, хотя здоровье его было всегда слабее, чем у братьев. Но они ушли значительно раньше. Тут, видимо, сыграла роль та самая педантичность, которую заметила в свое время в нем императрица Екатерина II. Он скрупулезно выполнял все советы докторов, чтобы сохранить свое здоровье: ел мало, взвешивая пищу, много ходил пешком, ездил верхом до старости, пилил дрова, погружался в хозяйственные заботы с головой, стараясь отвлечься от мрачных мыслей во время невзгод. Его любимой поговоркой была: «Чего маленько, того кроши меленько». Это относилось и к здоровью.
Портрет графа В.Г.Орлова в старости.
У графа не осталось сына-наследника. Но его наследником и в материальном, и в духовном плане стал внук, тоже Владимир. Сын младшей дочери Натальи и Петра Львовича Давыдова – Владимир Петрович Орлов-Давыдов. Внук сохранил и фамилию деда, и его титул, и его черты характера: твердость, постоянство, внимание к людям, хозяйственность, бережливость. Он написал «Биографический очерк о деде Владимире Григорьевиче Орлове». Владимир Петрович поставил своему деду памятник в «Отраде» в особой храмине, слева от дворца на южной его стороне. Надпись на памятнике гласила: «Когда здесь нечего было ожидать, ни там страшиться, отдал жизнь».
Памятник графу Владимиру Григорьевичу Орлову в усадьбе "Отрада" (не сохранился).
Текст Нины Симоненко.
Серия сообщений "***Орлов Владимир Григорьевич":
Часть 1 - Граф Владимир Григорьевич Орлов и его "Отрада"
Часть 2 - Лев Степанович Гурилев - крепостной композитор графа В.Г.Орлова
Часть 3 - "Спит в Донском монастыре русское дворянство"...
...
Часть 7 - Дом графа В.Г.Орлова на Большой Никитской. Часть 3.
Часть 8 - Граф Владимир Григорьевич Орлов - первый директор Академии Наук
Часть 9 - Село Рождествено Екатерины Новосильцевой
Рубрики: | ДИНАСТИИ/Орловы |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |