-Рубрики

 -Я - фотограф

КАРТЫ К НОВОМУ, 2010, ГОДУ

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Вьюгитта

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.05.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 70924


Тени Павловского парка

Понедельник, 26 Октября 2015 г. 05:22 + в цитатник
Цитата сообщения Dmitry_Shvarts Тени Павловского парка

В конце 18 века вычурный французский парковый стиль вышел из моды. Аристократия предпочитала английские пейзажные парки, похожие на нетронутый уголок лесной природы. Для создания парка художники рисовали "пейзажи мечты", которые архитекторы воплощали в жизнь. Будущий российский император Павел I тоже заинтересовался английской парковой модой.

лена руденко


Вид на павильон Дружбы. Матушка Екатерина Великая пожаловала Павлу и его супруге Марии Федоровне имение для строительства дворца и парка. В знак благодарности царице молодожены возвели павильон дружбы. Если верить поэту Жуковскому, Павловский парк - место призрачных теней. Возможно, его навещает сама императрица Мария Федоровна, которая при жизни была здесь заботливой хозяйкой.   



Для парка подбирались определенные виды деревьев, которые вместе создавали гармоничный вид. Учитывалось даже время, когда листья на деревьях начинают желтеть. Разный цвет листвы осень должен был создавать приятный колорит.

Для придания "природному уголку" особого очарования и загадочности в парках создавались пруды. Говорили, что пруды в парке - как зеркала в доме.




Большая семья императора Павла.

«…Позволяю себе гордиться тем, что мой милый очень любит меня, и это делает меня очень счастливой» - писала Мария Федоровна.





Павловский пейзаж оформил архитектор Чарльз Камерон. В 1960-е годы в СССР после выхода официального перевода "Декамерона" появилась шутка с фамилией архитектора - Камерон. «Смотри-ка, Камерон не только похабщину писал, но и дворцы-парки строил».



Во время прогулки по осенним сумрачным аллеям парка вспоминаются стихи Жуковского о Павловском парке и его призраках:

Я на брегу один... окрестность вся молчит...
Как привидение, в тумане предо мною
Семья младых берез недвижимо стоит
Над усыпленною водою.

Вхожу с волнением под их священный кров;
Мой слух в сей тишине приветный голос слышит;
Как бы эфирное там веет меж листов,
Как бы невидимое дышит;





Как бы сокрытая под юных древ корой,
С сей очарованной мешаясь тишиною,
Душа незримая подъемлет голос свой
С моей беседовать душою.

И некто урне сей безмолвный приседит;
И, мнится, на меня вперил он темны очи;
Без образа лицо, и зрак туманный слит
С туманным мраком полуночи.





Смотрю... и, мнится, все, что было жертвой лет,
Опять в видении прекрасном воскресает;
И все, что жизнь сулит, и все, чего в ней нет,
С надеждой к сердцу прилетает.

Но где он?.. Скрылось все... лишь только в тишине
Как бы знакомое мне слышится призванье,
Как будто Гений путь указывает мне
На неизвестное свиданье.





О! кто ты, тайный вождь? душа тебе вослед!
Скажи: бессмертный ли пределов сих хранитель
Иль гость минутный их? Скажи: земной ли свет
Иль небеса твоя обитель?..



И ангел от земли в сиянье предо мной
Взлетает; на лице величие смиренья;
Взор к небу устремлен; над юною главой
Горит звезда преображенья.





Помедли улетать, прекрасный сын небес;
Младая Жизнь в слезах простерта пред тобою...
Но где я?.. Все вокруг молчит... призрак исчез,
И небеса покрыты мглою.

Одна лишь смутная мечта в душе моей:
Как будто мир земной в ничто преобратился;
Как будто та страна знакомей стала ей,
Куда сей чистый ангел скрылся.





Пиль-башня, которая использовалась как читальня




А в круглом зале - царский бассейн





Павловский парк и дворец были подарены Павлом своей супруге в 1788 году, Павловск стал личной резиденцией Марии Федоровны.



Императрица Мария Федоровна прославилась благотворительной деятельностью. «Своей светлой, благотворной и человеколюбивой деятельностью она оставила память о себе» - писали современники.
В Павловске был открыт госпиталь для инвалидов, которых навещала сама царица. В госпитале содержалось около 2000 раненых.





"Милость ее предает крылья ногам их! Надобно видеть, как они стараются угодить своей государыне, с каким усердием стерегут вверенное им и с каким веселым лицом и с каким простосердечным восторгом говорят о милостях и щедротах ее. А знаешь, как они (все инвалиды сии) называют государыню?.. Матушкою...

Они говорят: «Сегодня Матушка гуляла там-то; а завтра сюда придет». Вчера говорил мне один инвалид: «Матушка горько плакала, отпуская солдат с молебном и с хлебом и солью в поход!» Они все, как сговорились, иначе не называют ее как Матушкою. – Друг мой! пусть беспристрастие положит на весы свои с одной стороны все громкие титулы царей, раболепием и лестью изобретенные; а с другой сие простое выражение невинных сердец: последнее перевесит!.. Как они услужливы, приветливы, добрые раненые солдаты! как ласково всякого встречают, с каким удовольствием отворяют домики, храмы, беседки! как проворно перевозят чрез речки на паромах и плотах! – Вся их должность состоит в этом.


Молодая Мария Федоровна (Принцесса София Мария Доротея Августа Луиза Вюртембергская)

– А сколько, ты думаешь, здесь раненых солдат – 2000! Этого недовольно: милосердная государыня берет еще третью тысячу на собственное свое попечение. Они все сыты, одеты, обласканы и получают хорошее жалованье. Вот еще пример для богачей: пусть всякий так же возьмет по несколько инвалидов. Они будут стражами его лесов, садов, надзирателями полей, сельских работ и проч., а он постарается успокоить защитников его спокойствия, верных слуг его отечества: и тогда уже не так, как теперь, необходимы будут нам инвалидные домы, которыми по справедливости восхищались мы в чужих землях..."


Павильон Росси с фигурой Марии Федоровны в античном образе.




У павильона императрицы ощущается гнетущая атмосфера. Фигура как надгробие.


Немецкие могилы напротив императрицы в годы войны, 1943 год.






Павильон Вольер. Одна из первых построек парка. Здесь располагались царские цветники. Мария Федоровна лично следила за работой садовников, украшая свой любимый парк.



830
Дворец и памятник императора



"Спустясь под гору, открываешь дворец в таком виде, как представлен он здесь на картинке, и едва поверишь, чтоб это были царские чертоги, особенно приехав из Сарского Села, от великолепного и огромного дворца. Чем более приближаешься, тем чувствительнее замечаешь гармонию всех предметов, соединяющих изящнейший вкус с самою величественной простотой. Главные боковые части замка закрыты деревьями; сие увеличивает изумление зрителя, находящего посреди его величественные и великолепные залы..."





Публицист Свиньин в «Достопамятностях Санкт-Петербурга» писал о парке:
"Если искусство может приблизиться к природе, может заменить оную во всех ее играх и явлениях, ужасных и приятных, величественных и простых, то это конечно в Павловске. Сии угрюмые утесы, сии пенящиеся водопады, сии бархатные луга и долины, сии мрачные, таинственные леса кажутся первоначальным творением изящной природы, но они суть дело рук человеческих.





Сады павловские так пространны и столь разнообразны, что дабы описать сию подобранную зелень лесов, пленяющую взор яркими и приятными колерами своими, описать все памятники, павильоны, храмы, гроты и обелиски, счастливо приноровленные к местоположениям и мыслям, которые они должны возбуждать при первом взгляде, все украшения из мрамора, бронзы и граниту, поставленные в густых кущах, по дорожкам и на площадях; одним словом, чтоб описать подробно Павловск, потребно написать большую книгу, и любопытный должен провести несколько дней, чтоб осмотреть сии очаровательные места: удовольствие его на каждом шагу будет оживляться разнообразностью и новизной предметов. Постараемся, по крайней мере, кинуть взгляд на главные достопамятности, если перо мое того достойно..."








Львы охраняют дворец






Мавзолей "Супругу благодетелю" от Марии Федоровны. После трагичной смерти Павла скорбящая царица приказала возвести мемориал-мавзолей. Надпись гласит: «Павлу I Императору и Самодержцу Всероссийскому. Родившемуся сентября 20-го дня 1754 года. Скончавшемуся марта 11-го дня 1801 года».




Вдовствующая императрица Мария Федоровна обосновалась в Павловске, для нее был построен этот Павильон Роз. Тогда изящный особняк был окружен множеством роз разных сортов.

Содержание, назначенное ей сыном Александром I, Мария Федоровна тратила на благотворительность.
По воспоминаниям фрейлины императрицы: "Вдовствующая Императрица, по положению, должна была получать 200000 р. карманных денег, но Государь просил ее принять миллион; из этого миллиона она тратила на свои прихоти и туалет только 17000. Все прочее раздавалось бедным, а прежде всего она составляла капитал на свои заведения.

Великим Князьям она имела привычку дарить по 10000 р. на именины; но в 1812 году она приостановила на год свои подарки, представляя на вид, что нужно помогать раненым и сиротам. Она беспрестанно занималась делами своих заведений; ничто не могло отвлечь ее от этих занятий — ни путешествия, во время которых она читала и писала в карете, ни сердечные горести"





Царица основала воспитательные дома для детей-сирот и лично следила за работой своих заведений. На вопросы придворных Мария Федоровна отвечала: «Все эти брошенные дети теперь мои и во мне должны находить попечение, которого они лишены».

Мария Федоровна скончалась в 1828 году в возрасте 69 лет. Говорили, что ее здоровья подорвали переживания: смерть старшего сына Александра I и беспокойство за судьбу младшего - Николая I, вступление которого на трон началось с мятежа заговорщиков-декабристов.





На смерть Марии Федоровны поэт Жуковский писал скорбную оду:
Итак, Твой гроб с мольбой объемлю;
Итак, покинула Ты землю,
Небесно-чистая душа;
Как Божий ангел, соверша
Меж нами путь благотворящий,
Как день, без облак заходящий,
Ты удалилася от нас.
Неизъяснимый смертный час!
Еще досель не постигаем,
10 Что на земле Тебя уж нет...
Тобой был так украшен свет!



По парку ездит экскурсионный паровозик. Чтобы сориентироваться в парке, рекомендую прокатиться. По пути ведется рассказ аудио-гида.





Анна Ахматова описала свои впечатления в стихах:
Все мне видится Павловск холмистый,
Круглый луг, неживая вода,
Самый томный и самый тенистый,
Ведь его не забыть никогда.

Как в ворота чугунные въедешь,
Тронет тело блаженная дрожь,
Не живешь, а ликуешь и бредишь
Иль совсем по-иному живешь.

Поздней осенью свежий и колкий
Бродит ветер, безлюдию рад.
В белом инее черные елки
На подтаявшем снеге стоят.

И исполненный жгучего бреда,
Милый голос, как песня, звучит,
И на медном плече Кифареда
Красногрудая птичка сидит.



    lenarudenko
Рубрики:  Садово-парковое

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку