Мезальянс – всегда безумство… |
Мезальянс – всегда безумство…
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
Сперва взаимной разнотой
наше всё
Высокого светловолосого красавца с пронзительными голубыми глазами любили самые красивые женщины Кракова и Парижа. А он, имевший громкий успех и многочисленные бурные романы, взял да и женился на безродной необразованной крестьянке, мало понимавшей, чем занимался ее муж. Почему? Зачем?
Родился пан Выспяньский 15 января 1869 года в Кракове. Мать его, дочь крупного торговца, Мария Роговских (1841-1876), была красива, образована, талантлива, прекрасно музицировала и писала стихи (вот от кого мальчик унаследовал дар сочинительства). Но, увы, болела туберкулёзом.
Отец, выходец из Львова, Франтишек Выспяньский (1836-1901), был талантливым рисовальщиком и скульптором, широкой души человеком, близким другом Яна Матейко. Но, увы, пан Франтишек был запойным, а оттого муза всё чаще и чаще пролетала мимо его мастерской.
Когда умер их младший сын Тадеуш, родители всю свою любовь перенесли на Стасю. Алкоголизм мужа, переживание потери ребёнка не способствовали выздоровлению, отчасти усугубив, и в 1876 году Мария скончалась. Мальчику было всего 7 лет. Двадцать лет спустя, в 1895 году, в Париже, он написал композицию «Драма семьи. Смерть матери художника», которая, правда, позже была частично уничтожена:
Первые четыре года мальчик жил вместе с отцом, и много времени проводил в его скульптурной мастерской неподалеку от Вавеля. В школе при учительской семинарии Анджея Юзефчика он слыл неутомимым выдумщиком и фантазером.
В 1880 году его взяла на воспитание сестра матери Иоанна Роговска, так же дружившая с Яном Матейко, который часто посещал их дом, и Станислав, восхищенный его творчеством, начал делать копии его работ. К слову, мальчик стал высококлассным живописцем. Всё было ему подвластно - сценография, поэзия, драматургия, создание витражей, мебели, разработка рисунков для тканей. Вот только не масляная живопись. На масло у него оказалась сильнейшая аллергия.
В 1891 году, после окончания краковской Школы изящных искусств, где в то время преподавали Матейко, Лушчкевич, Яблоньски, Цинк, Выспяньский поехал в Мекку всех живописцев - Париж. Как и положено, частыми гостями в парижской студии Станислава стали проститутки, подрабатывающие моделями. Они-то и заразили его болезнью, перед которой медицина того времени была бессильна.
Этапы творческого пути опускаю.
В 1894 году он вернулся из Парижа. Однажды, во время прогулки по берегу Вислы, Станислав бросился спасать беременную женщину, пытавшуюся от отчаяния утопиться. История умалчивает о том, что произошло в этот момент в отношениях двух людей. То ли пан Выспяньский, дабы предотвратить повторное самоубийство, в порыве благородства предложил усыновить будущего ребёнка; то ли вид беспомощной молодой женщины, бывшей на краю гибели, напомнил умирающую мать. А может быть чувство одиночества (психологи отмечают, что мальчики, выросшие без матери, чувствуют себя одинокими всю жизнь) подтолкнуло живописца к этому шагу – неизвестно, но факт остаётся фактом – он предложил спасенной женщине жить вместе. Этой женщиной была броновицкая крестьянка Теодора Теофила Пытко (Teodorę Teofilę Pytko), не блиставшая ни умом, ни красотой, не образованием...
Думаю, что Теодора была для него олицетворением крепкого здоровья, большой физической силы и выносливости, всем тем, что так не хватало этому гениальному аристократу. Она создала для него, не знавшего материнского тепла и ласки, уютный дом, и, скорее всего, именно эти ценности оказались более важны, чем образование и общие интересы.
К слову сказать, в то время в Млодой Польски («Młoda Polska») было модным такое «хождение в народ» - шляхтичи тем самым показывали свою близость к народу и попутно «освежали» свою застоявшуюся голубую кровь.
Например, коллега пана Выспяньского, Владимир Тетмайер в этом же, 1894 году, женился на 16-летней красавице Анне – дочери простого броновицкого крестьянина Яцка Миколайчика, поселившись в Броновицах (нынче это район Кракова) деревне, расположенной в непосредственной близости от городских ворот, часто посещаемой живописцами, ищущими пленэров, света и цвета для своих картин.
Поэт Люцьян Рыдель, сын покойного ректора Ягеллонского университета офтальмолога Люциана Рыделя, внук философа, профессора Ягеллонского университета Юзефа Кремера, часто бывал в Броновицах, и восторгался семейной жизнью Тетмайера в его сельской обители. Все лето он прожил в Броновицах, а затем решил жениться на 17-летней светловолосой Ядвисе Миколайчик, полной простоты и очарования, немного застенчивой младшей сестре жены Тетмайера.
Выспяньский, бывший свидетелем на их свадьбе, положил увиденное в основу самой известной своей драмы «Свадьба» (по которой позже Анджей Вайда снял замечательный фильм «Wesele»).
К слову, надо сказать, что семейное счастье закончилось рано - оба мужа очень скоро скончались от «болезней века» - Люцьян Рыдель от чахотки, а Станислав Выспяньский от сифилиса. Но это позже, а пока жизнь закружила, и понесла...
Новорожденного сына Теодора пан Выспяньский, как и обещал, усыновил. Кстати, пасынок ненамного пережил отчима, скончавшись в 1910 году в возрасте 16 лет от тифа. Теофилу вместе с новорожденным он отправил в деревню, и о свадьбе речь не шла.
1895 год. Известно, что с 9 мая мастер расписывал трансепт в костеле францисканцев в Кракове, а 31 мая родилась Хеленка (1895-1971), почти на десять лет ставшая любимой музой и моделью отца. В замужестве Хеленка Выспяньска-Хмурска (Chmurska) родила двоих детей, сына и дочку. У сына детей не было, а вот дочь Кристина Михальска (Michalska) родила Ивону (правнучку живописца, ныне здравствующую Iwoną Michalską-Sosnowską).
1899 год. В конце сентября родился сын, названный при крещении Мечислав Болеслав (1899-1920 или 1921). Мечику, как ласково звал его отец, не чаявший души в своих детях, было отпущено всего 20 лет такой короткой жизни. Дата смерти точно не установлена, так как он погиб в плену во время войны.
18 сентября 1900 года в кирхе Saint Florian Станислав Выспяньский женился на матери своих детей. Свидетелями были дядя Казимир Роговский и друг, живописец Владимир Тетмайер. Это воссоединение вызвало большой переполох в Кракове.
2 декабря 1901 года на свет появился последний ребенок пана Выспяньского - Станислав Выспяньский-младший (1901-1967).
Его дочь Дорота Выспяньска-Запедовска (Dorota Wyspiańska-Zapędowska) жива, и недавно судилась по поводу дедушкиного наследства.
Болезнь, не смотря ни на что, прогрессировала, разрушая тело мастера. С 1902 года он уже не мог выходить из дома. Все что ему оставалось - писать виды из своего окна (что ему совсем неплохо удавалось). Вот, например, «Хохлы» (так называют соломенные снопы, защищающие кусты роз от холода) закружились в виде антропоморфных фигур в танце. Кстати, в упомянутой выше драме «Свадьба» один из главных персонажей - привидение Хохол. В нем заложен паном Выспяньским символ возрождения Польши - как и роза, перетерпев в укрытии зиму, возродится весной, так и Польша, потеряв свою государственность, все равно ее обретет.
28 ноября 1907 года, в 21:55 в возрасте 37 лет Станислав Выспяньский, измученный болезнью, сражавшийся до последнего мгновения, скончался. 2 декабря гроб с телом живописца был доставлен в церковь Св.Марии, где и была отслужена панихида. Могила Станислава Выспяньского расположена в склепе костела Паулинов на Скалке (Краков)
В своем завещании живописец писал: «Пусть никто над моей могилой не плачет кроме моей собственной жены. Зачем мне ваши слёзы после?» Однако, не смотря на пожелание, в траурной церемонии приняло участие более 40 000 человек.
Вдова ради приличия несколько месяцев ходила «в трауре», но как только представилась возможность, тут же вышла замуж за крестьянина много младше себя по возрасту Винцента Васке (Waśkę). Ох, и весело они зажили, проматываю в кутежах и вечно пьяном угаре квартиру в Кракове, дом в Броновицах, и другое наследство мастера. Да так весело, что вскоре у распутной Теофилы отобрали право опеки над детьми.
Не судя никого, размышляю. Могло ли быть по-другому? Вряд ли. Для этого надо было бы, как минимум, чтобы у Теофилы было стремление «дорасти» до своего гениального мужа (о чем она, кстати, по скудости ума вряд ли догадывалась). Она же избрала доступный для себя путь материнства, рассчитав по-бабьи, что вся ценность её - в бесконечном младенчестве детей, как способе долго оставаться незаменимой...
Серия сообщений "Любить нельзя забыть":
Часть 1 - Gustav Klimt «Portrait of Clara Klimt» 1883
Часть 2 - Gustav Klimt «Bildnis Sonja Knips» 1898
...
Часть 11 - Gustav Klimt (Austrian, 1862-1918) «Annerl» 1885
Часть 12 - Любить нельзя забыть. Gustav Klimt (Austrian, 1862-1918) «Mada Primavesi» 1912-1913
Часть 13 - Мезальянс – всегда безумство…
Рубрики: | ЖИВОПИСЬ/другое |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |