Белая кувшинка представлена в доколумбовом искусстве, а также в иероглифических рукописях майя. Впервые белая кувшинка научно и ботанически была описана в девятнадцатом веке. Первые сообщения о психоактивном использовании и употреблении белого лотоса были опубликованы в 1970-х годах.
В южной Мексике, белый лотос распространен на территории низменностей майя. Белая кувшинка также распространена на более высоких высотах (плато озера Чьяпас). Белый лотос также имеет естественную среду распространения в северном Юкатане, Гватемале, Бразилии.
Выращивать и размножать белый лотос можно благодаря корневищу растения, которое необходимо разместить в пруду (с медленно движущейся водой), используя дренаж.
Белая кувшинка развивает мощное корневище, имеет длинные стебли, на которых размещены сердцевидные листья. Белый лотос характеризуется белыми цветами, которые торчат на высоте 20-30 см от плавающих листьев.
Белый лотос (Nymphaea ampla) очень легко спутать с европейским белым лотосом (European Nymphaea alba L.).
Психоактивными частями белой кувшинки являются корень, цветы и бутоны растения.
Белая кувшинка может быть приготовлена в виде чая, или отвара. К сожалению, в настоящее время ничего неизвестно о дозировке белого лотоса при приготовлении чая.
Высушенные бутоны и цветы белой кувшинки можно курить в отдельном виде, или использовать для приготовления курительной смеси. Один-два бутона белого лотоса является психоактивной дозировкой при курении. Свежий корень растения можно употреблять в пищу, как сырым, так и приготовленным. Употребление в пищу целого корня белого лотоса производит ощущение легкого опьянения (эйфории).
Белая кувшинка ритуально использовалась в качестве добавки к напитку balche.
В первой половине ХХ века бразильцы использовали цветы кувшинки в качестве наркотического опьяняющего средства, которое имеет эффекты, подобные опиуму. Существуют сведения, что в 1960 году, в штате Чьяпас, хиппи использовали цветы в качестве рекреационного наркотика.
Белый лотос является очень распространенным субъектом в искусстве Центральной Америки. Бог дождя Теотихуакан часто изображается с листьями, бутонами и цветами белой кувшинки. На некоторых исторических картинах Теотихуакан изображен с несколькими бутонами белого лотоса во рту. Известный этномикологист Р. Гордон Уоссон интерпретировал эти самые изображения белого лотоса, как представления энтеогенных грибов.
Белая кувшинка часто была изображена в искусстве классического периода майя в иконографических контекстах. Этот факт может быть интерпретирован различными способами.
Белый лотос был частым предметом изображения на древних керамических сосудах.
Интересным фактом является то, что существует даже иероглиф майя, известный под названием «jaguar-water lily». Этот иероглиф сыграл важную роль в создании системы письма индейцев майя.
Белая кувшинка использовалась в качестве ритуального лекарственного средства для лечения язв и кожных заболеваний. Некоторые индейские народы до сих пор используют белый лотос для этномедицинских, лекарственных целей.
Цветы белой кувшинки содержат апорфин, вещество, которое тесно связано с опиатами апоморфина. Вполне возможно, что апорфин при обработке, или в процессе метаболизма, может быть преобразован в апоморфин.
В дополнение к апорфину, белая кувшинка содержит хинолизидиновые алкалоиды.
Чай, приготовленный из бутонов белой кувшинки, обладает легкими психоактивными эффектами. Употребление бутонов, корня, или листьев белого лотоса не имеет токсичных последствий.