Вьюгитта обратиться по имени
Среда, 24 Июня 2009 г. 10:50 (ссылка)
Вот что об этом потрете писала кандидат искусствоведения Ирина Чижова: "В Эрмитаже… есть портрет, около которого толпятся зрители. Их привлекает не только живописное мастерство художника, но и образ той, которую он написал,—женщины удивительной, одухотворенной красоты. Автор этого портрета Ипполит (Поль) Деларош, (1797—1856 гг.), а женщина, им написанная, певица с мировым именем — Генриетта Зонтаг.
… Слушая однажды Генриетту Зонтаг, Деларош был пленен волшебным голосом певицы и ее необычайной красотой настолько, что, изменив своему любимому жанру, решил написать ее портрет.
Работу эту художник начал, когда певица, находясь в зените славы, покидала сцену. Причиной тому было замужество. Граф Росси, за которого Зонтаг вышла замуж, не хотел, чтобы его жена пела для широкой публики. Художник изобразил певицу в костюме донны Анны из оперы Моцарта «Дон-Жуан». Это одна из лучших партий певицы.
Лицо этой хрупкой женщины с огромными, печальными зелеными глазами приобретает на портрете особенную выразительность оттого, что как бы выступает из темноты. Светлую прозрачность лица оттеняют таинственно мерцающие драгоценности и золотистая корона волос. Портрет—элегия: какая-то покорная печаль, быть может, вызванная необходимостью покинуть сцену, отражена на прекрасном лице женщины.
Генриетта Зонтаг была почитательницей гения Бетховена. В 1822 году в венском Кертнертор-театре состоялось первое исполнение его девятой симфонии. Восемнадцатилетняя Г. Зонтаг исполняла в ней сольную партию. Успех сопутствовал певице.
В1830 году она побывала на гастролях в Петербурге. О ее выступлениях вспоминает Е. М. Хитрово (дочь фельдмаршала М. И. Кутузова), писавшая А. С. Пушкину: «Зонтаг очень аплодировали...»
О графине Росси, жене сардинского посланника при прусском дворе, писал также наш соотечественник—известный минералог, академик Николай Иванович Кокшаров, учившийся в Берлине: «Она была еще в полном блеске своего таланта и все еще очаровательная женщина с задумчивым добрым взглядом, привлекавшая к себе всех, кто к ней приближался. Она отнеслась ко мне милостиво и, видя, что я люблю музыку и понимаю ее красоту, пригласила бывать у ней запросто, по вечерам, помимо больших раутов, на которых собиралось все высшее общество. Небольшие интимные вечера у графини Росси были необыкновенно приятны и носили преимущественно музыкальный характер». Знаменитый композитор Мейербер написал для нее романс «Зингара».
В 1854 году проездом через Дрезден Тот же Н. И. Кокшаров познакомился с матерью Генриетты Зонтаг, которая, по его словам, «...жила в скромной квартире, лучшим украшением которой служил большой портрет графини Росси, превосходно написанный Полем де ла Рошем. На этом портрете, замечательно схожем с оригиналом, графиня была изображена в костюме донны Анны из оперы Моцарта «Дон-Жуан».
Первый вариант этого портрета Деларош написал в 1828—1830 годах и выставил его в Парижском салоне в 1831 году. Тогда же, по-видимому, был заказан каким-то частным лицом, скорее всего поклонником таланта певицы, второй вариант портрета, превосходящий размером первый, помеченный автором тем же годом.
В 1850 году первый вариант портрета художник подарил певице, а она, в свою очередь,—своей матери. В 1890 году портрет поступил в Дрезденскую картинную галерею, но в годы второй мировой войны, по-видимому, погиб. Найти его не удалось.
К счастью, сохранился второй вариант портрета. До 1917 года он находился в одном из частных собраний Петербурга. А в 1933 году был приобретен Эрмитажем, где и сегодня вы можете его увидеть."