О веерах |
О веерах...
В японский иероглиф "oги" - "веер" входит составляющей частью другой иероглиф, означающий "крыло". Легенда говорит, что складной веер, который удобно носить в рукаве, был изобретен в годы Тэнти (661-671) мастером из поселка Тамба, конструкцию которому подсказали крылья упавшей к его ногам летучей мыши. Строго говоря, версия эта спорна, хотя и поэтична…
Военачальники отдавали с помощью веера - как флажком - приказы подчиненным на поле боя и подавали сигналы, в театральном костюме веер играл существенную роль символа, появились веера для чайных церемоний, свадеб, иных церемоний и ритуалов... Они прочно вошли в обыденную повседневность – веером веяли рис и пшеницу, раздували угли в очаге… "В обиходе японца веер положительно незаменим: опусканием веера изъявляется почтение вельможе, движением веера японцы приветствуют друг друга, на веере японец подает бедному милостыню, на нем он принимает лакомства и подарки и т.д."
Веер пришел в Японию из Китая. Первое упоминание о нем относится к VI веку. Это был "утива"или "дансэн", "не-складной" веер-опахало из шелка или бумаги на каркасе из расщепленного бамбука – круглый, квадратный, овальный, с деревянной ручкой, с рисунком. Рисунки на веерах со временем становились все более разнообразными, сложными и изысканными, а функций у "утива" становилось все больше.
Японские веера, особенно довольно крупных размеров, были широко известны в древности за пределами Японии, а самое первое документированное упоминание веера содержится в хрониках правления императора Юряку(457-479), где описывается церемониальный веер сасиба пурпурного цвета и в форме листа, прикреплённого к длинному шесту. Древнекитайские хроники (времён династии Сун – 960-1279гг.) также содержат данные об импорте элегантно украшенных и расписанных японских вееров, которые считались прекрасными образцами декоративного искусства. Опахало такого веера было сделано из осоки с радиально расходящимися спицами, также веер имел продолговатую ручку, которая поддерживала опахало за центр и являлась продолжением одной из спиц.
Описанные выше церемониальные веера использовались на религиозных праздниках и при дворе вдоль всего побережья материковой Азии, а также на прилегающих островах. Ещё большее распространение эти веера получили вместе с распространением буддизма и его красочных ритуалов. Потомками этих вееров стали просто огромные веера из шёлка, крепившиеся к полутораметровым шестам и называвшиеся ума-сируси. Эти веера использовались в качестве военной эмблемы и знака присутствия сёгунов во время правления Токугава. Ума-сируси изготовлялись из девяти слоёв бумаги, проклеенных между собой, а сверху покрывались шёлком и позолотой. Также веера украшались огромными пучками пальмовых волокон или конских волос и крепились к шесту таким образом, что могли вращаться под дуновением ветра. Также следует отметить, что веера, изготовленные из животных материалов – кожи или перьев птиц – никогда не были широко распространены в Японии. Это связано с табу на «мёртвое», установленное коренной религией японцев, а также с последующими заповедями буддизма о запрете убийства в любой форме. Именно поэтому знак отличия китайских военачальников, напоминающий мухобойку, при попадании в Японию стал изготовляться из бумажных полос, прикреплённых к короткой ручке. Такая конструкция называлась сайхай и являлась своего рода указкой или дирижёрской палочкой при отдаче приказов.
Новинка появилась в конце VIII века и выглядела вначале как скрепленная на одном конце стопка тонко выструганных кипарисовых или сандаловых дощечек, затем они стали оклеиваться бумагой. Это был складной веер "сэнсу". Именно этот веер стал частью костюма придворных дам, чью утонченность и чувственность очень удачно подчеркивали изящные полукруглые очертания веера. На "сэнсу" писали стихи и записки, ими прикрывали лицо, чтобы скрыть волнение, огорчение или нервные движения, при их помощи обменивались тайными знаками… Например, прикосновение веера к левому уху!
Веера складного типа стали особенно популярны при дворе и являлись личными знаками отличия, сообщая о ранге и занимаемом положении своего владельца. Также сэнсу использовались и в придворных церемониях. Впоследствии этот тип веера был усовершенствован под нужды военного сословия, пришедшего к власти, в частности деревянные спицы были заменены на железные, а рёбра веера укрепили лакировкой. К этому времени буси уже знали и использовали боевые веера, имевшие по всей видимости всё ту же округлую форму и бывшие крайне жёсткими. Такие веера известны под названием гумбай и пришли на смену сайхай в атрибутике военачальника. Первоначально гумбай имели при себе все командиры отрядов, но с началом периода Токугава он превратился в особую прерогативу главнокомандующих., причём такие боевые веера стали весьма утончёнными и украшались разноцветными шнурами, обозначающими ранг или клановую принадлежность владельца. Рисунками для таких вееров были созвездие Большой Медведицы, драконы, символы инь и ян, ураганы и другие, но в итоге доминирующим мотивом стала эмблема клана или семьи.
Однако с позиции смертоносности куда больший интерес представляет такие веера, как гунсэн и тэцусэн (тэссэн). Гунсэн носили буси в доспехах, а тэссэн носился с повседневной одеждой. Оба этих веера были удобным оружием как атаки, так и защиты и обычно имели восемь или десять спиц. Во многих рю по стране проводилось обучение технике боя с таким веером – тэссэндзюцу, приемы которого как правило большей частью повторяли программу тренировок на мечах.
Умение использовать такой веер в качестве оружия приобрело популярность и у представителей других общественных классов, которым было запрещено носить меч в силу «низкого происхождения». Тэссэном можно было фехтовать, отражать им летящие дротики и ножи или же координировать действия подчинённых, а также использовать веер любыми другими способами.
В настоящее время искусство тэссэндзюцу ещё преподаётся в Японии, а гумбай используется наряду с другим специализированным оружием в тренировках айкидо или кэндо.
А потом появился и "оги" - тот самый веер, который мы сейчас называем "японским". "Оги" применялся и применяется танцорами и гейшами – ведь небольшое количество каркасных ребер позволяет так легко и красиво складывать и разворачивать его! Впрочем, в средние века "оги", как и другие веера, был знаковым предметом и также служил признаком состоятельного положения и богатства.
Тысячи кустарных мастерских по сей день дедовским способом создают неповторимые произведения искусства. Технология изготовления настоящего веера не изменилась: все тринадцать операций производятся вручную. Обычно на таком предприятии работает семья из 4 – 6 человек. Шлифовку палочек поручают даже младшим детям, вырезать бумажные выкройки и скреплять готовые палочки лентой – тем, кто постарше. Обклеивают веер бумагой и наносят рисунок только опытные мастера – некоторые из них способны за несколько минут расписать бумажную поверхность, одновременно удерживая в руке две кисточки с разной краской. Раньше вековые традиции были строги в отношении рисунка. Теперь же вполне естественными наряду с ветвями сосны и сакуры, журавлями и рыбами почитаются календарь или расписание маршрутов поездов, реклама или предвыборная листовка…
Рубрики: | ДАМСКИЕ ШТУЧКИ/веер |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |