Гурский Л. 500 спойлеров: Мировое приключенческое кино в буквах. - М.: Гаятри/Livebook, 2009. - 576 с. - ISBN 978-5-9689-0163-7.
От англ. "spoil" - портить, наносить ущерб.
Логично было бы предположить, что под обложкой кн. собраны "портилки" - про голливудские боевики, детективы и страшилки, выпущенные в 1990-2006 гг. Но это не так. Автору откровенно скучно и тесно в рамках сугубо прикладного справочного жанра, а именно к этому ведомству, по определению, и "приписаны" спойлеры.Гурский не просто выдает информацию о бесконечных "первобытных страхах", "играх без правил" и разных прочих "слепых горизонтах". Автор сопоставляет, анализирует и обобщает: "В фильмах о мести родственники положительного героя обычно оказываются мелкой разменной монетой, необходимой сценаристам, чтобы придать первый импульс автомату Ужасного Мщения. Едва эти родственники начинают ворковать о грядущем счастье, делается понятно, что они там не заживутся..." Автор восхищается, где-то даже умиляется, но куда чаще ерничает над тем, что увидел на экране. Высказывает предположения и пожелания - вроде "положительные (но все-таки придурковатые герой и героиня счастливы, надеемся, детей у них не будет" - и веселит читателя акими вот глумливыми сентенциями: "Мафия и психоанализ - две вещи несовместимые", "Жан Рено нам друг, но истина дороже" и пр. Выбранные Гурским картины оказываются не предметом "порчи", а объектом беглого осмотра.
Конечно, спойлерщик Гурский не безупечен. Порой он бывает навязчив и несколько утомителен. В чем-то повторяется. Иногда дословно, иногда же еще раз запускает в читателя однажды уже использованной словесной находкой в слегка переделанном виде. Например, данный по ходу дела совет "Не ходите, дети, в Австралию гулять" в др.рецензии трансформируется в наблюдение "Главный посыл картины - "Не ходите,юноши, в мафию гулять!" - правильный, лучше ходить гулять в парк". А некоторые соображения кажутся неубедительными. "Умничка из "Титаника", - это Гурский про Леонардо ди Капио, передумавшего сниматься в "Американском психопате", - сообразил, что картина, где маньяк остается безнаказанным, никогда не будет кассовым хитом". С др. стороны, автора тоже можно понять: отписать 500 фильов - и ни разу при этом не повториться?
Тем более что в целом кн. удалась, - хотя настоящих спойлеров в ней раз-два и обчелся. Во-первых, большинство из этих полутысячи фильмов таковы, что смотреть их просто не стоит. О чем автор, кое-где не выдержав, уже даже не намекает, а говорит открытым текстом: "Мы нарочно так подробно пересказали сюжет картины, чтобы отбить у читателя охоту смотреть такую невероятную чушь". Или "Фильм привлечет разве что любителей автогонок и не рекомендуется фанатам Джеки Чана: лучше им не знать, что кумир умеет так невероятно халтурить.." Такие "нетленки" никаким пересказом не испортишь и кайф вряд ли обломаешь.
Но при всем при том - это уже во-вторых - спойлерские откровения про "нетленки" в исполнении Гурского поучились интересными и самодостаточными. Удовольствия и прочтения от их прчтения куда больше, чем от просмотра "первоисточников".
Ну, все, пора ставить точку. А то если я буду пересказывать книгу дальше, то выйдет реальный спойлер