БАЛХАРСКАЯ КЕРАМИКА, один из древнейших гончарных промыслов Северного Кавказа. Центр – в лакcком ауле Балхар Акушинского р-на Дагестана. В Дагестане есть несколько мест, славящихся своими мастерами по лепке из глины – искусству, которое за многие сотни лет достигло здесь невероятно высокого уровня. Аул Балхар – один из таких центров гончарного искусства. Увы, он не очень широко известен за пределами республики, однако если вам доведётся побывать в Дагестане, непременно загляните в это горное село, чтобы собственными глазами увидеть затейливо расписанную посуду и удивительные самобытные фигурки.
![](https://kulturologia.ru/files/u23581/6IH-Z3l0jAo.jpg)
Неглазурованные керамические изделия (сосуды для воды – урша, тарелки, миски и др. посуда) формируются жгутовым способом и на гончарном круге, украшаются росписью ангобом (первоначально красным, с конца 19 века белым), растительно-геометрическими мотивами без строгой симметрии. Глина при обжиге получает оттенки от нежнорозового до тёмносерого. Традиционная гончарная печь (чара) представляет собой 2-ярусное каменное сооружение с купольным сводом, образующее единый комплекс с окружающими постройками. Развитие промысел получил в 17–18 вв. В 1928 на его основе организован промколхоз, в 1936 – артель, преобразованная в цех керамики Махачкалинского комбината художественных изделий.
Искусство древнего аула
Считается, что изготавливать изделия из глины в Дагестане начали ещё во времена неолита. По крайней мере некоторые черепки, которые находят в этих краях, датируются несколькими тысячелетиями до нашей эры. Согласно древней легенде, гончарное искусство открыл местному населению бедняк по имени Калкуччи, который однажды увидел на берегу водоёма ребятишек, лепивших что-то из глины, и решил последовать их примеру. Овладев этим мастерством в совершенстве, он рассказал как обращаться с глиной, остальным, причём лучше всего этот вид искусства давался женщинам. И действительно, с давних времён гончарное дело здесь было исключительно женским ремеслом.
Эти фигурки обладают особым обаянием
Вокруг Балхара залегает несколько видов глин. Для изготовления посуды используется ручной гончарный круг, форма не вытягивается на вращающемся круге, а наращивается с помощью глиняных жгутов и разравнивается. После сушки изделия расписываются белой и жёлтой глиной (жёлтая после обжига становится красной). Каменная печь для обжига - "чара" - состоит из двух этажей. На первом расположена топка, а на втором – камера для изделий.
Балхарский кувшин
Он голову задрал, взяв руки под бока,
И всё же на тебя не смотрит свысока!
/Расул Гамзатов "Надписи на балхарских кувшинах"/
В последние годы балхарской керамикой в Дагестане заинтересовались мастера-мужчины и, надо сказать, у них стало неплохо это получаться.
Фигурки до нанесения росписи
Аул Балхар расположен в Акушинском районе Дагестана. Этот край славится большими залежами глины нескольких видов. Живут здесь лакцы – древний кавказский народ. Их жизненный уклад, стиль одежды, менталитет не сильно изменились за долгие годы существования этого аула.
Местные пастухи
Традиционное искусство дагестанских народов исследовал учёный-кавказовед Евгений Михайлович Шиллинг (1892-1953). Десятки раз раз он отправлялся в научные командировки и экспедиции в районы Кавказа. Горный аул Балхар приютился в горной долине, окружённой скалистыми стенами. "Он расположен на скате ступенчатой каменной грудой плоскокрышных жилищ, кое где прорезанных узкими и кривыми улицами. Но присмотревшись внимательнее к массе развернувшихся перед вами построек, вы различите в ней, в разных местах, не менее 25—30 разбросанных куполообразных сооружений, напоминающих купола шиитских мечетей Дербента. Это именно то, чем, собственно, глубоко интересен и своеобразен Балхар. Каждый купол - это чара - печь для обжига гончарных изделий", - Е. М. Шиллинг.
Высокогорный аул
Вид на село Балхар в Республике Дагестан, Россия
Местные мастерицы чтут традиции, используя технологию предков. Их керамические изделия лаконичны, в них чувствуется скромность и простота, что очень гармонично сочетается с изысканностью и самобытностью.
В Балхаре делают из глины всё: кувшины, кружки и другие расписные сосуды, сувенирные колокольчики, детские свистульки, фигурки людей и домашних животных (конечно же, коней и осликов) и даже целые художественные композиции.
Шедевр искусства лакцев
У Расула Гамзатова в книге "Мой Дагестан" есть притча о балхарских гончарах, об их горшках и о негодных покупателях.
Балхарская керамика
Балхарские мастерицы часто изображают людей, лошадей и осликов, бытовые сценки
Интересно, что местные мастерицы, работающие на гончарном кругу, не вытягивают глину из единого куска, а наращивают форму, используя глиняные жгуты. Поверхность сосудов шлифуют чаще всего при помощи кусочка сердолика.
Изготовление посуды
Балхарская керамика на выставке "Современная традиционная керамика", ЦДХ, 2012
Колокольчики. ООО "Балхарская керамика"
Балхарская керамика. Сосуды. 1960–65
Посуду мастерицы-лакцы украшают, как правило, узорами белого цвета, используя штриховку, волнистые линии, точки и другие элементы. Для росписи фигурок делают раствор из глины разных цветов (красной, охристой, жёлтой, белой). Рисуют сразу, без набросков – на глаз. Роспись балхарской посуды и фигурок – это чистая импровизация и полёт фантазии.
Посуда балхарских мастериц
Изготовление и роспись изделий - это всегда импровизация
Балхарская печь для обжига
Все, кто видел фигурки лакцев, отмечают, что глиняные персонажи очень добрые и обладают какой-то особой энергетикой. У посуды тоже свои особенности: она тонкая, изящная, лёгкая и в то же время прочная.
Удивительно прочная и изящная балхарская посуда
У колыбели. Конец XX века. Автор П. Шаммадаева
Теперь балхарскую керамику всё чаще можно встретить на выставках. На неё обратили своё внимание ценители гончарного искусства не только из России. И даже удивительно, что это самобытное направление в керамике многие годы оставалось «камерным».
Ослик
Бычок
Мастерицы хранят древние традиции