-Цитатник

Помоги себе сам. Cоветы от арт-терапевта - (1)

Устал – рисуй цветы Злой — рисуй линии Болит – лепи Скучно –...

СУПЫ В БАНКЕ: 5 заготовок на зиму - (0)

Супы в банках. Заготовки на зиму - рассольник, гороховый суп, фасолевый суп, борщ и свекольник. З...

Кабачковое лечо с чесноком. Заготовка на зиму - (0)

Ингредиенты (на 2 кг кабачков): сладкий перец 1 кг, чеснок 15 зубчиков, томатн...

Вкусная закуска из слив на зиму. Сливы с чесноком в маринаде - (1)

Такая закуска в остро-сладком маринаде отлично дополнит любые мясные и рыбные блюда зимой. Этот р...

 -Метки

2020 год 70-е fashion gobelin lifehack stalic style акварель актёры анекдоты архитектура афоризмы баклажаны биография великобритания вера видео видеорецепт видеорецепты витамин война вокал выпечка гадание геология германия гобелен городской пейзаж графика дача декоративно-прикладное искусство десерт диабет долголетие дом домашняя кухня достопримечательности еда женская красота женская судьба живопись животные жизнь заготовка на зиму закуска здоровье изобразительное искусство иконы иллюстрации иллюстрация инструменталка интерьер интерьеры инфографика искусство история история гобелена история любви кексы кино китай китайская медицина ковроткачество колбаса без мяса консервация концерт красота кровь крым кукуруза кулинария культура лайфхаки лечение лимфосистема литература льняное семя любовь массаж мастер класс минерал минералогия мода молитва москва музыка мясо народная медицина нато натюрморт наука новый год нтв огород оздоровление отёки париж пейзаж пейзажи печень питание польза поминовение усопших помощь похудение православие православный календарь праздник прикладное искусство приправа природа продукты пряность психология путешествия религия ремонт ретро рецептик российская империя россия рукоделие сад санкт-петербург сахарный диабет свинина скульптура смешное спецоперация ссср ссылка сталик ханкишиев стихи суп пюре суставы счастье сша творог театр тест ткаческое искусство травник траволечение тыква украина фильм фото фотограф фотографии франция художник художники цветы цитаты частичная мобилизация шитьё шпалера энергия ювелирное искусство ювелирные изделия юмор

 -Рубрики

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Donnarossa

 -Интересы

делюсь с вами всем друзья чему сама удивляюсь! а мне интересно многое...

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 14.02.2009
Записей: 20193
Комментариев: 80267
Написано: 133775


Русский купеческий портрет как особый жанр, история возникновения

Среда, 15 Июля 2020 г. 14:19 + в цитатник
7 (600x100, 82Kb)
Есть в русской живописи особый жанр, который принято относить к примитивному искусству – купеческий портрет. Суровые кряжистые старики и строгие молодые купчики, румяные девушки в расшитых жемчугом кокошниках и энергичные старухи в парчовых сарафанах… Пусть авторы этих портретов не получили академического образования, а имена их часто неизвестны, наивный купеческий портрет стал настоящей энциклопедией жизни купеческого сословия XVIII века.
Это не просто портреты провинциальных купцов. Купеческим портретом называют полотна, созданные на заре русской портретной живописи малоизвестными и часто даже не особенно умелыми художниками. Этим живописцам не досталось именитых заказчиков, не могли они и отправиться в Италию, чтобы совершенствовать технику под надзором выпускников Болонской академии…
Портрет тверской мещанки. Портрет купчихи в пунцовой душегрее.
Портрет тверской мещанки/Портрет купчихи в пунцовой душегрее
Термин «купеческий портрет» введён в 1920-х М. Приселковым (заведующий историко-бытового отдела Русского музея) для обозначения любого портрета представителя этого слоя общества.
Одним из крупнейших исследователей купеческого портрета является А. В. Лебедев, считавший его одной из разновидностей провинциального искусства. Он описал не только его географию, но и стилистические особенности. Под руководством С. В. Ямщикова и И. Фёдоровой была поведена работа по публикации и каталогизации коллекции портретов купечества из собрания музеев Ярославской области, в Рыбинске, Угличе, Переславле-Залесском, Ростове Ярославском.
File:Семен Шапошников, портрет.jpg
Портрет Семёна Шапошникова
Худ. Тарханов И.В., 1829
File:Прасковья Шапошникова, портрет.jpg
Портрет Прасковьи Михайловны
Шапошниковой. Худ. Тарханов И.В., 1829
В то же самое время рост сословного самосознания купечества привёл к тому, что «купецкие люди» захотели утвердиться, остаться в истории не только фамилиями в счётных книгах – они захотели быть изображёнными как «благородные». Народная лубочная живопись не могла удовлетворить их желания, ведь лубок изображал мир как бесконечный праздник, а третье сословие видело свою цель в работе, следовании долгу и христианской вере. Однако внутри религиозной живописи также было практически невозможно отразить сословные ценности купечества. При этом представителям купечества, желавшим приобрести портреты для семейных галерей, не по карману и не по статусу были прославленные профессиональные художники, а вот неприкаянные выпускники художественных школ, учителя рисования и талантливые самоучки пришлись как нельзя кстати.
Портрет купчихи с муфтой. Портрет кашинской купчихи Ждановой.
Портрет купчихи с муфтой/Портрет кашинской купчихи Ждановой
Так в ответ на запросы целого социального слоя и появился купеческий портрет – непосредственный, наивный, близкий древнерусской парсуне, где несовершенство техники восполняется потрясающей, скрупулёзной детализацией. Часто, как и в случае с парсуной, художники оставались анонимными. Разумеется, до наших дней такими работами пренебрегали художественные галереи – зато они полюбились историкам и исследователям русского быта. Купеческий портрет стал неким промежуточным звеном между народным и «большим», профессиональным искусством.
Портрет пожилой купчихи. Портрет Ямщиковой, жены ржевского купца из рода Ямщиковых.
Портрет пожилой купчихи/Портрет Ямщиковой, жены ржевского купца из рода Ямщиковых
Мельников И.И. Портрет Зуевой. Дурнов А. Портрет Кособрюховой (жена тамбовского купца).
Мельников И. И. Портрет Зуевой/Дурнов А. Портрет Кособрюховой (жена тамбовского купца)
Какими же предстают перед зрителями
представители купеческого сословия XVIII века?
Художники изображали своих моделей обычно погрудно, стремясь к ракурсу в три четверти. Этим работам часто недостаёт объёма, воздуха, понимания человеческой анатомии. Так же, как и в протестантском портрете Северного Ренессанса, особую роль играет лицо, а тело вторично. Живописцы обычно концентрировались на том, кого изображали, решая фон аскетично. Иногда изображали важные здания, связанные с деятельностью купца, или элементы интерьера, но чаще всего фон был однотонен – он не имел значения.
Супружеская чета из купечества.
Супружеская чета из купечества
Мужчины предпочитали заказывать портреты лишь по самым важным поводам. Суровые люди с окладистыми бородами, в тёмных, практически недекорированных кафтанах старорусского покроя, позируют с купеческими медалями и прочими наградами – кто с серебряной кружкой, кто с ларцом. Их фигуры мощны и приземисты, взгляды буравят зрителя, лбы пересечены морщинами…
Женские же портреты – гораздо интереснее. Купчихи предстают перед зрителем в традиционных костюмах губерний где они жили, но невероятно роскошных. Здесь и вышивка, и златотканая парча, и ряды жемчугов, и серебряные серьги...
Портрет Н.Сосуновой, жены зимогорского ямщика,неизвестный художник. Н.Д. Мыльников. Портрет Прасковьи Астаповой.
Портрет Н.Сосуновой, жены зимогорского ямщика, неизвестный художник/
Н. Д. Мыльников. Портрет Прасковьи Астаповой
Именно купеческие женские портреты стали настоящей находкой для исследователей русского костюма. Однако, пока европейские академисты «наводили» своим моделям чувственный румянец и восхитительную белизну кожи, анонимные купеческие портретисты были беспощадны к своим моделям и стремились скорее к точности, нежели к красоте изображения. Для купеческого сословия богатство было важнее привлекательной внешности, и потому художники документально выписывают каждую бусинку и пуговицу – но столь же внимательны они к морщинам, отвисшим подбородкам и бородавкам. Купеческий портрет – пожалуй, одно из самых демократичных явлений в искусстве, ведь он утверждает право людей, неблагородных и некрасивых, быть воплощенными на полотне – такими, какими они были, без лести и украшательства.
Н.Т.Дурнов. Портрет ржевской купчихи С. В. Ивановой. Н. Д. Мыльников. Портрет Агафьи Дорофеевой.
Н. Т. Дурнов. Портрет ржевской купчихи С. В. Ивановой/
Н. Д. Мыльников. Портрет Агафьи Дорофеевой
Технически несовершенный, купеческий портрет становился энциклопедией человеческих типов – в том числе и психологических. Художникам удавалось отразить внутренний мир, характер портретируемых, их гордость и цепкость, суровый нрав или девичью стыдливость.
Считается, что на формирование такого уровня реалистичности и психологизма купеческого портрета повлияло старообрядчество. Многие провинциальные купцы того периода были выходцами из старообрядческой среды, кроме того, старообрядческий портрет, наследующий черты иконописи, уже существовал как отдельный жанр. Не увлекаясь «облагораживанием» внешности своих моделей, художники выражали через их физические особенности важные свойства подлинно христианской личности – трудолюбие, силу духа. Так же как в западной Европе изображения купцов, жертвовавших деньги на религиозные нужды, вводились в иконостасы. Домашняя же галерея купеческих портретов была призвана показать потомкам заслуги рода, подать пример славной жизни предков.
Портрет купчихи в народной праздничной одежде Новогородской губернии. Портрет молодой купчихи в народной праздничной одежде Тверской губернии.
Портрет купчихи в народной праздничной одежде Новогородской губернии/
Портрет молодой купчихи в народной праздничной одежде Тверской губернии
Интересно, что купеческий портрет возник на волне развития светского искусства, которая подстёгивалась реформами Петра I, но образы портретируемых показывают явное игнорирование и неприятие европейской моды и особенностей европейского этикета.
Во второй половине XIX века роль купечества в жизни страны значительно возросла. Богатейшие промышленники стали покровительствовать искусствам – и теперь уже знаменитые художники по всем канонам академической живописи писали портреты своих покровителей. Да и те академисты, которые не искали богатых заказчиков, обращались к образам купцов в поисках новых типажей и характеров. Наивный купеческий портрет остался в прошлом как очаровательный исторический курьёз.
Файл: Неизвестен 02 (Тарханов) .jpg
Иван Тарханов (1780–1848). 1837
Угличский гос. историко-архитектурный
и художественный музей
File:Nikolay Mylnikov 04a.jpg
Мыльников Николай Дмитриевич. 1830
«Портрет Ивана Семеновича Соболева»
(ярославский купец, середина XIX в).
Ярославский художественный музей
File:Мыльников, Портрет Астаповой П.И..jpg
Мыльников Николай Дмитриевич.
«Портрет Астаповой П.И.» 1827.
Ярославский художественный музей
Файл: Зимина (Тарханов) .jpg
Иван Тарханов (1780–1848).
Портрет Ольги Дмитриевны Зиминой.
Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей
Файл: Буторина (Тарханов) .jpg
Иван Тарханов (1780–1848). 1839.
Портрет Прасковьи Николаевны Буториной.
Угличский гос. историко-архитектурный
и художественный музей
Файл: Неизвестен 01 (Тарханов) .jpg
Иван Тарханов (1780–1848). 1837.
Угличский гос. историко-архитектурный
и художественный музей
Файл: Сурина А.А. (Тарханов) .jpg
Тарханов И.В. Портрет угличской купчихи
Агрипины Андреевны Суриной. 1829.
Угличский гос. историко-арх. и худ. музей
Файл: Портрет купеческой жены (Тарханов, 1836) .jpg
Иван Тарханов (1780–1848).
Портрет купчихи. 1836.
Эрмитаж, Санкт-Петербург
Файл: Мальцев (Тарханов) .jpg
Иван Тарханов (1780–1848)
Портрет И. Е. Мальцева. Угличский музей
Файл: Буторин (Тарханов) .jpg
Иван Тарханов (1780–1848)
Портрет Григория Васильевича Буторина.
1839 (Рыбинский музей)
File:Купеческая семья.jpg
Портрет купеческой семьи. Неизвестный художник, 1-я половина XIXв
7 (600x100, 82Kb)
Текст: Софья Егорова - kulturologia + wikipedia
Рубрики:  Наука, искусство, мода, история, культура, архитек/Живопись, художники
Путешествия по странам и городам
Метки:  

Процитировано 3 раз
Понравилось: 12 пользователям

Lamerna   обратиться по имени Четверг, 16 Июля 2020 г. 12:26 (ссылка)
Интересные портреты, конечно...но явно не вызывают они симпатии...последний семейный портрет- более менее ...приятный.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 16 Июля 2020 г. 15:55ссылка
Ну этот жанр и называется примитивизмом, люди как они есть без прикрас.
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку