Клара Петерс творила полвека, создавая почти исключительно натюрморты – новаторские, потрясающие и техникой, и символизмом, и красотой постановки. Сегодня её называют родоначальницей знаменитого «голландского натюрморта». Её приёмы и композицию копировали, её работы приписывали многим художникам, не веря, что женщина могла достичь такого уровня в живописи. Однако о жизни художницы мы знаем очень мало - лишь то, что рассказывают её картины...
Натюрморт с сыром, миндалём и кренделями, около 1615. Коллекция Маурицхейс
Главная проблема в исследованиях жизни и творчества Петерс заключается в том, что она была женщиной. Петерс работала в первой половине XVII века. Женщины-художницы в то время не имели возможности вступать в союзы и гильдии, практически не получали дорогих заказов. Им не позволялось писать на многие темы, изображать обнажённую натуру или грандиозные исторические сцены, а в области «низких» жанров сложно было сделать значимую карьеру. Поэтому сведений о Кларе Петерс нет в архивах художественных гильдий Нидерландов, как не было у неё и собственных биографов.
Натюрморт с крабами, креветками и лобстером, 1630
Музей изобразительных искусств, Хьюстон
Натюрморт с раками и артишоком, около 1618 Частная коллекция
Неизвестно, кто обучал её живописи. Даже даты, документально связанные с именем Клары Петерс – дата рождения, день свадьбы – кажутся довольно спорными и могут относиться к совершенно другим женщинам. К тому же документальные свидетельства тех лет часто оказывались утеряны, уничтожены пожаром или сыростью…
Натюрморты с цветами
Голландский натюрморт. Музей Креллера-Мюллера
В то же время Клара Петерс, по-видимому, была одной из наиболее влиятельных художниц своего времени. По-видимому, ей принадлежит несколько нововведений, которые в дальнейшем были подхвачены её последователями. В годы творчества Петерс голландский натюрморт ещё не был «визитной карточкой» северного искусства и не пользовался такой популярностью, а некоторые искусствоведы считают, что именно Клара Петерс стояла у истоков знаменитого «голландского натюрморта».
Натюрморт Клары Петерс
Первая атрибутированная работа Клары Петерс датирована 1607 годом, последняя из известных - 1657. Сохранилось около сорока её полностью завершённых работ, написанных с удивительной скрупулёзностью и подчёркнутым натурализмом. Часто она включала в свои картины неожиданные детали – зверьков, насекомых, раковины моллюсков. Все они обладают скрытым смыслом, понятным в контексте культуры протестантских Нидерландов XVII века.
Натюрморт с корзиной. Частная коллекция
Натюрморт с лакомствами, розмарином, вином, драгоценностями и горящей свечой. Альтернативное название: Аллегория свадьбы/Allegorie der Hochzeit. 1607
Частная коллекция. Первая известная работа Клары Петерс
Её великолепные натюрморты рассказывают о художнице больше, чем скупые церковные книги и сухие заметки современников.
Мастерство художницы, выверенная композиция и тонкий символизм показывают, что она получила основательную подготовку. Все работы явно написаны с натуры, их материальность, точность, живость почти фотографичны. А значит, художница пользовалась этими роскошными вещами – золотыми бокалами, изысканным фарфором. Очень часто на металлических изделиях, кубках и столовых приборах, обнаруживают клейма антверпенских мастеров.
Накрытый стол. Музей Прадо
Есть клейма антверпенских мастерских и на досках, по которым писала Петерс. Клара жила в Антверпене предположительно всю жизнь. И она была богата – вероятно, дворянского происхождения или состояла в браке с дворянином. Поздние её работы содержат изображения дичи, добытой во время охоты и ещё не освежеванной – а охота в Нидерландах с 1613 года была развлечением, доступным лишь знатным людям. Продукты и блюда, «поданные» в натюрмортах Клары, тоже оставались недоступными для простых горожан – изысканные сладости, фрукты, оливки. Для Петерс же эти роскошные завтраки на золотой посуде были обыденностью…
Натюрморт с фруктами. Натюрморт с цветами и золотыми кубками
Мы даже можем предположить, как выглядела Клара Петерс. Она любила совмещать жанры автопортрета и натюрморта в одной работе. В дальнейшем портрет или автопортрет «внутри» натюрморта стал в XVII веке ярким признаком голландской школы натюрморта. Иногда она изображала себя в отражении, когда писала стеклянную и металлическую посуду – с палитрой в руке, в ореоле светлых волос, но черты различить невозможно. Однако в одной из работ, «Аллегория тщеславия», Петерс написала роскошно одетую молодую женщину возле стола, заваленного прекрасными, тонко выполненными вещами – атрибутами роскоши. Большая золотая чаша, украшения, горсть золотых монет, игральные кости… Это изображение считается автопортретом Клары Петерс. Правая рука женщины сжимает карандаш или кисть, но протянута к изящному ножику. Ножик – узнаваем, на нём выгравировано имя Клары. Он часто встречается в натюрмортах художницы и, очевидно, был исключительно дорог ей. Подарок возлюбленного? Дар любимого супруга в день венчания? Без сомнения – свидетельство глубокого и сильного чувства…
Суета сует. Автопортрет, около 1613-1620
По-видимому, у Клары Петерс была собственная студия, она продавала работы богачам и аристократам, даже преподавала и стояла у истоков своего рода художественной школы. Картины Клары Петерс «добрались» даже до Мадрида и попали в коллекции испанских королей (теперь эти работы находятся в собрании Прадо). Согласно документам, работы Петерс оказывались в частных коллекциях в Париже, Бонне, Брюсселе, Ганновере, Гамбурге и Лондоне – ещё при жизни художницы.
«Натюрморт с сырами, артишоком и вишнями», около 1625
Музей искусств округа Лос-Анджелес, США
Некоторые неатрибутированные работы в жанре голландского натюрморта выполнены явно в подражание Петерс, хотя технически не столь совершенны, использованы типичные для неё предметы, но при этом обнаруживаются чужие корректировки. Могли ли авторы быть её учениками? У искусствоведов в ходу понятие «круг Петерс». К этой весьма немногочисленной группе относят художников, в значительной степени перенявших стиль, технику, композиционный подход королевы голландского натюрморта.
Натюрморт с рыбой и кошкой, 1620. Национальный музей женщин в искусстве
Натюрморт с рыбой и моллюсками, Музей Искусств Филадельфии
Натюрморт с моллюсками и яйцами, 1630-е
Художественная галерея Шипли
Частная коллекция, Антверпен
Натюрморт, между 1607 и 1650. Коллекция Rijksmuseum
Натюрморт с цветами в ромере с полевой мышью и колосом
Девять экзотических ракушек
Натюрморт 1611. Музей Прадо
Долгое время многие работы Клары Петерс приписывались её последователям, а упоминания о ней не вызывали интереса у искусствоведов. Однако сегодня, когда значение художницы стало бесспорным, она завоевала сердца поклонников искусства. Фотографы, дизайнеры и художники, независимо от пола, вдохновляются уютной и таинственной атмосферой, сложными символическими кодами и виртуозной техникой натюрмортов Клары Петерс.