Элтон Джон поёт в ленинградском ресторане, 1979 год - редкое видео
Уникальные архивные кадры: небольшой импровизированный концерт Элтона Джона в ресторане одной из гостиниц Ленинграда 21-28 мая 1979 года. Это было первое посещение певцом Советского Союза. Тогда Элтон Джон по приглашению Министерства культуры СССР дал 8 концертов в Москве и Ленинграде. Купить билеты в кассе на его выступления было, разумеется, практически невозможно – они доставались избранным счастливчикам или продавались перекупщиками с рук. А кому посчастливилось побывать на этом мини-выступлении? Судя по всему, оно проходило в ресторане гостиницы «Европейская», куда Элтон Джон прибыл поздно вечером после выступления в БКЗ.
Как Элтон Джон в СССР приезжал
В наше время гастролями западных звёзд в России никого не удивишь. А ведь было времечко, когда приезд тех, кто ласкал капиталистические уши, можно было приравнять к пришествию инопланетян.
Май 1979 года
После масштабного турне Элтон Джон (тогда ещё не сэр, но уже музыкант с мировым именем) решает проникнуть за железный занавес и выступить с восемью концертами в Ленинграде и Москве. Это первая крупная гастроль западного рок-музыканта в Советском Союзе.
Страна Советов находилась в «расцвете застоя», и для Элтона всё здесь было в новинку. В СССР он приехал с мамой, а в его культурной программе кроме прочего значились футбол (ЦСКА — «Динамо» Минск) и прогулка по Петергофу.
Те гастроли случились вопреки советской действительности. Сейчас кажется невероятным, что для артиста уровня Элтона Джона может стать препятствием объявление «Мест нет» на двери московской гостиницы.
Родителям, гостям и менеджерам забронировали места в «Метрополе», а Элтону Джону — в «Интуристе»: по-другому не получалось. Музыкант такого расклада не понял и сказал, что будет жить только вместе со всеми. Пожелание организаторы выполнили ценой невероятных усилий.
Не легче было меломанам, для которых приезд Элтона в СССР был событием невозможным в принципе.
Рассказывает Василий Бурьянов:
«У моего друга был экспортный вариант приёмника «ВЭФ» с частотами 13, 16 и 19 метров — в этом диапазоне «вражеские голоса» не глушились, и мы узнали, что Министерство культуры ведёт переговоры с Элтоном Джоном о гастролях в СССР. Вроде бы даже кто-то из высоких чинов сам побывал на концерте Элтона, чтобы убедиться в его безвредности для советской культуры. Мы в эту новость не очень поверили. Мне, впрочем, было всё равно — я тогда жил в Барнауле, учился в инязе и конечно никуда ехать не мог, а потому попасть на концерт даже не мечтал. Но повезло: примерно в середине мая меня отправили в Горький на всероссийскую олимпиаду по английскому. Я ухватился за эту возможность и добрался до Москвы».
Кассы зала «Россия» для Василия, как и для всех остальных фанатов, были закрыты. На крохотной афишке с мутной фотографией Элтона Джона он мог прочитать только «Все билеты проданы».
«Как я позже узнал, они не очень-то и продавались, — продолжает Бурьянов, — достались только сотне-другой счастливчиков. Отец моего друга работал заместителем министра какой-то промышленности и достал ему билет на концерт. Ещё одному знакомому билет тоже принёс отец — номенклатурный работник. А поскольку Москва кишела всяким начальством, простым людям рассчитывать было не на что. Я отправился в Ленинград. Площадь перед концертным залом «Октябрьский» выглядела иначе — было шумно, толпа бурлила, возле кассы выстроились в очередь простаки, надеявшиеся на продажу «брони». Билет я купил чудом. С рук. За 35 советских рублей.
На концерте орал что было мочи: «Get back… Get back… Get back to where you once belonged» — и однажды поймал на себе взгляд тётки из первого ряда. Партийная деятельница в строгом платье с воротничком и гладкой причёской с шишечкой смотрела на меня с таким ужасом, будто я был чёртом, выскочившим из преисподней. Где-то внутри мне стало гадко, я на самом деле почувствовал себя «чуждым элементом» и «проводником буржуазной идеологии», как нас тогда называли. А на следующее утро я вышел из метро — кажется, на «Садовой», — посмотрел вокруг, и мне показалось, что вчера все было наяву, а сегодня я сплю. Бывают такие сны, когда куда-то идешь, поворачиваешь, бежишь и все время оказываешься в тупике».
… Элтон Джон пробыл в Советском Союзе чуть больше недели. Решение о его приезде было принято на уровне отдела культуры ЦК КПСС. Элтону выделили «Чайку» из правительственного гаража, а из штата компании «Госконцерт» — тогдашнего монополиста в области зарубежных гастролей — тур-менеджера и по совместительству личного переводчика Наталью Иванову.
«Это было что-то невероятное, — рассказала «Собеседнику» Наталья Михайловна, по сей день продолжающая работать с западными артистами. — Незадолго до Элтона Джона, в декабре 78-го, к нам приезжали Boney M. Но то была всё-таки поп-музыка. Привозили мы и исполнителей из соцстран. Обычно у них с собой было около двух тонн оборудования. Элтон привёз 11 тонн — фантастика по тем временам! В Москве концерты проходили в зале «Россия», служебный вход которого находился за забором, а в Ленинграде поклонники собирались прямо у дверей «Октябрьского». Он их даже из окна гримёрки приветствовал. Тогда ведь не было никаких охранников. Я находилась с ним в «Чайке», и однажды после концерта машину раскачали так сильно, что стало страшно.
Тогда вообще все было проще: поклонники Элтона подарили мне фотографию, как они с ним по Красной площади гуляли.
Естественно, без охраны. Это сейчас он такой солидный. А раньше был весёлый и общительный».
Одного из самых отчаянных поклонников Наталья Иванова одарила билетом прямо из окна «Чайки».
«Он даже не поверил своему счастью, — продолжает Наталья Михайловна. — А ещё была история в Эрмитаже. Элтон очень интересовался искусством, и мы с ним отправились туда. У нас был гид, но вокруг оказалось много камер и фотографов.
«Всё, поехали обратно в гостиницу», — не выдержал Элтон. Уехали. А через полчаса говорит: «Хочу обратно в музей». Что делать? Вернулись, уже без фотографов, но и без гида. В итоге экскурсию нам провёл ведущий научный сотрудник Эрмитажа. Провёл блестяще. А когда встал вопрос оплаты его услуг, он сказал, что был бы счастлив хоть одним глазком увидеть концерт, «хоть на люстре повисеть». Я ему тоже вручила билет».
С прогулкой по Петергофу получилось так же суетливо, как и с первым визитом в Эрмитаж. Дело в том, что с Элтоном приехала съёмочная группа — после этой поездки на Западе вышел фильм To Russia… With Elton («В Россию… С Элтоном»).
На артисте по 19 часов в сутки были микрофоны, операторы почти всегда следовали по пятам. Так что насладиться Петродворцом в объятиях мамы в полной мере тоже не удалось.
Ходили слухи, что в качестве гонорара Элтон Джон должен был получить доходы от гастролей в Великобритании одного из лучших советских симфонических оркестров. Наталья Иванова не соглашается с этим, хотя «Госконцерт» не только принимал зарубежных артистов в СССР, но и отправлял наших музыкантов за границу. Вопрос о гонораре задавали и Элтону. «Я сюда приехал не зарабатывать. Если мне будут нужны деньги, я поеду в США», — отвечал он.
Для него побывать в закрытой стране было экзотикой. Но это ни в какое сравнение не идёт с тем, какой экзотикой и каким глотком воздуха он сам оказался для советских людей.