К середине XIX столетия Санкт-Петербург был фактически столицей ювелирного дела – здесь работали лучшие мастера и существовала своя ювелирная школа. Однако во второй половине позапрошлого века, когда Москва стала переживать необычайный экономический, образовательный и культурный подъём, Петербург стал потихоньку сдавать свои позиции лидера. В Первопрестольной зародилось своё ювелирное дело – с ориентиром на народные мотивы, которые были так популярны у горожан.
Ориентир на русский стиль
Развитие золотого и серебряного дела в Москве стало резко набирать обороты. К этому времени в Москве во всех аспектах искусства у творцов появилась потребность черпать вдохновение в своих национальных истоках, и многие художники стали возвращаться к народным мотивам и русской самобытности.
Московские мастера в своём творчестве пытались воссоздать древние русские орнаменты, активно использовали фольклорные сюжеты – особенно при оформлении изделий из серебра.
***
В Белокаменной всегда пользовалась большим спросом посуда из драгоценных металлов - солонки, чаши и чарки, ковши, и во второй половине XIX века такие изделия стало принято украшать древнерусскими орнаментами, рисунками из сказок и былин, старинными пословицами, поговорками, прибаутками. При этом ювелиры активно использовали тромплей – приём, который представлял собой обман зрения: рисунок, выполненный на плоскости, казался зрителю объёмным. Богатые люди активно покупали у ювелиров серебряные лукошки, похожие на деревянные, и прочие предметы интерьера, имитирующие предметы деревенского быта. В моду вошли природные и этнические мотивы.
Работы фирмы Сазикова. Слева вверху - чернильница в виде деревенской избы
(чеканка). Русский художественный листок, 1861
Прежде такого не было, и это стало новым этапом в развитии русского ювелирного дела. Эти традиции подхватили сразу несколько ювелирных фирм, которые прославились не только своими высокохудожественными работами, но и тем, что напомнили миру о красоте древнего русского искусства.
Сазиковы
Основателем этой известнейшей и старейшей ювелирной фирмы был купец Павел Сазиков, владелец фабрики серебряных изделий. Его московская фирма с филиалом в городе на Неве считалась одной из лучших в стране, её изделия не раз побеждали на российских выставках, а также участвовали в выставках Лондона и Парижа. С 1837 года фирма «Сазиков» была придворным поставщиком императорской семьи.
Икорница в виде раковины. Фирма Сазикова
На знаменитой Всемирной выставке 1851 года (Великая выставка промышленных работ всех народов, проходившая в Лондоне) сын Павла Сазикова Игнатий буквально поразил публику, представив не изысканные изделия «высшего света», а девять предметов, изготовленных из серебра на народную тематику: русский крестьянин с медведем, петух, молочница, селянка с бандурой, охотник и т. д. Золотую награду же Сазиковы получили за канделябр, который представлял собой скульптурную группу, посвящённую Куликовской битве.
Изделия, поразившие европейцев деревенской тематикой
Московский художественный листок
Игнатий Сазиков первым среди русских ювелиров начал придавать своим изделиям национальный колорит, и эта династия считается родоначальником «русского» направления в ювелирном деле. Фирма также занималась изготовлением окладов для образов и предметов православной утвари.
Хлебниковы
Художник-ювелир Иван Хлебников, владелец фабрики золотых, серебряных и бриллиантовых изделий, работал в новорусском, историческом и других стилях. Он также имел титул поставщика императорского двора, а его товарищество «Хлебников с сыновьями и К°» так же успешно выставляло свои изделия в Европе (например, в Вене и Париже).
Чайник. Серебро, золочение, эмали (1883) Хлебников
Большую часть дохода династии приносил выпуск столовых приборов и ювелирных украшений, предназначенных для среднего класса – не слишком дорогих, но изящных. Широкую известность фирма получила и благодаря эмалиевому искусству.
Чарка. Серебро, позолота, эмаль (1870). Хлебников
Кстати, Хлебниковы принимали участие в оформлении Храма Христа Спасителя и изготовили для него полсотни различных церковных предметов (кувшины для святой воды, чаши для причастия, кадила и т. д.).
Губкин
Фабрика Ивана Губкина производила золотые и серебряные изделия, которые пользовались успехом в частности благодаря таланту приглашённого художника, большого специалиста по русскому орнаменту Ивана Бортникова.
Губкин изготавливал предметы из золота и серебра
Иван Губкин был настоящим мастером ювелирной иллюзии, изготавливая из металла вещи, имитирующие мех, структуру дерева, ткань и т. д. На выставке в Санкт-Петербурге он с успехом продемонстрировал посетителям позолоченное блюдо для сухарей, которое выглядело как плетёная корзинка с лежавшим на ней полотенцем. Довершала композицию очень реалистичная муха.
Соусник 1855 г. Серебро, позолота, литьё, резьба. Фирма Губкина
Оловянишниковы
Старейшая ювелирная фирма Оловянишниковых, существовавшая в Москве с 1736 года, прославилась не только великими мастерами – это были глубоко верующие люди, сумевшие привнести православный дух в свои изделия. Родоначальниками династии были бывшие монастырские крестьяне, что, видимо, и наложило печать на их мировоззрение.
Колокола, изготовленные Оловянишниковыми в Ярославле для болгарских церквей
На выставке в Париже Оловянишниковы произвели фурор, когда привезли в качестве экспоната 22 колокола, представлявших собой звукоряд почти в две октавы. Выставку посетили практически все известные музыканты, а к колоколам с утра до вечера тянулась длинная очередь из посетителей.
Помимо колоколов Оловянишниковы изготавливали церковную утварь, которую покупали представители высшего духовенства и даже императорская семья.
Митра, фирма П. Оловянишникова. Москва, 1908
Серебро, уральские камни, жемчуг, перламутр, бархат, ткань, позолота
Оловянишниковы жили по христианским принципам, занимались благотворительностью, а к своим работникам относились настолько хорошо, что в революцию рабочие их завода наотрез отказывались участвовать в общенародных стачках.
Овчинников
Павел Овчинников – бывший крепостной княжеского рода Волконских, который благодаря своим способностям был отправлен хозяином учиться в московскую мастерскую золотых и серебряных дел и в итоге получил вольную, известен своей интересной судьбой. Женившись, он рискнул и потратил всё приданое своей молодой супруги на организацию собственного ювелирного дела. И не прогадал! Предприятие Овчинникова очень скоро стало лидером в списке московских ювелиров. Как придворному поставщику ему вручил золотую медаль лично цесаревич Александр Александрович.
Серебряные рюмки. Фирма П. Овчинникова
Фирма Овчинникова успешно освоила все направления ювелирного производства, но особенно прославилась своей техникой чеканки и литья, в которой изготавливала изделия на народные сюжеты.
Кружка пивная «Крестьяне возвращаются с сенокоса»
Фирма П. Овчинникова. Москва. 1873 год