-Цитатник

Помоги себе сам. Cоветы от арт-терапевта - (1)

Устал – рисуй цветы Злой — рисуй линии Болит – лепи Скучно –...

СУПЫ В БАНКЕ: 5 заготовок на зиму - (0)

Супы в банках. Заготовки на зиму - рассольник, гороховый суп, фасолевый суп, борщ и свекольник. З...

Кабачковое лечо с чесноком. Заготовка на зиму - (0)

Ингредиенты (на 2 кг кабачков): сладкий перец 1 кг, чеснок 15 зубчиков, томатн...

Вкусная закуска из слив на зиму. Сливы с чесноком в маринаде - (1)

Такая закуска в остро-сладком маринаде отлично дополнит любые мясные и рыбные блюда зимой. Этот р...

 -Метки

2020 год 70-е fashion gobelin lifehack stalic style акварель актёры анекдоты архитектура афоризмы баклажаны биография великобритания вера видео видеорецепт видеорецепты витамин война вокал выпечка гадание геология германия гобелен городской пейзаж графика дача декоративно-прикладное искусство десерт диабет долголетие дом домашняя кухня достопримечательности еда женская красота женская судьба живопись животные жизнь заготовка на зиму закуска здоровье изобразительное искусство иконы иллюстрации иллюстрация инструменталка интерьер интерьеры инфографика искусство история история гобелена история любви кексы кино китай китайская медицина ковроткачество колбаса без мяса консервация концерт красота кровь крым кукуруза кулинария культура лайфхаки лечение лимфосистема литература льняное семя любовь массаж мастер класс минерал минералогия мода молитва москва музыка мясо народная медицина нато натюрморт наука новый год нтв огород оздоровление отёки париж пейзаж пейзажи печень питание польза поминовение усопших помощь похудение православие православный календарь праздник прикладное искусство приправа природа продукты пряность психология путешествия религия ремонт ретро рецептик российская империя россия рукоделие сад санкт-петербург сахарный диабет свинина скульптура смешное спецоперация ссср ссылка сталик ханкишиев стихи суп пюре суставы счастье сша творог театр тест ткаческое искусство травник траволечение тыква украина фильм фото фотограф фотографии франция художник художники цветы цитаты частичная мобилизация шитьё шпалера энергия ювелирное искусство ювелирные изделия юмор

 -Рубрики

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Donnarossa

 -Интересы

делюсь с вами всем друзья чему сама удивляюсь! а мне интересно многое...

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 14.02.2009
Записей: 20193
Комментариев: 80261
Написано: 133769


Эмальер Павел Акимович Овчинников, Российская империя

Суббота, 01 Февраля 2020 г. 01:11 + в цитатник
31 января – отмечается международный День ювелира
Павел Акимович Овчинников
(23 июня 1830 — 7 апреля 1888)
русский фабрикант, один из основателей русской национальной ювелирной школы и возродитель русского стиля в ювелирных изделиях, а также почётный гражданин Москвы, гласный Московской городской думы, член Купеческой управы и Биржевого комитета

В XVIII- начале XIX века Петербург был единственным центром и школой ювелирного дела в России, положение меняется во второй половине XIX века, когда в Москве стала зарождаться самостоятельная художественная культура, основанная на своих древних традициях, насчитывающих около тысячелетия.
Ковш наградной с носиком в виде головы витязя в шлеме
Вторая половина XIX — начало XX века в истории московской жизни одна из ярких страниц — это время экономического и культурного подъёма, когда создавались городские музеи, учебные заведения, красивый облик города, стала насыщенной художественная жизнь. Во всех отраслях искусства начались поиски самобытных национальных форм.
Картинки по запросу "павел овчинников эмальер""
П. Овчинников. Ковш. Москва, 1896-1908
Мастера-ювелиры с середины XIX века откликнулись на потребность общества в национальных формах, начиная с этнографического воспроизведения отдельных предметов, копирования орнаментов, использования народных мотивов для создания оригинальных произведений, включения гравюр с видами городов и исторических памятников, сюжетов из русской истории, народных картинок в украшении серебряных изделий. Первыми шагами возрождающегося русского национального искусства, зачинателем и носителем которого стала Москва и ее школа, было возрождение характерных декоративных принципов, присущих древнерусскому искусству.
Яркими выразителями этого направления были лучшие фирмы: И. П. Сазикова, П. А. Овчинникова, И. П. Хлебникова, И. С. Губкина, П. И. Оловянишникова, которые, как бы изумившись красоте русского искусства, забытого и закрытого подражанием западноевропейским формам почти на два столетия, сумели вновь утвердить его в своих изделиях.
Витрина и выставка серебряных изделий фабрики П. А. Овчинникова в Москве
Ярким выразителем   направления ювелирной  работы в России была крупная фирма  Павла Овчинникова,  деятельность которой развернулась в XIX веке в  Москве.
Основатель одной из крупнейших ювелирных фирм Москвы второй половины XIX – начала XX века, Павел Акимович Овчинников был крепостным князя Волконского. Дошедшие до нас сведения о рождении Павла Акимовича Овчинникова скудны и противоречат друг другу. По одним данным, он появился на свет 23 июня 1830 года, по другим - Павел Акимович родился 25 марта (или  20 февраля) 1830 г  в семье крепостных крестьян.
Местом рождения будущего ювелира указывают Подольский уезд, где находилась принадлежащая его помещику, генерал-фельдмаршалу и министру императорского двора и уделов князю Петру Михайловичу Волконскому усадьба Суханово.
Рано обнаруживший способности к рисованию, для их совершенствования он был отправлен на восемь лет подмастерьем в мастерскую золотых и серебряных дел, принадлежавшую его брату Андрею Афанасьевичу Овчинникову. Оказавшись хорошим учеником, Павел  Овчинников получил вольную, а в 1850 году женился и на 1000 рублей приданного жены завёл самостоятельное дело, которое впоследствии стало одним из главных ювелирных предприятий Москвы.
Картинки по запросу "павел овчинников эмальер""
Ваза. Москва, начало XX века. Серебро, бронза, цветные камни, эмаль по скани
Всероссийский музей декоративно - прикладного и народного искусства
Некоторые сведения о себе Овчинников сообщал в брошюре 1881 г, посвящённой вопросу устройства быта рабочих на его фабрике: «…наученный двадцативосьмилетним опытом, как владелец и основатель фабрики серебряных и золотых изделий в Москве и будучи сам вместе с братом моим, ныне директором моей фабрики, родителями отдан на восемь лет, я могу говорить на основании указаний опыта;я сам прошёл эту школу рабочего труда и лишений…»
Только через много лет упорного труда П. А. Овчинников впервые демонстрирует свои изделия на выставке мануфактурных произведений в Москве в 1865 г и сразу привлекает внимание высоким мастерством исполнения и хорошим художественным вкусом. На этой выставке экспонировалась в основном церковная утварь, выполненная по рисункам академика И. Борникова.
С этого  времени фирма стала центральной  среди участников как всероссийских, так и всемирных выставок, всегда вызывая восхищение современников, имела многочисленные награды за прогрессивное усовершенствование всех сторон золотого и серебряного дела, за постоянное внесение новых элементов украшения, за превосходное устройство и ведение школы.
В отчёте о Всероссийской выставке 1882 года написано: «Имя г. Овчинникова известно чуть ли не всей России; известность  эта приобретена им самим, его личной энергией, его трудом и дарованием». Развитие производства шло быстрыми темпами, изделия фирмы охотно покупались: если в 1853 году годовой оборот составлял – 250 тысяч рублей, то в 1854 г уже – 1,5 млн рублей.
Поднос (из набора для крюшона)
Спустя два года молодая российская ювелирная фирма замахнулась на то, чтобы впервые представить свои изделия на суд мировой общественности, — она приняла участие во Всемирной выставке в Париже 1867 года. И на этом, по отзывам современников, просто грандиозном и поистине международном событии, где гостеприимная страна-хозяйка Франция продемонстрировала все свои амбиции на мировое лидерство, а более 30 стран участниц постарались показать все свои достижения, фирму Овчинникова ждал успех. Особенно поразил и публику, и журналистов один из его экспонатов — письменный прибор «Памятник освобождения крепостных крестьян», украшенный рельефами, изображающими чтение манифеста 1861 года и основные события царствования Александра II. Его венчала скульптура крестьянина, который, крестясь, начинает сеять рожь на собственной земле. Серебряная медаль — такую награду привез московский ювелир со Всемирной выставки в Париже.
Складень трёхстворчатый «Богоматерь Утоли моя печали,
великомученица Варвара, святой князь Владимир»
Управление  фирмой лежало в руках Павла Акимовича, большое внимание уделялось рекламе достижений  фирмы за границей: на международных и всемирных выставках изделия его фирмы получали золотые и серебряные медали, сам он в 1867 году в Париже получил орден кавалера Почётного легиона, а в Австрии в 1873 году – орден Железной короны. Отличительной особенностью являлось то, что для создания изделий П. Овчинников пользовался моделями известных  скульпторов, архитекторов, художников и рисовальщиков, таких как  И. Борникова, Е. Лансере, А. Обера, И. Монигетти и др. Фирма работала во всех видах ювелирного производства.
Несмотря на то, что в Москве, где всё ещё были крепки  национальные бытовые и эстетические  традиции, творчество мастеров «русского»  стиля пользовалось большой популярностью,  деятельность Овчинникова, как раз когда его изделия получили в 1860 году всероссийскую известность, связана с интенсивными поисками индивидуального творческого пути, а также освоением профессионального опыта ювелиров допетровской эпохи, главным образом, XVI-XVII вв.
Ковш. 1899-1908 гг
1870–1880-е годы стали временем наивысшего расцвета предприятия. Ещё в конце 1860-х фирма получила право украшать свои изделия государственным гербом и открыла свой первый магазин в Москве — на престижном Кузнецком Мосту. Через несколько лет магазин фирмы Овчинникова появился и в Санкт-Петербурге, а потом открылся ещё один магазин в Москве на Ильинке. Также в 1870-х компания расширила свои производственные мощности и открыла в 1875 году одну из самых крупных в то время профессиональных ювелирных школ. Это учебное заведение, которое современники считали образцовым, подготовило немало блестящих профессионалов не только для фабрики Овчинникова, но и для других российских предприятий.
Павел Акимович имел свои взгляды на то, как надо воспитывать подрастающее поколение, нередко шедшие вразрез с теми, что были у его современников. Так, наряду с ювелирным мастерством по нескольким специализациям ребята изучали и общеобразовательные предметы. 130 воспитанников школы учились и жили в специальном построенном для этого здании. Ученики трудились на фабрике, но при этом выполняли лишь работу, способствующую росту их профессионального мастерства. Использовать ребят для чёрной работы или для побегушек по магазинам для нужд рабочих строжайше запрещалось. Фабрика гордилась успехами своих учеников — сделанные ими изделия красовались в специальных витринах магазинов фирмы Овчинникова и часто выставлялись на российских и международных смотрах, неизменно получая высокую оценку.
Серебряных дел мастер Овчинников, 1883 Москва 11 x 8.9 см russian.antique.com
СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ 1883. Москва
Серебряных дел мастер П. Овчинников
Заказов в это время у фирмы было очень много. Клиентами выступали как аристократы и крупные буржуа, так и венценосные особы — члены российской царской семьи и представители королевских дворов Европы. Фирма выполняла работы для нужд императорского двора (с воцарением Александра III Овчинников получил статус поставщика двора его императорского величества): дипломатические сувениры, изделия для коронации и других торжеств, подарки для членов семьи и другие. Магазины Овчинникова просто обожали заезжие богатые иностранцы. Побывав в Москве или Санкт-Петербурге, они считали нужным приобрести там какую-нибудь безделушку. Пользовались они успехом и российской публики: нередко мастерам Овчинникова заказывали изделия для так называемых общественных подношений.
И конечно, несмотря на большой спрос на предметы светского назначения, работа для храмов оставалась приоритетом фабрики на протяжении всех 60 с лишним лет её существования. Какие только церкви и монастыри не украшали изделия фирмы! В частности, мастера фабрики Овчинникова выполняли фрагменты убранства для двух самых знаменитых российских храмов, построенных в ту эпоху, — собора Воскресения Христова (Спаса-на-Крови) в Санкт-Петербурге и храма Христа Спасителя в Москве. Участвовали они и в реставрации главного иконостаса Успенского собора Московского Кремля.
 
A Russian silver & enamel cigarette case
В мастерских Овчинникова уделялось  большое внимание исследовательской деятельности в разработке уникальных приёмов росписи ювелирных изделий. Аналогичные опыты в эти же годы проводили  мастера Фаберже – Эрик Коллин и Владимир Соловьёв, хотя тематика и стиль их изделий отличались от изделий фирмы Овчинникова.
Отдавая дань моде на шинуазри, прокатившуюся в последней декаде XIX века по России и Европе, предприятие наследников Овчинникова создавало предметы, однотонное красное лаковое покрытие которых украшали накладные рельефные изображения цветков вишни и соловьёв в «китайском» вкусе.
Павел Овчининков придавал совершенствованию технологической  базы и расширению способов художественной выразительности гораздо большее  значение, чем владельцы других московских предприятий и мастерских. Активная экспериментальная работа позволила  восстановить утраченную за многие столетия технику перегородчатой эмали. Образцы  изделий с использованием этой техники  демонстрировались на международных выставках, но широкого распространения не получили.
Мастера фирмы освоили другой уникальный технический приём – витражную или оконную эмаль. До последней декады XIX века этот технический приём в России широко не применялся. За рубежом в это же время его использовали лишь отдельные ювелиры, среди которых – известный французский мастер Рене Лалик.
В конце 1880-х – начале 1890-х на предприятии Овчининкова создавали множество ювелирных изделий с эмалями главным образом в смешанной технике: чаще всего использовались эмаль по скани, а для деталей – витражная эмаль. Нередко с использованием традиционных технических приёмов создавали как бы сувенирные ювелирные изделия, подражающие старинным.
Можно сказать, что фирма Овчинникова постоянно  развивалась, была своего рода новатором в использовании различных приёмов  при создании ювелирных предметов. Это способствовало выделению торгового дома Овчинникова среди его конкурентов, таких как дома Хлебникова, Курлюкова и многих других.
Как петербургский  коллега Карл Фаберже, Павел при  производстве ювелирных изделий  делал акцент на высокое качество и прочность изделий,  использование новых технологий.  Он постоянно работал над расширением и усовершенствованием производства.
Солонка в виде трона в русском стиле
В первые же годы развития  производства он приступил к введению передовых методов организации труда и обучению мастеров, а в 1881 в Москве даже издал книгу «Некоторые данные по вопросу об устройстве быта рабочих и учеников на фабриках и ремесленных заведениях».
Павлу Акимовичу не довелось прожить долгую жизнь. Купец первой гильдии, потомственный почётный гражданин Москвы, мануфактур-советник, кавалер множества российских и иностранных наград, скончался в Москве 7 апреля 1888 года. Разумный и благодарный хозяин, он оставил о себе хорошую память среди рабочих и был оплакиваем горожанами, которые долго ещё вспоминали его заслуги в области благотворительности и на ниве общественной службы. Основанной же им фирме было суждено пережить своего хозяина - дело Павла Акимовича с успехом продолжили его сыновья. Предприятие просуществовало вплоть до событий 1917 года.
Шкатулка.1881 Фирма П. А. Овчинникова
Серебро; эмаль по скани, золочение, канфарение, литьё, чеканка
Серебряная позолоченная кружка, около 1888 г., около 688 г., из московской мастерской Павла Овчинникова.
Серебряная позолоченная кружка,ок. 1888
 
 
Экспонаты музея "Собрание"
Ларец 1882. Фирма П. А. Овчинникова
Серебро; эмаль перегородчатая, золочение, канфарение
Кошелёк. Последняя четверть XIX в. Фирма П. А. Овчинникова
Серебро; эмаль выемчатая, эмаль расписная (живописная), золочение
Табакерка.1881. Фирма П. А. Овчинникова. Серебро; эмаль перегородчатая,
эмаль расписная (живописная), эмаль выемчатая, канфарение, золочение
Настольное украшение (пладеменаж). 1875 г. Фирма П. А. Овчинникова
Серебро, стекло; литьё, эмаль выемчатая, резьба, просечка, золочение
Письменный прибор «Нестор Летописец». 1908-1917 гг. Фирма П. А. Овчинникова
Серебро, мрамор, стекло; литьё, гравировка, канфарение, ручная выколотка
Портсигар. Последняя четверть XIX в. Фирма П. А. Овчинникова
Серебро; эмаль расписная, эмаль по скани, скань, канфарение, золочение
Портсигар. Последняя четверть XIX в. Фирма П. А. Овчинникова
Серебро; витражная эмаль, эмаль по скани, канфарение, золочение

mus-col +  desingovb
Рубрики:  Рукоделие, мода, самоделки, hand-made, переделки,
Наука, искусство, мода, история, культура, архитек
Метки:  

Процитировано 4 раз
Понравилось: 11 пользователям

Ludmam   обратиться по имени Суббота, 01 Февраля 2020 г. 10:03 (ссылка)
Donnarossa, Доброе утро Лена! Умели ведь делать такие красивые вещи! Присмотрела серебряный ковшик себе...чистое серебро и без глазури.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 01 Февраля 2020 г. 16:30ссылка
Ну чисто серебряные вещи это неудивительно. А ты где присмотрела в реале или от П. Овчинникова?
Галина_Ледкова   обратиться по имени Суббота, 01 Февраля 2020 г. 19:19 (ссылка)
не в тему, ну вроде бы еше раз приехал парень и наладил инет на долго ли ??? н аватап скину нас попозднее
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку