Сваровски – название бренда продукции из тонкого хрусталя, выпускаемой компаниями, принадлежащими АО Сваровски в городе Фельдмайлен. Предприятие было организовано в 1885 году Даниэлем Сваровским, скрипачом, приехавшим в Австрию из Богемии, и создавшим в Ваттенсе (недалеко от Иннсбрука, Тироль, Австрия) завод по производству гранёного хрусталя. Здесь он пользовался местной гидроэлектростанцией для выполнения запатентованных им энергоёмких шлифовальных технологических процессов.
Когда в конце XIX века уроженец Богемии Даниэль Сваровски изобрёл электрический шлифовальный станок, позволивший быстро обрабатывать кристаллы горного хрусталя, он, конечно, не мог и подумать, что спустя век его мастерская будет поставлять хрустальные вещи во все страны мира. Впрочем, тогда мечтать не позволяли масштабы производства, за эти годы разросшегося до размеров крупного завода, на котором трудится более тысячи человек. В 1995 году фирма "Swarovski" отметила столетний юбилей, открыв тематический парк «Хрустальные миры Сваровски» (Swarovski), расположенный в Ваттенсе, недалеко от Инсбрука, где первоначально выпускался хрусталь. Это Королевство хрусталя создано Андре Хеллером, австрийским художником - специалистом в области мультимедиа, и посвящено Даниэлю Сваровски - основателю ведущей мировой компании по производству хрусталя. Напротив завода Сваровски раскинулся фантастический мир - сделанный руками человека холм, перед которым разлилось рукотворное озеро, в котором выточен великан с горящими глазами, низвергающий из своего рта водопад. Глубоко внутри холма таится подземная фантазия - чудесный мир хрусталя, представляющий собой лабиринт из семи комнат.
Под маркой Хрусталь Сваровски выпускаются хрустальные скульптуры и миниатюры, украшения, предметы бытового декора, люстры, бусы, искусственные брильянты и многое другое. Вся продукция маркируется аутентичным логотипом предприятия с изображением лебедя – символа компании. Украшения в разные годы оценили Шанель, Кристиан Диор, Марлен Дитрих, Майкл Джексон и Тина Тёрнер.
Даниэль Сваровски родился 24 октября 1862 года в Георгентале, маленькой деревне в горах Северной Богемии. Территория эта входила в состав Австро-Венгерской империи и славилась своими стеклодувами, шлифовщиками стекла и огранщиками. У каждого уважающего себя богемца была стекольная мастерская. Отец Даниэля также шлифовал мелкую бижутерию, отделывал хрусталь, применяя ту же технику, которую используют ювелиры: вручную наносил на заготовку фасетки, имитирующие бриллиантовую огранку. Предприятие его особым размахом не отличалось, хватало только на существование. Даниэль хоть и трудился в семейном бизнесе, но мечтал стать великим скрипачом.
В 1880 году Даниэль едет учиться на инженера в Париж. Наблюдательный юноша заметил, как быстро распространяется мода на имитацию бриллиантов. Их называли стразами – по имени известного ювелира-мошенника XVIII века Жоржа Фредерика Страсса, жившего за сто лет до рождения Даниэля. Страсс выдавал за бриллианты гранёные хрустальные осколки.
На Всемирной электротехнической выставке в Вене молодой Сваровски знакомится с новыми возможностями электрических механизмов и решает создать станок для огранки и шлифовки хрусталя и стекла. В 1891 году он сконструировал первый в мире электрический шлифовальный станок. Эта машина позволяла обрабатывать камни и хрусталь в количестве, несопоставимом с ручной обработкой. Внешне новые изделия выгодно отличались от богемского стекла и хрусталя, а главное – позволяли поставить хрусталь в один ряд с другими драгоценными камнями.
Даниэль решил открыть собственное дело - стал шлифовать хрусталь, имитирующий драгоценные камни. В то время он едва ли мог предположить, что закладывает основы фирмы, которая менее чем через сто лет станет крупнейшим в мире производителем ограненных кристаллов.
Но на родину Даниэль Сваровски решил не возвращаться, опасаясь конкуренции с богемскими умельцами, а также в силу дороговизны в Богемии электроэнергии. В Австрии, недалеко от г. Инсбрук, в небольшой деревеньке Ваттенс он нашёл старую пустовавшую фабрику. Его привлекла возможность использовать потенциал гидроэлектростанции в Тирольских горах (и сегодня компания Swarovski по-прежнему обеспечивает себя собственной электроэнергией). Там и наладил он в 1895 выпуск недорогих кристаллов, внешний вид которых был подобен настоящим драгоценным камням.
Он сам проектировал украшения и сам разработал новый процесс изготовления хрусталя, сумев вывести оптимальное сочетание исходных смесей для варки хрусталя сверхъестественной прозрачности и который не боялся машинной огранки. В новый состав входили сода, поташ, сурик, кварцевый песок, смешанные в определённой пропорции. Сделать что-либо подобное не удалось до сих пор никому во всем мире. Стразы Сваровски сверкали как настоящие бриллианты. Однако, Сваровски никогда не пытался скрыть факт имитации, поскольку был уверен в истинной и самобытной красоте хрусталя. Сваровски поставил на поток светский блеск, престиж, право на избранность и другие иллюзии, которые ассоциируются у людей с драгоценными камнями. Бриллиантам пришлось потесниться. Мода отреагировала мгновенно. Бижутерия перестала быть дурным тоном даже при королевских дворах Европы. Спрос на хрустальные «бриллианты» от Сваровски был огромен.
С лёгкой руки знаменитых модельеров того времени Коко Шанель, Кристиана Диора и Скиапарелли изделия от Сваровски принялись носить модницы всего мира. Для небольшой австрийской фирмы наступили золотые времена. Оказалось, что во всем мире только Swarowski умеет делать такие прекрасные, дорогие на вид кристаллы. Так продукция, которую производили в тирольской деревушке, стала известной во всем мире. Главные конкуренты хитрого Даниеля, знаменитые стеклянные заводы Венеции, оказались на грани разорения.
Фабрику Сваровски завалили заказами. Ему пришлось расширять помещения и нанимать рабочих. Именно тогда, в 1900, возник бренд Swarovski. В 1929 году ассортимент Swarowski расширился. Фирма начала выпуск стёкол-отражателей для автомобилей и другой техники под маркой Swareflex. В 1935 году фирма открыла также производство оптических приборов под маркой Habicht.
В 1940-1950-х с восстановлением мирной жизни в Европе вновь появился спрос на модную одежду. Swarovski установила контакты с новыми домами высокой моды в Европе и Америке. Фирма наряду с выпуском массовой продукции начала выполнять эксклюзивные заказы. Именно в это время раскрылся талант внука Даниеля - Манфреда Сваровски. В середине 50-х он сумел создать технологию производства разноцветных кристаллов, камень переливался всеми цветами радуги. В моду вошли разноцветные стразы. И опять Swarowski попала в точку! Разноцветные стразы вошли в моду, причем у состоятельной публики. Цветные кристаллы от Swarovski стали признаком роскоши. Эксклюзивные красиво ограненные стразы большого размера стали котироваться на уровне драгоценных камней. Технологию изготовления стразов Swarovski продолжала хранить в секрете.
Бывший скрипач Сваровски требовал от своих сотрудников, чтобы в готовых изделиях чувствовалась "музыка хрусталя". Посвятив кристаллам свою жизнь, подняв искусственные материалы до уровня искусства, Сваровски открыл нам чистый и прекрасный мир прозрачной гармонии.
В 1956 году основатель фирмы Даниель Сваровски умер, оставив семье процветающий бизнес.
В 1976-м фирма Сваровски открыла новую линию производства – хрустальные фигурки. Стандартная коллекция Сваровски насчитывает более 100 000 различных камней всех используемых в бижутерии форм. Круглые камни производятся в размерах от 1 мм до почти 30 мм в диаметре. Число граней при шлифовке колеблется от 16 до 56, в зависимости от области применения камней. 80% всех производителей бижутерии покупают камни Сваровски. В настоящее время фирма является ведущей мировой компанией по производству хрусталя и изделий из него.
Начав с высокоточной обработки ювелирных изделий из хрусталя, пять поколений семьи Сваровски создали невероятно разнообразный ассортимент продукции. Сюда относятся ювелирные украшения и изделия из ткани, сувениры и подарочные наборы, авторские ювелирные изделия, модная бижутерия и подвески для люстр. На долю Swarovski приходится 80% всех производимых в мире стеклянных камней (стразов) для бижутерии. Кроме того, Swarovski Optik выпускает под торговой маркой Habicht точные оптические приборы, например, бинокли и телескопы, пользующиеся известностью во всем мире, а Swarovski Tyrolit является лидером в области производства высококачественных полировочных и абразивных материалов.
Ландыши
Важные факты в жизни Swarovski:
1895 год – была основана первая фабрика Swarovski
1895 год – компания Сваровски начинает выпуск кристаллов, которые имитируют внешний вид драгоценных камней
1900 год – основание бренда Swarovski
1956 год – смерть Даниеля Сваровски
1976 год – фирма Сваровски открыла новую линию производства – хрустальные фигурки.
Что выпускается под брендом Swarovski: предметы роскоши - серьги, кольца, колье, броши, браслеты и другие украшения.
Стиль Swarovski: шик, изысканность, гламур.
География Swarovski: магазины расположены в Европе, Америке, Англии, Японии, Китае, Украине, России, странах СНГ.
Самые известные люди планеты почитали за честь носить стразы Сваровски. Ими украшали свои вечерние наряды Мэрилин Монро и Марлен Дитрих. Коко Шанень и Эльза Скьяпарелли первыми вывели на подиум манекенщиц в украшениях из хрусталя. И по сей день самые модные кутюрье Кристиан Диор, Ив Сен-Лоран декорируют свои коллекции этим «сверкающим чудом». Сценические костюмы Майкла Джексона, Брайана Ферри и Тины Тёрнер не обошлись без блеска кристаллов Сваровски. В коллекции королевы эпатажа Вивьен Вествуд, выполненной в пиратском стиле, было платье, расшитое имитацией канатов из хрустальных камней Сваровски. А Кристиан Лакруа украсил свои часы этими стразами.
В соответствии с философией своего основателя фирма по-прежнему вкладывает огромные средства в научные разработки. Всё сырьё и все инструменты для огранки изготавливаются самой фирмой. В компании уничтожают все инструменты, которые использовались для производства коллекционных изделий, и относящуюся к этому документацию. Семейное предприятие Сваровски бережёт свои секреты, как зеницу ока. Штаб-квартира компании, как и 100 лет назад, находится в миниатюрном Ваттенсе.
Многие пытались раскрыть рецепт Сваровски и тайну бриллиантовой огранки, но это пока никому не удалось. Впрочем, некоторые особенности можно отметить. Секрет игры света и блеска заключается в содержании в них окиси свинца. Содержание окиси свинца в стразах Сваровски составляет 32%. В обычных стразах - до 24%, в стекле - 6%. Шикарный блеск камням Сваровски обеспечивает не только состав сырья, но и ювелирная прошлифовка каждой грани. Камни имеют стандартные формы, одинаковые по размерам верхние грани. Отсутствуют сколы и замутнения. Игру света творят как раз боковые грани. Количество боковых граней колеблется у разных производителей. Собственно от этого количества и зависит во многом игра света и, соответственно, блеск камней. Стразы Сваровски имеют наибольшее количество боковых граней – 14 (7 широких и 7 узких граней). 14-гранная огранка страз увеличивает их светоотражение на 13% по сравнению с 12-гранными стразами и на 23% - по сравнению со стразами, у которых 14 одинаковых граней. Эта огранка запатентована Сваровски.
Следующий момент - полировка граней. Для достижения «волшебного» эффекта грани должны быть максимально острыми и чёткими. В отличие от других производителей камней, у Сваровски отполированы все грани. Обратная сторона страз имеет серебристо-зеркальную подложку, это усиливает блеск и игру света. Ещё один секрет Сваровски – это клей, которым крепятся стразы на подложку (стекло, зеркало, ткань, металл, пластик и др.). Если у вас изделие Сваровски, будьте уверены, со временем стразы не отклеятся. Сваровски использует лучший в мире материал для производства страз.
И во всём этом сверкающем чуде звучит великая симфония Сваровски...
Ассортимент продукции компании Swarovski представлен рядом товарных направлений:
-
Swarovski Flact Back HotFix – стразы с плоским дном со специально проявляющимся клеем на основе камня, который дает возможность приклеить на ткань посредством нагревания.
-
Swarovski Flact Back NO HotFix – стразы с плоским дном, с серебряной фольгой вместо клея на обратной стороне, которое позволяет прикрепить их к различным тканям при помощи одно- или двусоставного клея.
-
Swarovski Sew-on Stones – пришивные стразы с плоским дном с одним, двумя или тремя отверстиями (в зависимости от формы) для фиксации на ткани.
-
Swarovski Beads – бусины с одним отверстием, которые используются как элемент декорирования текстильных изделий, бижутерии и аксессуаров.
-
Swarovski Pendants – подвески. Оригинальное дополнение к бижутерии, любой одежде и аксессуарам. Они бывают с одним отверстием и могут использоваться только как обычные бусины.
Каждое товарное направление представлено рядом товарных групп (артикулов). Например, клеевые стразы с плоским дном (2006, 2012,2028 и т.д.), наиболее популярные при изготовлении костюмов для спортивных бальных танцев, спортивной гимнастики, фигурного катания. Каждая товарная группа (артикул) производится компанией Swarovski в различных цветовых решениях.
Эксклюзивность продукции Swarovski заключается не только в большом количестве форм, цветов и размеров, но и в применении специальных эффектов, которые усиливают блеск и изменяют восприятие цвета кристаллов.
Цветовые решения. Классический цвета: Amethist, Aquamarine, Black Diamond, Blue Zircon, Capri Blue, Crystal, Crystal AB, Emerald, Fuchsia, Hyazinth, Jet, Jet AB, Jet Hematite, Jonguil, Jonguil AB, Light Amethyst, Light Colorado Topaz, Light Rose, Lihht Sapphire, Light Siam, Light Siam AB, Montana, Olivine, Peridot, Rose, Ruby, Sapphire, Siam, Smoked Topaz, Topaz, Topaz AB.
Эксклюзивные цвета: Blue Zircon Satin, Burgundy, Citrine, Cobalt, Crysolite, Crystal Cosmojet, Crystal Dorado, Crystal Meridian Blue, Crystal Sage, Crystal Tabac, Crystal Volcano, Erinite, Fire Opal, Jet Nut, Jonguil Satin, Light Peach, Light Siam Satin, Light Topaz, Padparadscha, Sapphire Satin, Smoked Topaz Satin, Sun, Tanzanite, White Opal, White Opal Sky Blue.
Все цвета наглядно представлены в Карте цветов. Эффекты, которыми могут обладать кристаллы, бывают двух типов - наносимые на поверхность и на дно камня (для плоских камней).
Эффекты наносимые на дно камня (создается за счёт нанесения на дно специального светоотражающего слоя фольги):
G– «золотой» цвет
S– «серебряный» цвет
M– «металлический» цвет
U– без слоя
Эффекты, наносимые на поверхность камня (позволяющие изменить цвет и усилить блеск камня, создаются за счет вакуумного напыления различных составов):
AB- Aurore Boreale
CAL- Comet Argent Light
GlBl- Glacier Blue
Hem- Hematite
BBl- Bermuda Blue
Helio- Heliotrope
VL- Vitrail Light
VM- Vitrail Medium
При этом некоторые эффекты сочетаются только с определёнными цветами камней или могут не сочетаться друг с другом. Например, эффект Hematite возможен только для камней цвета Jet, а эффект АВ не сочетается с отражающим слоем «золотого» цвета.
Также существуют прозрачные эффекты, наносимые на нижнюю поверхность камня и видимые сквозь него. Такие эффекты возможны только в сочетании с цветом Crystal.
Возможные дополнения к эффектам:
V - напыление наоборот, т.е. нанесенное на противоположную сторону (например, CAL V на нижней, а VM V на верхней поверхности камня)
Z- напыление наноситься только на часть камня, т.е. лишь на некоторые из его поверхностей (например, Crystal Helio Z)
B - напыление наносится на три поверхности кубика (например, VM B)
2x - напыление наносится на обе стороны камня (например, Crystal AB 2x)
mat-finish- матовое покрытие всей поверхности камня. Матовое покрытие невозможно у артикулов 1012 и 1100 размеров РР. У всех остальных артикулов возможны после данного процесса отклонения в размерах.
Мотивы
М - мотив выполнен с помощью лазера. Мотив с матовой поверхностью представлен в двух измерениях (только на плоскости - поверхности камня)
МЕ - мотив, выполненный с помощью пресса. Мотив углублен в камень и проявляется в трех измерениях
MF- вклеенный шатон. Трехзначное число дает информацию о цвете вклеенных камней.
Размеры
Каждый артикул, представленный в каталоге продукции, доступен в различных размерах. Размеры указаны либо в миллиметрах, либо в виде обозначения - ss (Stone Sise) и соответствуют таблице размеров в метрическом измерении:
ss 6 – 1,90-2,10 мм
ss 8 – 2,30-2,50 мм
ss 10 – 2,70-2,90 мм
ss 12 – 3,00-3,20 мм
ss 16 – 3,80-4,00 мм
ss 20 – 4,60-4,80 мм
ss 30 – 6,32-6,50 мм
ss 34 – 7,069-7,272 мм
Всё это, в общем-то, представляет интерес больше для специалистов в области дизайна. А вот любителям прекрасных вещей всего лишь несколько наглядных примеров практического применения этих камней.
На автовыставке Tokyo Auto Salon 2009 Мерседес представил свой SL600, полностью инкрустированный кристаллами Swarkovski. На каждую машину (их было две - одна золотая, вторая серебряная) ушло от 200 до 300 тысяч страз.
Mercedes S class
Логотип "Мерседес" 199 стразов
Toyota Camry Swarovski Crystal 2011 Каприз, 80 000 страз
Samsonite Black Label: апгрейд от Swarovski. Чемодан выполнен в стилистике 20-х годов и полностью инкрустирован кристаллами Swarovski. В Европе таких драгоценных чемоданов в продаже только 30.
Ослепительный театральный бинокль, усеянный более чем 1300 разноцветных кристаллов Swarovski, с 25-мм объективом, 3-кратного увеличения.
Swarovski Crystal Evening Hard Clutch
Дорогая ванна от Teuco
Инкрустация корпусов мобильных телефонов стразами Сваровски
Стильная web-камера Crystal edition of SPEED-LINK из 1350 кристаллов. 499 евро
Компания Samsung в рамках рекламной акции своих цифровых фотокамер в качестве призов для клиентов фотомагазинов сети Jessops представила образцы камер Samsung ST30 и Samsung NX11, корпуса которых плотно украшены кристаллами Сваровски.
Шкатулка для ювелирных украшений "Гармония" из 2138 кристаллов
Шкатулка для ювелирных украшений "Рубиновое Сияние" из 1205 кристаллов
Шкатулка для ювелирных украшений "Цветы и ягоды" из 1315 кристаллов
Ёлочные украшения
Jesus Christ by Quinn Gregory. 250 000 Swarovski crystals
"Очарование"
"Ягуар"