В 20-е годы бельгиец Жозеф Дуйе был представителем миссии проф. Нансена по помощи голодающим в стране Советов. Свидетельства Дуйе о жизни народа в большевистской России легли в основу его книги "Москва без покровов".
Вот типичная сцена, свидетелем которой я был в сельской школе: на станции Тихорецкая, в 171 версте от Ростова, я должен был присутствовать на осмотре детей школы; так как я хорошо знал эти места, я отправился к школе гораздо раньше официально назначенного часа: я пришел туда в половине десятого утра, когда меня совсем не ждали, и прямо направился в класс, где уроки только что начались. Перед кафедрой стоял мальчик лет 8-9, возле него находилось два лица: одно - секретарь коммунистической ячейки, другой был учитель школы. Вот диалог, который я услышал:
Учитель: - Скажи, Ваня, ты молишься Богу?
Ребенок: - Да, товарищ учитель, я молюсь Богу.
Учитель: - Твой Бог дает тебе то, что ты просишь?
Ребенок молчит.
Учитель: - Хочешь, попробуй, попроси сейчас Бога, чтобы Он дал тебе хлеба, ты, должно быть, голоден?
Ребенок: - Да, я очень голоден.
Учитель: - Превосходно, - молись Богу, кто знает, может быть твой Христос даст тебе хлеба.
Ребенок с некоторым колебанием становится на колени, крестится своей маленькой ручкой и начинает класть поклоны до земли, как он это видел в своем родном доме. Было трогательно видеть горячую и простую веру ребенка; но черные вороны сторожившие его, через несколько минут прервали молитву ребенка и спросили его:
Учитель: - Ну что, Ваня, твой Бог дал тебе хлеба?
Ребенок со слезами на глазах, не понимая, чего от него хотят, но предчувствуя что-то, отвечает: "Нет, Бог мне ничего не дает".
Учитель: - Ну, вот видишь, что такое твой Бог, вместо того, чтобы просить хлеба у него, попроси лучше у товарища коммуниста; ты увидишь, что товарищ тебе его даст.
И голодный ребенок послушался и покорно повторил: "Товарищ, дай мне, пожалуйста, хлеба".
Коммунист: - Надо было с этого начать. Если бы ты прямо обратился ко мне, я бы тебе сразу дал хлеба. Ты обращаешься к Богу, но разве ты Его видел? Нет, потому что Он не существует. - Тут он вынимает из кармана своей кожаной куртки белый хлеб и дает его ребенку.
Я, признаюсь, не имел достаточно моральных сил вынести эту сцену, которой я был бессильным и немым свидетелем: я не мог вырвать ребенка из рук жестоких варваров. Я покинул школу со слезами на глазах и отправился в Ростов, не ожидая официальной ревизии. Несчастные русские дети обречены оставаться в преступных руках подобных учителей. Пусть те, кто имеет детей и любит их, отдадут себе отчет в этом факте.