Пятница, 28 Ноября 2008 г. 14:14
ссылка
Одно время я с интересом вчитывался в книгу академика Д.С.Лихачева «Поэтика древнерусской литературы» и с тем же интересом посматривал на него издали на писательских собраниях. Что говорить, тип интеллигента, как бриллиант, чистой воды. Но его высказывания последних лет о культуре я воспринимаю лишь с оговорками. Кстати, вы приводите одно из них: «культура представляет главный смысл и главную ценность существования как отдельных народов и малых этносов, так и государств. Вне культуры самостоятельное существование их лишается смысла».
Как один из пунктов Декларации прав культуры, то есть как декларацию в общем виде можно бы принять, но в основе ее мысль весьма приблизительная и спорная, хотя и благая. Увы, не культура представляет главный смысл и главную ценность существования как отдельных народов и малых этносов, тем более государств, то есть верховной власти.
А что? Да все, что угодно во всякие периоды истории, только не культура. Народы и государства обеспечивают свое «самостоятельное существоание» постольку, поскольку принимают определенные формы и правила проживания, как и животные популяции, что называется цивилизацией. В них-то они видят главный смысл и главную ценность существования, как популяция бобров или муравьев, постоянно воссоздавая статус-кво. Поэтому Средние века длились неопределенно долго, претерпевая лишь небольшие изменения. Разумеется, за этот период зародилась и развилась средневековая культура, квинтэссенция средневековой цивилизации.
А когда же увидели в культуре «главный смысл и главную ценность существования», открыли античность, что и стало основой Возрождения в странах Европы. Это была великая культурная революция, с жизнетворчеством и творчеством новой культуры, когда сказалась впервые и роль меценатов в раздробленной Италии, от правителей отдельных городов и купцов до папы римского. Но творили новую культуру мыслители и художники.
В Испании, Франции, Англии главными меценатами были короли, как в России с началом преобразований Петра I цари, то есть государство. Академик Лихачев, вознося меценатов, так и не разобрался, что стремительное развитие русского искусства, с ростом могущества, было характернейшими признаками Ренессанса в России, с победами русского оружия, что и испугало деловые круги западных стран, как вы пишете. Меценатство на рубеже XIX-XX веков - это сугубо ренессансное явление, как во Флоренции, Венеции и в Риме в XV-XVI веках. Суть не только в деньгах, сами меценаты обладали художественными талантами и универсальными интересами, что характерно для эпохи Возрождения в странах Европы и в России.