Arzachel (1969)
Весьма занятная работа, записанная практически интернациональным составом, имеются, как и отличные песни, так и пара улетных инструментальных композиций (или пьес, не знаю как это благородней назвать). Финальная, так вообще, почти на 17 минут. “Жидкие” клавишные, пронзительная гитарка, четкие барабаны, музыка – то, что надо. Отличный психоделический рок с элементами раннего прога.
А вот и участники Arzachel, этой “сборной дружбы народов”, как указанно на развороте пластинки:
Саймон Саспарелла (Simon Sasparella) – лидер-гитара и вокал. Сайм был рожден в деревне Ситолла, что находится в Камбрии в 1948-м, и играет на гитаре с 11 лет. Его суровый нордический характер компенсируется отстраненностью его стиля игры. Оба этих качества отразились на его технике, сочетающей тяжелые, эмоциональные моменты, и мягкие, тонущие звуки. Он уверен, что только музыка – единственная истинная форма искусства и его мечта – достичь музыкальной выразительности такой силы, что смогла бы передать всю красоту гор и озер его родного края.
Бэзил Даулинг (Basil Dowling) – барабаны. Он рос в Тоттенхэме в 1947-м, и как следовало ожидать, был ярым фанатом “Тоттенхэм Хотспур” во времена буйной молодости, но когда его волосы достигли плеч, решил, что пора взяться за ум и посвятить себя музыке. Он успел переиграть в семи группах и попробовать себя почти во всех музыкальных стилях. Бэзил - могучий, жесткий барабанщик, прославившийся тем, что умудрился сломать четырнадцать барабанных палочек, во время игры в разных барах. Он говорит, что если бы не Arzachel – он бы выплескивал свою природную агрессию, в каком-нибудь другом занятии, вроде отрывания стадионных кресел или метания на поле туалетной бумаги.
Нджеройджи Гейдека (Njerogi Gategaka) – бас-гитара и вокал. Нджеройджи родился в Мзуми Спрингс, меленьком пограничном городке на севере кенийской Рифт-Валли. Он учится играть на манджанга-барабанах для местных танцев Кюма, пока в 1962-м его семья переехала в Англию. Прожив в Брайтоне пять лет, он перебрался в Лондон, где и сформировал Arzachel, вместе с Саймом, Бэзилом и Сэмом. Он считает, что музыка неразрывно связана с сексуальными желаниями человека, ведь ритм имеет ключевое значение и в том и другом “деле”.
Сэм Ли-Уфф (Sam Lee-Uff) – орган. Сэм - музыкальный вундеркинд, родился в Луишеме, в 1949-м, и когда ему было всего два года, он уже мог играть на пианино, а возрасте семи лет стал учиться игре на органе. Из-за того, что он уделял этому занятию все свое время, его вскоре выгнали из школы, и ему пришлось провести восемь месяцев, на голодном пайке, играя на потрепанном аккордеоне, по улицам города. Он описывает этот период своей жизни, как “период зависания”. Когда начала расцветать психоделическая сцена, Сэм присоединялся к различным музыкальным группам, но не одна из них, так и не добилась успеха. Arzachel, стал результатом его знакомства с Саймом и Нджеройджи. Среди своих любимых музыкантов Сэм называет: Гейнца, Майка Ретлиджа, Холста, Пи Джей Проби, Винсента Крейна. Он считает, что музыка – это отражение внутреннего мира человека, которое способно дать полную духовную свободу личности.
Необычный состав, не так ли? Не попахивает ли все это очередной мистификацией?! Конечно, да!
На самом деле ни одни из этих людей не играл на этом альбоме, скажу даже больше – никогда не существовали в реальности. Да и группы Arzachel никогда не было, по большому счету…
За псевдонимами: Саймон Саспарелла, Бэзил Даулинг, Нджеройджи Гейдека, Сэм Ли-Уфф, скрывались: Стив Хиллидж (Steve Hillage), Клайв Брукс (Clive Brooks), Монт Кэмпбел (Mont Campbell), Дэйв Стюарт (Dave Stewart), соответственно.
Во второй половине шестидесятых существовала группа Uriel, куда и входили вышеупомянутые ребята. Группа принадлежала к так называемой кентерберийской сцене, стилю, представлявшему из себя, как правило, джаз-рок, замешанный еще с чем-нибудь (в данном случае – с изрядной долей психоделии).
Спустя год существования в данном составе, Хиллидж, будучи студентом Кентского университета, покидает коллектив (дабы подтянуть “хвосты” на учебе), и оставшиеся музыканты продолжили свою работу уже в качестве трио, под новым названием Egg (потому что старое “ангельское” название им самим напоминало слово “urinal” – то бишь “ссанье”).
Музыка данного состава, приобрела еще более джазовый оттенок, однако внезапно ребятам подвернулась возможность снова подработать на психоделической ниве. Небольшому, только появившемуся, лейблу Evolution (изначально называвшемуся Zel) понадобилось выпустить альбом в этом популярном тогда жанре, чтобы сделать свои первые шаги в музыкальной индустрии. Будучи косвенно знакомыми, через своего приятеля Питера Виккера (Peter Wicker), с руководством лейбла, они получили от него предложение (за неплохие деньги, естественно) сделать это. Но вот незадача, группа уже была подписана на Deram, отделение Decca Records, специализирующееся на альтернативной музыке. Так что запись на постороннем лейбле выглядела, мягко говоря, как “поход налево”. Но денежки-то, всегда нужны прямо здесь и сейчас. Чтобы избежать осуждения со стороны своего лейбла музыканты решили пойти на компромиссный шаг и все-таки взяться за эту работу, но под псевдонимами и с другим названием.
Подключив к работе своего старого товарища Стива Хиллиджа (конечно, какой пси-рок, без электрогитары), назвавшись Arzachel (в честь кратера на Луне) и выдумав себе псевдонимы посмешнее, ребята засели в домашней студии Питера Виккера (который выступит продюсером будущей пластинки) и в короткий срок накатали материал, отчасти импровизируя, отчасти используя старые наработки, а потом, всего за одни день, записали его.
Несмотря на такую поспешность, результат получился добротный, и мне кажется, свои гонорары они с лихвой отработали.
В июне 1969-го, альбом “Arzachel” вышел в тираж на лейбле Evolution (Z 1003). Конечно, небольшому лейблу (который вскоре загнулся, надо сказать) он не сильно помог, музыкантам никакой славы не принес (да и какая могла быть слава, если они там все под вымышленными именами), но для тех, кто слушает подобную музыку - это не “жемчужина” конечно, но как минимум “вкусный кусок торта”.
Вот такая вот история. Так что, этот малоизвестный альбом, малоизвестной команды, записывался отнюдь не последними людьми. Дальнейшая карьера их – весьма примечательна. Хиллидж в начале семидесятых поиграет вместе с Ником Гринвудом (бывшим басистом The Crazy World Of Arthur Brown) в группе Khan, а затем, вообще, присоединится к Gong - культовой французской джаз-роковой группе бывшего софт-машинщика Дэвида Аллина. Egg, таки, выпустят на законных основания, под своими настоящими именами и на родном лейбле, собственный альбом. Дальнейшая карьера Дейва Стюарта (да и других членов Egg после распада) – тоже полна событий, всю я ее вам рассказывать не буду, но могу сказать, что между собой они, время от времени пересекались. В общем, можно сказать, их пути тесно переплелись.
http://psychedelic-delicatessens.blogspot.ru/2013/08/arzachel-1969.html