-Рубрики

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Angel-Onlaine

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 04.06.2008
Записей: 1357
Комментариев: 478
Написано: 2885


Воспитываем из мальчиков мужчин

Понедельник, 20 Июня 2011 г. 14:50 + в цитатник
Цитата сообщения Соледад Воспитываем из мальчиков мужчин

отец и сын-200x129 (200x129, 7Kb)
«У меня двое… Мальчик и… мальчик», - эта фраза товарища Новосельцева известна всем. У меня тоже двое – мальчик и мальчик. Работаю я менеджмент-консультантом, и даже по работе мне часто приходится иметь дело с… мальчиками.



Да, взрослые «мальчики» владеют бизнесом, имеют приличный доход, нанимают и увольняют персонал, заключают контракты. При всем при этом многие так и остаются маленькими детьми, которые не умеют анализировать информацию и принимать адекватные решения, не умеют без истерики общаться со своими подчиненными и партнерами по бизнесу, часто не счастливы в семейной жизни. Еще хуже, когда сорокалетний «суровый мужЫк» своим поведением напоминает маленькую девочку. Такой вот парадокс эпохи. Уже чувствую, как напряглись отцы, и как согласно закивали мамаши.

Чего нам, мужчинам, не хватает «для полного счастья», чему нас не научили родители, школа, армия, вуз и даже последующая взрослая жизнь? Иногда складывается такое впечатление, что практически ничему. Какие умения и навыки желательно передать своим мальчишкам, какие качества в них воспитать с самого детства, и чего хорошо было бы избежать – именно об этом несколько моих зарисовок. Если вы найдете их разумными и полезными и напишете об этом, то получится история с продолжением.

Зарисовки состоят из кратких рассуждений, примеров из реальной жизни и практики (наблюдение или собственный опыт), а также из возможных вариантов решения. Причем именно из вариантов, а не универсальных советов. Потому что, по моему мнению, в таком тонком и сложном деле, как воспитание из мальчика мужчины, еще пока не найдено общего для всех случаев рецепта. Первые зарисовки посвящены «общеродительским» проблемам, или скорее – «общедетским».

Начнем с самого маленького возраста. Лет до 3-х особого различия в воспитании мальчиков и девочек, на мой взгляд, нет. В этот период начинает формироваться человек вообще, личность, безотносительно к гендерной (половой) принадлежности. И, как это ни больно наблюдать со стороны, именно на этом этапе развития ребенка родители часто закладывают своими действиями или бездействием некоторые качества, которые со временем оборачиваются против любимого чада.

Как мы запрещаем детям быть самими собой

Очень важно воспринимать даже маленького ребенка как личность. Да, маленькую, ничего самостоятельно не умеющую, не знающую мир и пока, кажется, не имеющую собственного мнения, но все-таки уже личность. У ребенка психика в принципе устроена почти так же, как и у взрослых, только подсознание более восприимчивое, более гибкое и ранимое. И еще негативного опыта общения с миром поменьше, чем у нас с вами. Ребенок видит, воспринимает и понимает мир по-своему. И в этом он абсолютно прав.

Группа ребят разного возраста играет на детской площадке. Рядом – мамаши, папаши, бабушки, дедушки. Обязательно найдется хотя бы один ребенок, который играет сам, или вообще не играет, а просто присутствует. У него все в порядке с развитием, внешне абсолютно здоров, и он вполне мог бы побегать, попрыгать, полазить и спуститься с горки вместе со всеми. Единственное, что его отличает от большинства других детей – это… новый комбинезончик, светлые брючки или импортные ботиночки, купленные накануне ко дню рождения. Кстати, день рождения ребенка – это тема для отдельного разговора.

По мнению родителей (бабушки, дедушки), которые, видимо, выложили за чудесный продукт «лёгенькой промышленности» немалые (пусть и не последние) деньги, это уже само по себе достаточное основание, чтобы лишать ребенка радости быть… ребенком. Да, не все мальчишки проявляют избыточную активность на улице, но мотивы поведения у них другие. Воспринимать мир через призму себестоимости и бюджета семьи трехлетний малыш еще не научился. И слава Богу!

Что делать? Для начала запомним одно простое правило: «Предоставим нашему мальчику возможность побыть самим собой». Пусть он будет ребенком! А над тем, как обезопасить бюджет семьи от излишних затрат, предлагаю подумать до того, как выводить малыша на улицу. Детская площадка – место, прежде всего, для игр и развлечений, а не подиум для демонстрации новой коллекции детской моды. И вот уже одним запретом для ребенка стало меньше.

Как мы учим детей бояться плохой оценки

Считается, что боятся обычно девочки. А знаете, чего они боятся больше всего? Они боятся той оценки, которую получат от своих родителей, ровесниц, учителей, а затем – от коллег по работе. Это мешает им становиться женщинами. «Приличные девочки так себя не ведут!», - знакомая фраза, не правда ли? То же самое часто приходится слышать и в адрес мальчиков.

Многие родители своих и чужих детей делят на «приличных» и «неприличных». Причем в «неприличные» записывают именно своего… И вот уже в самом начале и без того сложного жизненного пути наш маленький мужчина начинается бояться. Он боится попасть в категорию «неприличных», «нелюбимых», «не соответствующих». Именно туда он и попадет, скорее всего, когда вырастет. И это же еще не все страхи! О некоторых навязываемых детям страхах разговор пойдет отдельно.

Воспитание через страх, через ожидание плохой оценки и наказания – худший метод из всех возможных. Вспомним родную историю – от крепостничества до современного посттоталитаризма. Или свой жизненный путь – от детского садика до первого визита к родителям мужа (жены) или последнего рабочего места. Часто это история Страха. «Что подумают соседи?», «Как к этому отнесутся родственники?», «А вот у Сережиных родителей таких проблем, как с тобой, нет, потому что Сережа – хороший мальчик».

Как справиться с соблазном сравнивать своего малыша с другими детьми, с завидным постоянством выставляя родному ребенку «двойки»? Лучше всего – через поощрение. Поощряйте то поведение, те поступки и результаты, которые вы хотите получить. Позитивная мотивация. Закрепление успеха. Награда за достижение. Помните, что мальчик – это будущий мужчина, которому очень хорошо было бы научиться стремлению к новым успехам, а не заведомому подсознательному ожиданию неудачи. Следующая зарисовка об этом же и еще немного о другом.


Как мы лишаем мальчиков самостоятельности

Ребенок бежит за мячом и вдруг падает. Падает не опасно, по всему видно, что ему не больно. Так, как он уже падал сто раз, и сам не обращал на это событие особого внимания. Сегодня же все происходит по-другому. Сегодня с ним гуляет, например, бабушка. Почему именно бабушка? Дело даже не в ней, а в излишней опеке, под которую таки очень часто подпадают именно внуки. Считается, что их любят и оберегают даже больше, чем собственных детей. Так «исторически сложилось»: ответственность за них дополнительную, видимо, на себя возлагаем. Впрочем, на поверку это может оказаться мифом.

Итак, какая типичная реакция бабушки, а также и многих родителей в такой ситуации? Правильно (т.е. вовсе НЕ правильно!) – испугаться самому, вскрикнуть, подбежать, подхватить и… напугать его. Да, напугать маленького ребенка, для которого падение – это обычный элемент передвижения в пространстве. Как будто, никому неизвестно, что до определенного возраста дети падают намного чаще, чем не падают. И, между прочим, справляются с этим намного лучше, чем нам кажется.

Знаете, что будет в следующий раз с вашим малышом? Он не просто упадет, он обязательно закричит и беспомощно начнет оглядываться по сторонам, ожидая вашей немедленной реакции. Ожидая, что в этот раз вы тоже будете действовать вместо него. Теперь вы просто обязаны испугаться, подбежать, запричитать над ним, поставить снова на ноги. А еще он запросто может устроить настоящую истерику по поводу того, что вы решили предоставить ему возможность действовать, т.е. подняться на ноги, самостоятельно. Кстати, в арсенале родителей есть еще такая гениальная фраза: «Ты этого не умеешь (не сможешь, не сделаешь)». Тема для отдельного разговора.

Я, конечно же, не имею в виду те случаи, когда ребенку действительно больно, когда ему или его здоровью угрожает опасность. Но даже и в таких ситуациях ни в коем случае не учите его пугаться и тем самым вводить себя в беспомощное состояние. Постарайтесь реагировать оперативно, но разумно. Оцените ситуацию, и, если малышу ничего реально не угрожает, если он, как говорится, «просто сам упал», то пусть он сам же и попробует подняться. Поощряйте самостоятельность мальчиков в решениях и действиях. А по-настоящему опасные ситуации научите предотвращать. Например, миску с горячей кашей не ставить на самый краешек стола.




Автор:
Виталий Лысенко

Источник:
Специально для портала "Мой маленький"
http://www.mmal.ru
Рубрики:  Наши дети

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку