-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в А_Гусев

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 06.04.2008
Записей: 412
Комментариев: 10847
Написано: 19063





 

Хочу вместе со своим читателем поразмышлять об актуальных проблемах современного образования.

Поговорить  о тонкостях восприятия художественного произведения,  заглянуть в  творческую "лабораторию" писателя, где он, "колдует," создавая свою "золотую розу" - КНИГУ.

Дерзнём по-новому взглянуть на  хрестоматийные образы "школьной" литературы, поразившись,, насколько они современны и не похожи на те, что  "проходили" на уроках .

Познакомимся с живыми, а не покрытыми "хрестоматийным глянцем" Пушкиным или Гоголем.

Попробуем разобраться, почему современному учителю-словеснику так редко удаётся самое главное - вырастить  ученика ,  умеющего радоваться  хорошей книге, а не попсовой безделушке, - ученика с талантом  ЧИТАТЕЛЯ, любящего  размышлять о прочитанном.

Ученики, студенты, родители, все те, для кого классика была и остаётся неизменной, всегда актуальной ценностью, - мои главные соавторы, единомышленники и... оппоненты.

 

 


ЗАПИСКИ УЧИТЕЛЯ. 43. ИНТЕРНЕТ - ШПАРГАЛКА

Понедельник, 17 Апреля 2017 г. 09:33 + в цитатник

     

 Борьба с Интернетом- «шпаргалкой» - явно не в мою пользу.

  Любая студенческая контрольная,  «творческая работа»или презентация за версту отдавали  нагло скачанными  подсказками. И не оставалось уже темы, которую нельзя бы было раскрутить при помощи поисковика.

  Единственно. что мне удавалось  отлавливать -  это прямые копии чужих текстов.

 Однако, вскоре умные и мною же обученные стилистическим премудростям студенты поднатарели в несравненном искусстве – «чужое вмиг почувствовать своим» - то есть настолько переиначить чей-то опус, что объявить его плагиатом уже было не так-то просто. И всё-таки я пытался это делать -  даже нашёл формулировку: кража с применением технических средств.

 И начал  «перестройку»…

 Каждую тему  стал сопровождать незатейливым стилистическим ходом – «М о ё отношение» или «М о и  критические замечания».

 Но и  здесь - облом. М о и м и    становились  чьи-то удачно скачанные мнения и суждения по заданной теме, сдобренные личными местоимениями.

  Я не сдавался, меня формулировки :«комментарий к работе по заданной теме» или  «интерпретация темы»

 И здесь – прокол. Услужливый Интернет любезно подсказывал  и оригинальные комментарии. И чудесные интерпретации. И смелые трактовки.

Пришлось сдаться и не подавать вида, что замечаю.

 А Интернет продолжал своё чёрное дело – на моих глазах отучал студентов думать, мыслить.

 Любую «творческую работу» они начинали и заканчивали  с похода - не в библиотеку, а в поисковик.

 На глазах зарождался новый способ «умственного труда», когда способность самостоятельно м ы с л и т ь,  рассуждать вовсе  не востребована - востребовано другое: умение находить и транслировать чужое, украденное



Понравилось: 3 пользователям

ЗАПИСКИ УЧИТЕЛЯ. 42. ВОПРЕКИ!

Воскресенье, 09 Апреля 2017 г. 09:03 + в цитатник

 

Сама установка на ВОСПИТАНИЕ в школе или  вузе   вызывает у меня  стойкое  неприятие и отторжение.

  Все эти когда-то навязываемые сверху докучливые планы формирования патриотов,, строителей коммунизма вызывали только раздражение и тупую покорность начальству.

 Игра очень нехитрая. Планирую и провожу мероприятие «Родины нашей нет краше» - галочка: воспитываю патриота.

 Никто, конечно, в эту игру не верил, но играли  послушно. И в «низах» и «верхах».

 Так и считалось:  охваченные мероприятием – прямо пропорциональны  ВОСПИТАННЫМ, созревшим для строительства светлого будущего.

   Пришло время, и все  «охваченные» без особого напряга и чуть ли не в одночасье из верных строителей коммунизма превратились в не менее верных строителей капитализма.

 А «воспитанные» в духе высокой морали – в обыкновенных бандитов.

 Я бы и не вспоминал обо всех этих «играх»  с громадьём  могучих «ПЛАНОВ», если бы сегодня  об «УРОКАХ ПАТРИОТИЗМА» не начали говорить всё упорнее и настойчивее – в надежде всё на ту же «пропорциональность».

  Чепуха всё это – как не понять! И на уровне государства, и на уровне какой-то отдельно взятой школы – воспитание всех под одну гребёнку никогда ещё не давало зрелых, добрых плодов, и чаще всего оказывалось обратно пропорциональным  высоким намерениям, громким лозунгам и призывам. 

 Нельзя без учёта психологии конкретного человека, особенностей его личности - массово, через образовательные учреждения, СМИ внедрять в него патриотические, нравственные или религиозные  идеалы, то есть – ВОСПИТЫВАТЬ. Получишь нечто противоположное.

Идеалы  у каждого из нас   созревают  «интимно», индивидуально - в кругу близких по духу людей, под влиянием самых неожиданных обстоятельств .

Или не созревают…

 Сколько школьников, студентов вышло 26 марта на демонстрацию против коррупции!!!

 «Под собою не чуя страны»…

 Вышли, чтобы сказать «нет» всем, кто отнимает у них будущее, веру в справедливость.

  Неужели в результате воспитания!?

Нет  - В О П Р Е К И!




Процитировано 1 раз
Понравилось: 2 пользователям

ЗАПИСКИ УЧИТЕЛЯ. 41. СНОВИДЧЕСКОЕ

Суббота, 01 Апреля 2017 г. 17:43 + в цитатник

   

 

КАК-ТО Я ПРЕДЛОЖИЛ: - НАПИШИТЕ О СВОИХ СНАХ…
И ВОТ ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ У   ЮЛИ...


СОН НА УРОКЕ ФИЗИКИ

Что-то синхрофазатроны
Раскричались поутру...
Отрицательным ионом
Блаз Паскаль пробил пчелу.
Дядя Ньютон на пригорке
Шустро щёлкает миндаль.
Наблюдая оком зорким
Немигающую даль.
Центрифугу тянут кони...
И туманится слегка
На темнеющей иконе
Лик Эйнштейна-старика.

СОН НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ


Буря мглою небо кроет.
Кони чуткие храпят.
Баба Маня кружку моет.
Оплавляется свеча.
То раздастся резкий, шалый
Молодецкий ветра свист.
То по кровле обветшалой
Пробежится трубочист.


СОН НА УРОКЕ ГЕОГРАФИИ

С пальмы сорвался малиновый лист.
В джунглях глаза леопардов зажглись.
И меж стволов эвкалиптов мелькают
Стаи хвостов апельсиновых лис.

 

… Я читал, посмеивался. «Сны» эти, конечно же, придумка. Затейливая и смешная. Одного не могу понять – почему эта девчонка, даже в снах, даже в придуманных, не может   прийти в себя от школы…



Понравилось: 3 пользователям

ЗАПИСКИ УЧИТЕЛЯ. 40. О ВДОХНОВЕНИИ ЧИТАТЕЛЯ

Воскресенье, 26 Марта 2017 г. 10:03 + в цитатник

   

Некоторых коллег  раздражает моя манера переиначивать  на свой лад раз и навсегда заведённые трактовки произведений. Столь  привычные и  «обкатанные».

Что ж, грешен. Моё собственное  видение хрестоматийного образа, лермонтовского «Паруса», к примеру, - предстаёт парадоксальным; племя, которое  горьковский Данко выводит к свету, - не достойным его жертвы..

Я глубоко убеждён: вся радость и удовольствие от чтения в том и заключаются, чтобы из года в год открывать  для себя заново литературный шедевр.  И свою тему, которая сегодня стала вдруг для тебя самой актуальной. Какую-то одну-единственную. «свою». строку. Или дождавшуюся твоего «просветления» МЫСЛЬ,

Помню, как потрясла меня своими детскими читательскими впечатлениями о Пушкине – Марина Цветаева. Как завораживающе представила она  бесов, «подругу дней моих суровых», Пугачёва из «Капитанской дочки». На всю жизнь околдовала…

… «Страх и жалость ( ещё гнев, ещё тоска, ещё защита) были главные страсти моего детства….

Бесов я жалела – жалостью высокой, жалостью восторгом и восхищением, как потом жалела Наполеона на Си. Елене…»

 Я уверенно поставил читательские грёзы Марины Цветаевой в свои учебники по литературе. И ни разу не пожалел. Читатели-дети не пожалели тоже.

 Пребывать в постоянном поиске – СВОИХ смыслов. Именно  эта работа и делает из нас ЧИТАТЕЛЯ, ради этого мы, собственно, и берём в руки  КНИГУ.

Я говорю о том, что выразил одной гениальной строкой Афанасий Фет: «Чужое вмиг почувствовать своим».

Это о вдохновении поэта.

Но это – и о вдохновении ЧИТАТЕЛЯ.



Понравилось: 5 пользователям

ЗАПИСКИ УЧИТЕЛЯ. 39. ЧЁРТ-ТЕ ЧТО

Пятница, 17 Марта 2017 г. 11:12 + в цитатник

 ЧЁРТ-ТЕ ЧТО

Когда  Юля оканчивала шестой класс, я ей сказал: - У девятиклассников экзамен. Сочинение пишут. Пойди, попробуй. С  учительницей я договорился.

Пошла. И вместо положенных трёх – за один час написала, как выразилась Анна Ивановна, это – «чёрт-те что.

- Для шестиклассницы, конечно, простительно,, - сказала она.- Но ведь это не сочинение. Тема  не раскрыта. Нет цитат. Никакого вступления. Выводы отсутствуют. Вместо положенных двух страниц только полторы. Хорошо, что для неё это не настоящий экзамен, придётся подучиться, а то… сами понимаете… Вот – полюбуйтесь.

  И я любуюсь.

                                                   О  ДРУЗЬЯХ – ТОВАРИЩАХ

…Юлька рассказывает о дяде Васе. Отовсюду его шпыняют. Друг Генька издевается.   Дядя Вася идёт к себе домой…

 

«Вошёл в кухню. Открыл холодильник, достал солёный огурец, равнодушно пожевал. Подошла жирная белая кошка.

 - Ну что, Маруська, весело тебе?

Кошка, не обращая на него внимания, полезла в холодильник.

- Эх, Маруся, Маруся, тебе бы только пожрать.

 Маруська плюхнулась на пол и начала умываться.

- Такие вот дела, Маша. Обидно. А Генька… друг называется…Но мы, Маруся, и без Геньки с тобой перебьёмся. На, жри. – дядя Вася положил перед кошкой яйцо. Кошка понюхала, лизнула и с мученическим видом начала есть.

- Ничего, терпи.- Вася погладил кошку.

 Маруська, одолев яйцо, поплелась в комнату. Вася пошёл за ней.. Маруська прыгнула на диван и собралась спать. Вася сел рядом.

- Ну, как жизнь. Маруся?

Кошка раздражённо поглядела на него.

- Эх, Маша, Маша… Подруга…И ничего-то ты в жизни не знаешь…  Рыбки хочешь? Хочешь ведь, дура….

Кошка взглянула на него с интересом.

- Жирная ты, Маша. Слишком жирная.

Кошка фыркнула и свернулась клубком.

- Что, Маруся, делать будем? Дрыхнешь? Ну-ну…   Эх вы, друзья-товарищи…

Дядя Вася подошёл к входной двери и позвал

- Манька, вставай1 Пошли за рыбой.»

 

 Я дочитываю Юлькино «чёрт-те  что»

- Ну как?

- Конечно, вы правы, Анна Ивановна, полторы страницы явно маловато. Вступления нет.

- Да разве так надо писать на такую тему!? – она готова к атаке. Но я, так и не узнав, как надо, забираю «чёрт-те что» и потихонечку сматываюсь.

 

Да, не созрела Юлька для экзамена. Ещё расти и расти. И я с ужасом думаю: - А вдруг вырастет? Ведь ежели училка за неё возьмётся, да с таким энтузиазмом, всё появится – и цитаты, и выводы, и раскрытие темы.

 Всё!

Кроме   СОЧИНЕНИЯ.



Понравилось: 4 пользователям

ЗАПИСКИ УЧИТЕЛЯ. 38. ВОТ И ВЕСЬ ЭКЗАМЕН

Суббота, 11 Марта 2017 г. 09:42 + в цитатник

    

Кто из нас не радовался, вытянув «счастливый билет»? Кто не впадал в панику: НЕ  ПОВЕЗЛО!!!!

Кто не  дёргался в поисках спасительной шпаргалки?

Вопросы, конечно, риторические…

В ЭТОМ семестре ничего подобного у меня  не  наблюдалось.

 Никаких билетов. Никаких шпаргалок. Никаких истерик.

 Да и экзаменов, в их обычном смысле, - во всех  четырех группах  человек  по 30 -  не происходило!

  Не было привычных  «картинок»: стол – перед тобой то краснеющий, то бледнеющий, то заискивающий, то наглый студент.

Или -  переполненная аудитория,  склонившиеся над экзаменационными листами студенты.  И ты, прохаживающийся по рядам, - весь такой строгий и бдительный.

 В самом начале семестра я обстоятельно разъяснил своим студентам:   ЭКЗАМЕН в моём понимании -  не ответ по билету, не проверка знаний какой-то темы.

 Для меня экзамен – это результат ВСЕЙ твоей  работы   над   программой ВСЕГО моего курса по журналистике, творческому процессу или стилистике..  Итог  проверки накопленных за семестр ВСЕХ умений и навыков .

 А делать это мы будем    простым способом. Раз в месяц  каждый из вас присылает мне по электронной почте две свои лучшие самостоятельные работы. В оригинальном оформлении, с иллюстрациями.

Я в ответ даю отзыв и  свою оценку. Можно и подискутировать, попытаться улучшить результат.

 А на занятиях – презентации. Выношу на экран проектора несколько наиболее интересных или спорных «произведений» студента. Каждый  - в курсе  «творчества» каждого. И каждая презентация – нечто вроде спектакля. Даже аплодисменты случаются.

       А теперь - простая арифметика. В семестре четыре месяца. В месяц – 2 работы Значит, за семестр –8 работ, охватывающих ключевые темы курса.

  Согласитесь, не так  трудно из восьми оценок вывести ту, которая станет экзаменационной...

Вот и весь ЭКЗАМЕН ! Длиною в четыре месяца.

 Для  меня – дело, конечно, нелёгкое: ведь за один только месяц приходится оценить и разобрать не менее ста «произведений». Важно другое: для студента весь процесс накопления знаний  становится  нормой,  чем - то спокойным, постепенным, обыденным, а не "страшилкой", связанной с пугающим словом -  экзамен.

 

 



Понравилось: 8 пользователям

ЗАПИСКИ УЧИТЕЛЯ.37. ОБМЕН ОПЫТОМ: ПОСЛЕВКУСИЕ

Воскресенье, 05 Марта 2017 г. 10:31 + в цитатник

       

 

Обмен опытом -  непременный и популярнейший атрибут советской школы.

 Уроки литературы  Ш. Амонашвили, Е.Ильина, благодаря телевидению, гремели на всю страну.

  Ими нельзя было не  не восхищаться.

 Но у многих словесников после таких уроков-спектаклей оставалось весьма неприятное «послевкусие». И горестное признание самому себе – Я бы так не смог!

 Тот, кто сокрушался, был прав. Да, ему хотелось бы блеснуть и артистизмом, и полемическим задором, и умением  увлечь детей, и смелостью трактовок…

 Но как можно блеснуть тем, чего у тебя нет.  А если – нет, зачем бередить душу! Намекать тебе на твою несостоятельность.

 Да, на открытых уроках математики можно было перенять новые приёмы решения задач, здесь же  СКОПИРОВАТЬ  что-либо было невозможно. Ведь одарённый словесник – личность уникальная. А уиикальность подражанию не поддаётся. Главный его метод – он сам!

 Я вот смотрю сегодня на открытые уроки Дмитрия Быкова – ведь и они дразнят словесников своей недоступностью. И непостижимостью.

Откуда. у  желающих творить нечто подобное возьмётся эта фантастическая  совершенно ошеломляющая и… подавляющая тебя – эрудиция!?

И эта дерзость  изобретений, которой он делится, прочитывая совершенно «эксклюзивно»,  по-быковски  «Обломова»,  «Войнгу и мир», Гоголя, Чехова,  Александра Грина,  Мапяковского,  Есенина,  Гумилёва, Зощенко и…………..

 Где  взять всё это, рождённое талантом от Бога? Талантом – во всём прочитанном находить свои смыслы, загадки и увлекать ими огромные аудитории.

Этот дар – д о г а д к и!

И откуда возьмутся эти  чуткие и одарённые ученики, умеющие  размышлять над самыми сложными вопросами Дмитрия Львовича и давать свои, оригинальные, пусть, не всегда верные, ответы.

 Размышляя над уроками Дмитрия Быкова, я  сделал крамольный вывод: литературу в школе следует преподавать либо так, как это делает он, либо – никак…

  Если – никак,- есть надежда, что в будущем человек всё-таки станет ЧИТАТЕЛЕМ

 И есть уверенность, что никто не обесценит для него шедевр, не превратит его в принудительное чтение – по списку «обязательной литературы».

 - Ты знаешь, - сказал мне редактор нашей газеты, - А «Мёртвые души», оказывается, великая книга.- Читаю, не  в силах оторваться…  А в школе не мог дождаться, когда эта нудятина закончится.



Понравилось: 4 пользователям

ЗАПИСКИ УЧИТЕЛЯ. 36. И СТЕНЫ ДРОГНУЛИ...

Суббота, 25 Февраля 2017 г. 10:29 + в цитатник

      

Никогда не забуду  свой безобразный провал с «Демоном».. Наша драмстудия давала шефский концерт. И я подготовил «Клятву» Демона – обожал эту поэму, знал  наизусть чуть ли не всю..

  Эффектно взметнув чёрным плащом,  с пафосом, что было сил,   возгласил

  Клянусь я первым днём творенья,

  Клянусь его последним днём…

 

В зале раздался хохот. Пробиваясь сквозь него, я ещё успел воскликнуть…

 

  Клянусь позором преступленья

Хохот нарастал. Зал гомонил и веселился.

  Я поспешил скрыться.

 

Мне почему-то казалось:  КЛЯТВУ  нужно произносить именно так – чтоб стены дрожали. И, кажется, своего добился. Дрогнули – и стены и… зрители.

От своего  «позора преступленья» я долго не мог опомниться. И только  преподавая  литературу, стал понимать простую истину: громоподобное произнесение обличительных  монологов, Чацкого, к примеру, –  не просто фальшиво, но и смешно!

 Откровением, можно сказать, путеводной звездой, стал для меня глубокий, завораживающий, проникающий  в душу размышляющий  голос Василия Ивановича Качалова.

    Какая-то Гекуба,

   Что он Гекубе? Что ему Гекуба?…       

 

  Меня околдовал этот  «медовый» тембр, который нельзя было не узнать с первого звука и с кем-то перепутать.

 Как тембры Иннокентия Смоктуновского, Михаила Казакова, Сергея Юрского,.

 И решил для себя: тембр – это подтекст голоса. Через него доносишь потаённый смысл произведения,. И твоё «исполнение»  –  неподражаемая и тонкая трактовка текста. Проникновение – в  суть!

 Тембром, интонацией, паузой можно раскрыть любой образ. И не понадобятся никакие теоретические экскурсы.

 Я убедился – шёпотом иногда  выражаешь больше, чем громким возгласом.

 Очень часто наблюдал это на своих открытых уроках – в аудиториях, где тебя слушают сразу несколько классов.

  И вот сейчас думаю – а что, если эту фразу «Клянусь я первым днём творенья» произнести - обречённо, покорно, как-то бархатисто  или… вообще шёпотом…



Понравилось: 4 пользователям

ЗАПИСКИ УЧИТЕЛЯ. 35. КОШКОВОЕ

Пятница, 17 Февраля 2017 г. 11:46 + в цитатник

- Передать собственные эмоции, - говорил я ребятам,-

так же трудно, как переживания литературного героя. …

А Юля неизменно сочиняла о кошках.

Трепетно и печально – будто делилась сокровенным.

И я понял - кошка для неё и способ, и повод

сказать о чём-то своём, потаённом…

 

Капли разбились…

Над чёрным прудом

Листья кружились,

Кружились,

Кружились.

А за прудом

Кошка и кот вдвоём,

Мокрая кошка и мокрый кот.

Просто сидели,

В глаза смотрели.

Не понимали, что их ждёт.

Просто старели Кошка и кот.

***

В серых сумерках плыли туманы,

В них коты – размытые кляксы-

Что-то мрачно и нудно орали

И кого-то в истерике звали.

У дороги чёрная кошка

Всё истошно кого-то кляла,

До рассвета ждала, ждала,

Не дождавшись, в туман ушла.

Кот с бантом сидел у окошка.

Вверх смотрел тоскливо и хмуро.

Ждал – придёт эта чёртова кошка…

Не пришла. Кот обиделся: - Дура!!!

Старый кот с перебитой лапой

Вдоль болота тащился в стужу.

Старый кот с перебитой лапой

Всё ворчал: «Никому не нужен...»

***

По сине-зелёному снегу,

Под яблочно-жёлтой луной

Голубоглазая кошка

Танцует сама с собой.



Понравилось: 4 пользователям

ЗАПИСКИ УЧИТЕЛЯ. 34. ЧУДО-БАБУШКА

Четверг, 09 Февраля 2017 г. 13:21 + в цитатник

                            Спросили: - В каком возрасте ребёнок начинает интересоваться  «взрослыми» книгами?

И сразу  вспомнилась – Нинэль Логинова, академик…

Уйдя на пенсию, она целиком посвятила себя воспитанию семилетнего внука Тёмы. Дневники её  красноречиво отвечают и на этот, и на многие другие, не менее сложные вопросы.  

…Год назад Тёма вынудил меня читать вслух "мою" книжку. Это были "Мёртвые души". Начала с опаской, но скоро успокоилась: мальчик был в восторге от мух, что ходят по сахарной куче, "как полные хозяева", и что
Чичиков вытер лицо, "начав из-за ушей", и что слуга Петрушка носит с собой "особенный воздух", и что козёл гулял под брюхами у лошадей, "как у себя дома". Тем летом мы стояли с Тёмой на дачном балконе,и он сказал: "Видишь, лес синеет? Это граница. Всё, что до него, моё, и что за ним, тоже моё". Это он Ноздрёва переврал.
Ему нравится свалка в комнате Плюшкина, и как природа сотворила лицо Собакевича. Но чаще других с нежностью вспоминает вопрос Коробочки, не пригодятся ли Чичикову мертвецы "в хозяйстве". И её часы на стене. Объяснить это пристрастие не могу: или скупость одного и беспутство другого меньше занимает семилетнего, чем честная глупость Настасьи Петровны? Или она вызывает особую жалость? Не знаю.


...Как прочитать семилетнему ребёнку «Одиссею»? Сперва осилить её самому. Потом рассказать как сказку. Но своих слов не хватит, и отрывки надо читать. Изумлению ребёнка не будет предела, он станет таскать за вами книжку.: «Читай ещё».

«У древних богов были весёлые боги, - говорю Тёме. – Знаешь, чем они занимались на горе Олимп?»  Я беру поэму Гомера и читаю: «Там для богов в несказанных утехах все дни пробегают». «Утехи ( потехи) – это игра, понимаешь?» Это он понимает, как и любой ребёнок. «ИГРА БОГОВ» - красиво звучит, правда? А знаешь, во что они играют? В нашу жизнь. Вот пример...»

И потекла сказка...

…... Входит Тёма с дивным вопросом: «Почему «гвардия» написана с маленькой буквы? Разве она – не жена Наполеона?» Спрашиваю, с чего он так решил. Читает мне «Воздушный корабль» Лермонтова:
Несётся он к Франции милой,
Где славу оставил и трон.
Оставил наследника – сына
И старую гвардию он….

…Вдруг сознаёшь, что ребёнок ничего не знает. И прямо с колобка, лисы и лубяной избушки начинает вникать. И сколько всего услышит до школы с тем и войдёт в неё...

Или…  не услышит.

Ведь далеко не у каждого ребёнка окажется такая  чудо- бабушка с завидным талантом педагога и, пожалуй, ещё более великим талантом – любви,  С неукротимым желанием  начать со своим внуком долгий и тернистый путь в Прекрасное.

   

 




Процитировано 1 раз
Понравилось: 9 пользователям

ЗАПИСКИ УЧИТЕЛЯ. 33. ИНГА

Суббота, 04 Февраля 2017 г. 11:48 + в цитатник

         - Вот полюбуйтесь! – мама Инги показывает нарядную детскую книжку.
Раскрываю – и, о чудо! – под каждым стихотворением жирным красным карандашом – отметка: 5, 3, 4, снова 5 и… двойка…
- Понимаете, она  ставит школьные оценки авторам!
  А эти подчёркивания на полях!!! Замечания!
«Ночью в небе один \ золотистый апельсин». – Луна, а не апельсин!!
« Тучка – верблюдик!?  Тучки – слоники!?-  ерунда какая…
«Солнце и ветер читают листья на деревьях» - Не так! Солнце согревает, а ветер  шевелит.
Да, с таким ребёнком я встретился впервые. Всегда видел, с каким восторгом принимают дети небылицы Корнея Чуковского, Бориса Заходера, Эммы Мошковской...
И ни у кого не возникает вопроса – как это можно, к примеру,  поджечь синее море.
Ведь они своими глазами видят - «море пламенем горит»! И верят!

- Вы думаете, она с куклами возится? У неё одна любимая игра – школа.
Садится за свой «учительский стол», раскладывает тетрадки, достаёт «журнал», и начинается…
-  Белкина! Два! А ведь можешь, можешь лучше. .
- Тебе, Васькин,  сегодня – четыре. Стараешься.
. А Белкина – лентяйка! Давай дневник!
Явно подражает своей наставнице.
Строга. Придирчива. И  криклива.
Так начиналась учительница Инга.
Она проучилась у меня всю среднюю школу. Весь педфак в университете. Детское недоверие к метафоре испарялось  на моих глазах.. Таяло как бы само собой и без малейших  моих подсказок.... До сих пор мне не ясен этот феномен. Кажется, к шестому классу страна «Вообразилия» вдруг распахнулась и поманила к себе  Ингу.! Что-то  проснулось в этой девочке... Не как знание, а как – ощущение.
Видимо, тропы  и другие «волшебные» слова разложены в каждом из нас по полочкам, а вернее – по драгоценным шкатулкам. Каждая открывается в своё время. Или не открывается вообще. Вражда к метафоре  сменилась у Инги дотошным стремлением  вникать в её суть и бурно радоваться своим открытиям. Здесь тоже учителю лучше не вмешиваться – дать плоду созреть, что я и делал. Не мешал. Хотя и старался подкидывать поленья в уже занявшийся костёр.
А страсть выставлять  оценки» сохранилась  Но обрела новый смысл.
  Учительница Инга всегда знает – любой ответ её ученика, каждое его сочинение, даже  на «отлично», могут и должны  стать  лучше.

И ещё она верит - нашу методику со всеми её учебниками и «пособиями» можно и необходимо улучшить.
И улучшает!
Пишет  с в о й   учебник…
 
 



Понравилось: 4 пользователям

ЗАПИСКИ УЧИТЕЛЯ. 32. МОЙ ПЕДФАК

Воскресенье, 29 Января 2017 г. 11:52 + в цитатник

 

Декан педфака Гунар Гулбис, мой бывший директор школы,  пригласил меня к себе. Возводить, как он выразился, новую цветущую ниву в образовании. При этом почему-то погрозил пальцем:- Смотри у меня..

  Нива и впрямь оказалась  цветущей. На курсе, где я куратор,- 32 девушки -  красавицы. И все они, кто по зову сердца, а кто из любопытства, дерзнули освоить  престижную в те времена, профессию словесника-русиста в латышской школе. Пикантность заключалось в том, что почти все мои «русистки»были выпускницами латышских школ и принадлежали, как сказали бы сегодня, к коренной национальности  - с вытекающими последствиями. А последствия оказались совсем  некстати: прочно укоренившийся акцентик, весьма убогий словарный запас, более, чем скромное представление о русской литературе. Были, конечно, исключения. Но они, как известно, лишь подтверждают правило.

 Контингент для меня, в общем - то,  привычный. Только был он у меня в латышской средней школе – и никто не мечтал стать «русистом».

 С Гунаром на эту тему мы часто спорили : он никак не хотел поверить, что студенту-латышу  могут оказаться не под силу историческая и срвнительная грамматика, старославянский язык или Маяковский со всем его  футуризмом и словотворчеством.

 Свои занятия я вёл под грохот отбойных молотков и рёв моторов – прямо за окнами воздвигалась грандиозная пристройка, намечая контуры светлого будущего  нашего старенького педфака.

 Возможно,  отсюда и моя привычка - вещать «во весь голос» и общаться со студентами, как с глухими.

  После лекции Гунар  бывало вызывал меня к себе: - Когда ты перестанешь орать – у меня бумаги по столу прыгают..

- Закончим стройку века, и перестану.

 Я лукавил. Привычка  оглушать своим голосом была у меня давней, со времён «драмстудии». Так что стройка здесь не при чём.

 Вот почему, когда наша завкафедрой  Дайна Петровна, привыкшая незамедлительно откликаться на всё  передовое, велела нам  составить план личной перестройки, я, не задумываясь, написал::

 - Перестать орать на занятиях.

Потом добавил – И размахивать руками.

 Дайна Петровна привычно обиделась. Она всегда обижалась, когда подозревала, что над ней подсмеиваются. И наша совместная работа во многом сводилась к тому, что мы то и дело ссорились и мирились.

А вообще-то идиллия на нашем  пока ещё крохотном педфаке в середине восьмедисятых царила полная.

В Женский день Гунар лихо стряпал картофельные оладьи. Илзе  как бы невзначай напоминала о подписке на «Правду». Преподаватели сидели в тесном семейном кругу – на крохотной кухоньке Отделения  «трудовиков», было  уютно, по-домашнему. Дайна Петровна как бы в шутку предупреждала о том, что страна ведёт  борьбу с алкоголем. Мы согласно и покаянно чокались…

 



Понравилось: 2 пользователям

ЗАПИСКИ УЧИТЕЛЯ. 31. НАУКА ПОД НАЗВАНИЕМ "СТУДЕНТ"

Понедельник, 23 Января 2017 г. 13:50 + в цитатник

Идут годы. Меняются темы занятий, их цели, концепции. Но одна тема  так и остаётся для меня неизменной, если не сказать  вечной, - СТУДЕНТ.  Мой студент в моей аудитории. Чем бы я с ними ни занимался , какие бы ни пытался решать проблемы, всё-таки обязательная,  неизбежная, самая главная  и тема, и проблема всегда одна  -  попытаться разгадать сидящего передо мной человека. Я просто обязан это сделать.
Ловлю  выражение лица, взгляд, какую-то брошенную реплику, ухмылку, шепоток или невольный кивок.  Не уловив, не «расшифровав»,  рискую остаться непонятым,  непринятым и ненужным вместе со всеми моими  учебными предметами, красивыми речами, доводами и выводами.
   И ничего  я  ему не передам, ничему не  научу, если не научусь сам изо дня в день накапливать знания об  интеллектуальном и духовном потенциале  КАЖДОГО своего студента, распознавать его возможности, интересы, привычки, его отношение ко мне и моим «наукам».
Если не научусь отличать умного и нагловатого бездельника от старательного и прилежного «несмышлёныша». Кого-то - не подозревающего о своём таланте или кого-то совсем случайного в моей аудитории.

Невозможно общаться, работать, вступать в серьёзный диалог со студентом,  образ которого для меня – за семью замками! По-моему, в этом главная причина  "проколов" в  «массовом" образовании.   И в школе и в вузе. И чем пристальнее я приглядываюсь к тому или иному студенту, тем больше возникает вопросов, часто безответных, – и к нему и к себе.
Они всегда  спонтанны, сугубо индивидуальны и всегда – другие, вопросы эти. Ответа не найти ни в одном пособии.
Почему, например,  одарённый, творчески работающий Виктор категорически запрещает мне демонстрировать на экране, читать вслух  его ( отнюдь не интимного характера) произведения? Почему никогда не выступает с презентациями своих работ, как у нас принято? В общем – не рвётся на люди.
Хотя и для сокурсников  находки Виктора могли бы стать  «мастер-классом», как сейчас говорят.
Гордыня? Или наоборот – неуверенность в себе? Скрытность? Замкнутость? Застенчивость? Безразличие к успеху?

Не знаю. Пока не знаю



Понравилось: 1 пользователю

ЗАПИСКИ УЧИТЕЛЯ. 30. КАЖДЫЙ ПИШЕТ, КАК ОН ДЫШИТ

Понедельник, 16 Января 2017 г. 10:07 + в цитатник

 

Магистратура…
И вот что интересно –  моя работа с учителями нередко сводилась к тому, чтобы оживить  канцелярский, слишком уж казённый язык их  «научных трудов». Очевидной становилась простая истина: далеко не все словесники  владеют словом. Не умеют писать  свои тексты просто и читабельно – без всех этих наукообразных оборотов, бесконечных словесных повторов, алогизмов, »корявостей». Им почему-то казалось – чем путанее и непонятнее, тем «научнее». 
  Признаюсь – победы в этой неравной борьбе с лексической косностью я так и не одержал. Более того - стал ловить себя на том, что самого тянет высказаться как-нибудь эдак, позаумнее.
Каждый пишет, как он дышит, говорит Булат Окуджава. Мои  «магистры» дышали штампами. И замшелыми клише. В их сочинениях царило наукообразие, а не наука. Косноязычие, а не логика языка.
И другая  беда: студент-бакалавр. Уже со второго курса его опутывают цепью назойливых правил, по которым он  должен сотворить свою курсовую или дипломную работу. Шаг вправо- шаг влево: НЕЗАЧЁТ. В лучшем случае – снижение оценки. При всём этом в  ходу болтовня о студенческом ТВОРЧЕСТВЕ.
Я вёл тогда дипломную работу  по детской литературе.  И не мог нарадоваться, когда увидел, что Катя  пишет   СВОИМ, доверительным,  душевным  языком, что «наказуемо»: НЕ-НА-УЧНО.
  Нам, естественно, снизили  оценку.
«За инфантильность лексики»!!??
Катя со временем закончила аспирантуру, написала докторскую, взялась за редактирование популярного журнала для учителей Латвии.
И всей душой приросла к школе. Несколько раз была учителем года…
А журнал её разговаривл с читателем весело, задорно и образно.
По старой привычке она присылала мне иногда тексты своих авторов и  собственные  с одним опасливым вопросом – Не слишком занудливо- может, попроще?
  Каждый пишет, как он дышит…
 



Понравилось: 5 пользователям

ЗАПИСКИ УЧИТЕЛЯ. 29. ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА

Понедельник, 09 Января 2017 г. 18:08 + в цитатник

 

 Вот так…

Приходишь  в класс или к студентам и вместо привычного – «Я хочу рассказать вам»,  – «Давайте-ка  разберёмся вместе, у меня одного не выходит…»

 И начинается  сотрудничество – думаем сообща, ищем ответ на  какой-нибудь упрямый, заковыристый и неподдающийся вопрос…

 Решаем, к примеру, удавалось ли красоте спасти мир или – к чему приводит сегодня хлестаковщина…

 В  со- трудничестве педагога с аудиторией я  вижу смысл того, что мы называем учебным процессом.Как-то сидел на уроке физики. Учитель говорил: «Приток тепловой энергии к кипящей жидкости не ведёт к повышению температуры…»

И тут руку поднял  мальчишка: - А на что же тогда затрачивается тепловая энергия, сообщаемая жидкости?

- Вот об этом мы сейчас и поразмышляем все вместе, -  улыбнулся учитель.

Потом он признался мне, что без этого вопроса ему трудно было бы начать объяснение нового материала.

 Можно прийти на урок истории и сказать: «На дом была задана оценка деятельности Петра Первого, отвечать пойдёт…»

 А вот как начал этот урок   другой учитель…

- В поэме «Полтава»,- сказал он, - Пушкин восхищается гением Петра, величием его дела, благородством, а в «Медном всаднике» выводит  его его как твёрдокаменного и мстительного властелина

 Что это, ошибка? Беспринципность?»

  И класс забурлил – начался увлекательный поиск. …  .

Евгений Ильин, словесник из Петербурга

.- Когда я читаю Толстого, думаю: вот это было и со мною; а когда Достоевского – хорошо, что    э т о г о      со мной не было. Испытывали когда-нибудь такое? – спросила школьница.

- Испытывал и не раз. Толстой любит   п р а в и л а. Достоевский –

и с к л ю ч е н и я. Но тот и другой исследуют душу. А вот где больше раскрывается душа: в правилах или исключениях – не знаю. Хочу об этом тебя спросить.…

 Стендалю принадлежит тонкая мысль: опираться можно только на то, что оказывает сопротивление.

     Преодолением  этого сопротивления и занимается педагогика сотрудничества.



Понравилось: 8 пользователям

ЗАПИСКИ УЧИТЕЛЯ. 28. В ДАЛЬНЕМ УГЛУ КЛАССА

Вторник, 03 Января 2017 г. 20:30 + в цитатник

 

        

И снова Юля. С её позволения – страничка из   дневника школьных лет…

 

 Фордиком его ещё в детстве прозвали.: он всё с автомобильчиками игрушечными возился. А потом стал свои мастерить. Тоже с дистанционным управлением.
 В химии он - Бог! Смотрю однажды: книгу на переменке листает – огромную. Так увлёкся, что меня не увидел. Я заглянула. Формулы - на всю страницу -  тёмный лес. А он оторваться не может. И вдруг  заметил, что я за ним подглядываю. Книжищу свою захлопнул, спрятал. Вроде бы смутился. Но тут как раз звонок...
 Сидит этот Фордик в дальнем углу класса и пристально смотрит на учительницу. Глаза у Фордика зелёненькие. На щёчках – детский румянец. Смотрит он именно так, как нравится учителям. Им почему-то кажется, что если на них внимательно глядят – значит, стараются, усваивают.
Но скажите сами – что может усвоить из рассказа Эльвиры
Ивановны Фордик, если весь её рассказ сводится в основном к тому, что число протонов равно числу электронов? Фордик,  который шутя каждый год занимает первые мета на всевозможных олимпиадах. И не только по химии. Он и физик замечательный. И биолог. Дома у него английские журналы с последними новинками. Родители выписывают. Я сама беру иногда у его мамы. Полистать…

  Вот так и сидит он смирненько.  Смотрит учителю в глаза, а сам, я уверена, какую-нибудь свою задачу решает.

 Он, кстати, почти все вычисления в уме делает. В общем-то, к нему хорошо относятся. Любят даже. Ещё бы! Списать – на здоровье! Аппаратик изобрести для подсказок – ради бога. На очередную олимпиаду – с превеликим удовольствием.

 А чтобы с учителями спорить, как Лёнчик,  – ни-ни!
   Я тоже сижу одна в своём дальнем углу класса. Дальнем – от Фордика. До него поговорить о чём-нибудь интересном с мальчишкой мне не доводилось. А этот, тогда ещё для меня просто »Фордик» ( а не «гений) потряс сразу: начал доказывать теорему: крокодил более длинный, чем зелёный...
 «Гений» не обращает на меня никакого внимания. Он не знает, что сейчас, преданно слушая учительницу и пожирая её глазами, я думаю о нём. Вот сорваться бы нам вдвоём с этих нудных уроков, гулять где-нибудь по оттаявшим, уже весенним лесным тропинкам...
 Я бы никогда не устала слушать об его удивительных крокодилах и даже о том,  как "романтично" химическая связь сопровождается перестройкой электронных оболочек связывающихся атомов.
 И читала бы ему любимое…

 

Скрипка издёргалась, упрашивая,

И влруг разревелась

Так по-детски,

Что барабан не выдержал…

 

А может быть... и своё.

 Ведь, сколько я себя помню,-  только и делаю, что молчу о главном. Говорю не о том. И... не с теми. И не так.

Но Фордик- «глядит в пространство». Как и я. Глядит своими немигающими зелёненькими – какую-нибудь смешную теорему придумывает.

И хочет от всех  спрятаться

Как я…

 

 



Понравилось: 2 пользователям

ЗАПИСКИ УЧИТЕЛЯ. 27. ЭТОТ ТИРАН ЛЁНЯ

Четверг, 29 Декабря 2016 г. 12:15 + в цитатник

 

Помните Лёню? Того,  что открыл для себя один из секретов поэзии – звукопись.

 А потом уже весь 6б   за-з-з венел-л-л, за жу-ж-ж-ж ал, за-р р- окотал тогда   звуковыми аранжировками на ходу сочиняемых «поэзов».

Впрочем, об этом я уже рассказывал…

 Но фонетические откровения Лёни «Кррррасноморррдым  помидоррром»» не закончились.

 И когда он оказался в другой школе, до меня стала доноситься вполне ожидаемая  молва об его «дурачествах».. Лёня прослыл там наглецом, выскочкой и смутьяном. В общем -   возмутителем спокойствия. А точнее -  спокойствия его словесницы..

  Значит, читает она …

.. Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.

 

Раздаётся язвительный хохоток Лёни.

 

 - Стыдись! Как можно не оценить всей красоты  этих волшебных строк  Пушкина! Их оригинальности!

- Трудно не оценить,- соглашается Лёня.- Только Пушкин здесь не при чём.

- Как это!!!?

- А так, что одну из них сочинил не он, а Василий Андреевич Жуковский.

Лёня победно  произносит, акцентируя каждое слово…

Цветы мечты уединенной
И жизни лучшие цветы,—
Кладу на твой алтарь священный,
О Гений чистой красоты .

 Оценив смятение учительницы, снисходительно её успокаивает: - Да вы не огорчайтесь, подобные цитаты в мировой литературе не редкость.. Даже Шекспир этим грешил.

Но тиранить литераторшу не прекращает.

 Она ему про обличительный пафос «Мёртвых душ» и про сатиру на помещичье-чиновничий аппарат России, а он ей – как надо понимать слова Андрея Белого о том, будто шкатулка Чичикова не что иное, как жена Чичикова. А Шинель – любовница Акакия Акакиевича.

 И ещё про Набокова – можно ли с ним согласиться, будто потайное отделение шкатулки, то есть сердце Чичикова – сама госпожа Коробочка?
 . Я  от души пожалел Лёнькину литераторшу. Ведь этот изверг её доконает. Сломается бедная женщина. - если не на Гоголе, то уж  на Достоевском непременно.
 



Понравилось: 3 пользователям

ЗАПИСКИ УЧИТЕЛЯ. 26. И СНОВА О БЕЗУМНОЙ ЛЮБВИ

Пятница, 23 Декабря 2016 г. 13:13 + в цитатник

В школе дети не только учатся. Но, как выяснилось, ещё и влюбляются. А точнее – «западают». И не как-нибудь, а «пламенно», «томительно», «упоительно», «до потери пульса», «умопомрачительно», «неистово»,...

 Эпитеты -  из творений юных графоманочек о сжигающих их муках нечеловеческой страсти, толкающей на костёр неистовой любви.

 Авторшам я деликатно объяснял, что  всё это не для газеты:: ведь их чувства настолько безмерны и возвышенны, что не подлежит публичному разглашению. В общем, уговорил носить свои страсти в неизмеримых глубинах обалдевшего от любви сердца и делиться только с самыми близкими подругами и «доверенными лицами».

 Юля тоже показала мне свою «байку».

 - О любви! – ухмыльнулась уголками  рта.

- Пламенной?

- Ага. Но робкой…

 

   ПРИВЫКЛА

 

- Вот, - сказал он, протягивая букет алых роз, - поздравляю тебя с днём рождения!

 Розы были местами поломаны и слегка изжёваны.

- По дороге от собак отбивался, - смущённо пояснил он.

Мне стало приятно, ко мне прорывались с боем.

- Проходи, - сказала я.

Он прошёл, споткнувшись о Сюзанну.

- Извините...

Он галантно поклонился кошке.

- Ничего, она привыкла.

Мы прошли в комнату.

- Присаживайся на диван, - предложила я .

Он присел..

- Это наш сторожевой пёс.- сказала я. Его зовут Цезарь. И он- в печали: украли ошейник. А диван там.

Он вскочил и пересел.  Послышался приглушённый мяв.

- Сюзанна, - догадался он.

- Да. Привстань. Она нервничает.

Он привстал. Возмущённая Сюзанна с фырком выскочила и скрылась.

Я сказала:

- Вообще-то она привыкла.

Мы помолчали.

- У тебя очень симпатичная собака, - сказал он. – И цвет такой интересный.

- Ага. Зелёный в розовый цветочек. Это не собака. Это - кресло. А собака вышла. Цезарь очень деликатен.

- А-а... но кресло очень симпатичное.

- Ага.

- Ага.

Мы снова помолчали.

- Знаешь, - сказал он. – Я тебе давно хотел сказать...

- Что?

- Я всегда хотел сказать, что я... Что ты...

- Ну?

- Он вдруг вскочил и выбежал из комнаты.

Я за ним.

- Ты меня извини, - бормотал он, напяливая туфли.. – Но мне идти надо. Очень надо.... Извини, а ?

- Ничего-ничего. Я привыкла.

                                                                                            



Понравилось: 6 пользователям

ЗАПИСКИ УЧИТЕЛЯ. 25. МИША

Понедельник, 19 Декабря 2016 г. 13:57 + в цитатник

Учитель и ученик…

 Сколько бы ни говорили об индивидуальном подходе,- их отношения чаще всего остаются формальными,. И общение, как правило, кончается,  когда все расходятся по домам.

 Со мной – по-другому…

По вечерам являлся Петя, чтобы послушать  арию Лоэнгрина – я уже писал об этом. Приходила с новыми стихами Юля. Подолгу рылась в моей библиотеке Дайга. Набегали любители пинг-понга – возле моей веранды, уж не помню какими судьбами, оказался этот зелёный теннисный  стол. А на самой веранде бывший хозяин квартиры оставил  штангу Какие страсти  вокруг  неё кипели!

Летом  своё звено «пропольщиков»- пятиклассников после работы и обеда в колхозной столовой я приводил к себе домой – мы репетировали тогда что-то из «Тома Сойера».

 А потом шли на пруд – купались, и я учил их стоять на руках под водой.

 С Мишей мы подружились, когда он был в седьмом или восьмом классе.

Тщеславный очкарик, он оказался одним из немногих, кто рано осознал свою «дремучесть»в гуманитарном направлении. Стеснялся бывать в компаниях, где говорили о литературе, искусстве.  Миша был всеяден – он мог часами меня слушать  – без конца что-то выяснял, спрашивая, переспрашивая, запоминая, а со временем и… возражая. Мы ходили по лесной дороге и вели  долгие дискуссии.  Продолжали их у меня или у него в садике – за чаем. Он был, пожалуй, единственный мой ученик, кто умел так впитывать всё, что считал для себя полезным. Искал и находил интеллигентные, как сейчас говорят, «тусовки», где говорили и спорили об  «умном». Сначала прислушивался, а со временем вступал в полемику о каком-нибудь поэте или художнике.

 Миша легко поступил в университет на Отделение немецкого языка. Стал  отличником. И вскоре его отправили в Германию на «учёную  конференцию». Потом принёс мне статью о своей поездке, и начался наш новый «университет»- Миша жаждал попасть в газету, и  я открыл для него «мастер-класс» по журналистике. Статью после множества переделок напечатали. И это был наш праздник.

 Шли годы и годы. Миша уже руководил внешними связями  всех вузов республики, немецкий знал чуть ли не со всеми его диалектами.

 Потом вдруг признался: - Образования маловато. И поступил на Юридический.

 Мы как бы поменялись местами. Теперь уже не он, а я  чувствовал себя учеником.  Слушать его было одно удовольствие. Миша объездил  «весь свет» и на всё, что видел, научился смотреть по-своему. В том числе – и на литературу.

  Сейчас Миша возглавляет филиал крупной немецкой фирмы, офис которой – в Риге.

Встретились…

Всё такой же деловой, быстрый, торопливый. Очки весело поблескивают.

 А усы – с проседью…

- Просьба у меня такая,- повёл он будто бы давно начатый разговор. – Вы не могли бы взять себе в ученицы мою дочь, она скоро школу кончит….

- Ей репетитор нужен?

- Да нет, отмахнулся Миша, - ей понадобилось то, что и мне когда-то,-общение с вами. Вы меня поняли?

- Понял, Миша,.- сказал я,.- Но в одном не уверен - кто из нас двоих окажется учителем...

- Ждём вас!



Понравилось: 7 пользователям

ЗАПИСКИ УЧИТЕЛЯ. 24. О РОЖДЁННЫХ ПОЛЗАТЬ

Четверг, 15 Декабря 2016 г. 13:17 + в цитатник


СОКОЛ1 (700x437, 16Kb)



     Хорошо помню, каким сделалось лицо Лидии, когда я впервые произнёс в классе эту  хрестоматийную фразу – «Рождённый ползать летать не может». Счастливым и благостным увидел я её лицо. Такое бывает, когда находишь то, что долго и безуспешно искал.

Потом она напишет в сочинении: «Может, и впрямь есть люди, созданные для полёта и люди, обречённые ползать!? И не испытать им счастья полёта. Никогда! Ведь они  рождены, чтобы ползать, прозябать. Я, например, уверилась, что не способна ни к какому полёту. Таланта у меня нет. Тем, кем бы хотела стать, я никогда не стану…Угнетает ли меня такое открытие? Пожалуй, нет.» Ползать», я думаю, не так уж плохо. Некуда упасть. И ещё: не будь «ползающих», не было бы и фона для «летающих»

 Очень мне не по себе. Ведь все так стараются, чтобы девизом моей жизни стало «безумство храбрых», а мне, оказывается, больше по душе – философия Ужа».

 И я снова, (в который уже раз!) понял тогда, каким неожиданным и болезненным может оказаться нравственное воздействие столь «апробированных» программных произведений.

 И немало пришлось мне помаяться  от того, что вот не удаётся спасти человека от комплекса неполноценности. И я думал, к чему же тогда все прекрасные книги, которые ты с ними читаешь? Ведь к тому они, чтобы твои ученики стали КРЫЛАТЫМИ., возвысились, победили в себе Ужа!

  С Лидией мы весь год спорили в школе. Она не принимала на веру ни одного моего довода. Потом её сочинение я опубликовал на своей  странице в молодёжной  республиканской газете. Посыпались отклики: советы, упрёки, поучения, «аналогичные случаи», даже соболезнования.

Выяснилось, что сотни людей горят желанием помочь этой девушке «обрести крылья».

Но Лидия, казалось, ещё больше замкнулась в себе. Советчиков выслушивала с усмешкой.

 Года через два я её встретил.. Поговорили о пустяках.- я почувствовал, что все эти «Ужи- Соколы» её больше не волнуют. Но обманулся…

 Ещё через год получил от неё к Дню учителя поздравительную открытку.

  «… Я всё больше убеждаюсь в вашей правоте. Я и тогда уже смутно догадывалась, что не совсем права. Но на споры меня наталкивал мой ужасный характер – упрямство, ничего не принимать на веру.

  У меня всё хорошо – учусь в Сельскохозяйственной академии. РОЖДЁННЫХ ползать не бывает – это верно. Ими СТАНОВЯТСЯ…

 Но ведь и летающими не рождаются…

Желаю вам хороших, послушных и покладистых учеников! Только будет ли вам с ними интересно?»

Конечно, не будет!.

Как верно она сказала – бескрылыми  СТАНОВЯТСЯ!

Да! Всё чаще встречаются сегодня на моём пути  молодые  люди с заземлёнными, примитивными потребностями и ценностями. Не томимые «духовной жаждою»


-Прагматики, - так они  любят  себя называть…



Понравилось: 5 пользователям

Поиск сообщений в А_Гусев
Страницы: 21 20 [19] 18 17 ..
.. 1 Календарь