Скончалась одна из самых красивых актрис советского кинематографа
На 79 году жизни скончалась народная артистка СССР Вия Артмане
Еe творчество и еe жизнь навсегда запомнятся благодарным зрителям. Карьера Вии Артмане началась на театральных подмостках, но всенародную славу ей принeс кинематограф.
Репортаж Анны Нельсон.
Из всех съемок, которых у нее в жизни было великое множество, эта трехнедельной давности оказалась едва ли не самой короткой и, выходит, последней. Вопрос ― ответ. "Как вам живется сейчас, Вия Фрицевна? - С божьей помощью. Зубы купаются в стакане, а волосы сушатся на лампочке. Я не хотела, чтоб от меня осталось грустное впечатление, что я актриса, которую нужно жалеть. Терпеть этого не могу! Перед зрителем актер должен быть всегда на высоте. И когда я потеряла надежду на этой высоте еще хоть что-то сыграть, я удалилась".
Быть может, она уже не услышит того, как сегодня ее называют "балтийской богиней" и королевой кино.
Всегда без тени высокомерия. Говорила, что зритель чувствует всe спинным мозгом, изучала каждый сыгранный ею образ не с лица, а с затылка.
Вия Артмане, народная артистка СССР: "Мне к сердцу близок всегда был главным образом театр. Я люблю его. Я люблю его во всех проявлениях театра. И в атмосфере, взаимных отношениях, в зависти, соперничество, в радостях, а неудачах".
При этом она считала, что ее биография ― это всего лишь ее личная биография, а зрителю нужна ее улыбка. В детстве королева Артмане пасла коров, а потом стала актрисой и ее возили на троне по улицам Риги, но она оставалась великой и простой одновременно. Согретая любовью миллионов поклонников, никогда не была счастлива в личной жизни.
Вия Артмане, народная артистка СССР: "В советское время у нас актеров жалование было очень низкое, но мы никогда об этом не говорили, не ощущали этого, потому что у нас профессия торжественная".
Лилита Озолиня, актриса: "У нее жизнь такая светлая, радостная, солнечная и все такое ажурное!"
Это была лишь глянцевая сторона жизни. Все началось после распада СССР. Ей предлагали остаться в России. Но отказавшись, она не отказалась любить ее.
Вия Артмане, народная артистка СССР: "У нас в народе нет этой такой хорошей ласковой нежности, как это есть у русских".
Этого ей не простили. Та, которую называли "Мать-Латвия", фактически оказалась выброшенной на улицу. Дом в центре Риги, где она прожила полвека, согласно латвийскому закону о реституции был возвращен его дореволюционным владельцам. Чтобы ускорить освобождение жилплощади, Артмане отключили отопление и взвинтили плату за коммунальные услуги. Ни латвийский Сейм, ни театральное, ни кинематографическое сообщество не протянули ей руку. И когда городская дума предложила ей взамен сгоревшую квартиру с обугленными потолком и стенами, от отчаяния сын актрисы написал статью в центральную газету под заголовком "Сколько стоит Вия Артмане?". Она доживала свой век под Ригой, в своем крошечном столетнем домике, который приходилось топить даже летом. Пережила три инсульта, но продолжала улыбаться, показывая на больничной койке лишь свой талисман - игрушечную обезьяну.
Мирдза Мартинсоне, актриса: "У нее ведь больное сердце было. И вдруг она уходит со сцены и в следующий момент оказывается на полу. Я подхожу, она говорит: все нормально, спокойно, сейчас все пройдет. И я стоя слышу ее сердце, как бьется сердце. Она говорит: сейчас пройдет, сейчас пройдет".
Ее жизнь начиналась будто в стихах, а закончилась жесткой прозой. Ей иногда приходили письма. Но только из России. Ей писали, что любят ее уже почти 40 лет. А она переживала не о том, что любили, а о том, что пока любили, она состарились.
Владимир Хотиненко: "У меня ощущение, что она родственница моя. Дело в том, что я с детства помню открытки актеров. Эту женщину любила вся большая страна. Ее иностранку считали близким себе человеком".
В одном из последних интервью Вия Артмане говорила: "Я родилась в Латвии, но там мне немного холодно. Я счастлива. Я иду ровным шагом туда, куда мне суждено. Спокойно и без сомнений".
Когда актеры уходят им аплодируют. Сегодня эта овация звучит у трона Артмане, отныне пустующего.
Вия Артмане, народная артистка СССР: "Я чувствую хорошо только на сцене. Это моя власть. Это мое поле. Это мое спасение".