Я туда еду. Очень интересное место. Решила поделится с вами информцией об этом уникальном месте.
Аркаим, по его мнению, помимо прочего, еще и пригоризонтная обсерватория предельного класса точности, сама сложная из всех ныне известных человечеству.
В этом отношении он сопоставим со Стоунхенджем – знаменитым мегалитическим сооружением на Солсберийской равнине в южной Англии, в котором еще в середине XVIII века была угадана древнейшая обсерватория; правда, эта догадка получила вполне убедительную аргументацию и широкое признание лишь двести лет спустя.
Но только Аркаим оказался сложней Стоунхенджа…
И еще одна подробность: археологи оценивают возраст Аркаима в 3.800-3.600 лет; К.К. Быструшкин, опираясь на свою методику, увеличивает его еще на целую тысячу лет.
Памятник высочайшей культуры, имеющий возраст 4.800 лет. Четыре тысячи восемьсот лет…
А между тем общественное мнение таково: ведь, в сущности, все мы стали свидетелями редчайшего чуда! Причем, не в какой-нибудь экзотической Микронезии, не среди библейских камней Ближнего Востока, не в полной загадок южноамериканской сельве, а прямо-таки дома, под боком, в Челябинской области открылась «Страна городов» - остаток одной из древнейших цивилизаций человечества: оригинальные, ни на что привычное не похожие строения, мощные стены, сложные оборонительные конструкции, плавильные печи, ремесленные мастерские, четкая система коммуникаций…
Теперь уже признано: здесь прародина древних ариев, которую ученые так долго искали на обширной территории от придунайских степей до Прииртышья; здесь произошло на грани III - II тысячелетий до н.э. давно уж «вычисленное» лингвистами разделение ариев на две ветви - индоиранскую и иранскую…
Некоторые ученые готовы объявить эти места родиной Заратуштры, создателя священных гимнов «Авесты», столь же легендарного, как Будда или Магомет.
В любом случае, южно-уральская находка археологов граничит с чудом. Ведь это же одно из тех открытий, которые понуждают ученых заново пересматривать десятилетиями - если только не веками - выстроенную систему взглядов на обширную и мировоззренчески важную область исследований.
Аркаим - сооружение не просто сложное, но даже изощренно сложное.
Между тем назначение и функции его вовсе не очевидны. И только когда в его плане обнаруживается четкая геометрия, появляется надежда буквально вычислить замысел строителей.
Направление поиска подсказывается неожиданно точным совпадением некоторых важных элементов геометрии и размеров Аркаима с соответствующими параметрами Стоунхенджа.
Во всех археологических публикациях об Аркаиме называется диаметр кольцевой стены цитадели Аркаима - 85 метров.
[!] Но это несколько округленно. Если же его измерить с той точностью, которая необходима для астрономических наблюдений, то получается не идеально правильное кольцо, имеющее радиусы 40 и 43,2 метра. Между тем радиус кольца «лунок Обри» в Стоунхендже тоже 43,2 метра.
[!] Оба памятника расположены практически на одной географической широте.
[!] Оба - в середине чашеобразной долины с рельефным горизонтом.
И это далеко не все: чем детальнее сопоставляешь оба памятника, тем больше обнаруживается в них точно совпадающих деталей.
Сопоставление между Стоунхенджем и Аркаимом может показаться вам неожиданным: как-никак их разделяет протяженность всей Европы, 4 тысячи километров - расстояние неблизкое и для нынешних средств сообщения. И немалый временной интервал: если согласиться с традиционными представлениями, то между ними лежит целое тысячелетие.
С географией ничего не поделаешь, но хронология - другое дело. В конце концов, ее точность во многом зависит от метода исследования.
Применение методов радиоактивного анализа «состарило» Стоунхендж на тысячу лет. Теперь «лунки Обри», относящиеся к этапу «Стоунхендж-I» (те самые, радиус кольца которых равен 43,2 метра), датируются XXVIII веком до н.э.
[!] На Аркаиме и сопряженных с ним памятниках радиоуглеродный анализ делали не менее трех раз, используя при этом десятки проб. В большинстве случаев получается, что Аркаим - ровесник Стоунхенджа или даже старше его.
Страна городов – название для общего обихода, понятное и не разбирающимся в археологической терминологии, лучше всего отвечающее сути челябинского феномена. Была уже в средневековье Гардарика, и все понимали, что это Страна городов – Русь.
Были ли Страны городов ровесницами и подобны челябинской? Наверняка были. Не из космоса же спустились они на Южный Урал в пору египетских пирамид. И спустя полтора века (округленно), не в космос же улетели. И пришли они к нам, и ушли по земле.
Находят остатки городов-крепостей, подобных Аркаиму и его соседям, за тысячи километров, в основном, помоложе.
К примеру, образное звание Аркаиму – «дедушка Трои» – дано потому, что он постарше воспетого Гомером града в Малой Азии на многие и многие века.
Города, а вернее протогорода бронзового века находят, но чтобы целая «страна» почти четырех тысячелетней давности… пока нет.
А может, и не найдут больше такой. Тысячелетия цивилизации не раз и не два рушили прошлое до основания, чтоб «новый мир построить», как в известном гимне. Возможно, без следа стерты остальные «страны аркаимов». Нашей просто очень повезло. Лишь полтора века назад здесь появились редкие селения. Пахать, сеять сплошняком, строить и прокладывать дороги повсеместно стали лишь в последние десятилетия – с целины. И то не вся наша Страна городов уцелела, а града в целости-сохранности, подобного Аркаиму, в ней пока никто не назовет.
Страна городов имеет четко очерченные границы. На севере – по Ую, на западе – по Уралу, на юге (вот совпадение!) – в пограничье Челябинской и Оренбургской областей (Аланды – это уже Оренбуржье), на востоке, примерно по меридиану Троицка, – пограничье с Казахстаном. Возможно, на восток граница передвинется. Страна городов имеет «высоту» (вдоль восточных склонов Уральских гор) около 400 км и «ширину» (к востоку от реки Урал) 120-150 км. На карту «страны» нанесено 17 точек городов, но их уже больше двадцати, селений же синташтинцев – многие десятки. Каждый град был центром округи, как бы сельского района, со многими, подобно современным, деревнями.
«Города» удивительно схожи между собой. Обязательно обнесены стенами и рвами (кстати, довольно сложные фортификационные сооружения). В плане это овал, круг или прямоугольник, близкий к квадрату. «Овальных» городов шесть: Берсаут, Аланды, Исиней, Кизил… Столько же круглых, Аркаим из их числа. Больше всего «угловатых»: Степное, Устье, Родники… Есть и такие, в плане которых контуры укреплений накладываются друг на друга. К примеру, на аэрофотоснимках Степного и Куйсака проглядываются все три фигуры. Здесь трижды перестраивали укрепления. Считается, вначале они возводились по овалу, потом вкруговую, а на закате Страны городов – прямоугольником.
Какой бы формы ни был град, строился он как бы по типовому проекту. В центре обязательна площадь. Одна - две улицы вкруговую замощены бревнами, под ними ливневка, здесь же стоки из бытовой канализации. В домах (это, скорее, квартиры, их стены общие, эдакий одноэтажный дом на 10-30 «квартир») – колодцы, кладовые, кухни с очагами и «застольем», спальни. Смотрите, сколько удобств! «Квартиры» огромные – до десятка спален-комнат. Общая площадь каждой «квартиры» 100-180 кв.м. Судя по всему, они были родовые, спальни по числу семей, а всего на 60-70 родичей. При каждой «квартире» хоздворик и мастерская. Лепили посуду, ткали, шили одежду. Столярничали и собирали боевые колесницы (древнейшие в мире). Много было металлистов – бронзоваров, кузнецов и литейщиков. Скот горожане не держали. Город был центром сельской округи на несколько деревень, где разводили скотину, сеяли злаки. Найдены даже следы орошения.
Сегодня наиболее распространено мнение, что «города» были духовными центрами, здесь жили и вершили обряды жрецы, сюда собирались на священные празднества соплеменники со всей округи. Площадь в центре города была их храмом под открытым небом. Крепости были гарнизонами воинов племени, под их защиту племя укрывалось при набегах врагов. Города были производственными комбинатами. Ремесленники жили под защитой не случайно: их умением дорожили, особо творцами металла и орудий из него. Есть мнение, что Страна городов возникла именно здесь из-за доступных и добротных медных руд. И крепости были поставлены для защиты рудников и металлургических «заводов». По соседству со знаменитой ныне действовали Магнитки бронзового века. Местный металл и орудия шли на «экспорт» далеко за пределы Южноуралья.