word-man обратиться по имени
Вторник, 18 Ноября 2008 г. 11:38 (ссылка)
1. Когда Нео застрял между Матрицей и реальным миром (станция Mobil Ave)
Человек (с дочерью Соти) сказал Нео, что "любовь - это не эмоция, а связь двух субъектов".
- "Это моя карма"
- "Вы верите в карму"? (Нео)
- "Карма, любовь - это просто слова"...
Кстати, правильно - Сати. Сати (в индуизма - вдова, сжигающая себя вместе с телом мужа, жертвующая собой) - образ и имя явно не случайные. То есть эта девочка нежно любит Нео, погибает за него, потом воскресает, и при этом, получает способность менять саму "Матрицу", в соответствии со своей любовью к Нео.
А насчет"кармы, любви"... Ну да, это, в самом деле просто слова...:) Дело не в них, а в том, что мы в них вкладываем. Вспомни, интонацию, с которой индус это сказал.
2. У Меровингена
Меровинген говорит: "законы вселенной изменить невозможноя, их логика и привела вас ко мне. Там, где другие видят совпадения, я вижу следствия; там, где иные видят случайности, я вижу расплату"
Меровинг - такой же духовный раб детерминизма, как и Архитектор. Одна из главных идей фильма - это Свобода в Любви, которые за пределами причинно-следственных связей и рассудка. Как только Нео и Тринити рождают в себе это переживание, они немедленно начинают побеждать.
3. Корабль, на котором полетели Нео иТринити
Этот корабль назывался "Логос". Ни о чём не говорит? :)
Говорит. И что из этого?:)
4. Последняя битва со Смитом
"Смит - полная противоположность Нео" - сказала Пифия. И битва кончается не победой одного, а смертью обоих. Похоже на дуализм (пример - Зораастризм, или фильм "Ночной дозор") - когда добро и зло являются равносильными величинами, когда обе силы сущностны... Ведь Нео и Смит всегда дрались.
(А на самом деле сатана спал с Неба как молния, он не противник для Бога).
Не думаю, что ты прав. Дуализм здесь не причем. И Смит не всегда дрался с Нео. Смит появляется не в каждом апгрейде Матрицы, а только в последнем. И в этом вся драма. Кто такой Смит? Вот Смит - это буквально образ сатанинской воли, существа, которое осознало, что ему этот мир не подходит и оно, это существо, решает этот мир уничтожить, а потом и себя. Смит ненавидит и мир Сиона и мир Матрицы, желая уничтожить их оба. Поэтому противостояние Матрицы и Сиона перед этой общей опасностью снимается, Архитектор становится союзником Нео.
Хочу заострить твоё внимание на окончании поединка Нео со Смитом. Вдруг Нео внезапно отказывается от насилия и Смит якобы превращает Нео в себя. И тут буквально происходит чудо (которое, кстати, не могло быть запрограмированно Архитектором, поскольку Смит уже захватил всю Матрицу), вступает в действие та Сила, которая проявляла Себя чудесами с Нео в реальности. Мне так кажется, что эта сцена отсылка к православной тема всехитреца Христа, который ловит сатану на крючок своей Плоти. И даже не важно, знают ли Вачовски об этом учении или нет. То есть эта сцена - намёк на Жертву Христа. Но пойми правильно, только намёк, а не буквальная икона. Иначе это была бы пошлость несусветная. Может быть поэтому, из-за деликатности Вачовски, Нео и гибнет. То есть он всего лишь человек. Но вспомни, в конце Пифия говорит: "Когда-нибудь мы его ещё увидим".
5. Последнее слово главного компьютера
"Свершилось". Прямо после смерти Нео. Если предполагать, что Нео - Мессия (Христос), а Архитектор - Бог-Отец, то тут сюжет прямо противоположный Евангелию - это прям идея гностиков, о том, что Бог Ветхого и Нового Заветов - противники. Ведь тут Нео и Главный Компьютер никак не одно целое!
С учётом всего вышесказанного мною: Архитектор - не Бог Отец. Нео - не Христос. Скажу ещё раз, это худ. произведения, не надо трактовать его прямолинейно. Во-первых, Архитектор - образ Другого, того, которого "Я" не хочет воспринимать, даже не хочет давать ему возможность быть. Во-втоорых, Архитектор (повторюсь) - образ рацио, противопоставленный витализму. А Нео - это образ человечности, которая может приподняться над собой при помощи Любви и стать проводником в мире Сверхестественной Силы, которая и есть Источник истинной Любви, всё спасающей.
6. Пифия - мать Матрицы
Прозвучала фраза, что "если Архитектор - отец Матрицы, то Пифия - её мать". Ну, в таком случае, это языческая идея о женском божестве.
Ну, положим, не женского божества, а просто женского начала. Тут ведь штука ещё вот в чём: Пифия - неотъемлемая часть Матрицы и как-бы "анима" самого Архитектора. То есть в её лице, какая-то часть Матрицы стала врубаться, что несвобода - не есть хорошо, должно быть что-то другое, другие возможности сосуществования разумных существ. То есть и в самой Матрице появились противоречивые тенденции к Миру между людьми и машинами. И, кроме того, воспроизводится архетипический сюжет, что именно женское начало растапливает жесткость всякого противостояния.
Интересная история с медальоном, который одел Линк. Всё-таки он его спас.
На это я внимание не обратил. Моего толкования нет.
То, что в фильме так много сцен насилия, ни о чём не говорит?
А ты чего хотел от голливудского фильма? Сентиментальной проповеди? Всё-таки Вачовски - любители анимэ и киберпанка. Отсюда и жесткая стилистика. И их мессидж направлен, я думаю, прежде всего, к поколению Интернета и компьютерных стрелялок, представители которого часто увлечены идеями неогностицизма. То есть, если прав ты в своих опасениях, то что нам, православным с того, что какая-то там "Матрица" чего-то там проповедует. Эка невидаль! А если прав я, то тем более хорошо - имеем необычное, художественно нетривиальное, духовное послание, прикровенно отсылающее к христианству.
И ещё, насчет насилия. Если смотреть внимательно, то сами люди практически никого не убили. Нескольких человек убили отрицательные персонажи Цифер и чувак, одержимый Смитом, потом - их кокнули. Ну и кого ещё убили сами люди? Не припомню. Теперь обрати внимание на то, как убивают людей машины в сцене штурма Сиона. Никаких ужасов в стиле голливудских ужастиков (с разрыванием тел и прочей мутью). Хвать щупальцем за ногу, выкинут подальше и всё. Чистое рацио, просто безэмоциональное ведение боевых действий. Чистая машинерия.
И последнее: обратил внимание на странный знак, который был в конце каждой серии (как бы крест в квадрате) ?? Я знаю одну нашу местную питерскую секту (движения "нью эйдж"), в которой адепты носят такие кресты. Одна оккультистка оттуда сказала мне, что название этого креста - "крест всех вер". Она его купила в Израиле. В интернете я этот знак пока не нашёл, так что не могу пока дать точного толкования.
Об этом ничего сказать не могу. Чего не знаю, того не знаю. Могу лишь сказать, что где-то читал о том, что в "Матрице" Вачовски активно использовали голливудский приём под названием "пасхальные яйца". То есть это когда незаметно раставляются всякие прямые намёки, превращающие фильм в анаграмму. Так вот, в "Матрице", вроде бы, расбросаны номера стихов из Евангелий. Но, где именно, не знаю.