-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Виктор_Солнцев

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 2) Православная_молодежь Философия

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.04.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 6076


Пересмотрел я сегодня фильм "Матрица"...

+ в цитатник

Cообщение скрыто для удобства комментирования.
Прочитать сообщение


Виктор_Солнцев   обратиться по имени Понедельник, 17 Ноября 2008 г. 16:41 (ссылка)
Лично мой итог:

фильм содержит в себе массу символов, смыслов и знаков, в том числе - христианских. Мы, как христиане, можем анализировать фильм не совсем так, как другие, у нас есть точка опоры. Мы можем толковать фильм в нашу пользу.
Но если бы меня спросили, является ли фильм миссией Евангелия и имеет ли он христианские цели, я бы сказал НЕТ. Это эклектика, синкретизм, а с точки зрения религии - ЭКУМЕНИЗМ, то есть слияние всех верований. Так что вот так :)
Ответить С цитатой В цитатник
word-man   обратиться по имени Вторник, 18 Ноября 2008 г. 09:11 (ссылка)
Виктор_Солнцев, извини за задержку с ответом. Итак, по порядку:
Дело в том, что "Матрица" на меня оказала в своё время большое влияния и я даже хотел замутить большую статью на её тему. Это было давно, ещё до блога. Но поскольку, в мире проводили даже конференцию учёных мужей по поводу фильма, я отказался от этой идеи (может быть временно).
Я попробую, конечно ответить на все твои пункты, но сначала вот кратко моё видение:
Фильм не христианская икона. Если бы это было так, то фильм граничил бы с богохульством. "Матрица" - это притча, художественная система аллегорий и намёков, в основе которых идеи, скажем так мягко, очень близкие к христианству, или даже тождественные ему. Кроме того, Вачовски написали весь сценарий "Матрицы" и "Аниматрицы" сразу, за один раз, а снимали постепенно. Из-за этого, каждая часть выглядит, как провокация (и, возможно таковой и является). Когда я посмотрел первую часть, я вообще решил, что это кинематографическая иллюстрация толи к Гурджиеву, толи к Кастанеде. И только третья часть всё раставила по своим местам, да и то, лишь после целенаправленного обдумывания. Обрати внимание, многим, кому сильно нравилась первая часть, разочаровала третья. Но, тем не менее, повторю, "Матрица" - цельное полотно.
Теперь по поводу художественной ткани фильма: она, скажем так, полифонична, примерно как у Достоевского. Вачовски дают высказатся всем персонажам, чтобы они высказали каждый свою правду. Правду Архитектора, Меровинга, Советника, Цифера и т.д.
Ответить С цитатой В цитатник
word-man   обратиться по имени Вторник, 18 Ноября 2008 г. 09:38 (ссылка)
Теперь по твоим пунктам:
1. Собрание в "храме"

Что за "храм" и странная молитва в начале второй серии? Это была молитва-благодарность людям. То есть какой-то культ людей получается? Человекобог? Похоже на идею массонов. А как называют этих главных - СОВЕТНИКИ :) Не хватает ещё вольных каменщиков :)
А потом восторженная речь Морфеуса в этом "храме" - как он лихо управял толпой, какие крики, овации! Похоже на собрание секты...
А потом чисто ритуальные танцы-притоптывания босиком под барабаны (в "храме") и начинающаяся оргия с обжиманиями и полу-голыми женщинами... Вспомни историю религий - похоже на шаманизм...

Здесь явно приём контраста, противопоставления рационального, холодного мира машин и витального мира людей. Насколько я понял, Вачовски хотели сказать этим, что оппозиция "рациональность-витализм" - не отражает реальности. Правда в чем-то другом. За пределами этой оппозиции. Поэтому, я уверен, они специально подчеркнули разнузданность вакханалии в Сионе. И возглавляет её именно Морфей, который всю дорогу не врубался, жёстко противопоставляя людей и мир машин.
Вообще, в чем драма войны людей и машин? Разве машины начали войну? Нет же. Если верить "Аниматрице" когда-то люди создали разумные самоволящие машины, прератив их в рабов. Естественно, те взбунтовались. Тогда люди жестоко решили их уничтожить и начали войну. Но так вышло, что победили машины. Не они начали противостояние, они просто хотели жить, не мешая людям. И то как машины потом обошлись с людьми, это просто воля победителей. Заметь, не машины закрыли небо, это люди лишили их таким образом энергии, не оставив машинам выбора. То есть воля машин - не уничтожение или порабощение людей, а просто желание выживать. Это один из нервов фильма.

2. У Пифии

Пифия сказала Нео, что ему предстоит путь к Главному Компьютеру, т.к. "всем избранным лежит путь к нему". То есть можно привести параллель с современной идеей о равенстве всех мировых религий и их духовных лидеров, мол они учили одному и тому же, все учили истинному пути к Богу, к Которому они и пошли (Главный Компьютер).

Тут ты не прав. Архитектор и Главный Комп - это вовсе не образ Бога. Это скорей образ рацио, захвативший нашу цивилизацию. Намёк на Сверхестественное Начало дано в образе тех чудес, которые непредсказуемо ни для кого (ни для Нео, ни для Архитектора, ни для Смита, ни для Пифии) стали твориться с Нео в самом реале. Тем самым Вачовски дали понять, что в мире присутсвует Сила, которая больше и рацио, и грубого витализма и прямого зла. И прикоснуться к Ней можно только Любовью, которая тоже за пределами всего.
Извини, пунктов у тебя много, по каждому сказать кратко трудно, поэтому буду постепенно отвечать.
Ответить С цитатой В цитатник
word-man   обратиться по имени Вторник, 18 Ноября 2008 г. 10:04 (ссылка)
3. Сцена с Моникой Белуччи
Нео, несмотря на присутствие рядом Тринити, целует Белуччи. То есть ради идеи можно нарушить любой принцип. Кстати, у массонов есть такое правило: при необходимости можно всё отрицать и даже отрекаться от своей веры (масонской).

Мне кажется, ты преувеличиваешь. Помнишь,что говорила жена Меровинга в этой сцене? Когда-то Меровинг был таким же, как Нео, но потерял это, а она это ещё помнит. То есть с одной стороны, героиня Белуччи опять хочет пережить ту подлинность которая была в её жизни, а с другой сам Нео во имя той, большей Любви, идёт на преступание образа привычной, обычной любви. Ну как-то так.

4. Меровинген
Меровинген сказал Нео: "Я пережил твоих предшественников и тебя переживу". Что он имел ввиду?

Вот тут не совсем понятно. Если следовать прямому пониманию, то Меровинг, это просто взбунтовавшаяся против самой Матрицы программа, которая живет в ней, наподобии вируса. Но если прав я, тогда Меровинг - это как-бы виртуальная оболочка, оставшаяся от предыдущего Избранного, которая просто, наплевав на своё высокое предназначение, живёт и наслаждается своей псевдожизнью.

5. Архитектор
Великий Архитектор (Геометр) Вселенной - по масонской фразеологии Верховный Разум, управляющий мирами (Словарь масонских терминов).
Архитектор сказал Нео, что он сообразительней предыдущих, что это уже шестая версия... - опять намёк на различных духовных лидеров других религий...
Ещё он сказал, что "Любовь - квинтэссенция человеческих иллюзий"...
Вместо Бога - верховный архитектор, компьютер, тюремщик-надзиратель - ммм да...

Вне всяких сомнений, сам Архитектор Матрицы так себя и видит. Он же само воплощенное рацио, он уверен, что он контролирует мир и самого Нео. Но дальнейшие события показывают( и ему самому), что он радикально заблуждался.

А обрати на один из подходов героев: есть свои, а есть чужие, которых легко можно убивать. "Раз они не проснулись, они помогают Матрице". Поэтому можно легко устранить любого на улице (его тело в реальности при этом тоже умирает).

А кого люди из Сиона убили в "Матрице"? Просто посчитай их. Это тебе многое объяснит.

А это уже языческий принцип - зло вне, в других (а не во мне самом).Христианский же принцип таков: "у каждого есть шанс проснуться. Ненавидь матрицу, но люби людей, которые ей порабощены" (ненавидь грех, но люби грешника).

Так об этом и весь фильм! Дело в нас , а не во внешнем враге.

Кстати, масоны могут использовать и Библейские символы (неудивительно, что их так много в фильме):
"Алтарь - центральное место масонского храма; прямоугольное или трапециобразное возвышение, на котором находится Библия, Конституция Великой Ложи, масонские документы и символические предметы".
Что скажешь?

Что скажу? Да наверно ничего. Просто, я думаю, что фильм "Матрица" - это не масонская проповедь. По крайней мере, надеюсь на это :)
Ответить С цитатой В цитатник
Виктор_Солнцев   обратиться по имени Вторник, 18 Ноября 2008 г. 11:03 (ссылка)
Спасибо за ответы - с чем-то согласен, с чем-то - нет, что-то удивило.

А меня вот ещё что интересует: как на Матрицу смотрит среднестатистический человек, обыватель? Что он там может разглядеть?
Ответить С цитатой В цитатник
word-man   обратиться по имени Вторник, 18 Ноября 2008 г. 11:38 (ссылка)
1. Когда Нео застрял между Матрицей и реальным миром (станция Mobil Ave)
Человек (с дочерью Соти) сказал Нео, что "любовь - это не эмоция, а связь двух субъектов".
- "Это моя карма"
- "Вы верите в карму"? (Нео)
- "Карма, любовь - это просто слова"...

Кстати, правильно - Сати. Сати (в индуизма - вдова, сжигающая себя вместе с телом мужа, жертвующая собой) - образ и имя явно не случайные. То есть эта девочка нежно любит Нео, погибает за него, потом воскресает, и при этом, получает способность менять саму "Матрицу", в соответствии со своей любовью к Нео.
А насчет"кармы, любви"... Ну да, это, в самом деле просто слова...:) Дело не в них, а в том, что мы в них вкладываем. Вспомни, интонацию, с которой индус это сказал.

2. У Меровингена
Меровинген говорит: "законы вселенной изменить невозможноя, их логика и привела вас ко мне. Там, где другие видят совпадения, я вижу следствия; там, где иные видят случайности, я вижу расплату"

Меровинг - такой же духовный раб детерминизма, как и Архитектор. Одна из главных идей фильма - это Свобода в Любви, которые за пределами причинно-следственных связей и рассудка. Как только Нео и Тринити рождают в себе это переживание, они немедленно начинают побеждать.

3. Корабль, на котором полетели Нео иТринити
Этот корабль назывался "Логос". Ни о чём не говорит? :)

Говорит. И что из этого?:)

4. Последняя битва со Смитом
"Смит - полная противоположность Нео" - сказала Пифия. И битва кончается не победой одного, а смертью обоих. Похоже на дуализм (пример - Зораастризм, или фильм "Ночной дозор") - когда добро и зло являются равносильными величинами, когда обе силы сущностны... Ведь Нео и Смит всегда дрались.
(А на самом деле сатана спал с Неба как молния, он не противник для Бога).

Не думаю, что ты прав. Дуализм здесь не причем. И Смит не всегда дрался с Нео. Смит появляется не в каждом апгрейде Матрицы, а только в последнем. И в этом вся драма. Кто такой Смит? Вот Смит - это буквально образ сатанинской воли, существа, которое осознало, что ему этот мир не подходит и оно, это существо, решает этот мир уничтожить, а потом и себя. Смит ненавидит и мир Сиона и мир Матрицы, желая уничтожить их оба. Поэтому противостояние Матрицы и Сиона перед этой общей опасностью снимается, Архитектор становится союзником Нео.
Хочу заострить твоё внимание на окончании поединка Нео со Смитом. Вдруг Нео внезапно отказывается от насилия и Смит якобы превращает Нео в себя. И тут буквально происходит чудо (которое, кстати, не могло быть запрограмированно Архитектором, поскольку Смит уже захватил всю Матрицу), вступает в действие та Сила, которая проявляла Себя чудесами с Нео в реальности. Мне так кажется, что эта сцена отсылка к православной тема всехитреца Христа, который ловит сатану на крючок своей Плоти. И даже не важно, знают ли Вачовски об этом учении или нет. То есть эта сцена - намёк на Жертву Христа. Но пойми правильно, только намёк, а не буквальная икона. Иначе это была бы пошлость несусветная. Может быть поэтому, из-за деликатности Вачовски, Нео и гибнет. То есть он всего лишь человек. Но вспомни, в конце Пифия говорит: "Когда-нибудь мы его ещё увидим".

5. Последнее слово главного компьютера
"Свершилось". Прямо после смерти Нео. Если предполагать, что Нео - Мессия (Христос), а Архитектор - Бог-Отец, то тут сюжет прямо противоположный Евангелию - это прям идея гностиков, о том, что Бог Ветхого и Нового Заветов - противники. Ведь тут Нео и Главный Компьютер никак не одно целое!

С учётом всего вышесказанного мною: Архитектор - не Бог Отец. Нео - не Христос. Скажу ещё раз, это худ. произведения, не надо трактовать его прямолинейно. Во-первых, Архитектор - образ Другого, того, которого "Я" не хочет воспринимать, даже не хочет давать ему возможность быть. Во-втоорых, Архитектор (повторюсь) - образ рацио, противопоставленный витализму. А Нео - это образ человечности, которая может приподняться над собой при помощи Любви и стать проводником в мире Сверхестественной Силы, которая и есть Источник истинной Любви, всё спасающей.

6. Пифия - мать Матрицы
Прозвучала фраза, что "если Архитектор - отец Матрицы, то Пифия - её мать". Ну, в таком случае, это языческая идея о женском божестве.

Ну, положим, не женского божества, а просто женского начала. Тут ведь штука ещё вот в чём: Пифия - неотъемлемая часть Матрицы и как-бы "анима" самого Архитектора. То есть в её лице, какая-то часть Матрицы стала врубаться, что несвобода - не есть хорошо, должно быть что-то другое, другие возможности сосуществования разумных существ. То есть и в самой Матрице появились противоречивые тенденции к Миру между людьми и машинами. И, кроме того, воспроизводится архетипический сюжет, что именно женское начало растапливает жесткость всякого противостояния.

Интересная история с медальоном, который одел Линк. Всё-таки он его спас.

На это я внимание не обратил. Моего толкования нет.

То, что в фильме так много сцен насилия, ни о чём не говорит?

А ты чего хотел от голливудского фильма? Сентиментальной проповеди? Всё-таки Вачовски - любители анимэ и киберпанка. Отсюда и жесткая стилистика. И их мессидж направлен, я думаю, прежде всего, к поколению Интернета и компьютерных стрелялок, представители которого часто увлечены идеями неогностицизма. То есть, если прав ты в своих опасениях, то что нам, православным с того, что какая-то там "Матрица" чего-то там проповедует. Эка невидаль! А если прав я, то тем более хорошо - имеем необычное, художественно нетривиальное, духовное послание, прикровенно отсылающее к христианству.
И ещё, насчет насилия. Если смотреть внимательно, то сами люди практически никого не убили. Нескольких человек убили отрицательные персонажи Цифер и чувак, одержимый Смитом, потом - их кокнули. Ну и кого ещё убили сами люди? Не припомню. Теперь обрати внимание на то, как убивают людей машины в сцене штурма Сиона. Никаких ужасов в стиле голливудских ужастиков (с разрыванием тел и прочей мутью). Хвать щупальцем за ногу, выкинут подальше и всё. Чистое рацио, просто безэмоциональное ведение боевых действий. Чистая машинерия.

И последнее: обратил внимание на странный знак, который был в конце каждой серии (как бы крест в квадрате) ?? Я знаю одну нашу местную питерскую секту (движения "нью эйдж"), в которой адепты носят такие кресты. Одна оккультистка оттуда сказала мне, что название этого креста - "крест всех вер". Она его купила в Израиле. В интернете я этот знак пока не нашёл, так что не могу пока дать точного толкования.

Об этом ничего сказать не могу. Чего не знаю, того не знаю. Могу лишь сказать, что где-то читал о том, что в "Матрице" Вачовски активно использовали голливудский приём под названием "пасхальные яйца". То есть это когда незаметно раставляются всякие прямые намёки, превращающие фильм в анаграмму. Так вот, в "Матрице", вроде бы, расбросаны номера стихов из Евангелий. Но, где именно, не знаю.
Ответить С цитатой В цитатник
word-man   обратиться по имени Вторник, 18 Ноября 2008 г. 11:43 (ссылка)
Исходное сообщение Виктор_Солнцев
Спасибо за ответы - с чем-то согласен, с чем-то - нет, что-то удивило.

А меня вот ещё что интересует: как на Матрицу смотрит среднестатистический человек, обыватель? Что он там может разглядеть?
Не очень верю в "среднестатистических обывателей". Люди, да и люди.
Ответить С цитатой В цитатник
word-man   обратиться по имени Вторник, 18 Ноября 2008 г. 11:58 (ссылка)
И на коду - резюме. Фильм заканчивается торжеством Мягкого Закона . Миром. Вспомни, в связи с этим, традиционное для Православия и русской культуры противопоставление мiра и мира. То есть, если человек хочет свободы в реале, то Матрица должна давать такую возможность. А если человек хочет дрыхнуть в Матрице, то это его право. И разумные машины имеют право на жизнь и люди, главное не мешать друг другу. Кроме того, сама Матрица становится иной. В ней появляются персонажи вроде Сати, которые вольны менять Матрицу, в соответствии с жертвенной Любовью.
Ответить С цитатой В цитатник
Виктор_Солнцев   обратиться по имени Вторник, 18 Ноября 2008 г. 12:15 (ссылка)
Ясно. Не все такие умные - не догадался бы до такого толкования, и многие со мной - тоже :)
Ответить С цитатой В цитатник
word-man   обратиться по имени Вторник, 18 Ноября 2008 г. 12:18 (ссылка)
Исходное сообщение Виктор_Солнцев
Спасибо за ответы - с чем-то согласен, с чем-то - нет, что-то удивило.

А меня вот ещё что интересует: как на Матрицу смотрит среднестатистический человек, обыватель? Что он там может разглядеть?
А комментировать мои ответы будешь?
Ответить С цитатой В цитатник
word-man   обратиться по имени Вторник, 18 Ноября 2008 г. 12:34 (ссылка)
Исходное сообщение Виктор_Солнцев
Ясно. Не все такие умные - не догадался бы до такого толкования, и многие со мной - тоже :)
Я помню, вернулся из кинозала после просмотра третьей части в полном недоумении - "О чем этот фильм?" Сел на табуретку в неудобную позу и решил - с места не сойду, пока не врублюсь о чём фильм. :)
Ответить С цитатой В цитатник
Виктор_Солнцев   обратиться по имени Вторник, 18 Ноября 2008 г. 13:32 (ссылка)
Кстати, ещё относительно имени Соти. Сотир - это спаситель по гречески. Может, ещё отсюда пошло это имя в фильме? Спасённая, спасительница...
Ответить С цитатой В цитатник
Виктор_Солнцев   обратиться по имени Вторник, 18 Ноября 2008 г. 13:33 (ссылка)
Исходное сообщение word-man
Исходное сообщение Виктор_Солнцев
Спасибо за ответы - с чем-то согласен, с чем-то - нет, что-то удивило.

А меня вот ещё что интересует: как на Матрицу смотрит среднестатистический человек, обыватель? Что он там может разглядеть?

А комментировать мои ответы будешь?



А ты хочешь ответные комментарии??
Ответить С цитатой В цитатник
Виктор_Солнцев   обратиться по имени Вторник, 18 Ноября 2008 г. 13:41 (ссылка)
word-man, самое интересное, что твоя позиция мне нравится больше, чем моя :)
Это просто роль в дискуссии.
Ответить С цитатой В цитатник
word-man   обратиться по имени Вторник, 18 Ноября 2008 г. 13:50 (ссылка)
Кстати, ещё относительно имени Соти. Сотир - это спаситель по гречески. Может, ещё отсюда пошло это имя в фильме? Спасённая, спасительница...

Ну может быть и так.

А ты хочешь ответные комментарии??

Зря я свои что-ли писал?

word-man, самое интересное, что твоя позиция мне нравится больше, чем моя :)
Это просто роль в дискуссии.

Не понимаю...
Ответить С цитатой В цитатник
Виктор_Солнцев   обратиться по имени Вторник, 18 Ноября 2008 г. 22:31 (ссылка)
word-man, слишком сложное осмысление - для этого нужно много знать и уметь философствовать... Я точно знаю, что этим отличаются немногие...

Никак не могу понять твою казуистику насчёт сцены с Моникой Белуччи и их поцелуем - тут совсем не та жертва... Тут именно предательство... Почему же тогда они не принесли Меровингену глаза Пифии?? (кстати, похожая ситуация. Но Трините оказалась принципиальней).
Ответить С цитатой В цитатник
Homeward   обратиться по имени Вторник, 18 Ноября 2008 г. 22:33 (ссылка)
Виктор_Солнцев, Эм, а ты уверен, что рессисер хотел донести именно ту мысль, которую вы там уловили?)) По моему ему это и не снилось)))
Ответить С цитатой В цитатник
Виктор_Солнцев   обратиться по имени Вторник, 18 Ноября 2008 г. 22:56 (ссылка)
Веселун, так а мы там несколько мыслей уловили :)

Во-вторых, снилось! И не один раз. Сходства слишком очевидны. Глупые люди фильмы не снимают.
И потом, многие люди, занимаясь творчеством, хотят не просто разбогатеть или прославиться, а именно донести что-то до людей (знаю по опыту).
Ответить С цитатой В цитатник
Виктор_Солнцев   обратиться по имени Вторник, 18 Ноября 2008 г. 22:57 (ссылка)
Веселун, а вот как мыслили Вачовски - трудно говорить. Особенно потому, что мы не читали ни книгу, ни сценария...

Это наше субъективное видение
Ответить С цитатой В цитатник
word-man   обратиться по имени Вторник, 18 Ноября 2008 г. 23:13 (ссылка)
word-man, слишком сложное осмысление - для этого нужно много знать и уметь философствовать... Я точно знаю, что этим отличаются немногие...

Да ладно, ничего страшного :)

Никак не могу понять твою казуистику насчёт сцены с Моникой Белуччи и их поцелуем - тут совсем не та жертва... Тут именно предательство... Почему же тогда они не принесли Меровингену глаза Пифии?? (кстати, похожая ситуация. Но Трините оказалась принципиальней).

Насчет этой сцены не настаиваю. Просто непонятно тогда почему жена Меровинга предаёт его из-за простого поцелуя? Зачем она помогает Нео и Тринити? Очевидно же, что она не может надеяться на роман с Нео. И что значит её фраза о том, что когда-то Меровинг был как Нео?
Ответить С цитатой В цитатник
Виктор_Солнцев   обратиться по имени Среда, 19 Ноября 2008 г. 11:13 (ссылка)
word-man, был такой же молоденький как Нео, а теперь обрюзг :)
Ответить С цитатой В цитатник
word-man   обратиться по имени Среда, 19 Ноября 2008 г. 16:46 (ссылка)
Исходное сообщение Виктор_Солнцев
word-man, был такой же молоденький как Нео, а теперь обрюзг :)
:)
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: 1 [2] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку