Антуан де Сент-Экзюпери
Мой отец говорил:
-- Человек -- это тот, кто творит. Сотворчество превращает людей в
братьев. Живущему не принесет покоя сделанный им запас.
Моему отцу возразили:
-- Ты говоришь о творчестве, что ты имеешь в виду? Немногие способны
создать что-то выдающееся. Ты, стало быть, обращаешься к немногим. А
остальные? Что делать им?
Отец ответил:
-- Творить -- значит оступиться в танце. Неудачно ударить резцом по
камню. Дело не в движении. Усилие показалось тебе бесплодным?
Слепец, отойди на несколько шагов. Посмотри издалека на суетливый
город. Что ты видишь, кроме усердия и золотистого ореола пыли над занятыми
работой? Как тут различить, кто ошибся? Народ занят, и мало-помалу возникают дворцы, водоемы и висячие сады. Волшебство искусных рук сотворило шедевры, не так ли? Но поверь мне, удачи и неудачи равно сотворили их, потому как, подумай, можно ли расчленить человека? И если спасать только великих ваятелей, можно остаться без ваятелей вообще. Кому достанет безумства избрать себе ремесло, сулящее так мало шансов выжить? Великие ваятели поднимаются на черноземе плохих. Они для них вместо лестницы и поднимают вверх ступенька за ступенькой. Прекрасный танец рождается из желания танцевать. Когда хочется, танцуют все, даже те, кто танцует плохо. А что остается, если пропадает желание? Мертвая выучка, бессмысленное зрелище.
Историк судит об ошибках, он смотрит в прошлое. Но кто упрекнет кедр за
то, что он еще семечко, росток или растет не так, как надо? Его дело расти.
Ошибка за ошибкой, и поднимается кедровый лес, благоухающий в ветреный день птицами.
-- Я тебе уже говорил, -- добавил отец, -- неудача одного, успех
другого, -- не утруждай себя, не дели. Плодотворно лишь сотрудничество всех
благодаря каждому. Любой неудачный шаг помогает удачному, а удача ведет к
цели и того, кто промахнулся, они идут к ней рука об руку. Нашедший Бога
находит Его для всех. Царство мое подобно храму, я бужу и побуждаю людей. Я
созываю их возводить его стены. И вот уже это их храм. Воздвигнутый храм
возвышает людей в собственных глазах. И они придумывают позолоту. Все
вместе, и тот, кто искал и не нашел, тоже. Потому что замысел позолоты
рожден всеобщим усердием.
В другой раз отец сказал мне:
-- Не желай государства, где царило бы совершенство. Безупречный вкус
-- добродетель хранителя в музее. Неоткуда ждать картин, садов, замков и
танцев, если презирать дурной вкус. Боязнь черной работы и грязной земли
рождает снобов. Праздное совершенство оставит тебя ни с чем. Заботься о
государстве, где все было бы проникнуто усердием.