"Ни одна звезда не отклоняется со своего пути"...
Этими словами почти заканчивается один из моих любимых(как я не так давно выяснил) фильмов - "Безымянная звезда". Это замечательное кино, очень тонкое, очень грустное - если проникаться, и вместе с тем - очень легкое, потому, что пьеса, несмотря на всю безнадежность конца, в некоторых местах очень смешная.
Далее - небольшой пересказ событий и мои замечания. Осторожно, спойлеры!
Самая страшная беда - это когда ты сдаешься сам. В жизни никогда не бывает легко. Но отказываться от счастья только потому, что ты не можешь посметь? Просто потому, что ты не можешь от чего-либо отказаться? Не быт изменяет нас. Мы изменяем быт, если очень того захотим. Или хотя бы меняем градус отношения к нему.
Будучи любовницей игрока, Мона - главная героиня, ни в чем не могла найти счастья. Ни в свежих фиалках, которые ей доставляли самолетом. Ни в ванне с температурой 36,6 и не больше. Ни в сияющей шелухе одинаковых дней в казино. Ни в чем. Детские скандалы. Детские обиды. И вот - одна из них - они ссорятся в казино, девушка с глазами обиженного ребенка садится в поезд, тщетно пытаясь расплатиться игровыми фишками... и, пойманная контролером, сходит с поезда в прекрасное Нигде. В какой-то чертов крохотный провинциальный городок, который и городом-то не назовешь. Только пара улочек. Школа. Строгая Мадемуазель Куку, где-то потерявшая свое имя. И - начальник станции, очень гордящийся своей работой. Потому, что он заведовал Перроном - местом, где проходили поезда - из другого прекрасного мира - в другой мир, не менее прекрасный и загадочный. И люди смотрели в окна, махали пассажирам, равнодушно проносящимся мимо. Так и жил город, в котором столетиями ничего не менялось. Только конечные пункты проходящих мимо поездов.
В этом городе жил Учитель - человек, у которого была мечта. Он был смешон. Он был неловок и слишком стеснителен. Ни одна девушка никогда не переступала порога его дома, хотя он был, безусловно, хорош собой. Но в городе и девушек-то не было. А особенно тех, кто позарится на Человека с Мечтой.
И однажды они - девушка, не умеющая жить, и юноша, не желающий знать жизнь - встретились, когда она так (не)удачно попала в этот край, в безнадежную глушь. Он приютил ее, ведь ей негде было ночевать. И случилось чудо - то чудо, которое иногда происходит между мужчиной и женщиной, которые созданы друг для друга - пусть и созданы разными! Они поняли друг друга. Очаровались жизнями друг друга. И стали родными людьми. Наутро он разбудил ее - как будто будил не один год до этого. Они встретились в настоящем, но у них тут же возникло и прошлое, и будущее - как два невидимых моста к острову посреди пропасти. Но...
Счастье всегда дополняется горем. Его всегда должно что-то уравновесить. Мона была не одна. В ее жизни уже был человек, который предъявлял на нее права. По-своему он даже заботился о ней - как игрок может заботиться о своей игрушке. Он знал ее слабости - прекрасно знал ее слабости, и не забывал напоминать ей о них. И то, что она подобна капризному ребенку. И то, как она изнежена. И то, что она обязательно передумает, чего бы она ни решила. Он прекрасно знал ее. И не знал только одного:
Он просто не знал счастливой Моны.
Счастье - ведь это не условия. Не комфорт. Не попытка что-либо себе доказать. Счастье - как болезнь. Как беременность. Как жизнь. Либо его нет, либо есть. Счастья не бывает без уравновешивания. Но оно должно быть без примесей само по себе. Оно должно перевешивать - всегда! Счастье - это когда не смотришь вдаль, мечтая куда-нибудь убежать. Счастье - это не тогда, когда свое "сегодня" хочется смять, как страницу блокнота, и начать заново. Счастье - это не тогда, когда мучительно пытаешься склеить то, что склеить нельзя.
Счастье - это свобода вдоха. Свобода - когда ты чувствуешь, что вот-вот полетишь. Счастье - это когда ты не оправдываешься и не извиняешься. Когда ты каждый день рождаешься заново - и тебя принимают таким, какой ты есть. И таким, каким ты станешь - и можешь стать.
У Моны это счастье появилось. И, разумеется, весь мир решил его отнять. Счастье - как живительный источник. Каждый стремится к нему, и поэтому его так легко затоптать. Настолько легко затоптать, что хочется этот источник обнести высокими стенами и толстыми решетками, нанять мифических стражей и повесить запрещающие таблички: "Не ходить!", "Не подглядывать...".
Только вот с последним кирпичом построенной тобой стены счастье улетает по единственно свободному пути - вверх. Счастье не может жить за решеткой. В счастье нет строгости и запрета. Оно - дитя свободы. Оно - дитя твоего "возможно". Оно - дитя всех дорог, которые ты можешь пройти и всех ликов твоей души, которых ты разучился бояться.
Но я о Моне. Она струсила. И, как на детском утреннике, когда крокодил крадет луну... или кто-нибудь злой пытается украсть мешок у Деда Мороза, хотелось закричать из зала:
"Беги! Беги, дура! От этой муторной безнадежности. От фальшивого спокойствия. От боли, которая проходит - но лишь потому, что тупеют и отмирают нервные окончания". Беги! Беги...
Всего парой аргументов (бывший) любовник Моны разбил ее решимость начать все заново. Всего лишь представив это капризом, шуткой... Ведь лучший способ опустить высокое - это его недооценивать. И выдержать это может лишь тот, кто верен своей мечте до конца.
Конец понятен. Ученый сумел жить с мечтой. Мона - не смогла. Не могу ее обвинять. Сдаться проще. Всегда проще. А особенно - сдаться из жалости к себе. Вспомнить о своих слабостях и шагнуть назад. Или просто не идти вперед. Хотя счастье - оно ведь так рядом.
За ободранной дощатой дверью золотой клетки.