К моему удивлению, уважаемый проф.А.Л.Дворкин не пожелал услышать аргументов о.Сергия и возразил ему открытым письмом, в котором обвиняет в ласкательстве всех, кто не обличает БГ.
(Уважаемый Александр Леонидович! Где в Священном Писании или творениях Святых Отцов говорится, что любой христианин и даже священник обязан обличать всех, кого считает нужным, и что это принесет благие плоды? Не нужна ли воля Божия и человеческая, чтобы обличаемый услышал обличателя? - Г.А.)
Профессор Дворкин почему-то не точно цитирует о.Сергия. В частности, о.Сергий называет тульских миссионеров не "околоцерковными деятелями", а "уважаемыми отцами", а Бориса Гребенщикова не членом Церкви, а человеком лишь идущим к подлинному Православию (смотрите предыдущий пост), которому, однако, изречения подобных судов могут лишь повредить.
Комментарий о.Сергия к открытому письму А.Л.Дворкина:
– Вообще-то, если честно, я не планировал отвечать Дворкину, потому что уже ясно всё сказал в предыдущем своём комментарии. Я тоже не одобряю некоторые взгляды Бориса, хотя очень люблю и уважаю этого человека, и желаю ему спасения. Россия до сих пор перед ним в долгу, потому что многие вещи были поняты русской молодёжью именно через него. При всём этом он, конечно, – человек, идущий к Православию, притом идущий нормальным человеческим путём. Он – талантливый, даже гениальный человек, и у таких людей путь к Богу всегда бывает трудным. Я же не сказал, что он уже православный, он идёт к этому, а вот такие судилища – я не понимаю, ради чего они ведутся?! Чтобы оттолкнуть человека от христианства? Да он сделал для нашей веры гораздо больше, чем все сектоборцы, вместе взятые! Может быть, они возомнили себя инквизицией? Но у нас в Православной Церкви никогда не было инквизиции! Вопрос о том, кто в Церкви, а кто нет, решается только Богом.
Далее, Дворкин набрасывается на его духовника, на священника, к которому Борис непосредственно ходит на исповедь. Какое право он имеет осуждать священника, который сам знает, что делает? Притом, это вполне православный священник, не экуменист и не модернист. Или он знает тех людей, которые дружат с Борисом, много лет с ним общаются, пытаются помочь воцерковиться ему и его последователям? А здесь многолетний труд этих людей просто перечёркивается этой нелепой выходкой, непонятным судилищем!
– Отец Сергий, как я поняла, в письме Дворкина акцент сделан не на духовном пути Бориса. Сектоведы обращают внимание на то, что отдельные фразы Гребенщикова, поскольку он публичный человек, могут соблазнить его последователей. Прекрасно, если Борис станет подлинно православным человеком, и я от всей души этого желаю, но вопрос в том, смогут ли отдельные его почитатели пройти за ним этот путь от начала до конца? Например, услышав от своего кумира хвалебные отзывы в адрес Шри Чинмоя, они могут отойти от самого Гребенщикова и примкнуть к секте, а дальнейшие шаги Бориса на них уже не повлияют.
– Дело в том, что фразы про Шри Чинмоя произносились пять, а то и пятнадцать лет назад. Борис о нём давно не упоминает, точно так же, как и о Саи-Бабе.
– Прекрасно! Но тогда расскажите нам о сегодняшнем мировоззрении Гребенщикова, чтобы разрешить это недоразумение.
– Сегодня Борис – уже не тот человек, над кем велось судилище. Да, он что-то когда-то говорил, но если внимательно проанализировать его последние альбомы, мы увидим абсолютно христианские тексты. Если он и упоминает в них какие-то элементы восточной философии, то это именно философия, проявление культуры, и не более того. Это не делает Гребенщикова автоматически практикующим буддистом. Увлекаться культурой – его право как художника и поэта.
– Отец Сергий, но, помимо анализа творчества, были ли у вас в последнее время личные разговоры с Борисом? Что он говорил вам о Православии, о своём мировоззрении?
– Я отслеживаю его интервью, выступления, но самый животрепещущий показатель – это его творчество. В последних его альбомах явно звучат христианские покаянные мотивы, и я уверен, что он верит в христианского, православного Бога. Восточных мотивов я там уже не замечал.
По поводу вашего вопроса о его последователях. Я знаю его фанатов, и это не мальчики 15-20 лет. Это, в основном, взрослые состоявшиеся люди, которым 30-50 лет, и они сами могут разобраться, что из творчества Бориса им близко, что стоит брать, а что отметать. Да, я допускаю, что какие-то его заблуждения на кого-то могут подействовать, но любое его исповедование Православия, любой шаг в эту сторону они тоже смогут отследить.
– Отец Сергий, как вы считаете, могут ли в таком случае друзья Бориса, те самые священники, о которых вы говорили, попросить его, чтобы он обозначил свою позицию относительно прежних заблуждений? Это помогло бы разрешить и конфликтную ситуацию с судом, и помочь его последователям разобраться с мировоззрением музыканта.
– Вы знаете, мне кажется, это будет некорректно. Он в курсе полемики, но сообщил мне, что не считает нужным что-либо говорить. И знаете, я с ним согласен. Я считаю, что люди, устроившие этот суд, не имели никакого права так делать, и оправдываться перед ними – это значит унижаться перед теми, кто и пытается его унизить.
Когда Борис будет в Москве, я хотел бы встретиться с ним и задать ему все эти вопросы, но такого прямого разговора у нас с ним не было. Я постараюсь при встрече узнать его отношение к Православию, последние изменения в его взглядах, если он, конечно, откроется. На последнем концерте, где мы с ним встречались, у нас не было возможности переговорить. Зато тогда ко мне подошёл барабанщик группы «Аквариум» и сказал, что намерен после выступления отправиться в паломническую поездку в православный монастырь, а остальные ребята подтвердили, что он часто ездит в подобные поездки.
Кстати, про Шри Чинмоя. Я расскажу вам историю, которую как раз знаю со слов духовника Бориса. Шри Чинмой, бесспорно, имел интерес к Гребенщикову, как к некой знаковой фигуре, и потому начал его буквально покупать, устроив, например, его выступление в Лондоне на престижной концертной площадке. После смерти последователи Шри Чинмоя пришли к Борису и предложили ему возглавить их секту. Тогда его музыканты сказали ему: «Борис, ты вправе возглавлять что угодно, но группа «Аквариум» не желает иметь с сектой Шри Чинмоя ничего общего». Они поставили перед ним выбор: либо секта, либо мы, потому что это православные люди.
Я считаю, что болезнь нашей Церкви – это неофитство, когда миряне и священники начинают осуждать людей, подходя с ним с жёсткими чёрно-белыми лекалами. Если человек растёт духовно, он, напротив, начинает всячески сострадать, помогать, поддерживать человека, а не навешивать на него какие-то ярлыки, и устраивать непонятные судилища с неизвестно какой целью.
Интервью взяла Ксения Кириллова для портала
http://www.pravmir.ru/
(Примечание - интервью давалось по телефону, в действительности нужен ряд уточнений - Г.Ал.)