Последние дни семьи Романовых в фотографиях — Фотошедевры
Отрекаясь от престола, Николай II старался договориться о выполнении некоторых условий для себя и своей семьи. В тот момент Романовых ещё не собирались отправлять в Тобольск, поэтому, отрекшийся император настаивал на отсутствии жесткой охраны и беспрепятственный проезд к семье в Царское село. Больше всего Николай надеялся на то, что дети смогут, не рискуя своей безопасностью, оставаться дома длительное время. В тот период они болели корью и любое путешествие могло ухудшить их состояние. Также Романов-старший просил разрешения на выезд в Англию для себя и своей семьи.
Сначала Временное правительство соглашается выполнить все условия. Но уже 8 марта 1917 генерал Михаил Алексеев сообщает царю, что он "может считать себя как бы арестованным". Через некоторое время из Лондона, ранее давшего согласие на то, чтобы принять семью Романовых, приходит оповещение об отказе. 21 марта бывший император Николай II и вся его семья были официально взяты под стражу.
Немного более чем через год, 17 июля 1918 года, последняя царская семья Российской империи будет расстреляна в тесном подвале в Екатеринбурге. Романовы подвергались лишениям, все ближе и ближе приближаясь к своему мрачному финалу. Давайте посмотрим на редкие фото членов последней царской семьи России, сделанные за некоторое время до казни.
После Февральской революции 1917 года последнюю царскую семью России по решению Временного правительства отправили в сибирский город Тобольск, чтобы защитить от гнева народа. За несколько месяцев до этого царь Николай II отрекся от престола, в результате чего более трехсот лет правления династии Романовых прервались.
Романовы начали свое пятидневное путешествие в Сибирь в августе, накануне 13-го дня рождения цесаревича Алексея. К семи членам семьи присоединились 46 слуг и военный эскорт. За день до того, как добраться до пункта назначения, Романовы проплывали мимо родной деревни Распутина, чье эксцентричное влияние на политику могло внести свою мрачную лепту в их скорбный финал.
Семья прибыла в Тобольск 19 августа и начала жить в относительном комфорте на берегах реки Иртыш. В Губернаторском дворце, где их разместили, Романовых хорошо кормили, и они могли много общаться друг с другом, не отвлекаясь на государственные дела и официальные мероприятия. Дети ставили пьесы для родителей, и семья часто выбиралась в город на религиозные службы — это была единственная разрешенная им форма свободы.
Когда в конце 1917 года большевики пришли к власти, медленно, но верно началось ужесточение режима царской семьи. Романовым запретили посещать церковь и вообще покидать территорию особняка. Вскоре с их кухни исчезли кофе, сахар, сливочное масло и сливки, а солдаты, приставленные для их защиты, писали непристойные и оскорбительные слова на стенах и заборах их жилища.
Дела шли все хуже и хуже. В апреле 1918 года прибыл комиссар, некий Яковлев, с приказом перевезти бывшего царя из Тобольска. Императрица была непреклонна в своем желании сопровождать мужа, но у товарища Яковлева были и другие приказы, которые все усложнили. В это время царевич Алексей, страдающий гемофилией, из-за ушиба начал страдать параличом обеих ног, и все ожидали, что его оставят в Тобольске, а семья разделится на период войны.
Требования комиссара о переезде были непреклонны, поэтому Николай, его супруга Александра и одна из дочерей, Мария, вскоре покинули Тобольск. В конце концов они сели на поезд, чтобы проехать через Екатеринбург в Москву, где находилась штаб-квартира Красной армии. Однако комиссара Яковлева арестовали за попытку спасти царскую семью, а Романовы сошли с поезда в Екатеринбурге, в самом сердце территории, захваченной большевиками.
В Екатеринбурге к родителям присоединились и остальные дети — всех заперли в доме Ипатьева. Семью разместили на втором этаже и полностью отрезали от внешнего мира, заколотив окна и поставив у дверей стражу. Романовым разрешали выходить на свежий воздух всего на пять минут в день.
В начале июля 1918 года советские власти начали готовиться к казни царской семьи. Обычных солдат в карауле заменили представители ЧК, и Романовым разрешили последний раз сходить на богослужение. Проводивший службу священник позже признался, что никто из семьи не произнес ни слова во время службы. На 16 июля — день убийства — было заказано пять грузовиков с бочками бензидина и кислоты, чтобы быстро избавиться от тел.
Рано утром 17 июля Романовых собрали и рассказали им о наступлении Белой армии. Семья поверила, что их просто переводят в маленький освещенный подвал ради их же защиты, ведь скоро здесь будет небезопасно. Приближаясь к месту казни, последний царь России прошел мимо грузовиков, в одном из которых скоро будет лежать его тело, даже не подозревая, какая страшная судьба ждет его жену и детей.
В подвале Николаю сказали, что сейчас его казнят. Не поверив собственным ушам, он переспросил: "Что?" — сразу после чего чекист Яков Юровский застрелил царя. Еще 11 человек спустили курки, заливая подвал кровью Романовых. Алексей выжил после первого выстрела, но его добил второй выстрел Юровского. На следующий день тела членов последней царской семьи России сожгли в 19 км от Екатеринбурга, в селе Коптяки.
Я — Женщина, и, значит, я — Актриса, во мне сто лиц и тысяча ролей. Я — Женщина, и, значит, я — Царица, возлюбленная всех земных царей. Я — Женщина, и, значит, я — Рабыня, познавшая солёный вкус обид. Я — Женщина, и, значит, я — пустыня, которая тебя испепелит. Я — Женщина. Cильна я поневоле, но, знаешь, даже, если жизнь — борьба, Я — Женщина, я слабая до боли, Я — Женщина, и, значит, я — Судьба. Я — Женщина. Я просто вспышка страсти, но мой удел — терпение и труд, Я — Женщина. Я — то большое счастье, которое совсем не берегут. Я — Женщина, и этим я опасна, огонь и лёд навек во мне одной. Я — Женщина, и, значит, я — прекрасна с младенчества до старости седой. Я — Женщина, и в мире все дороги ведут ко мне, а не в какой-то Рим. Я — Женщина, я избранная Богом, хотя уже наказанная им!
Есть женщины, похожие на Солнце — От их присутствия становится теплей. Когда улыбка их лица коснется, Мир кажется красивей и добрей. Есть женщины, похожие на Ветер — Они изменчивы, легки и веселы, Они, как бабочки, нужны нам на планете, Чтоб любоваться ими все могли. Есть женщины, похожие на Море — Нельзя измерить глубину их глаз, И в их таинственно манящем взоре Сокрыты тайные знамения для нас. Ты вся одновременно: Море, Ветер, Солнце. Где ты, там звезды приближаются к Земле. Пусть всё тебе на свете удается, Желаю, чтоб всегда везло тебе! Пусть счастье в тебе будет бесконечно, Пускай любовь живет в тебе всегда. Старайся быть, как прежде, безупречной, Пусть сердцем твоим правит доброта!
.
Да, женщина похожа на вино, А где вино, Там важно для мужчины Знать чувство меры. Не ищи причины В вине, коль пьян — Виновно не оно. Да, в женщине, как в книге, мудрость есть. Понять способен смысл её великий Лишь грамотный. И не сердись на книгу, Коль, неуч, не сумел её прочесть.
Я- Женщина, с которой тяжело, но без которой во сто крат сложнее… таящая в себе добро и зло, в роду которой кошки, львы и змеи… Я — женщина, умеющая ждать и ненавидящая люто ожидание… дающая тебе мужскую стать… награда я, и я же — наказание… Я — Женщина, похожих в мире нет, Я- женщина, с которой лестно рядом… Я — Женщина, хранящая секрет, как покорять мужчину с полу-взгляда… умеющая строить и ломать, смеяться искренне и лживо слезы прятать… которую порою не понять, но постигать которую приятно…
Есть женщины, похожие на пламя, На чуть заметный язычок свечи. Они по свету ходят рядом с нами, Случайным словом их не огорчи. Прелестные, не отыскать прелестней, Беспечны и внезапны, как стрижи, И нежность их, и верность их — как песня, Где все слова прозрачны и свежи. В них что-то есть от скорого прощанья. Как светлый дождь, сквозят они во мгле, В себе невозмутимо воплощая Все лучшее, что было на земле. Изменчивы как небо, как погода, И душу мне догадка обожгла: Что в них украдкой смотрится природа, Как в созданные ею зеркала. Во многом проницательнее бога, Доверчивей деревьев и детей… Такие вот с ума сводили Блока И уводили пленником в метель. Я видел их не часто, этих женщин, Далеких, как в магическом стекле. Их, может быть, становится все меньше На нашей слишком занятой земле. Они мерцают капельками света, Так непредусмотрительно хрупки… И я боюсь, что сильный ветер века Вот-вот погасит эти огоньки.
Улыбайтесь, девченки, почаще! Это чудо нам жизнью дано… Это очень короткое счастье – наше время летит, как в кино: только-только пешком до Арбата и обратно, совсем не спеша… Улыбайтесь почаще, девченки, не легка жизнь, а как хороша. Отвлечёмся от сереньких буден, отвернёмся от сотен забот, про несчастья на время забудем, пусть хоть завтра всемирный потоп!
Изящество женской фигуры и души в фотографиях легендарной Лилиан Бассман
Лилиан Бассман – одна из самых известных женщин-фотографов. Она сумела воспеть женскую красоту и принесла в модную фотографию изящество и грациозность.
Лилиан Бассман (Lillian Bassman) родилась в 1917 году в еврейской семье, эмигрировавшей из России в Нью-Йорк. Ещё в детстве она познакомилась с Полем Химмелем, сыном другой эмигрантской пары. Он рано увлёкся фотографией, интересы молодых совпадали, и позже он стал мужем Лилиан. В 15 лет она ушла из дома и вместе с Полем они счастливо прожили почти 80 лет.
Какое-то время Лилиан искала свой стиль, занималась живописью, работала моделью, позировала известным художникам и фотографам. Однажды она поняла, что видит фэшн-фотографию совсем иной. Лилиан Бассман объединила два любимых увлечения – живопись и фотографию, а свой стиль назвала абстрактным экспрессионизмом. Героини в её снимках лёгкие и нежные, хрупкие и элегантные.
В 22 года она познакомилась с культовым педагогом Алексеем Бродовичем, который всячески поддерживал новаторские тенденции Лилиан. В 1940 году её пригласили в штат популярного журнала Harper’s Bazaar.
Бассман стремилась "избавить фотографию от тяжести" и создавала невероятные для своего времени снимки. Мягкий фокус, высокий контраст, тщательно подобранный фон – всё это для 1950-х годов стало настоящим экспериментом.
Моделям с Лилиан работалось легко и приятно. Она их понимала и создавала условия, в которых те могли проявить изящество женской фигуры и души.
Бассман всегда сохраняла верность чёрно-белой гамме. Она была убеждена, что цвет уничтожает загадку, которая так важна и в женщинах, и в фотографии.
В 60-х годах прошлого века Лилиан Бассман ушла из модельного мира вместе с мужем, когда требования к глянцевым фотографиям изменились. Ей стало неинтересно. Поль, оставив фотосъёмку, стал психотерапевтом. А Лилиан открыла ателье, которое в середине 1980-х годов превратилось в популярный бутик женской одежды.
Однако в 70 с лишним лет Бассман всё же вернулась в фотографию. Она вновь начала печатать старые негативы, а её обработка стала ещё более смелой. Бодрая и жизнерадостная Лилиан последние годы жизни пользовалась фотошопом, успешно осваивала компьютерную обработку фотографий.
Лилиан Бассман прожила до 94 лет. Она ушла из жизни в 2012, на три года пережив своего мужа.
Красивая жизнь: высшее общество у бассейна в фотографиях Слима Ааронса
Он начал карьеру военным фотографом в годы Второй мировой. Боевые действия и послевоенная разруха настолько потрясли Ааронса, что он принял решение снимать всю оставшуюся жизнь только красоту. "Фотографировать привлекательных людей, делающих привлекательные вещи в привлекательных местах" – так он сформулировал своё новое кредо и следовал ему до конца 1980 годов.
Слим Ааронс (Slim Aarons) родился в 1916 году в Нью-Йорке. Его карьера началась во время армейской службы с назначения официальным фотографом в Вест-Пойнте, Военной академии США. В годы Второй мировой он работал для журнала "Yank", снимал репортажи в Северной Африке, на Ближнем Восток и в Европе, стал свидетелем падения Тобрука и освобождения Рима. Получил награду – военную медаль "Пурпурное сердце".
Уйдя из армии, Ааронс стал внештатным фотожурналистом и первым делом направился в Голливуд, где снимал всю актёрскую элиту. Он часто посещал вечеринки в Беверли-Хиллз или на Парк-Авеню, проводил зимы в Гштаде или Палм-Бич, лето на французской или итальянской Ривьере, на Карибах или Бермудах. Публиковался в ведущих журналах того времени, включая "Life", "Holiday", "Vogue", "Harper's Bazaar", "Town and Country". Когда "Life" открыл бюро в Риме, Ааронс переехал в Вечный город, где продолжил фотографировать знаменитостей, аристократов и даже мафиози.
В течение длившейся более полувека карьеры Слим Ааронс завязывал непринуждённые и в дружеские отношения с мировой элитой. Он привносил в портреты свежесть, которую они ценили, а потому приглашали фотографа на эксклюзивные светские мероприятия, где из обоюдного доверия получались снимки, по своему характеру сопоставимые с близкими семейными кадрами. Жизненный путь фотографа завершился в 2006 году. С 1990-х он почти не снимал, поскольку не приветствовал тенденции журнальной журналистики. В последние годы его творчество находит всё больше признания. Ааронса называют одним из самых влиятельных фотографов своего поколения. Архив фотографа в полном объёме выкупило агентство Getty Images. Сегодня его наследие – временная капсула ушедшей эпохи, хроника золотого века богатых, красивых и знаменитых. В нашей подборке работы Слима Ааронса из цикла "У бассейна", сделанные на протяжении 1950-80-х годов.
Марбелья, 1985.
Иллинойс, 1960.
"Сплетни у бассейна". В доме, который спроектировал архитектор Рихард Нойтра, Палм-Спрингс, 1970=======
Ежевика (Rubus: Mersereau). Художник: Стедман Роял Чарльз. 1922 год.
Чёрная малина, или малина ежевикообразная (Rubus occidentalis). Художник: Шутт Эллен Ишам. 1908 год.
Крыжовник (Ribes). Художник: Стедман Роял Чарльз. 1916 год.
Ананас хохлатый, или Ананас настоящий, или Ананас крупнохохолковый (Ananas comosus). Художник: Шулл Джеймс Мэрион. 1919 год.
Папайя, или дынное дерево (Cárica papáya). Художник: Арнольд Мэри Дейзи. 1912 год.
Карисса крупноцветковая, или Ягодичная слива (Carissa macrocarpa). Художник: Пассмор Дебора Гриском. 1910 год.
Пекан обыкновенный, или Кария пекан (Carya illinoinensis). Художник: Хейгес Берта. 1904 год.
Гикори, или Кария (Carya). Художник: Пассмор Дебора Гриском. 1904 год.
Белая сапота, или Казимироа съедобная (Casimiroa edulis). Художник: Лоуэр Элси Э. 1910 год.
Цитранж (Citroncirus Webberi). Художник: Шутт Эллен Ишам. 1908 год.
Цитранж (Citroncirus Webberi). Художник: Шутт Эллен Ишам. 1906 год.
Арбуз обыкновенный (Citrullus lanatus). Художник: Стедман Роял Чарльз. 1916 год.
Цитрус (Citrus). Художник: Шутт Эллен Ишам. 1911 год.
Померанец (Citrus aurantium). Художник: Шулл Джеймс Мэрион. 1923 год.
Помело (Citrus grandis). Художник: Ньютон Аманда Альмира. 1910 год.
Королевский мандарин (Citrus nobilis). Художник: Лоуэр Элси Э. 1911 год.
Виноград (Vitis, Белый Коринф). Художник: Шутт Эллен Ишам, 1911 год.
Виноград (Vitis). Художник: Пассмор Дебора Гриском. 1899 год.
Груша обыкновенная (Pyrus communis). Художник: Арнольд Мэри Дейзи. 1913 год.
Гранат обыкновенный (Punica granatum). Художник: Арнольд Мэри Дейзи. 1932 год.
Персик (Prunus persica). Художник: Шулл Джеймс Мэрион. 1937 год.
Земляника (Fragaria). Художник: Шутт Эллен Ишам. 1911 год.
Черешня (Prunus avium). Художник: Престеле Уильям Генри. 1892 год.
Черешня (Prunus avium). Художник: Шутт Эллен Ишам. 1911 год.
Мангифера, или Манго индийское, или Манго обыкновенное (Mangifera indica). Художник: Ньютон Аманда Альмира. 1908 год.
Плоды яблони домашней (Malus domestica). Художник: Шулл Джеймс Мэрион.
Авокадо (Persea). 1937 год.
Гуайява, или гуава (Psidium guajava). Художник: Ньютон Аманда Альмира, 1906 год.
Хурма (Diospyros). Художник: Ньютон Аманда Альмира. 1916 год.
Банан (Musa). Художник: Пассмор Дебора Гриском. 1907 год.
Груша обыкновенная (Pyrus communis). Художник: Стедман Роял Чарльз. 1919 год.
Эта коллекция акварелей сочетает энциклопедическую точность с красотой истинных произведений искусства. Её создавали на рубеже 19-20-го веков, тщательно документируя тысячи сортов фруктов и орехов, выращиваемых, гибридизируемых, проверяемых и продаваемых как внутри США, так и во всём мире: от яблок до авокадо, от персиков до хурмы, от ежевики до граната.
Коллекция помологических акварелей Министерства сельского хозяйства США охватывает 1886-1942 годы и состоит из 7497 акварельных картин и 87 линейных рисунков. Большинство изображений создавали с 1894 по 1916. Это одно из наиболее уникальных собраний среди редких и специальных коллекций Национальной сельскохозяйственной библиотеки США.
В середине 1800-х годов американские фермеры расширяли виды выращиваемых фруктов новыми сортами, которые выводили селекционеры-плодоводы, зачастую используя образцы, привезённые из зарубежных экспедиций. В ответ Министерство сельского хозяйства в 1886 году учредило отдел помологии. Особое внимание он уделял публикации иллюстрированных отчётов о новых сортах и распространению результатов исследований среди плодоводов.
Для научных публикаций требовались точные изображения плодов, чтобы их можно было идентифицировать и изучить разновидности. Методы и технологии печати цветных фотографий только-только разрабатывались, поэтому в качестве иллюстраций прибегли к акварельным картинам. Художникам поручили создать технически точные изображения новых сортов с самым искусным представлением естественного размера, формы и цвета как снаружи, так и внутри плода, с листьями и ветками.
Акварели использовали в публикациях Министерства сельского хозяйства и в качестве научной документации результатов исследований. Сегодня коллекция служит исследовательским инструментом для различных пользователей, включая садоводов, историков, художников и издателей. В 2010-2011 годах акварели оцифровали и сделали доступными для широкой общественности на сайте Национальной сельскохозяйственной библиотеки США.
В онлайн-архиве организован удобный поиск по имени художника, научному и общепринятому названию, году и стране происхождения плода. Наибольшее количество картинок (3807!) посвящено сортам яблок, на втором месте персики (959), затем груши (446), сливы (354), виноград (270) и клубника (266). Все изображения из этой коллекции фруктово-ягодных акварелей доступны для скачивания в высоком разрешении. Их можно использовать без ограничений с одним лишь условием: необходимо указать источник.
Национальное Одюбоновское общество выложило в свободный доступ 435 иллюстраций из труда "Птицы Америки", который произвёл фурор и в орнитологии, и в искусстве. Над его созданием работал выдающийся натуралист и художник-анималист Джон Джеймс Одюбон, одержимый сумасшедшей мечтой – написать в натуральную величину всех американских птиц в их природном окружении. Временами голодавший и боровшийся с собственным отчаянием Одюбон даже в самых смелых надеждах не мог предположить, что через много лет на аукционе "Сотбис" за его книгу выручат 11,5 миллиона долларов, а его имя будет носить первая природоохранная организация в мире.
"Птицы Америки" потребовали от Джона Джеймса Одюбона большой отверженности и целеустремлённости. В результате они были напечатаны в период между 1827 и 1838 годами. Тома заполнили иллюстрации с гравюр Одюбона, а в дополнение к картинкам каждое птичье изображение сопроводили подробные описательные тексты. Уже в момент публикации этот труд имел громкий успех, а с годами издание превратилось в редкий коллекционный объект.
Работу натуралиста признали и оцени в научных кругах. Он дал имя Национальному Одюбоновскому обществу, филиалы которого имеются во всех 50 штатах США. Деятельность организации направлена на сохранение и восстановление природных экосистем, охрану не только птиц, но и остальных диких животных и их мест обитания.
Одюбоновское общество даёт возможность скачать бесплатно в высоком разрешении 435 иллюстраций из "Птиц Америки" Джона Одюбона. Оцифрованные изображения доступны для всех желающих бесплатно при согласии подписаться на их электронную рассылку.
Уоллес Чан - это имя с особым трепетом произносят даже самые именитые ювелиры. Благодаря случайному стечению обстоятельств мир узнал шедевры Уоллеса Чана. Многие мировые бренды уже потеряли всякую надежду, в ожидании согласия мастера поработать с их коллекциями.
На сегодняшний день, его украшения и предметы искусства продаются на закрытых аукционах Кристи за сотни тысяч долларов. Однако, так было не всегда...
Гонконг и резьба по камню
Уоллес Чан и его семья родом из бедного китайского городка Фучжоу. В 1961 году отец перевозит всю семью и пятилетнего Уоллеса в Гонконг в надежде лучшей жизни.
Скульптура "Слоны" из титана с цветными бриллиантами. Здесь галерея, листайте.
До 9 лет Уоллеса не принимают в школу, а родители перебиваются разовыми подработками. Их никуда не пускают по причине того, что они не знают кантонского диалекта. Вы только представьте, это в рамках одной и той же страны!
Выучив кантонский диалект и попав в школу, Уоллес долго там не задержался. Уже в 13 лет он покидает школу. Нужно помочь прокормить семью, есть еще младшие братья и сестра. Его принимают в подмастерье буддийские скульпторы. И впервые Уоллес открывает волшебный мир резьбы по камню и слоновой кости.
Кольца Уоллеса Чана - это феерия цвета, формы и объема роскошных драгоценных камней. Поразительно, как великолепно он сочетает фарфор, титан и драгоценные камни. Здесь галерея, листайте.
Огранка Уоллеса (Wallace cut")
Обладая жизненной смелостью, Уоллес уже в 17 лет открывает свою маленькую мастерскую. Здесь он пробует работать не только с камнем, но и сочетать разные виды резных камней друг с другом.
Лишь к 30 годам Уоллес Чан достигает первого и такого долгожданного результата. Ему удается создать совершенно новую технику огранки и резьбы по камню, которую он позже назовет "огранка Уоллеса". Здесь сочетаются и резьба по камню, и секреты создания инталий и камей, и классическая огранка. За это время Уоллес заканчивает среднее и получает высшее образование в Университете по художественному направлению.
Бабочки Уоллеса Чана. Аметистовая бабочка с резными аметистами и изумрудами поражает воображение! Здесь галерея - листайте.
Буддизм и переломный момент в жизни
Благодаря трудолюбию и инновациям, Уоллеса замечают представители буддийского искусства. В этот период Уоллес делает несколько значимых скульптур для буддийских храмов. Самая яркая - золотая скульптура, хранящаяся в монастыре Фо Гуан-Шань.
Однако самым трагичным для Уоллеса становится уход из жизни его учителя и наставника. Полностью потеряв вдохновение и ориентиры, он на несколько лет уходит в самопознание, закрываясь от всего мира.
В этот момент знаменитого ювелира Уоллеса Чана могло и не быть. Лишь смирившись с утратой, и поселив свет в душу, Уоллес определяет для себя новый путь: самопознание через ювелирное искусство.
Серьги-канделябры с опалами и желтыми и бесцветными бриллиантами. Здесь галерея - листайте.
Искусство мастера
"Я хочу создавать свет и движение, "ухватить" дыхание живой природы, поместить свои творенья в мир старинных легенд. Я хочу делать полные драматизма вещи, которые никогда не наскучат своим владельцам и смогут приоткрывать что-то неожиданное" - таковы слова Уоллеса Чана о своих работах.
Открывая мир заново в ювелирных украшениях, Уоллес не боится экспериментировать и становится настоящим инноватором:
2002г.- Уоллес создает тончающую технику светящихся жадеитовых пластин, достигая совершенства в создании новых жадеитовых форм и образов
Брошь "Цикада" с зеленым и лавандовым жадеитом, рубином, цветными бриллиантами. Здесь галерея, листайте.
2007г. - появляется запатентованная "Titanium Jewelry" - техника работы с титаном. Благодаря разной степени нагревания этого металла, Уоллес получает у титана невероятные оттенки цвета от светло-розового до серебристо-голубого. Именно с того времени, титан становится главным металлом в создании украшений Уоллеса.
Серьга из титана и золота с изумрудом, бриллиантами и цветными сапфирами.
2010г. - Уоллес начинает работу с фарфором, используя его в ювелирных украшениях. Все работы Уоллеса как будто имеют текучую форму, и переходят из одного состояния в другое. Эта невероятная жизнь украшений полностью захватывает внимание и подчиняет своим законом бытия.
Уоллес Чан о фарфоре: "Когда я еще был подростком, мой двоюродный брат принес домой фарфоровую ложку. Оказалось, что она принадлежала одному из правителей династии Цин. Именно тогда я осознал, что фарфором пользуются не только взрослые в моей семье – это королевский материал. Он несет в себе культуру и историю."
Новые вызовы
"Wallace Chan Beyond Jewelry" - свою компанию Уоллес Чан открыл лишь несколько лет назад. До этого более 10 лет Уоллес инкогнито работал на многие мировые бренды, создавая шедевры для их коллекций.
Уоллес об энергии творчества: "В своих произведениях я не показываю начало процесса или конец. Я стараюсь запечатлеть некоторый момент трансформации – то, что посередине. Это некая смесь реальности и воображения. Здесь происходят все эти преобразования и изменения, высвобождающие энергию".
Думаю, у каждого галактика Уоллеса Чана вызывает свои эмоции и желания. Я могу сказать, что будущее уже наступило, и его имя нам известно.
К церемонии венчания Марии Софьи Фредерики Дагмар, принцессы Датской, в крещении будущей Императрицы Марии Федоровны придворными ювелирами была изготовлена Большая Бриллиантовая парюра.
Большая парюра - величественный королевский комплект украшений, который может включать в себя до 15 драгоценностей, выполненных в едином дизайнерском стиле.
Одевалась Большая парюра исключительно на крупные церемониальные события.
Мария Федоровна была истинной женщиной, в украшениях знала толк и могла с легкостью определить качество украшений, и из какой страны пришли драгоценные каменья.
Большая жемчужно-бриллиантовая парюра Марии Федоровны включала в себя:
1. Диадему с бриллиантами и жемчужными каплями наивысшего качества.
2. Бриллиантовую брошь и подвеску с жемчужинами и розовым бриллиантом.
3. Знаменитое бриллиантовое ожерелье с каплевидными жемчужинами. Каждая жемчужина располагалась в собственной бриллиантовой подвеске.
4. Русское колье, которое можно было носить и как тиару, и как колье. В оправе из золота и серебра инкрустированы индийские и бразильские бриллианты в старинной огранке. С обратной стороны колье имелись крючки, чтобы удобно было нашить тиару на кокошник.
Весь жемчуг для такой Бриллиантово-жемчужной парюры был взят исключительно из Императорского хранилища Его Величества.
Согласно регламента Императрице Марии Федоровне разрешалось пользоваться всеми коронными драгоценностями его Императорского Величества с условием, что затем они туда и возвращались.
В кладовой имелось 369 драгоценных изделий с коронными бриллиантами. Общая из стоимость составляла выше 5 млн. царских рублей!
После появления Александры Федоровны - будущей Императрицы и супруги Императора Николая II есть мнение, что Мария Федоровна до последнего не хотела отдавать право пользования Императорской кладовой невестке, несмотря на четкий протокол))
Даже Николаю II пришлось вмешаться и уговорить маменьку передать Александре это право.
В апреле 1919 года Мария Федоровна сумела вывезти часть драгоценностей из России. Сначала Мария Федоровна гостила у своей сестры в Англии, но позже урожденная принцесса Дагмар вернулась в родную Данию.
Мария Федоровна до самого конца не расставалась со своей шкатулкой с драгоценностями, хотя жила очень скромно (соизмеримо с нашей теперешней жизнью).
После ее смерти в 1928 году в результате активных интриг Английского двора, дочери были вынуждены представить шкатулку с драгоценностями в Букингемском дворце.
Каждая из них получила откуп по 100 000 фунтов стерлингов, а сами драгоценности традиционно канули в пучину английской аристократии и королевской семьи. Есть мнение, что большая их часть хранится лично Елизаветой II и никому не показывается.
Что касается тех драгоценностей, которые остались на растерзание большевиков, то после 1922 года 80-90% было раскрошено и продано по частям в виде камней на аукционах Лондона и Амстердама. Забвению предавалось все, что имело отношение к Императорской семье, красоте, былому величию России.
Всего количество украшений было около 800, которые относились к коронным драгоценностям. На данный момент в "ГОХРАНе" хранится около 100 драгоценностей.
И все же, Мария Федоровна остается для нас образом красивой Женщины, любящей Матери, доброй Императрицы.
Все коронационные регалии и другие сокровища британской монархии хранятся именно здесь - на северном берегу реки Темзы в стенах самой зловещей крепости Британии.
Почему Тауэр зловещий?
Вплоть до середины 20 века Тауэр оставался тюрьмой для знатных господ и политзаключенных. Над Тауэром всегда кружат 6 черных воронов.
Удивительно, но именно вороны являются символом британской монархии. Оказывается, Карл II хотел убить воронов, но ему напророчили смерть всей британской монархии вместе с ними. Тогда монарх отказался от этой идеи. С тех пор, с воронов сдувают пылинки, и выводят новых воронов, на радость и страх всем туристам.
Коронация Георга V d 1911 году в Индии, король в индийской короне.
За всю историю Тауэр успел побыть крепостью, тюрьмой, дворцом монархов, королевской сокровищницей, музеем, монетным двором и даже зоопарком.
Так что же там сокрыто?
В период 1649-1660 годов в Англии была провозглашена республика, в связи с чем, все королевские регалии были либо расхищены, либо вероломно переплавлены, а камни проданы. Но вскоре вновь возродилась монархия, и именно большинство новых регалий, начиная с 1661 года хранится в Тауэре.
1. Корона Святого Эдуарда
Эта корона была изготовлена для коронации Карла II, и является точной копией прежней переплавленной короны. Самая первая не сохранившаяся корона была изготовлена еще в 11 веке накануне коронации короля Святого Эдуарда. До сих пор корона Святого Эдуарда используется при коронации каждого монарха Британии.
Это самая тяжелая корона среди остальных, ее вес 2,23 кг благодаря обильно инкрустированным драгоценным камням: аметистам, сапфирам, изумрудам, аквамаринам, цитринам, шпинели, турмалинам, гранатам и хризолитам.
2. Скипетры
Скипетров у британской монархии не один, а целых четыре: скипетр короля с крестом, скипетр короля с голубем, скипетр королевы с крестом и скипетр королевы с голубем.
Голубь в скипетрах представляет символ "Святого Духа" и помогает монархам нести добро для своего народа.
3. Золотая держава
Золотая держава была изготовлена в 1661 году для коронации Карла II, инкрустрирована по периметру драгоценными камнями и является неотъемлемой частью любой коронации британского монарха.
4. Коронационные мечи
Всего мечей пять. Самый главный и тяжелый - Большой державный меч, датируется 1698 годом. Его вес 2,3 кг. Его выносили перед монархом во время коронации. Меч украшен золотом и бриллиантами, видны роза и чертополох - символы Англии и Шотландии.
Остальные мечи: "Драгоценный жертвенный меч" - более других инкрустирован драгоценными камнями, символизирует служение монархов делам церкви), "Меч духовного правосудия", "Меч мирского правосудия" и "Меч милосердия".
5. Императорская корона
Императорская корона была изготовлена для коронации королевы Виктории в 1837 году. В 1911 году сделали точную копию из золота, а все камин перенесли на новую корону, т.к. она стала разрушаться.
Корона уникальна своими историческими камнями:
Рубин Черного принца - алая шпинель, подарок от Педро Жестокого Эдуарду, принцу Уэльскому.
Алмаз Куллинан II - второй по величине "осколок" найденного в Африке алмаза Куллинан.
Голубой сапфир Стюартов - украшает заднюю часть императорской короны.
Эта корона весом лишь 911 грамм была использована при коронации Георга VI в 1937 и Елизаветы II в 1953 году.
6. Корона Индии
Императорская корона Индии была изготовлена для Георга V к дню его коронации императором Индии в 1911 году.
Нельзя было перевозить британскую корону, и именно поэтому изготовили еще одну (одна из страниц колониальной эпохи):
7. Корона королевы-матери Елизаветы
Корона весом лишь 500 грамм была изготовлена в 1937 году для Елизаветы - супруги Георга VI.
Больше всего корона интересна инкрустированным индийским алмазом "Кохинор", вес 105 карат.
8. Корона королевы Марии
В честь коронации Георга V и Марии Текской в 1911 году была изготовлена эта корона. Раньше инкрустирована была корона алмазом "Кохинор", но когда изготовили корону королевы-матери, алмаз перенесли туда, а в корону королевы Марии вставили горный хрусталь!
9. Коронационный перстень
Коронационный перстень Вильгельма IV и его супруги королевы Аделаиды - впервые были использованы для их коронации. С тех пор, без этих перстней коронация не проводится.
Помимо этих удивительных сокровищ, в Тауэре есть отличная коллекция оружия и доспехов. А вот о личных драгоценностях Елизаветы II, хранящихся в Букингемском дворце и не только, я расскажу в другой раз..
Императорская корона Индии - пришлось изготовить новую, ведь по британским законам вывоз королевских регалий за территорию Англии запрещен.
Художник Ira Rom-Lorenz - Красота цветов в живописи
Ира Ром-Лоренц, США. Художник натюрморта. Родился в 1971 году в Одессе. Окончил Одесское художественное училище (1976-1983), специальный колледж искусства и дизайна в России (1985-1989). Все картины в основном выполнены в жанре европейского классического реализма. Его работы находятся в частных коллекциях в Европе, России и США.
Какие сокровища принадлежали императрице, кроме официальных царских регалий? О знаменитой коллекции драгоценностей Екатерины в этой статье...
НАВИГАТОР СТАТЕЙ ПО МИНЕРАЛАМ КАНАЛА GEM STONES ЗДЕСЬ
За период правления Екатерины Второй сокровищница Дома Романовых пополнилась в сотни раз. Это и банты, подвески, броши, колье, серьги, браслеты, ожерелья и пряжки. Помимо этого, была роскошная коллекция табакерок и гемм, инкрустированных драгоценными камнями. Я расскажу о 10 шедеврах, сделанных или приобретенных именно в эпоху правления Екатерины.
Полная статистика будет доступна после того, как публикация наберет больше 100 просмотров.
Екатерина Вторая очень хорошо разбиралась в драгоценных камнях, и все украшения были наивысшего качества. Главным придворным ювелиром был Йереми Позье. Именно Екатерине принадлежит начало непрекращающейся моды на бриллианты в России и зарождение любви к аметистам.
1. Серьги-жирандоли с аметистами
В 1750 году впервые находят на Урале аметисты. Екатерине приглянулись эти камни, и она повелела Позье изготовить две пары серег из этих камней. Одна из пар была выполнена более затейливо, украшена дополнительно бриллиантами, и была более торжественной.
2. Бриллиантовый пояс и эполеты
Предположительно бриллиантовый пояс с бантом и двумя кисточками был создан вторым ювелиром - Людовиком Дювалем. Из части этого пояса впоследствии была выполнена знаменитая венчальная корона.
В период правления Екатерины Второй роскошь и определенное расточительство были нормой поведения. Суммы, которые тратились на драгоценности, по современным меркам выходят за млрд рублей.
3. Бриллиантовое колье с брошью
В 1927 году колье было продано одним из первых ювелиру С.Дж. Филлипс. Всплыло колье лишь в 2005 году, на аукционе Сотби его продали за 1,5 млн долларов.
4.Бант-склаваж и серьги
Эта полупарюра была создана ювелиром Леопольдом Пфистерером в 1764 году. Сейчас хранится в Алмазном Фонде.
Бант-склаваж носили на широкой атласной или бархатной ленте высоко на шее. Можно только представить насколько непросто было перемещаться в таких нелегких сокровищах!
5. Пряжка-аграф и серьги-вишенки
Нельзя не упомянуть знаменитую бриллиантовую пряжку-аграф, скреплявшую мантию Екатерины Великой. Серьги-вишенки имели специальные крепления - твензы, и крепились за ушами, т.к. были тяжелыми.
6. Изумрудная парюра
В парюру входили: изумрудно-бриллиантовое ожерелье, брошь с центральным изумрудом в 70 карат и две пары серег с бриллиантами и изумрудами. Одна пара с изумрудами в форме кабошонов хранится сейчас в Алмазном Фонде.
7. Монограмма Екатерины
8. Рубин Цезаря
Подвеска с розовым турмалином в 260 карат - подарок шведского короля Екатерине Второй. Долгое время турмалин принимали за рубин, и по легенде его история ведет свое начало от Цезаря (об этом в отдельном материале).
9. Изумрудная камея
В целом, очень популярный стиль работ в то время. На многих изделиях - шкатулках, табекерках и геммах был профиль императрицы.
10. Табакерки
В эпоху Екатерины Второй пришла из Европы мода на нюхательный табак. Владение табакеркой с драгоценными камнями было необходимостью и показывало статус титулованной особы. Часто такие табакерки были подарками для придворных в знак признательности за какие-либо успешные дела или подарками высшего уровня - для монархов Европы.
11. Геммы
У Екатерины Второй была лично приобретенная коллекция исторических гемм в количестве 1500 штук. Приобретение было сделано по ее указу в 1787 году у герцога Луи-Филиппа-Жозефа Орлеанского (одна из ветвей французской королевской династии). Уже тогда современники говорили, что это катастрофическая потеря для Франции. Ведь эти геммы - отражение развития камнерезного искусства более двух тысячелетий (с 4 века до нашей эры и до середины 18 века).
Конечно, королевские регалии видели все. Но какие есть личные драгоценности, сокрытые от лишних взглядов?
НАВИГАТОР СТАТЕЙ ПО МИНЕРАЛАМ В КАНАЛЕ GEM STONESЗДЕСЬ
У королевы Елизаветы II есть целая сокровищница с невероятными драгоценностями. О семерке лучших - подробнее в этой статье.
Сразу скажу, выбор был случайным, исходя только из того, что больше всего мне понравилось. Никаких оценок по стоимости не было.
№7. Кентская полупарюра
В этот набор украшений вошли: аметистово-бриллиантовое колье, серьги и брошь.
№6. Викторианская сапфировая парюра
Бриллиантово-сапфировая полупарюра была изготовлена к началу царствования Елизаветы II. Состояла сначала она из роскошного сапфирового колье и сережек.
№5. Владимирская тиара
Владимирская тиара досталась Елизавете II в наследство от королевы Марии. Тиара имеет русское происхождение. Она принадлежала великой княгине Марии Павловне, супруге великого князя Владимира Александровича (третий сын императора Александра II).
Выкупила тиару королева Мэри в 1921 году, впоследствии уже Елизаветой II были дополнены съемные подвески изумруды вместо каплеобразных жемчужин. Тиара одна из самых любимых у Елизаветы II.
№4. Рубиновая бирманская парюра
Была изготовлена как свадебный подарок от государства Бирма. Тиару заказала изготовить сама Елизавета II, так как подарок был в виде россыпи исключительного качества бирманских рубинов.
№3. Эсмералдская тиара
Эта тиара была частью изумрудно-бриллиантовой парюры, подаренной королеве Виктории ее супругом принцем-консортом Альбертом Саксен-Кобург-Готским в 1845 году.
Интересно, что принц Альберт часто придумывал сам дизайн будущих украшений, и этот раз не был исключением. Например, он мог придумать золотое ожерелье с молочными зубами всех детей своей супруги))
№2. Бразильская аквамариновая парюра
Однако спустя 4 года, королева посчитала недостаточно эффектной эту полупарюру, и заказала ювелирам изготовить тиару с аквамаринами в этом стиле.
№1. Кембридж и Дели парюра Дурбара
Такое странное наименование парюра из изумрудов получила благодаря королевскому приему (дурбару) в Индии в 1911 году. Для королевы Мэри, королевы-консорт Короля Георга, в ознаменовании коронации Георга V и его супруги, была изготовлена эта парюра.
В парюру вошли: диадема Дели Дурбар, изумрудный чокер, колье Дели Дурбар, серьги, корсажное украшение и брошь.
Конечно, это лишь часть драгоценностей Елизаветы II. По скромным оценкам, количество украшений, принадлежащих королеве, давно перевалило за тысячу.
Спасибо, что дочитали до конца. Если понравилось - поделитесь с друзьями и подпишитесь на канал GEM STONES, впереди ждут новые сокровища))
AFTER FRANZ XAVER WINTERHALTER (1805-73) 'Королева и Принц Артур с гравюры после Ф. Винтерхальтера' 1854
ДОКТОР ЭРНСТ БЕККЕР (1826-88) 'Королева, Принц, герцогиня Кентская и королевские дети в Осборне' 24 мая 1854 года
Фотография полнометражного группового портрета, слева направо, принца Альберта Эдуарда Уэльского, принцессы Виктории, принца Артура, принцессы Алисы, принца Альберта, королевы Виктории, принцессы Луизы, герцогини Кентской, принцессы Елены и принца Альфреда. Семья позирует перед фонтаном в доме Осборна. Перед королевой Викторией сидят две собаки.
Вовлеченные люди Создатель(ы) Доктор Эрнст Беккер (1826-88) (фотограф)
Субъект(ы) Королева Виктория, Королева Соединенного Королевства (1819-1901) Принц Альберт, принц-консорт, консорт Виктории, Королева Соединенного Королевства (1819-61) Король Эдуард VII, король Соединенного Королевства (1841-1910) Принц Альфред, герцог Эдинбургский и Саксен-Кобург & Гота (1844-1900) Принцесса Елена, супруга принца Кристиана Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Августенбург (1846-1923) Принцесса Луиза, герцогиня Аргайлская (1848-1939) Принцесса Алиса, Великая герцогиня Гессенская и Рейнская, супруга Людвига IV, Великого герцога Гессенского и Рейнского (1843-78) Императрица Фридрих, супруга Фридриха III, императора Германии и короля Пруссии (1840-1901) Принц Артур, 1-й герцог Коннотский (1850-1942) Принцесса Виктория, герцогиня Кентская (1786-1861)
ПОСЛЕ РОДЖЕРА ФЕНТОНА (1819-69)
"Принц Артур в раздетом Гренадерском мундире"
AFTER FRANZ XAVER WINTERHALTER (1805-73) 'Princess Alice' c. 1850-60
AFTER FRANZ XAVER WINTERHALTER (1805-73) 'Princess Helena' c. 1850-60
РОДЖЕР ФЕНТОН (1819-69)
'Принцесса Елена как "императрица Духа"'
РОДЖЕР ФЕНТОН (1819-69) "Принцесса Алиса как весна" май 1854 года
Фотография полнометражного портрета принцессы Алисы, впоследствии великой герцогини Гессенской и Рейнской (1843-78). Принцесса Алиса смотрит в камеру под небольшим углом. Она смотрит налево, подальше от камеры. Принцесса Алиса одета по-весеннему и носит костюм, состоящий из цветочной повязки на голове, светлой рубашки, темного цвета талии жакета, светлого цвета пояса, темного цвета фартука, светлой юбки цвета и светлых ботинок цвета с темными лентами и украшением. В правой руке она держит букет, а в левой-корзину с цветами. Она позирует на фоне светлой простыни.
AFTER FRANZ XAVER WINTERHALTER (1805-73) 'The Queen and the Prince' c. 1850-60
Фотография эскиза королевы Виктории и принца Альберта работы Франца Ксавера Винтерхальтера. Королева и принц одеты в костюмы, которые они носили на бал-костюме 13 июня 1851 года.
ДОКТОР ЭРНСТ БЕККЕР (1826-88) Принц Уэльский и Принц Альфред со своими спутниками июнь 1854 года
Фотография, на которой принц Альберт Эдвард и Принц Альфред Уэльский сидят на скамейке (с колесиками на одной из коротких сторон и ручками на другой) с восемью друзьями-мужчинами. Один из друзей, лорд Артур Клинтон, сидит на скамейке между ними. Остальные стоят рядом и позади скамейки. Принц Альфред и по крайней мере один из других детей носят килты. Детей из почтенных семей иногда приглашали в королевские резиденции в качестве компаньонов для юных принцев и принцесс. 22 июня 1854 года Альберт Эдвард, Принц Уэльский, записал в своем дневнике ,что " во второй половине дня 2 Фаркварсона, 2 Доусона, Чарли Фиппс, Сент-Мор, Артур Клинтон пришли поиграть с нами.'
ДОКТОР ЭРНСТ БЕККЕР (1826-88) 'Lord Arthur Clinton' c. 1870 после оригинала 1854 года
Фотография трехчетвертного портрета лорда Артура Клинтона (1840-70), стоящего лицом к камере спереди. Он позирует, положив правую руку на бедро. Он носит темный пиджак, темный галстук-бабочку, светлую рубашку, светлый жилет и клетчатые брюки.
УИЛЬЯМ БЭМБРИДЖ (1820-79) 'The Queen, Princess Royal and Prince of Wales from a Print after Landseer' c. 1865 after an 1854 original
Фотография оттиска портрета королевы Виктории, принцессы Виктории и принца Уэльского Альберта Эдуарда, выполненного по мотивам картины Эдвина Ландсира. Королева Виктория сидит в кресле и держит левой рукой Маленького Принца Уэльского. Она поднимает правую руку вверх. Принцесса Виктория стоит рядом с матерью на стуле и кладет руки ей на плечо.
Оригинальная картина находится в Королевской коллекции, RCIN 403120.
AFTER FRANZ XAVER WINTERHALTER (1805-73) "Принцесса Луиза Прусская"; Princess Louise of Prussia (1838-1923) c. 1857
Фотография картины наполовину длинный портрет принцессы Луизы Прусской (1838-1923) Франца Ксавера Винтерхальтера (1805-73). Принцесса Луиза смотрит на три четверти влево. Она носит темный бант в волосах и светлую блузку.
Картина датируется 1857 годом и хранится в Королевской коллекции RCIN 403607.
ФИЛИПП ГЕНРИ ДЕЛАМОТ (1821-89) 'Открытие Хрустального дворца в Сиденхэме' c. 1870 после оригинала 1854 года
Фотография верхнего вида чтения адреса на церемонии открытия Хрустального дворца в Сиденхэме. Мужчина, стоя спиной к камере, читает обращение, обращенное к королеве Виктории (1819-1901), принцу Альберту (1819-61), членам королевской семьи и высокопоставленным лицам. Мужчина стоит на лестнице, ведущей к приподнятой платформе, на которой стоит королевская семья. На заднем плане расположен оркестр. На переднем плане стоит толпа людей.
Нереальная вкуснотень получилась! ИНГРЕДИЕНТЫ: П Печенье — 250 Грамм П Масло сливочное — 120-150 Грамм П Сахар — 2 Стакан П Соль — 1 Щепотка П Творог или творожный сыр — 600-800 Грамм П Мука — 3 Ст. ложка П Цедра лимона — 2 Штук П Яйца — 7 Штук (5 целых, 2 - только желтки) П Ванильный экстракт или ванилин — 2 Чайная ложка ПРИГОТОВЛЕНИЕ: Подготовьте ингредиенты. Для основы чизкейка. Измельчите в блендере печенье. Добавьте масло сливочное растопленной в печенье, щепотку соли и четверть стакана сахара. Все перемешайте. Получается такая жирная крошка. С помощью стакана утрамбуйте тесто по форме, сделайте небольшие бортики. Отправьте на 5 минут в разогретую до 180 С духовку. А пока приготовить творог. Я использовала творожный сыр, так как он нежнее. В блендере его взбейте, потом добавьте оставшийся сахар и еще раз взбейте. Потом муку - и снова взбейте. Потом по одному добавьте яйца и желтки, каждый раз взбивая массу. Форму с основой из печенья достаньте из духовки, а температуру повысьте до 280 С. В творожную массу добавьте цедру двух лимонов и ванильную эссенцию.Вылейте равномерно творожную массу в форму. Отправьте в хорошо прогретую духовку на 9-12 минут. Смотрите, чтобы верхушка сильно не подгорела. Она должна схватиться и подрумяниться, но не стать слишком уж коричневой. Затем убавьте температуру до 90-100 С и готовьте 50 минут. В центре готовый чизкейк слегка колышется, как суфле, но жидким он не должен быть. Потом достаньте чизкейк из духовки и дайте полностью остыть. Советую отправить чизкейк охлаждаться в холодильник на пару часов. Но и теплым он тоже безумно вкусный! Подавайте готовый домашний чизкейк с вареньем или сгущенкой.
Давай убежим, мой любимый, как можно скорее, От этого мира, который от злобы застыл… Мне только с тобою спокойней, теплее, светлее… Спасибо, что любишь не меньше, чем раньше любил…
Давай убежим… Самолёт… Два билета… Ведь ближе, Чем ты, мой родной, во вселенной уже не найти… В обнимку с тобою хочу погулять по Парижу… Как поле в Провансе лавандой хочу расцвести…
Давай убежим… О Неве много песен слыхала… Не видела Питер ни разу… Поедем туда? Наверное, ночью там звёзды сияют, как стразы, А их отражает Невы голубая вода…
Давай убежим… Ты бывал за границей немало… Я знаю, что хочешь ты многое мне показать… Я в наших Карпатах ни разу ещё не бывала… Поедем туда, чтоб любовью закат украшать???
Давай убежим от каналов, в которых занозой Пульсирует ненависть и умножает войну… С тобой я рифмую, а жизни банальная проза Кусает меня, клеветою приделав вину…
Давай убежим… Этот мир никогда не исправить… Мы собственный, свой создадим, где любовь и семья… Тебя попрошу этот мир для двоих я возглавить… А любящей быть и послушной попробую я…
А остались ли в Советском Союзе другие представители семейства Романовых, кроме брата и сестры Романовских-Искандер?
Ответ простой: людей, официально принадлежавших к императорскому дому, в Советской России не осталось - все либо эмигрировали, либо были убиты.
Но это не относится к носителям романовской крови, родившихся в законных, но неравных браках - так называемых морганатических.
Кроме Искандеров, проживших жизнь обычных советских граждан, была еще одна чрезвычайно интересная история.
О троюродной сестре Николая II, вернувшейся в Советскую Россию, когда все Романовы из нее бежали...
Факт первый: У нашей героини было множество фамилий и титулов. Урожденная графиня Богарне, она успела побывать княгиней Кочубей, баронессой фон Гревениц и советской гражданкой Дорой Евгеньевной Лейхтенберг.
В ней смешалось множество знаменитых фамилий - в основном почему-то монархов и полководцев. Она была праправнучкой императрицы Франции Жозефины Богарне и русского полководца Михаила Илларионовича Кутузова, правнучкой русского императора Николая I и троюродной сестрой Николая II. Ее отец был 5-й герцог Лейхтенбергский, а мать была из славного рода Скобелевых и "белому генералу" приходилась двоюродной сестрой. Причем родная сестра Михаила Скобелева, Зинаида Дмитриевна, была ее мачехой.
Факт второй: Она была представительницей не совсем обычной ветви романовского семейства, над которой, как считали многие, висело проклятие.
Любимая дочь императора Николая I Мария вышла замуж за герцога Максимилиана Лейхтенбергского, причем - редкий случай - вышла по любви. Мария очень любила Россию и не хотела уезжать, Максимилиан не очень любил Баварию, поэтому молодые неожиданно для всех попросили разрешения остаться в России.
Император дозволил, но при некоторых условиях: молодая семья должна была жить в России, потомство становилось членами Императорской фамилии с правами и титулами (если быть точным - с титулом "Императорское высочество"), и дети должны были воспитываться в православной вере.
Это был второй и последний случай, когда дочь императора осталась со своей семьей на Родине.
Так в семействе Романовых появилась новая ветвь - князей Романовских, герцогов Лейхтенбергских.
Как я уже говорил, брак был заключен по любви, и в нем родилось семеро детей. Любовь и стала проклятием этого рода, сломав судьбы многих потомков этой семьи.
Они постоянно влюблялись, но всегда не в тех. Но о любовном проклятии "женских Романовых" я подробно расскажу как-нибудь в другой раз.
Факт третий: Это проклятие девочка Даша (или Долли, как ее звали в семье) в полной мере испытала на себе. Она была единственным ребенком светлейшего князя Евгения Максимилиановича Романовского, 5-го герцога Лейхтенбергского.
Он тоже был под проклятием, поэтому на ее маме - Дарье Константиновне Опочининой, правнучке Кутузова и кузине Скобелева - женился неравным, то есть морганатическим браком.
Император Александр II к тому времени настолько смертельно устал от всех брачных и внебрачных кунштюков этого семейства, что, к удивлению многих, даже узаконил этот союз:
Я дал разрешение на брак Евгения, поскольку не вижу никакого реального препятствия. Лейхтенберги не великие князья, и мы можем не беспокоиться об упадке их рода, который ничуть не задевает нашей страны.
Морганатические потомки даже получили титул графинь и графов Богарне - поскольку основатель рода Максимилиан был сыном Евгения Богарне, пасынка Наполеона. Французы, кстати, из-за этого взвились и долго протестовали.
Но счастья все равно не случилось. Мама умерла вскоре после родов, родив Дарью Евгеньевну, графиню Богарне. Папа вскоре женился заново, и опять морганатически - на двоюродной сестре первой жены, Зинаиде Скобелевой, родной сестре "белого генерала".
Ребенок был особенно никому не нужен. Сперва его воспитывала бабушка, забрав к себе в Мариинский дворец. Потом девочку отдали в лицей в Париже, затем в гимназию в Карлсруэ. Все детство в закрытых учебных заведениях, зато образование хорошее получила.
Фактическая беспризорность усугублялась позорной репутацией семьи - проклятие продолжало работать.
К мачехе, Зинаиде Дмитриевне, активно подбивал клинья великий князь Алексей Александрович. Отец же совершенно смирился с репутацией рогоносца, а то и похуже - некоторые из современников прямо обвиняли его в сутенерстве. Так, государственный секретарь А. А. Половцов называл его в дневнике "лишенным всякого нравственного чувства негодяем, промышлявшим тем, что великий князь Алексей Александрович был без памяти влюблен в его вторую жену герцогиню Богарне, которая вместе с мужем вытягивала из великого князя как можно больше денег".
Они так и жили много лет - везде появляясь втроем и втроем же путешествуя. Их так и прозвали - menage royale trois, то есть "царственное трио", явно подразумевая известное выражение "menage a trois" - "любовь втроем".
Факт четвертый: В общем, психику девушке подорвали надежно и основательно. Думаю, вы не будете сильно удивлены, если я скажу, что когда Долли вернулась в Россию, которую она фактически не знала, и поселилась в доме отца на Английской набережной, она очень быстро приобрела в свете репутацию бунтарки, скандалистки и фрондерки. Чертики в глазах юной светской львицы хорошо видны на хранящемся в Эрмитаже портрете кисти модного французского художника Франсуа Фламенга.
Отца она, похоже, ненавидела - их отношения достаточно характеризует тот факт, что в завещании тот не оставил ей, своему единственному ребенку, ни копейки.
Как это часто бывает, лишенная семьи с детства, она попыталась найти ее в браке. Но проклятие никуда не делось, и с личной жизнью у Долли тоже не заладилось. В 23 года она выскочила за известного сановника и аристократа князя Льва Михайловича Кочубея.
И вроде поначалу все шло нормально, трех детей ему родила, двое выжили, третья умерла во младенчестве. Но в 1905 году скандалистка доигралась.
Княгиню Кочубей из-за нелицеприятных высказываний о царской семье фактически высылают из России, прозрачно намекнув, что из зарубежного вояжа ей лучше не возвращаться.
О том, чем она занималась эти годы за рубежом, и с кем водила компанию, ходили самые дикие слухи. Так или иначе, но брак в разлуке не устоял, и в 1911 году супруги разводятся, причем детей Дарья-Долли оставляет мужу.
А еще через год она вновь выходит замуж, за морского офицера, барона Владимира Евгеньевича фон Гревеница. Обвенчались они в корабельной церкви, никого не поставив в известность.
Все ждали наказания офицера за самовольство, но Николай II, достаточно осведомленный о характере своей троюродной сестры, ограничился репликой: "Офицер, выбрав такую даму в супруги, сам себя наказал".
Вот еще один портрет нашей Долли из Эрмитажа, вскоре после второго брака. Ей уже 42 года, но выглядит она гораздо счастливее, чем на первом портрете.
К сожалению, император оказался прав, и счастье было недолгим - через два года, накануне Первой мировой войны супруги развелись, а еще два года спустя фон Гревениц застрелился - не то из-за несчастного романа с оперной певицей, не то из-за растраты корабельных денег.
А Дарья Евгеньевна, которой император отказал вернуть девичью фамилию, окончила курсы сестер милосердия и на свои средства снарядила санитарный поезд для фронта. В 1917 году она находилась в своем поезде на русско-австрийском фронте, где ее и застала революция.
Факт пятый: Февраль баронесса фон Гревениц приветствовала, но в Россию не вернулась, и опять начинаются какие-то таинственные телодвижения. Вместо России баронесса по линии австрийского Красного Креста отбывает в Баварию, где вскоре принимает подданство.
И все уже решили, что это эмиграция, тем более что уж кто-то, а бывшая графиня Богарне точно была "гражданской мира" - пожившая едва ли не во всех странах Европы и свободно говорившая чуть не на всех европейских языках.
Но в 1918 году, когда все Романовы бежали из России сломя голову, когда грабежи и расстрелы, тиф и голод - Дарья Евгеньевна, напротив, возвращается в Россию.
Жить ей было негде, ее бывший дом заселили пролетарии, но замерзающую на улице 47-летнюю баронессу, по ее словам, подобрал "некий господин".
Этот господин станет третьим и последним мужем нашей героини. Он был австрийским поданным, носил итальянскую фамилию Маркезетти и русское имя Виктор Александрович - потому что вырос в России и по-русски говорил как мы с вами. В Россию майор генштаба австро-венгерской армии приехал для участия в переговорах при заключении Брестского мира, и обратно не торопился, работая в Петербурге в комиссии по улучшение жизни австро-венгерских военнопленных.
И это было очередное последствие проклятия - она опять полюбила не того.
Судя по всему, Маркезетти не бедствовал - они с новой женой жили в 6-комнатной квартире на Моховой, держали домработницу. Австрийских военнопленных отправили на родину, но майор опять не уехал - в 1919 году Горький основал издательство "Всемирная литература", и Маркезетти был приглашен туда заведовать легендарной впоследствии "Библиотекой всемирной литературы". Заместителем он взял к себе жену.
После отъезда Горького за границу в 1924 году супруги переходят на работу в Публичную библиотеку, ныне Российскую национальную библиотеку. Пережив в Питере самые страшные годы голода и разрухи, покидать Родину представительница семейства Романовых явно не собирается. Более того - в 1924 году она выезжает за границу и несколько месяцев живет в Финляндии в доме небезызвестного генерала Карла Густава Маннергейма, с которым была хорошо знакома по петербургскому высшему свету.
Но - погостив - снова возвращается в Ленинград.
Вернувшись, она оформляется на работу в Публичку. В память о фамильном титуле называется гражданкой Лейхтенберг Дорой Евгеньевной. В анкете она убавила себе возраст на 11 лет, указав год рождения 1881-й, а место рождения - г. Мюнхен. Национальность - немка, подданство - баварское. В графе "партийная принадлежность" написала: "беспартийная, но из политических партий сочувствует Р.К.П.(б), почему после революции в Германии осталась в России".
При этом на работе она совершенно не скрывала ни настоящего имени, ни своей биографии, из-за чего в библиотеке ее не любили, подозревая в ней провокатора.
В 1927 году Дора Лейхтенберг подала на получение гражданства СССР и вскоре приняла советское подданство.
Скандал разразился в 1929 году, когда в ленинградской газете вышла заметка "Правнучка Николая Палкина", где разоблачалась скрывшая свое происхождение аристократка. Началась проверка, зафиксировавшая следующее:
"Дарья Евгеньевна Лейхтенберг ведет себя высокомерно в отношении с сотрудниками библиотеки, допускает антисемитские высказывания, вместе с гражданским супругом пользуются дровами библиотеки и вообще не изжила полностью характерных черт своего класса".
На первом же допросе следователь поинтересовался, почему она вернулась в РСФСР. "Знакомый посоветовал" - высокомерно ответила бывшая графиня, а на вопрос о фамилии знакомого невозмутимо сообщила: "Ульянов-Ленин".
На заседании комиссии она открыто заявила, что сотрудничает с ОГПУ и предъявила письма от Ленина и Троцкого, с которыми, как выяснилось, познакомилась в Швейцарии и приятельствовала задолго до революции, еще когда разводилась с первым мужем.
В общем, в результате репрессии ограничились тем, что супругов уволили с работы и уплотнили по месту жительства, оставив две комнаты из шести. Но вскоре гражданка Лейхтенберг уже снова работала в библиотеке на должности помощника заведующего отдела спецхранения ГПБ. И ее гражданский супруг трудился в том же учреждении.
Похоже, супруги и впрямь были тесно связаны со спецслужбами - и с советскими, и с немецкими.
И, как это часто бывает у агентов - заигрались.
Как и у тысяч других, веревочка закончила виться в 1937-м.
Их с Маркезетти арестовали 10 сентября. При обыске в квартире были найдены несколько иностранных орденов и портсигар с надписью на русском языке: "За разведывательную работу".
Вскоре она созналась в том, что является агентом монархическо-террористической организации, что завербована была в Финляндии, что причастна к покушению на товарища Жданова, которое готовил ее гражданский супруг.
Все подписала.
***
Осужденная Лейхтенберг, "красная графиня" и троюродная сестра последнего российского императора была расстреляна 5 ноября 1937 года.