– Михаил Олегович, хочется для начала поздравить вас предстоящим юбилеем и отметить странный феномен, все знакомые люди, узнавая о том, что я собираюсь брать у вас интервью, непременно расплываются в улыбке. Как вы можете объяснить это явление?– Спасибо за поздравление. А если отвечать на ваш вопрос, наступает длинная пауза. Слушайте, а ведь я не могу на него ответить. Это не ко мне, конечно, вопрос. Очень приятно и лестно то, что вы говорите. Но я не думаю, что прям уж так все ваши знакомые улыбаются. Огромное количество людей вовсе не улыбаются при упоминании обо мне, а совсем наоборот. Людей вообще очень много, и они все разные, и думать, что для всех ты такое пирожное или червонец, по-моему, ошибочно.
– Давайте поговорим о "Современнике". Вы туда вернулись после долгого расставания или, наконец, оказались дома? – Я никогда не уходил из "Современника". Я был здесь всегда. Просто некоторое время поработал во МХАТе, возвращения как такового и не было. Галина Борисовна предложила одну роль, потом другую, а теперь в моих планах – поставить спектакль.
– Насколько я знаю, речь идет о пьесе Ивана Охлобыстина "Дюма"…– Да, этим произведением будет открываться обновленная сцена на Чистых прудах.
– А почему Охлобыстин?– Иван Иванович обладает редким даром, умением оказываться в нужное время в нужном месте. Потому что столетие МХАТа… Я помню, Юрский говорил, что МХАТ открылся Толстым "Царем Федором Иоанновичем", а закрылся Охлобыстиным. Это не совсем точно, но близко к реальности, столетие театра закрывалось "Максимилианом Столпником" Охлобыстина. И вот теперь спектаклем по его пьесе открывается "Современник" после реконструкции. Иван Иванович не писал пьесы двадцать один год, у него были духовные искания. И вот наконец он это сделал.
– А что так взволновало Ивана Ивановича, если после столь долгой паузы он вновь обратился к драматургии?– Сюжетная линия строится на рассказе про районный театр, где ставится Дюма.
Кстати, нас тоже всегда называли "Харатьян и три мушкетёра". Началось с того, что в какой-то газете вышла статья под таким названием и оно к нам приклеилось. Три мушкетёра – это Гарик Сукачёв, Ванька Охлобыстин и я. И там было написано, как мы выпиваем и плохо себя ведём. Ничего общего с нашими настоящими образами эти персонажи не имеют.
– Почему вы решили поработать как режиссер?– Я не ставил пьес десять лет. Можно и поставить разочек.
– Что вам ближе, актёрство или режиссура?– Раньше, где-то лет десять назад, я думал, что в режиссуре я отдыхаю от актёрства и наоборот. Мне очень нравится работа режиссера. Очень. Когда я чувствую, что это моя пьеса и моя тема, приходит понимание, что мне это необходимо сделать. Слава богу, что есть Галина Борисовна и есть "Современник". Если бы этого не произошло – не знаю, что было бы, вообще не понимаю, как бы я жил.
– Среди ваших работ есть чиновник Скворцов в "Амстердаме" и деспотичный Макс в "Не становись чужим". Кто из них вам ближе?– "Амстердам" играется чаще, и это такая веселая история. А вот с Пинтером мы ещё до конца не разобрались. Мы вчера играли, и ощущение, что пьеса стала более органичной на сцене. К счастью, мы почти избавились сильных нарочитых переживаний. Моя дочь Анна-Мария написала отзыв: "Алё, вы что, не понимаете, что вы играете англичан? Вы пересмотрите "Дживса и Вустера".
Она, в принципе, права. Есть в русском театре такая штука, тем более когда спектакль только-только выпустился, то там, конечно, пердячего пара много. И вот сейчас мы начинаем потихоньку уходить от него, и что-то даже получается.
– Что такое русский пердячий пар?– Это сверхэмоциональность. Истерика.
– А в панковской "Анархии" это есть?– Нет. В "Анархии" такого нет… В "Анархии" как раз всё абсолютно логично и реалистично. Я там абсолютно такой, какой я есть. В нашей стране панк малореален, потому что наша страна сама по себе панк. И панк в панке – это масло масляное.
– Абсурда в нашей жизни хватает. Это вы часто так остроумно демонстрируете в проекте "Гражданин поэт". А что он вам дает, кроме материальной составляющей?– Действительно, в нашей стране глупость не прекращается, а растет. Сложно выбирать темы, потому что куда ни глянь, везде она – глупость. Но это не моя проблема, это Орлов (поэт. –
"Т") с Васильевым (продюсер. –
"Т") пускай решают, что актуальнее и в какой момент.
– В этой истории вы актер или соавтор?– Я могу, конечно, им какие-то замечания сделать, но они меня называют, к сожалению, "интершум", потому что, по их мнению, все мои предложения бессмысленны.
– В связи с причастностью к такому проекту, можно ли вас считать оппозиционером?– Я оппозиционер, но назвать "Гражданин поэт" оппозиционным проектом неверно. Это обычная сатира, мы никого ни к чему не призываем, мы просто пытаемся привлечь внимание к каким-то несусветным глупостям нашей жизни. Вот, например, сейчас про этих двух пацанов: "Тра-ля-ля, тра-ля ля, отчепыжим Скрипаля". Мы начинали шутить, когда еще не так было понятно, что у нас всё настолько маразматически запущено. Сколько уже прошло? Лет семь.
Полную версию интервью читайте в ноябрьском номере журнала "Театрал".
Редакция "Театрала" сердечно поздравляет актера с юбилеем! Желаем побольше поводов для радости, успеха, новых ролей и, конечно, никогда не останавливаться на достигнутом!
Режиссёрские работы в театре
1996 "Злодейка, или Крик дельфина" И. Охлобыстина (МХАТ им. Чехова, совместно с Гариком Сукачёвым)
1998 "Максимилиан Столпник" И. Охлобыстина (МХАТ им. Чехова)
2008 "Шарманка" А. Платонова ("Современник")
2018 "Дюма" И. Охлобыстина ("Современник")
Роли текущего репертуара
Билли. "Анархия" М. Пэкера 5 ноября
Скворцов. "Амстердам" А. Галина 8, 27, 28 ноября
Макс. "Не становись чужим" Г. Пинтера 3 ноября
Справка
Михаил ЕФРЕМОВ
Родился: 10 ноября 1963 года в Москве в семье актера Олега Ефремова и актрисы "Современника" Аллы Покровской. В 1976 году впервые вышел на театральную сцену в спектакле МХАТа "Уходя, оглянись!" В 1978 году дебютировал в кино в фильме "Когда я стану великаном".
Образование: в 1987 году окончил Школу-студию МХАТ (курс Владимира Богомолова).
Карьера: с 1987 по 1991 год был режиссером и художественным руководителем театра-студии "Современник-2". С 1991 по 1999 год работал во МХАТе им. Чехова. Фильмография актера насчитывает сотни работ. Среди них "Благородный разбойник Владимир Дубровский" (1989), "Виват, гардемарины!" (1991), "Королева Марго" (1996), "Чехов и К" (1998), "Каменская" (2000), "Антикиллер" (2002), "Диверсант" (2004), "Жесть" (2006), "День выбров" (2007), "Книга мастеров" (2009), "Кошечка" (2009) и др.