Распевка Русского хора в музее города Барселона. Музыка - часть произведения Сергея Васильевича Рахманинова "Всенощное бдение". Эта часть положена на слова молитвы "Богородице Дево, радуйся", являющейся одной из важнейших молитв в Православии.Молитва "Богородице, дево, радуйся":
Богородице Дево, радуйcя, Благодатная Марие, Господь с Тобою: благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.
/Источник: http://molitva-info.ru/molitvoslov/molitva-bogoroditse-devo-radujsya.html/С. Рахманинов "Всенощное бдение"
Монументальное
произведение для хора a cappella с солистом, входящее в золотой фонд
всемирного культурного наследия – "Всенощное бдение" Сергея Рахманинова.
Несмотря на принадлежность и строгое следование православным традициям
богослужения, его знают, любят и почитают во всем мире, неизменно
признавая его высочайшую художественную ценность.
Человек трудной судьбы, вынужденный покинуть родину после революции, Сергей Васильевич Рахманиновдо последнего вздоха любил Россию и считал себя русским. А его характер
был отражением всего лучшего, что может воспитать в человеке
православие – скромность, смирение, сострадание. Всю свою жизнь он
жертвовал на благотворительность если не половину, то треть доходов
точно. Во время Первой Мировой войны он отдавал все заработки от
концертов на нужды армии. После революции, когда уже работал в Америке,
он регулярно отправлял переводы в Москву – существует даже
свидетельство, что однажды почтальон, выдавая очередной денежный
перевод, спросил: "Что у вас за Рахманинов такой? Пол Москвы от него
получают деньги". А во время Второй мировой войны, когда сам уже болел
неизлечимо, до самой смерти он успел отправить в Россию сумму, что в
пересчете на сегодняшние деньги можно измерить как 300 тысяч долларов –
неоценимый вклад в ту Победу.
Многие исследователи, в том числе, прославленный современный хоровой дирижер
Владимир Минин, склонны считать, что "Всенощная" родилась у композитора
как молитва о судьбе Родины, которая переживала в тот момент времена
суровых испытаний – начало первой мировой войны, предвестие революции,
падения Самодержавия и смены государственного строя.
Ранее он уже обращался к жанрам духовной музыки. Еще в 1910 году он написал
Божественную Литургию, или Литургию Иоанна Златоуста. Впоследствии он
признавался, что не полностью удовлетворен тем, как удалось ему это
сочинение. Оно не вполне отвечало требованиям русской церковной музыки,
которая отличается особенной строгостью и молитвенностью. И в конце 1914
– начале 1915 года он принимается за "Всенощную".
Всенощное бдение
Это особое обрядовое богослужение в православии, совершаемое накануне
воскресных и праздничных дней по церковному календарю. Иногда говорят
Всенощная служба. Она состоит из 2 масштабных частей – Вечерни, где
вспоминаются ветхозаветные события, и Утрени, где поминают новозаветное
время и пришествие Христа. Внутри службы есть неизменяемые песнопения
(именно эти части Рахманинов включил в свое произведение) и изменяемые –
это стихиры, тропари и другие стихи, приуроченные к конкретному
празднованию. Общая динамика Всенощного бдения – от мрака к свету.
В традиции православия служба представляет собой чередование напевных
возгласов священника, хорового пения и чтения святых книг чтецом.
Церковные хоры на Руси всегда были сильными, с развитыми голосами, не
редкостью были басы-профундо - очень низкий, глубокий бас, придающий
звучанию насыщенность, основу, глубину. Несмотря на довольно широкие
возможности хоровых коллективов, а существовали целые хоровые училища
(как Синодальное, например), церковнослужители не приветствовали излишне
эмоциональную музыку для служения. Считалось, что верующий должен
молиться, обратить душу к покаянию во время службы, а не услаждать слух
приятным мотивом. Тем не менее, даже не исполненные экспрессии обиходные
православные мелодии вызывают у прихожан то особое молитвенное
состояние, которое приближает их к Богу.
История создания
Прекрасно сохранились дневники Сергея Васильевича. Он много пишет о своих детских
воспоминаниях, как поразили его и навсегда врезались в память простые
запевы обихода. Он всегда чувствовал необходимость гармонизировать их. И
в конце 1914 года решается написать "Всенощную". Работа продвигалась
чрезвычайно быстро – меньше чем за 2 недели было написано все. "На
святках написал Всенощную и отдельно к ней из Евангелия от Иоанна глава
15 строфа 13 "Нет больше той любви…"", - напишет он в своем дневнике.
Впервые исполнено 10 марта 1915 г. – все сборы пошли на нужды раненным.
Во время работы он много общался, советовался с видными экспертами того
времени – церковным композитором Александром Кастальским и директором
Синодального училища, композитором, палеографом Степаном Смоленским. Оба
они известны, скорее, регентам и певчим церковных хоров, в концертном
исполнении их музыку можно слышать гораздо реже, нежели во время службы
среднего по масштабам храма. И оба они, благодаря своему опыту, помогли
Сергею Васильевичу воплотить в жизнь творческий замысел – написать
произведение, в достаточной степени профессиональное с точки зрения
музыкального материала и подходящего для церковного служения, не выходя
за рамки светского концертного звучания. И сегодня в среде
священослужителей "Всенощную" Рахманинова высоко ценят и признают, такое
принятие со стороны церковников есть не у каждого духовного
произведения великих композиторов – Чайковского, Танеева, Чеснокова.
Репетиции проходили в зале Синодального училища, который своими акустическими
данными полностью воссоздает великолепную акустику Успенского собора в
Кремле. Сергей Васильевич присутствовал на репетициях, проводимых
Николаем Данилиным, и однажды сказал ему: "Я и не знал, что написал
такую хорошую музыку!"
Музыка
Высочайшее композиторское мастерство Рахманинова проявилось в умении работать с
аутентичными напевами, знаменным распевом, в создании собственных
мелодий, близких народным, в едином стиле с ними, но не упрощаясь до
стилизации.
По форме оно близко кантатно-ораториальному жанру – в нем сочетается и
глубокий драматизм, свойственный всем произведения духовного характера, и
эпичность, и масштаб. Торжественный возглас "Приидите, поклонимся и
припадем кресту!" знаменует начало Всенощной службы и в обиходе
принадлежит священнику. Рахманинов, дабы подчеркнуть важность этого
момента (единственный композитор, кто так поступил), передает реплику
хору. Это придает сочинению торжественность, и сразу настраивает на
внимание величественному действу.
Сердцевина Всенощной - "Богородице Дево, радуйся". Это его смысловая кульминация.
Часто исполняется отдельно в концертах хоровой музыки. Образ Богородицы
особо почитается в православии, и во время исполнения "Богородице Дево,
радуйся" Рахманинова многие, даже не очень верующие испытывают катарсис –
момент высочайшего взлета помыслов и очищения, облегчения, избавления
от боли и страданий. При том, что само произведение не изобилует
гармоническим и мелодическим разнообразием, прозрачное и строгое по
звучанию в начале, все драматургическое развитие происходит внутри –
тема отдана альтам, а сопрано, которые традиционно ведут мелодию, лишь
выполняют фоновую функцию, позволяя накапливаться эмоциональному
напряжению, которое вырвется в мощнейшее форте на словах "Благословен
плод чрева Твоего".
"Всенощное бдение" Рахманинова сегодня
Во время написания произведения части из него вполне могли быть исполнены в
Великий праздник в большом соборе. В те времена церковным хорам этобыло под силу. Но после революции именно эта музыка в творчестве
Рахманинова игнорировалась, умалчивалась культурологами и музыковедами.
Она практически не исполнялась более 70 лет в концертах. А церковного
служения и подавно не было. Во всем остальном мире "Всенощная"
Рахманинова исполнялась и считалась лучшим образцом своего жанра.
После переворота 1990-х годов в Россию постепенно возвращается Церковь с ее
обиходом, вспоминаются позабытые композиторы и их сочинения. Так же
произошло с духовной музыкой Рахманинова. Но сейчас уже исполнять ее
могут только профессиональные хоры. Нередко фрагменты или целиком ее
исполняют в музыкальных учебных заведениях. Сейчас уже многие традиции
церковного исполнения возрождены именно благодаря учебным хорам и их
руководителям, стремящимся к максимально близкой авторской трактовке.
Это важно для сохранения нашего культурного наследия.
Пожалуй, мало какое произведение может сравниться по силе воздействия на человека с "Всенощной" Рахманинова.
Это подлинное русское искусство, сочетающее все моменты, присущие ему –
широкую душевность, внутреннюю экспрессию и порыв. Знать его и любить
необходимо каждому, кто считает себя русским.
Концерт "Великое славословие" - Московский государственный академический камерный хор под управлением Владимира Минина Храм Воскресения Христова в Сокольниках, 2008. Concert "Great Doxology" - Moscow State Academic Chamber Choir conducted by Vladimir Minin The Church of the Resurrection of Christ in Sokolniki, 2008.
1. Сергей Рахманинов: Приидите поклонимся (Всенощное Бдение) Sergei Rachmaninoff: Let us worship (All-Night Vigil) 2. Сергей Рахманинов: Благослови душе моя Господа (Литургия святого Иоанна Златоуста) Sergei Rachmaninoff: Bless my soul to the Lord (Liturgy of St. John Chrysostom) 3. Сергей Рахманинов: Ныне отпущаеши раба твоего (Всенощное Бдение) - Борислав Молчанов Sergei Rachmaninoff: Now let thy servant depart (All-Night Vigil) - Borislav Molchanov 4. Сергей Рахманинов: Богородице Дево, радуйся (Всенощное Бдение) Sergei Rachmaninoff: Rejoice, O Virgin Theotokos (All-Night Vigil) 5. Сергей Рахманинов: Шестопсалмие (Всенощное Бдение) Sergei Rachmaninoff: Six-psalm (All-Night Vigil) 6. Сергей Рахманинов: Тебе поем (Литургия святого Иоанна Златоуста) – Белла Кабанова Sergei Rachmaninoff: To you we sing (Liturgy of St. John Chrysostom) - Bella Kabanova 7. Аноним XVI века (Иже Херувимы) Anonim XVI century (The Cherubim) 8. Апостол Николаев-Струмский: Великое славословие – Светлана Юрасова Apostle Nikolayev-Strumsky: Great thanksgiving - Svetlana Yurasova 9. Аноним XVII века: Стихира Anonym of the XVII century: Stichera 10. Александр Гречанинов: Верую (Символ Веры) - Андрей Борисенко Alexander Gretchaninov: I believe (Symbol of faith) - Andrei Borisenk
/Источник : http://soundtimes.ru/kantaty-oratorii-messy/s-rakhmaninov-vsenoshchnoe-bdenie/
_____________
PS: Эй, товарищи материалисты, почитывающие Маркса на досуге! - а как Вы думаете, нужно ли беречь такую музыку, такое "поповское и темное наследие" (в данном случае - музыкальное-академическое) для потомков, когда - а, вдруг)) - наступит полный рай на Земле, который называется в просторечии "Коммунизм"? - нужно ли будет и нашим потомкам беречь эти составные и неотъемлемые, все-таки, данные части академической культуры, чтобы слушать подобную музыку и далее, чтобы наслаждаться и в будущем подобными произведениями или "выкинуть на свалку истории академической музыкальной культуры Руси и мира"?Или, все же, беречь жемчужины и бриллианты муз. русской и мировой культуры подобные произведения как зеницу ока?Как Вы считаете?В общем и целом, вопрос очень легкий, хотя, этот вопрос и не про закон проповышение пенс. возраста им. тов. Тупина)), потому что, например, величайший русский композитор, С. В. Рахманинов, совершенно не мог понять, воспринять и простить голытьбе, темной и грязной толпе рабочей и крестьянской, абсолютно никаких идей про социализм и коммунизм про Советскую власть, равенство, братство, мирный труд народов на всей Земле, но при этом "неприятии" он был и навсегда останется величайшим русским и мировым композитором, без произведений которого, наверное, музыкальной академической мировой культуры бы и не было, по крайней мере, в таком виде, в каком она существует теперь.Можно ли здесь преодолеть "диалектическое противоречие" или нельзя?При всем при том, что безнравственным является даже и упоминание про то, сколько сил и денег, мол-де, надобно вложить в сохранение церковно-православного наследия - напр. в реставрацию храмов или передачу, так сказать, "зданий, ранее принадлежавших РПЦ, но отнятых у нее Советами", которые разместили в них, напр. школы или больницы - когда вместо добротных домов и квартир для жизни большинства людей, театров, школ, больниц, домов отдыха и санаториев, не очень-то и "остроумное" воробуржуйское-ворочиновничье "управительство" строит сто тысяч двадцатый безобразный новодел и говорит, что "здеся будИт храм"...
https://eva-300.livejournal.com/240517.html