-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Liboys_ligirls

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 22.07.2005
Записей: 60
Комментариев: 22
Написано: 3





джег

Вторник, 23 Января 2007 г. 21:17 + в цитатник

стежог

Пятница, 29 Декабря 2006 г. 23:44 + в цитатник
Kidney (Liboys_ligirls) все записи автора В колонках играет - 02 02 02 Дорожка 2

прощальная
J.Silver

В пушистой пене океана
Печально тонет мой фрегат.
Бесславна участь капитана -
Умрёт вдали от всех пират.

Он покорял моря седые,
Стихии рвали паруса,
Сверкали слитки золотые,
Стонали болью голоса.

Но жар остыл - осталась вечность.
Случайный камень взрезал швы.
Как жаждет море этой встречи.
Пустая злость... слепые сны...

Без заголовка

Четверг, 07 Декабря 2006 г. 18:44 + в цитатник
Kidney (Liboys_ligirls) все записи автора просто-препросто так
 (500x314, 66Kb)

ахционеры, блйа

Воскресенье, 19 Ноября 2006 г. 15:45 + в цитатник

Предложение

Воскресенье, 19 Ноября 2006 г. 05:06 + в цитатник
D_ownfall (Liboys_ligirls) все записи автора Давайте сделаем вторую декаду ноября полумесяцем корабликов %)
Вроде бы, и вам, коллеги, не в лом, и мне приятно%)

live

Суббота, 18 Ноября 2006 г. 22:02 + в цитатник

Без заголовка

Воскресенье, 16 Октября 2005 г. 20:46 + в цитатник
Kidney (Liboys_ligirls) все записи автора ресторанно-бытовая тематика
CIMG5038.JPG (700x525, 128Kb)

Про политические системы. Пиздец, умно. Пусть так преподу и скажет

Понедельник, 19 Сентября 2005 г. 17:37 + в цитатник
D_ownfall (Liboys_ligirls) все записи автора ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Системный анализ и политическая наука. Понятие политической системы
Взаимодействие субъектов политики, реализующих свои общие, групповые и индивидуальные интересы посредством осуществления власти либо в ходе борьбы за ее завоевание или использование, носит сложный, многоаспектный характер и образует в рамках социальной действительности целостную, относительно обособленную и устойчивую сферу, которая не изолирована от других областей общественной жизни – экономической и культурно-духовной, но имеет по сравнению с ними определенную специфику. Данное обстоятельство позволяет рассматривать мир политической деятельности как открытую систему, обладающую рядом свойств, присущих любому системному объекту. По словам известного французского политолога и социолога Р.-Ж.Шварценберга, “она состоит из элементов, объединенных отношениями взаимозависимости; целостность, образуемая совокупностью элементов, не может быть сведена к их сумме; отношения взаимозависимости между элементами и образуемая ими целостность подчиняются законам, которые могут быть описаны в терминах логики; система реагирует как на единое целое на внешние раздражители и на изменение своих внутренних элементов”. При этом важно подчеркнуть, что указанная целостность, во-первых, обусловливается особым способом связи элементов, при котором взаимодействия внутри системы имеют преобладающий характер и предопределяют внешние, и, во-вторых, проявляется именно в неразрывном единстве и взаимодействиях системы с окружающей ее социальной средой.
Разработка основ концепции политической системы, связанная с использованием формализованных методов системного анализа, приходится на 50-е – 60-е годы нашего столетия – период становления общей теории систем как междисциплинарной логико-методологической концепции исследования сложноструктурированных объектов различной природы, а также стремительного развития кибернетики – области знания, изучающей наиболее общие закономерности процессов информационного обмена и управления в технических, биологических, человеко-машинных, экономических и социальных системах. Применение системно-кибернетической методологии к исследованию процессов и явлений, происходящих в политической сфере, позволяет обнаружить у некоторых из них определенные признаки, свойственные как жизни или поведению отдельного индивида, так и функционированию созданных человеком сложных технических устройств. Однако данный факт вовсе не означает стремления к упрощенной интерпретации социальной действительности, подобного неоднократным и справедливо критиковавшимся в прошлом попыткам “наклеить “энергетический” или “биолого-социологический” ярлык на явления вроде кризисов, революций, борьбы классов и т.п.”. Системный анализ, в отличие от механистических концепций, не ставит задачу исчерпывающе объяснить или однозначно свести друг к другу разноплановые явления лишь на основании проявляющегося сходства отдельных их сторон. Напротив, как подчеркивал Н.Винер, речь идет только о том, что “анализ одного процесса может привести к выводам, имеющим значение для исследования другого процесса”.
В политологических работах последних лет довольно часто употребляются термины из области общей теории систем и кибернетики, однако подобное заимствование далеко не всегда можно назвать корректным. И хотя, как справедливо подчеркивал Л. фон Берталанфи, “путаница и противоречия, характерные для широкого спектра современных социологических теорий заставляют сделать одно твердое заключение: социальные явления должны рассматриваться как “системы””, представляется необходимым в известной степени упорядочить и сам “системно-кибернетический” понятийный аппарат, используемый в политической науке.
В качестве исходного пункта будем использовать понятие действующего элемента, обозначающее объект окружающего мира, который определенным образом зависит от других объектов и, одновременно, определенным образом воздействует на другие объекты. Множество других объектов окружающего мира назовем средой данного элемента. Применительно к миру политической реальности действующими элементами выступают субъекты политики: индивиды, социально-политические общности и институты, по отношению к которым окружающей социальной средой является общество в целом.
Далее будем исходить из следующих трех предположений:
(1) Среда воздействует на действующий элемент W, вызывая в нем некоторые состояния строго определенного рода, например определенную температуру, электрический заряд, ощущение, чувственное восприятие, политическую установку. Отдельные виды таких состояний х1, х2, …, хm принято называть входными координатами, или входами элемента W.
(2) Действующий элемент W воздействует на среду, принимая некоторые состояния строго определенного рода, например определенную температуру, магнитное поле, движение, политическое действие. Отдельные виды таких состояний y1, y2, …, yn в системно-кибернетической терминологии обозначаются как выходные координаты или выходы элемента W.
(3) Действующий элемент W имеет по крайней мере один вход и по крайней мере один выход.
Предположения (1) и (2) эквивалентны утверждению, что действующий элемент W является “относительно обособленным”, то есть, что контакт элемента со средой происходит исключительно через посредство его входов и выходов. Предположение (3) исключает из рассмотрения элементы без входов и выходов, подобные монадам Лейбница, а также элементы, имеющие только входы либо только выходы, или, как их часто называют, “исключительно пассивные” и “исключительно активные” элементы: согласно предлагаемой логической схеме, каждый рассматриваемый элемент через свои входы “принимает” действия среды, а через свои выходы посылает действия в среду. Таким образом, в дальнейшем будем полагать, что субъект политики представляет собой действующий элемент W, имеющий m входов и n выходов, где в общем случае число входов m не совпадает с числом выходов n.
Очевидно, что действующие элементы могут воздействовать друг на друга, причем, в соответствии с предположениями (1) и (2), только через свои входы и выходы, то есть элемент W1 может воздействовать на элемент W2 только таким образом, что W2 через свои входы воспринимает состояния всех или некоторых выходов W1. Иными словами, некоторые выходные сигналы элемента W1 становятся входными координатами, изменяющими состояние элемента W2, то есть содержат значимую информацию для W2. Такое преобразование выходных сигналов элемента W1 во входные сигналы элемента W2 называется коммуникацией, или связью элемента W1 c элементом W2. При этом W1 может быть связан с W2 посредством как всех своих выходных сигналов, так и лишь некоторых из них. Обычно при рассмотрении коммуникации имеются в виду только векторные совокупности значимых для каждого элемента сигналов.
Принимая точку зрения, что взаимодействие элементов друг с другом и внешней средой носит информационный характер, отметим, что в системно-кибернетическом контексте информация, по существу, выступает как некая категория идеального порядка, как категория мыслительная. По словам Н.Винера, “информация – это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспосабливания к нему наших чувств”. Такое определение, конечно, трудно назвать исчерпывающим даже с точки зрения кибернетики, так как оно имеет выраженный антропологический оттенок и не охватывает, к примеру, область процессов информационного обмена между частями вычислительной машины. Однако данная дефиниция по своей сути близка к попыткам раскрыть категорию “информация” через взаимодействие некоего произвольно взятого действующего элемента с окружающей средой, или через отражение. В данном случае под отражением с позиций как кибернетики, так и общей теории систем можно понимать взятые в диалектическом единстве друг с другом процесс и результат взаимодействия элемента с внешним миром, которое приводит к изменению состояния элемента в соответствии с какими-либо сторонами отражаемого внешнего воздействия, определяемого на языке кибернетики как “сообщение”. Тогда процесс получения и отражения действующим элементом сообщения из внешней среды и результат этого процесса, взятые в диалектическом единстве друг с другом, определяют объем кибернетической категории “коммуникация” (“communication”, нередко переводится на русский язык как “связь”). Исходя из предлагаемого соотношения между понятиями, информацию можно было бы охарактеризовать как кибернетическую категорию, обозначающую содержание коммуникации. При этом поступающая к действующему элементу “входная” информация представляет собой содержание сообщения, а значимая информация, изменяющая состояние элемента, – содержание отражения этого сообщения, или, соответственно, содержание отражения элементом “входной” информации.
Если все или некоторые выходные сигналы элемента W1 становятся входными сигналами элемента W2 и, кроме того, все или некоторые выходные сигналы элемента W2 становятся входными сигналами элемента W1, то говорят, что между элементами W1 и W2 существует обратная связь. Это понятие может обозначать и более сложный вид коммуникации, когда, например, выходные сигналы элемента W1 являются входными сигналами элемента W2, выходные сигналы W2 – входными сигналами еще одного элемента W3, а уже в свою очередь выходные сигналы W3 – входными сигналами W1 .
Обратная связь, или двусторонний информационный обмен играет исключительно важную роль в процессах управления, в том числе и в области политики. “Устанавливая связь с другим лицом, – отмечал по этому поводу Н.Винер, – я сообщаю ему сигнал, а когда это лицо в свою очередь устанавливает связь со мной, оно возвращает подобный сигнал, содержащий информацию, первоначально доступную для него, а не для меня. Управляя действиями другого лица, я сообщаю ему сигнал, и, хотя этот сигнал дан в императивной форме, техника коммуникации в данном случае не отличается от техники коммуникации при сообщении сигнала факта. Более того, чтобы управление было действенным, я должен следить за любыми поступающими от него сигналами, которые могут указывать, что приказ понят и выполняется”. Таким образом, с точки зрения системно-кибернетического подхода, управление представляет частный случай коммуникации, результатом которого является целенаправленное изменение состояния элемента или совокупности элементов.
Нередко какой-либо действующий элемент оказывается связан более чем с одним действующим элементом. Точно так же более чем один элемент может быть связан с данным элементом. В таких случаях говорят, что имеет место разветвление связей, причем в первом случае происходит разветвление выходов, а в другом – разветвление входов. Одной из разновидностей данного типа коммуникации выступает иерархическая связь, или просто иерархия, которая характеризуется упорядоченностью, организованностью взаимодействий между отдельными уровнями элементов по вертикали . Подобные многоуровневые связи, объединяющие в качестве элементов “малые организации”, достаточно часто попадают в поле зрения политологии и других социальных наук: “Свободные федерации древней Греции, Священная Римская империя и современные ей аналогичные феодальные государства, Швейцарская Конфедерация, Соединенные Нидерланды, Соединенные Штаты Америки и другие Соединенные Штаты, расположенные южнее, Союз Советских Социалистических Республик – все это примеры иерархий организаций в политической сфере. Левиафан Гоббса, Человек-Государство, составленный из меньших людей, есть иллюстрация той же идеи ступенью масштаба ниже”.
Множество связанных действующих элементов, взятое в единстве с совокупностью отношений, или связей между ними, составляет содержание понятия системы действующих элементов, или, более коротко, просто системы. При этом совокупность связей, отношений между действующими элементами системы (и все различные изоморфные преобразования этих отношений) называется структурой системы. Следует подчеркнуть, что действующими элементами системы могут выступать и системы более низкого порядка, “малые организации”, обычно именуемые подсистемами, способ действия каждой из которых как единого и относительно обособленного целого определяется ее собственной структурой. Безусловно, структура как самой системы, так и входящих в нее подсистем необязательно остается неизменной – с течением времени отдельные связи между элементами могут ослабевать и разрушаться, однако могут появляться и новые связи, в том числе и с элементами, прежде не входившими в систему. В обобщающем плане подсистемы, действующие элементы и структурообразующие связи между ними нередко упоминаются как компоненты системы.
Используя приведенные определения в политологическом контексте, установим, что политическая система представляет конкретно-историческую форму взаимодействия субъектов политики и организации отношений между ними, властно упорядочивающую, оформляющую и заключающую в определенные границы политическую деятельность в обществе. В качестве ее компонентов в дальнейшем будем рассматривать сложноорганизованные действующие элементы, или подсистемы, исходя из специфики их функциональных особенностей и свойств, обусловливающих и предопределяющих функции политической системы в целом.
Функциональный анализ политической системы
Важной составной частью системного анализа как сочетания методов и средств, используемых при изучении сложных динамических систем различных классов, выступает исследование функциональных зависимостей – форм устойчивой взаимосвязи между объективными явлениями или отражающими их величинами, при которых изменение одних явлений вызывает качественное изменение других, а также непосредственный анализ функций – внешних проявлений свойств рассматриваемого объекта в данной совокупности отношений. Применительно к политической системе общества обычно “акцент делается не на том, какова сущность власти, а каковы ее конкретные функции, что и как она делает”; при этом “под функциями политической системы понимается любое ее стандартизированное действие, которое способствует поддержанию достигнутого состояния и дальнейшему развитию”.
Подобно любой открытой системе, политическая система общества, будучи “погруженной” в социальную среду, сохраняет свою качественную определенность, несмотря на непрерывные внешние воздействия, далеко не всегда имеющие “благоприятный” характер. Фактически она, пользуясь словами Н.Винера, находится “большую часть своего существования в состояниях, которые не являются состояниями полного равновесия, но подобны равновесным”. Данный тип устойчивого динамического равновесия, состоящий в поддержании в допустимых пределах существенно важных для сохранения системы параметров, получил в кибернетике название гомеостазиса.
Это понятие, заимствованное из физиологии, обозначает, строго говоря, механизм, “посредством которого живой организм поддерживает параметры своей внутренней среды на таком уровне, когда возможна здоровая жизнь”. Однако кибернетическое понимание гомеостазиса отличается от его физиологической трактовки. Если У.Кэннон, по существу, предложил это понятие для описания реактивностных систем, то есть сохраняющих качественную определенность под воздействием внешней среды по схеме “стимул – реакция”, то Н.Винер говорит об открытых системах, которые активно взаимодействуют с внешней средой, в известной степени преобразуя ее, и тем самым сохраняют свою относительную устойчивость. Иными словами, гомеостатическое взаимодействие открытой системы с окружающим миром, в том числе и взаимодействие политической системы с социальной средой, обусловливает ее адаптивность двоякого рода, что выражается, с одной стороны, в приспособляемости системы к внешнему миру путем определенных внутренних изменений, с другой – в активном воздействии системного объекта на среду, ее “приспособлении” к своим “потребностям” путем извлечения и усвоения необходимых ресурсов. Подобная адаптивность выступает основой механизма саморегуляции и самоорганизации системы, что, в свою очередь, предопределяет наличие у рассматриваемого сложноорганизованного объекта таких функциональных свойств, как интегративность, латентность и целедостижение. Интегративность проявляется в обеспечении целостности системы и предполагает согласованность, координацию деятельности ее подсистем и элементов. Посредством латентности обеспечивается мотивация действий субъектов системы в рамках единого целого в соответствии с их специализацией и функциональными особенностями. Целедостижение, понимаемое в широком смысле, “означает, что действие или поведение допускает истолкование как направленное на достижение некоторой цели, т.е. некоторого конечного состояния, при котором объект вступает в определенную связь в пространстве или во времени с некоторым другим объектом или событием”. Это предполагает наличие корректирующей обратной связи системы с внешней средой, в известной степени подобной действию сервомеханизма, когда “разница между заданным и фактическим движением используется как новый входной сигнал, заставляющий регулируемую часть устройства двигаться так, чтобы фактическое движение устройства все более приближалось к заданному”.
Указанные функциональные свойства, взятые в контексте политологии, позволяют сделать вывод, совпадающий с точкой зрения авторитетных исследователей, что политическая система как устойчивое сложноорганизованное образование в своем взаимодействии с окружающей социальной средой должна обладать, во-первых, регулятивной способностью, призванной обеспечить контроль и координацию поведения индивидов и групп, во-вторых, экстрактивной способностью, состоящей в извлечении из окружения ресурсов, необходимых для ее функционирования, в-третьих, распределительной способностью, обеспечивающей предоставление индивидам и общественным группам социальных благ, и, в-четвертых, реактивной способностью, благодаря которой система “отвечает” на воздействие окружения, прежде всего на требования, выдвигаемые индивидами и группами. Если на первоначальном этапе политическую систему рассматривать в отвлечении от особенностей и специфики составляющих ее подсистем, то есть в качестве “погруженного” в социальную среду действующего элемента или, иначе говоря, кибернетического “черного ящика” с неизвестной структурой, эти способности должны обеспечиваться определенной совокупностью “входных”, “выходных” и гомеостатических “внутренних” функций. В модели, предложенной одним из признанных лидеров системного анализа в политологии, известным канадским исследователем Д.Истоном, функционирование политической системы рассматривается как процесс принятия обязательных решений и осуществления соответствующих действий, которые направлены на постоянное восстановление нарушаемого в каждый момент времени равновесия.
Согласно концепции Д.Истона, на “вход” политической системы из окружающей социальной среды поступает “питающая” информация в форме требований – как конструктивных, так и деструктивных, – а также поддержки или ее “разновидности с отрицательным знаком”, то есть протеста. И требования, и поддержка могут возникать и формулироваться не только в окружающей среде, но и внутри самой системы, однако независимо от места своего происхождения они должны учитываться при выработке “выходной” информации – политических решений и действий, так или иначе оказывающих воздействие на среду. Если принимаемые решения и осуществляемые действия соответствуют ожиданиям или требованиям большинства социальных групп и граждан, это со всей очевидностью порождает или увеличивает поддержку на “входе”, и в обществе усиливаются стабилизационные процессы. Напротив, “непопулярные” решения и действия приводят к дестабилизации через формулировку более радикальных “входных” требований, которые в своем “крайнем” варианте способны перерасти в отторжение гражданами правящих институтов и даже всей политической системы в целом. Правда, следует иметь в виду, что нарушающие динамическое равновесие “далеко идущие” требования могут возникать и при совпадении принимаемых решений и действий с ожиданиями или требованиями отдельных социальных групп и других политических субъектов.
Несколько в ином ракурсе представлены функции политической системы в инструментальных моделях Г.Алмонда и Д.Эптера, где устанавливается определенное соответствие между отдельными универсальными категориями системного анализа и терминами, традиционно используемыми политической и правовой наукой. При этом к функциям на “входе” относятся:
1) политическая социализация и рекрутирование, вовлечение в политику, направленные на обеспечение требуемого поведения индивидов при заданных мотивах и целях;
2) артикуляция, выражение интересов различных социальных групп;
3) агрегация, объединение различных групповых интересов;
4) политическая коммуникация.
В качестве функций на “выходе” выделяются:
1) принятие, определение правил (функция законодательной власти);
2) применение правил (функция исполнительной власти);
3) контроль за соблюдением правил, судопроизводство и вынесение решений (функции судебных органов).
В отечественной литературе наиболее близким к указанным концепциям является подход, предложенный в конце 70-х годов Ф.М.Бурлацким, где среди основных функций политической системы называются:
1) определение целей и задач общества, выработка программы его жизнедеятельности;
2) мобилизация ресурсов общества на достижение поставленных целей;
3) интеграция всех элементов общества вокруг общих социально-политических целей и ценностей господствующей идеологии и культуры;
4) распределение ценностей в обществе в соответствии с интересами сохранения данной системы собственности и власти.
Обобщая вышеуказанные концепции, в целом взаимодополняющие друг друга, нетрудно заметить, что функции политической системы предопределяются спецификой как самой политики, так и особенностями интересов различных ее субъектов. Эти интересы формируются во взаимном противопоставлении и противостоянии социально-политических институтов, общностей и индивидов и могут быть реализованы в рамках существующих общественных отношений лишь посредством властно-регулирующей деятельности. Сама политическая система возникает как средство согласования интересов при помощи власти и политического участия, а ее структура и динамика зависят от соотношения социальных сил. При этом основной функцией политической системы выступает властное опосредование социальных интересов и взаимодействий, необходимость которого связана с общественным разделением труда, разрывом между непрерывным возрастанием потребностей различных социальных групп и исторически ограниченными ресурсными возможностями для их полного или по крайней мере одинакового удовлетворения в каждом обществе. Активная опосредующая деятельность политической системы прежде всего направлена на то, чтобы предотвращать возможные конфликты, “снимать” их остроту и использовать “разность потенциалов” политически выражаемых потребностей для обеспечения динамичного общественного развития.
С точки зрения системного подхода, основная функция политической системы имеет обобщающий, интегративный характер по отношению к функциям входящих в ее состав компонентов. Данное обстоятельство предполагает последующее решение в рамках функционального анализа задачи декомпозиции, то есть представления функций системы в виде “набора” взаимосвязанных, взаимозависимых и взаимодополняющих функций ее подсистем и элементов на основе исследования компонентного состава.
Компонентный состав политической системы
Процесс властного опосредования социальных интересов и взаимодействий раскрывается в совокупности “внешних” и “внутренних” функций политической системы, имеющих более конкретный характер. Ведущая роль здесь, со всей очевидностью, принадлежит функции политического руководства обществом, которая, будучи направленной в окружающую социальную среду, актуализируется в деятельности государства и других социально-политичских институтов. Однако стабильное выполнение данной функции предполагает “внутрисистемное” воспроизводство институциональных форм и регуляцию, упорядочение активности относительно автономных субъектов политики. Поэтому, исходя из функционального предназначения, в качестве компонентов политической системы, наряду с институциональной подсистемой, представленной государством и общественно-политическими организациями, также выделяются нормативно-регулятивная подсистема, которая проявляется через совокупность различных социальных норм, направленных на регламентацию политической жизни, подсистема политического сознания и политической культуры, опосредующая процессы создания и воспроизводства всех остальных компонентов, и, кроме того, коммуникативная подсистема, осуществляющая “двойственную” функцию: “внутреннюю” связь между элементами и “внешнее” взаимодействие политической системы с другими социальными подсистемами.
Указанные компоненты политической системы, выделенные в качестве подсистем второго порядка, в свою очередь состоят из взаимодействующих и взаимосвязанных сложноорганизованных элементов. Так, в институциональной подсистеме государство, политические партии и общественные организации можно рассматривать в качестве подсистем третьего порядка. С другой стороны, подсистемы третьего порядка в рамках институциональной подсистемы можно выделить и через призму отношений к процессу властвования. Тогда государство и партии, входящие в состав правящей коалиции, образуют властно-управляющую подсистему, осуществляющую функцию политического руководства, а другие партии и общественные объединения – подсистему политического участия, организующую действия субъектов политики, которые не являются носителями власти. Подсистема политического участия в качестве компонентов четвертого порядка включает в себя подсистему политической поддержки и подсистему политической оппозиции и т. д. Такой анализ можно довести до политических характеристик индивидов, последовательно, шаг за шагом рассматривая многообразие связей и взаимозависимостей элементов и подсистем на каждом уровне. Однако на данном этапе, рассматривая политическую систему как целостное образование, остановимся на уровне компонентов третьего порядка, указав наиболее существенные из них. В нормативно-регулятивной подсистеме следует выделить юридические нормы, распространяющиеся на всех субъектов политического действия, и “локальные”, “внутренние” нормы политических партий и общественных организаций, значимые только для членов соответствующих объединений; в подсистеме политического сознания и политической культуры – политическую науку, политическую идеологию, политическую психологию, общественное мнение, политические традиции, образцы и стереотипы политического поведения.
Компоненты политической системы обладают функциональной специализацией, глубина которой предопределяется сложностью задач, стоящих перед системой в целом в зависимости от особенностей хода и организации политического процесса. В рамках системной целостности политические институты имеют специализацию, связанную с управленческой, организаторской и властно-управленческой деятельностью в обществе (государство); с выражением политических интересов социальных групп (партии); с защитой неполитических интересов в политической сфере (общественные организации). Между этими институтами складываются определенные отношения борьбы или сотрудничества, господства и подчинения или договора о координации и субординации и т. д.
Согласование позиций “действующих элементов” институциональной подсистемы, предотвращение конфликтной формы разрешения противоречий, которая бы угрожала целостности данного общества, возможно лишь посредством относительно справедливого соединения, взаимной нивелировки прогрессирующих общественных потребностей, предупреждения крайней поляризации движимых ими социально-политических сил на основе выработки, соблюдения и применения определенных норм и правил поведения субъектов политики. В данном отношении нормативно-регулятивная подсистема выполняет целый ряд специфических функций, среди которых выделяются:
– установительная функция, определяющая в форме договоров или административных решений конкретные задачи, нормативы поведения и показатели, позволяющие дать оценку той или иной деятельности людей;
– нормирующая функция, нацеленная на регламентацию с позиций права предельных границ допустимых, требуемых и запрещаемых социально-политических действий;
– фиксирующая функция, призванная при помощи авторитета и силы власти закрепить найденные в социально-политической практике оптимальные формы деятельности индивидов и социальных групп, а также образцы их действий, ориентированные на выполнение властных предписаний;
– контрольно-охранительная функция, вызванная необходимостью отслеживать течение социальных процессов с целью поддержания сложившихся общественных отношений и гибкого, оперативного реагирования на те или иные неблагоприятные изменения в поведении индивидов и их групп путем использования как методов политического убеждения, так и мер принудительного характера – от публичного осуждения до применения государственной силы;
– конфликтно-разрешительная функция, направленная на преодоление противоречий между субъектами политики на базе действующих юридических норм и восстановление социального равновесия на основе баланса интересов противоборствующих сторон, в том числе и интересов государства.
Подсистема политического сознания и политической культуры способствует воспроизводству других системных компонентов и отношений между ними, а также корректировке действия политической системы в зависимости не только от текущей конкретной ситуации, но и от прошлого опыта, который зафиксирован в виде связанной информации, существующей, по словам Н.Винера, как “некоторое постоянство организации... в качестве более или менее постоянных изменений структуры или функции”. Использование опыта предполагает определенную преемственность в политике, которая может проявляться как в позитивной, так и в негативной форме. В данном отношении позитивный опыт представляет аккумуляцию сведений об оптимальных путях и способах действия политической системы, непосредственно ведущих к поставленной цели; негативный опыт – это опыт нереализованных идей, ошибок и просчетов в выборе целей и средств, в организации деятельности политических институтов.
Коммуникативная подсистема преследует цель упорядочить движение огромного массива циркулирующей в обществе информации, внести определенную направленность в течение разнообразных информационных процессов, имеющих отношение к миру политики. Воспринимая, организуя и контролируя потоки информации, политическая система при помощи данного компонента осуществляет с учетом господствующих идеологических установок целенаправленное взаимодействие с другими социальными подсистемами – экономической и культурно-духовной. И в этом плане среди важнейших задач, на решение которых направлены функции коммуникативной подсистемы, следует выделить, во-первых, выявление информационных массивов и потоков, требуемых для эффективного политического руководства обществом; во-вторых, сбор и обработку данных, требуемых для принятия политических решений и оценки их последствий; в-третьих, хранение информации, организацию ее распределения, а также контроль за информационной деятельностью в обществе, предполагающий, в частности, выявление препятствий для прохождения достоверных или необходимых сведений.
Функциональная специализация компонентов политической системы сочетается с их органическим взаимодействием, что проявляется в причинно-следственной зависимости подсистем друг от друга. Так, низкий уровень правовой оформленности политических отношений снижает стабильность функционирования политических институтов и престиж права в политическом сознании. В то же время слабость властно-управляющих институтов, прежде всего государства, ведет к падению эффективности норм права из-за невозможности обеспечить их принудительное исполнение и защиту. Взаимосвязь, взаимозависимость и взаимообусловленность компонентов следует рассматривать в качестве основного признака целостности политической системы, устойчивость которой во многом определяется характером взаимоотношений между субъектами политики и действенностью “внутрисистемных” механизмов их регулирования.
По отношению к политической системе в целом нормативно-регулятивная и коммуникативная подсистемы, а также подсистема политического сознания и политической культуры выполняют в известном смысле “вспомогательные”, “внутренние” функции, направленные на поддержание “ключевой”, “внешней” функции институциональной подсистемы – совокупности государственных и общественных организаций, институтов господствующих политических сил, осуществляющих управление социальной жизнью в своих интересах. Центральным действующим элементом институциональной подсистемы выступает государство как универсальный политический институт, посредством которого партии, общественные организации и другие субъекты политики реализуют свои программные и тактические цели и задачи. Именно в государстве концентрируется весь комплекс экономических, социально-политических и идеологических интересов наций и народов, социальных групп и отдельных граждан, происходит регулирование основных направлений развития политической жизни.

первый часть

Понедельник, 19 Сентября 2005 г. 17:18 + в цитатник
D_ownfall (Liboys_ligirls) все записи автора ПОЛИТОЛОГИЯ


1. Общество в целом и составляющие его системы.

Общественная жизнь представлена многочисленными и взаимосвязанными сферами. Крупнейшие из них - экономическая, социальная, политическая, духовная. Данные системы изучаются соответствующими общественными науками.
Предназначением политической сферы (системы) общества в отличие от экономической, социальной и духовной, а также всех других является организация и осуществления государственного управления обществом в целом (от общегосударственного уровня до самых мелких структур в государственном управленческом комплексе). Эта система привлекает в той или иной степени внимание представителей различных общественных наук - экономической теории, права, социологии, психологии и других. Однако специально и комплексно, в составе всех слагаемых политической системы ее изучает только одна наука - политология.
Политология - наука об управлении государством в самом широком смысле, то есть наука о политической системе общества.

Структура политической системы.

В составе полит системы общества функционируют в тесной взаимосвязи четыре крупные подсистемы: институциональная, регулирующая, коммуникативная и политико-идеологическая.
Институциональная подсистема включает политические институты и, прежде всего, формы политического правления (республика, монархия), политические режимы (демократический, тоталитарный, авторитарный и др.), органы зак-ной, исп-ной и судебной власти, политические партии и движения, многочисленные общественные организации, избирательную систему и др. Этой подсистеме принадлежит ключевая роль в политической системе. Именно здесь создается нормативно-правовая, определяющая условия, возможности и границы функционирования всей политической системы.
Регулирующая подсистема базируясь на принятых в обществе политико-правовых нормах, отраженных в конституции страны и других законодательных актах, регулирует формирование и деятельность полит институтов и функционирование полит системы общества в целом. Исходной базой, на которую опирается данная система, являются не только политико-правовые нормы, но и национальные, исторически сложившиеся обычаи и традиции, господствующие в обществе политические взгляды, убеждения, принципы, воздействующие на политическую систему общества.
Коммуникативная подсистема представляет собой совокупность отношений, возникающих в процессе функционирования полит системы общества. Это прежде всего отношения по поводу управления обществом. Субъектами этих отношений являются полит институты и организации, полит лидеры, представители полит элиты, граждане. Это также отношения, связанные с борьбой за полит власть: ее завоевание, удержание, реализацию.
Политико-идеологическая подсистема включает полит концепции, теории, взгляды. Они лежат в основе создания и развития общественно-полит институтов, политико-правовых норм, совершенствования полит отношений и всей полит системы.
Данная структура (четыре подсистемы) прослеживается в полит системе любого общества, однако в конкретных условиях разных государств перечисленные подсистемы создаются и функционируют в различных формах. В связи с данным обстоятельством важно подчеркнуть, что политология изучает, во-первых, общие для всех политических систем характеристики и, во-вторых, специфические формы их проявления в различных странах.

Некоторые функции полит системы.

Главная функция полит системы общества - управление обществом, функция полит руководства государством. Она проявляется в определении стратегических целей и перспектив общественного развития, в выработке и реализации полит курса.
Интегративная функция преследует цель консолидации общественно-политического строя, достижения динамической стабильности общества в целом и составляющих его систем.
Регулятивная функция направлена на упорядочение и регламентацию полит поведения и полит отношений в государстве. Она связана с выработкой и обоснованием эталонов общественно приемлемого поведения людей.
Основные вопросы и проблемы, изучаемые политологией.
Центральная тема науки - политическая власть: ее сущность, принципы, формы, основания (источники), ресурсы, проблемы легитимности, полит институты, проблемы разделения властей и т д.
Второй комплекс рассматриваемых в политологии вопросов связан с гос-вом, как полит институтом: формы гос-ва, полит режимы, гражданское общество.
Третий комплекс - полит лидерство, полит элита, то есть субъекты полит власти, ее носители.
Четвертый комплекс - полит партии и движения.
Пятый комплекс - совр избирательные системы.
Шестой комплекс - полит процесс, его содержание, структура и формы, особенности принятия и реализации управленческих решений.
Седьмой комплекс - полит культура общества, ее формирование и развитие.
Задачи политологии.
Главной целью политологии как научной дисциплины явл изучение структуры и функционирования полит системы общества. Реализация этой цели осуществляется посредством решения ряда задач. Главными из них явл:
 исследование общих и специфических условий возникновения и развития полит системы общества в целом и сост его полит институтов, полит отношений, полит процессов;
 создание и совершенствование механизма, позволяющего находить оптимальную корректировку полит системы в целом и ее основных элементов;
 анализ причин возникновения кризисных ситуаций в развитии полит системы и путей их урегулирования;
 аргументированное объяснение происходящих полит процессов, причин их возникновения, роли в развитии общества;
 выработка практических рекомендаций по созданию условий стабильного развития полит системы общества.
Политическая система и политика.
Политика - социальная деят в полит сфере общества, направленная главным образом на достижение, удержание, укрепление и реализацию власти.
Полит система - одна из крупнейших сфер жизни общества. Политика - это деятельность, важная, необходимая, сложнейшая. Ее невозможно понять и осмыслить вне полит системы общества. В определенном смысле политика есть функция полит системы, а также средство и механизм ее функционирования. Некоторые специалисты говорят, что политика - это наука, другие утверждают, что это искусство. Правы и те и другие.
Приемы, подходы и методы, используемые в политологии.
Институциональный подход ориентирован на изучение полит институтов: гос-ва, его органов, правит программ и др средств регулирования полит деят, полит партий и иных общ организаций.
Сравнительный подход направлен на сравнительный анализ различных полит систем (разных стран), а также элементов этих систем: парламентов, партийных и избирательных систем, форм правления и полит режимов.
Исторический подход основан на изучении полит явлений в их развитии.
Социологический подход направлен на выяснение зависимости полит процессов от развития общества в целом, от его соц структуры, от системы эк отношений, от идеологии и полит культуры общества.
Нормативно-ценностный подход - выяснение значения для общества тех или иных полит процессов, их роли в повышении благосостояния общества, в реализации свободы и справедливости.
Системный подход - полит система рассматривается в своей организации как целостная и саморегулирующаяся.
Функциональный подход - анализируются те конкретные механизмы, кот позволяют полит системе достигать самосохранения и приспособления к окружающей общественной среде.
Функционально-структурный анализ исходит из рассмотрения полит системы общества в качестве целостной системы с взаимосвязанными элементами.
Бихевиористский подход основывается на рассмотрении полит системы как организма, функционирующего по своим законам, имеющего свою внутреннюю логику развития.
Антропологический подход базируется на обосновании политики природой человека.
Также в политологии широко используются эмпирические приемы анализа: анкетирование, наблюдение, анализ статистического материала.
Существуют и два общих концептуальных методологических подхода - диалектика и синергетика (предполагает, что каждая частная ситуация создает свои собственные причинно-образующие факторы, кот не всегда вписываются в известные закономерности).
Политическая власть.
Определение власти. В своем общем значении понятие “власть” означает право и возможность одних повелевать, распоряжаться и управлять другими; способность и возможность одних осуществлять свою волю по отношению к другим, оказывать определяющее влияние на их поведение и деятельность, используя при этом авторитет, право, насилие и др средства.
Полит власть имеет ряд особенностей. Ее отличительными признаками явл:
 верховенство, обязательность ее решений для всего общества, и всех других видов власти;
 всеобщность, то есть публичность. Это означает, что полит власть действует на основе права от имени всего общества;
 легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;
 моноцентричность, то есть существование общегосударственного центра (системы властных органов) принятия решений;
 широчайший спектр используемых средств для завоевания, удержания и реализации власти.
Легитимность политической власти. Легитимность власти - это общественное признание, доверие и поддержка, кот оказывают ей общество, народ.
В науку понятие “легитимность власти” впервые было введено Максом Вебером. Он выделил три основных источника (основания) законности, правомерности полит власти:
 в соответствии с традицией (монархия);
 харизматический тип (в связи с огромной популярностью и культом личности полит деятеля);
 рационально-правовой тип - эта власть признается народом потому, что она опирается на рациональные, признаваемые им законы.
Структура политической власти. Как и любое отношение полит власть предполагает как минимум две стороны. На одной стороне - властвующие (субъект). На другой стороне - подвластные, подчиненные (объект).
Ресурсы политической власти. Среди них экономические, социальные, силовые, информационные и др.
Экономические ресурсы нужны и для завоевания власти, и для реализации ее целей, и для ее поддержания.
Силовые ресурсы выполняют функцию обеспечения обороны страны, охраны внутреннего порядка, в том числе обеспечения безопасности полит власти, недопущение каких-либо поползновений на власть в целях ее свержения.
Социальные ресурсы. Социальная политика в больших современных западных странах строится таким образом, что в сохранении существующей полит власти заинтересовано большинство населения: здесь широкая система страхования, высокий уровень пенсионного обеспечения, широко развита система благотворительных организаций и т д.
Информационные ресурсы - это средства массовой информации.
Основные функции, формы и уровни полит власти. Основная функция полит власти - управление, руководство обществом в целом и каждой его сферой. Она заключается в постоянном разрешении противоречия между необходимостью порядка в обществе и различными интересами разных слоев, национальных и других групп, отдельных личностей.
Вторая функция - функция оптимизации самой полит системы, приспособление ее институтов к целям, задачам и самой сути тех сил, кот пришли к власти.
Третья функция - обеспечение стабильности в стране.
Существуют две формы полит власти: индивидуальная и институализированная.
В системе полит власти различают три функциональных взаимодействующих ее уровня:
 высший уровень - макрополит система высших органов власти;
 средний, или промежуточный уровень - это аппарат полит власти среднего звена, бюрократия разных рангов;
 третий уровень - это микроуровень полит власти. Он включает непосредственное полит общение людей, малых групп.
Политическое лидерство.
Полит лидер - это не просто человек, кот руководит полит процессами, осуществляет функции по управлению обществом, полит организацией или движением. Полит лидер - это тот, кто способен изменять ход событий и направленность полит процессов.
С понятием “полит лидер” связано понятие “полит лидерство”. Это механизм и конкретные способы реализации власти. Полит лидерство представляет собой высший уровень лидерства, поскольку оно отражает полит процессы и отношения в высших структурах власти, фиксирует властные отношения между субъектом и объектом политики на вершине полит пирамиды.
Факторы, определяющие характер полит лидерства.
Полит лидерство - понятие многомерное. Однако три его аспекта явл определяющими. Это:
 личностные черты лидеров;
 инструменты осуществления ими власти;
 ситуация, с кот сталкивается лидер.
Комбинация этих трех аспектов во многом определяет становление полит лидера, эффективность и результативность его деятельности.
Всю совок отличительных черт, характеризующих лидеров можно объединить в три большие группы: природные, нравственные, профессиональные качества.
Природные качества: сила характера, воля, магнетизм личности, решительность, гипнотические способности, тонкая интуиция.
Нравственные качества: благородство, честность, верность общественному долгу, заботу о людях, об общественном благе и справедливости.
Профессиональные качества: аналитические способности, умение быстро и точно ориентироваться в обстановке, аргументировано противостоять чужому мнению, полит мудрость, компетентность, профессионализм в принятии полит решений.
Инструменты власти - условное название. Речь идет о том, на что может опираться полит лидер в достижении пост им целей. Это - полит партии, зак органы, суды, бюрократический аппарат, СМИ, то есть все то, что может создать условия для контактов полит лидера с народными массами.
Ситуация, с кот сталкивается полит лидер, может быть спокойной, но чаще бывает кризисной, сложной. При этом уровень интенсивности кризисной ситуации различен. В соответствии с ситуацией возникают разные проблемы и принимаются разные решения выхода из кризиса.
Типология полит лидеров. Одним из обобщающих критериев для типологии полит лидеров явл цели, кот они ставят, и воздействие, оказываемое ими на общество. В связи с этим выделяют три типа полит лидеров:
 позиция консерваторов состоит в сохранении статус-кво общества. Соответственно вся активность лидера, его программа и все его действия направлены на обоснование необходимости сохранения общества в его современном виде;
 реформаторы стремятся к радикальному преобразованию общественного устройства посредством проведения широкомасштабного реформирования, прежде всего властных структур;
 революционеры ставят целью переход к принципиально иной общественной системе.
Еще одним критерием явл легитимность власти. В связи с этим выделяют три типа: традиционное лидерство, лидерство на основе закона, харизматическое лидерство.
Лидеров можно еще разделить на демократических и авторитарных.
Функции, выполняемые полит лидерами, во многом предопределяются теми целями, кот они ставят, и той ситуацией, средой (экономической и полит), в кот им приходится действовать. Ситуация, как правило, бывает кризисная, а цель - программа действий и ее воплощение в жизнь. Исходя из этого выделяют три следующие функции, выполняемые полит лидерами в целях решения задач обеспечения выхода страны из тупика:
 аналитическая функция, или функция постановки диагноза;
 функция разработки программы действий;
 функция мобилизации страны на выполнение принятой программы.
Современные тенденции в развитии полит лидерства.
Первая тенденция - резкое возрастание ответственности полит лидеров за судьбы людей, за настоящее и будущее народов и гос-в, кот они управляют.
Вторая тенденция - возрастание роли и влияния неформальных полит лидеров.
Третья тенденция - концентрация активности лидеров на экономических и социальных проблемах.
Четвертая тенденция - уменьшение вероятности в современных условиях появления полит лидеров-героев.
Пятая тенденция - сокращение границ власти полит лидера.
Современные теории полит лидерства.
Теория черт. В ней основное внимание уделяется личностным качествам лидеров. Перечисляются десятки качеств, которыми в идеале должен обладать лидер. Он лишь раскрывает способности, заложенные в нем природой от рождения, и уже в детстве можно предсказать, что этот человек будет лидером.
Ситуационная концепция. Они рассматривают лидерство как функцию ситуации, то есть как поведение лидера, кот вполне подходит для одной ситуации и может быть полностью непригодно для другой. Появление лидера - результат места, времени и обстоятельств. Великий лидер чувствует ситуацию и знает, как позволить ей развиваться до точки, когда ее он может использовать.
Политическая элита.
Понятие “политическая элита”. Это определенная группа, слой общества, кот концентрирует в своих руках гос власть и занимает властные посты, управляя обществом. В основном это профессиональные политики высокого ранга, наделенные властными функциями и полномочиями. Это также высшие гос служащие, профессионально подготовленные к участию в разработке и реализации полит программ, в выработке стратегии общественного развития.
По объему властных функций различают: высшую (непоср окружение президента, премьер-министра, спикера парламента, руководители органов гос власти, ведущих полит партий), среднюю (парламентарии, сенаторы, депутаты, губернаторы, мэры и т д.) и административную (высший слой гос служащих, занимающих высшие позиции в министерствах, департаментах и др органах гос управления) элиты.
Функции политической элиты.
На первом месте стоит стратегическая функция. Ее содержание заключается в разработке стратегии и тактики развития общества, определении полит программы действий.
Коммуникативная функция предусматривает эффективное представление, выражение и отражение в полит программах интересов и потребностей различных соц групп и слоев населения и реализацию их в практических действиях.
Организаторская функция. Полит элита во все времена сталкивалась и будет сталкиваться с необходимостью организовывать массы. Среди потенциальных полит элит наиболее эффективными будут те, кот в большей мере способны обеспечить поддержку своих программ массами. Эта функция предусматривает осуществление на практике выработанного курса, воплощение полит решений в жизнь.
Интегративная функция состоит в укреплении стабильности общества, устойчивости его полит и эк систем, в недопущении конфликтов, непримиримых антагонизмов, острых противоречий, деформации полит структур. Важными содержательными элементами этой функции явл: сплочение различных слоев населения, гармонизация их соц интересов, достижение консенсуса, сотрудничества и тесного полит взаимодействия всех сил в обществе.
Механизм формирования политической элиты.
В мире существуют две тенденции в формировании и воспроизводстве полит элиты.
Первая типична для государств с недемократическими режимами и характеризуется закрытостью, узкой соц базой формирования кругом лиц, осуществляющих отбор.
Вторая типична для демократических гос-в и прямо противоположна первой.
Властвующая элита: понятие и структура. Кроме полит элиты, властвующая элита включает также экономическую, культурную, идеологическую, научную, информационную и военную элиты.
Экономическая элита - соц слой, включающий представителей крупного капитал, крупных собственников.
Идеологическая, информационная элита - ведущие представители гуманитарных наук, образования, СМИ, кот выполняют в обществе функцию формирования мировоззренческих позиций, ценностных ориентаций, идей и убеждений людей.
Военная элита. Степень ее влияния на общественную жизнь определяется уровнем милитаризации страны, характером полит режима.
Культурная элита включает наиболее авторитетных и влиятельных деятелей искусства, просвещения, литературы, представителей творческой интеллигенции.
Научная элита включает наиболее одаренную часть интеллектуальной элиты. Ее роль определяется степенью воздействия на такие процессы, как развитие науки и техники, научный и технический прогресс.
Теории элит.
Макевиалистская школа (Г.Моска, В.Парето). любому обществу присуща элитарность. В основе этого лежит факт естественных различий людей: физических, психологических, умственных, моральных. Эта элита характеризуется особыми полит и организаторскими качествами. Массы признают право элиты на власть. Элиты сменяют друг друга в ходе борьбы за власть, поскольку добровольно власть никто не уступает.
Теория элитной демократии (Р.Даль, С.Липсет). понимание демократии как конкурентной борьбы претендентов на руководство обществом во время изб кампаний. Элита не властвует, а осуществляет руководство массами с их добровольного согласия, посредством свободных выборов.
Ценностные теории (В.Ропке, Ортега-и-Гассет). Элита - это слой общества, наделенный высокими способностями к управлению. Элита есть результат в большей степени ест отбора лиц с выдающимися качествами и способностями управлять обществом. Формирование элиты не противоречит принципам демократии. Социальное равенство людей должно пониматься как равенство возможностей.
Концепции плюрализма элит(С.Келлер, О.Штаммер, Д.Рисмен). элита множественна. Ни одна входящая в нее группа не способна оказать решающего воздействия на все области жизни одновременно. В условиях демократии власть распределена между различными группами элит, кот оказывают влияние на принятие решений, отстаивая свои интересы. Конкуренция предотвращает формирование целостной элитарной группы и делает возможным контроль со стороны масс.
Леволиберальные концепции (Р.Миллс). общество управляется исключительно одной властвующей элитой. Возможности демокр институтов (выборы, референдумы) незначительны.
Государство как политический институт.
Основные элементы гос-ва: территория, население, власть.
Государство - основной институт полит системы общества, создаваемый для организации и управления жизнью определенного населения на определенной территории с помощью гос власти, имеющей обязательный характер для всех его граждан.
Функции гос-ва. Внутренние:
 охрана сущ полит строя, соц-полит структуры общества, порядка и зак-сти, защита прав человека;
 хоз-орг, общ-эк;
 социальная;
 культурно-воспитательная.
Внешние:
 оборона страны;
 защита интересов на межд арене.
Формы государственного устройства.
По формам правления государства делятся на:
 монархии (конституционная, абсолютная);
 республики (парламентская, президентская).
В соответствии с национально-территориальной организацией гос-ва подразделяются на:
 унитарные;
 федеративные;
 конфедерации.
По полит режиму гос-ва делятся на:
 демократические;
 недемократические.
Новые тенденции в развитии современных гос-в.
 стремление к созданию подлинно демократического, правового гос-ва;
 демократическая ограниченность суверенитета гос-ва, кот идет на смену абсолютному суверенитету;
 децентрализация гос власти;
 интеграция эк и полит жизни с одной стороны и оживление национальных движений и дробление уже существующих гос-в - с другой;
 стремление иметь собственную идеологию, объединяющую общество;
 сокращение бюрократического аппарата и уменьшение расходов на его содержание.
Гражданское общество.
Гражданское общество - это формирующаяся и развивающаяся в демокр гос-вах человеческая общность, представленная 1) сетью добровольно образовавшихся негос структур (объединения, организации, ассоциации и т д.) во всех сферах жизнедеятельности общества и 2) совокупностью негос отношений - эк, полит, соц, духовных, религ и др.
Причины возникновения гражданского общества.
Первая причина связана с частной собственностью. Именно частная собственность во всем разнообразии ее конкретных форм делает существование гражд общества необходимым.
Вторая причина тесно связана с первой. Речь идет о свободной рыночной экономике, в кот в одиночку выжить труднее.
Третья причина связана с тем, что гос-во призвано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан. Они многочисленны и разнообразны. Различные объединения и ассоциации аккумулируют и обобщают похожие интересы.
Основная функция гражд общества - наиболее полное удовлетворение материальных, соц и духовных потребностей общества.
Структура гражд общества и осн направления его активности.
Гражданское общество структурно представлено своими организациями и объединениями во всех общественных сферах. Наибольшая их часть приходится на эк, соц-полит и духовную сферы.
Цели объединений в эк сфере:
 защита интересов и прав входящих в эти организации предприятий;
 всемерное содействие укреплению эк позиций (на внутреннем и внешнем рынках) предприятий, входящих в организации;
 организация общественного контроля за соблюдением антимонопольного зак-ва и правил добросовестной конкуренции;
 проведение в рамках объединения хоз и коммерческой деятельности (учреждение фондов);
 повышение профессионализма и деловой квалификации предпринимателей.
Соц-полит сфера гражд общества включает: общественно-полит организации и движения; различные формы общественной активности граждан (митинги, собрания, забастовки); органы общественного самоуправления по месту жительства или в трудовых коллективах; негос СМИ.
Духовная сфера призвана обеспечить свободу мысли, слова, реальную возможность высказать свое мнение, самостоятельность и независимость творческих объединений.
Полит партии и партийные системы.
Задача полит партий - превратить множество частных интересов отдельных граждан, соц слоев, заинтересованных групп в их совокупный полит интерес.
Понятие “полит партия”. Полит партия - это организованная группа единомышленников, представляющая интересы части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания полит власти или участия в ее осуществлении.
Функции и структура. Важнейшими функциями принято считать следующие:
 соц представительства;
 соц интеграции и социализации;
 борьбы за власть;
 полит рекрутирования, формирования правящей элиты;
 разработки и осуществления полит курса.
Партии имеют сложную внутреннюю структуру:
 высший лидер и штаб, выполняющий руководящую роль;
 стабильный бюрократический аппарат, исполняющий приказы руководящей группы;
 активные члены партии, участвующие в ее жизни, не входящие в бюрократию;
 пассивные члены партии, кот примыкая к ней, лишь в незначительной степени участвуют в ее деятельности;
 лица, кот поддерживают партию, не являясь ее членами и меценаты.
Классификация полит партий. Классифицировать партии можно по многим критериям.
Массовые партии имеют сложную орг структуру и весьма многочисленных последователей. Преимущественным источником финансирования явл членские взносы. Центр парт власти находится не в парламенте, а в самой партии.
Кадровые партии немногочисленны, и состоят из пользующихся авторитетом деятелей. Членство в такой партии аморфно, отсутствует механизм приема, нет фиксированных членских взносов. Кадровые партии действуют преимущ в период изб кампаний.
Мобилизующие партии. Их цель - мобилизовать население на выполнение каких-либо задач.
Патронажные партии создают преимущества для лидера и его окружения.
Классово-сословные партии направляют свою деятельность на защиту интересов определенных соц слоев или групп.
По отношению к сущ действительности партии подразделяются на консервативные, реформистские и революционные.
Есть партии с индивидуальным или коллективным членством.
По месту в полит системе - правящие и оппозиционные.
По характеру полит действий - умеренные, радикальные и экстремистские.
По месту в полит спектре - левые, центристские и правые.
Партийные системы. В зависимости от положения полит партий в полит системе, взаимодействия между ними, типа самих полит партий складывается партийная система, под которой понимается совок всех полит партий, действующих в данной стране, их взаимоотношения друг с другом.
Итальянский политолог Дж.Сартори предлагает семиступенчатую классификацию:
 система с одной партией;
 система с партией, осуществляющей гегемонию;
 система с преобладающей партией;
 двухпартийная система;
 система ограниченного плюрализма;
 система крайнего плюрализма;
 система атомизирования.
Классификацию Сартори целесообразно дополнить двухпартийной модифицированной системой. Именно такая система существует в Германии, где ведущие партии ХДС/ХСС и СДПГ могут сформировать правительство, только вступив в блок со Свободными демократами.
Общественно-политические движения. Одной из форм современного выявления и реализации полит интересов опред групп и отдельных граждан общества явл общ-полит движения. В движения включаются граждане, не удовлетворенные деятельностью тех или иных партий, не желающие ограничивать себя уставными нормами и программными целями полит партий, а также лица со спонтанными, неявно выраженными соц-полит интересами.
Полит движение представляет собой солидарную полит активность большой группы граждан, направленную на достижение какой-либо значительной полит цели.
Избирательные системы.
Избирательная система - это совок правил, приемов и процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное становление гос представительных органов полит власти. В каждой стране избирательная система формируется на основе зак-ва, кот детализирует основные положения относительно данной системы, зафиксированные в конституции страны.
Типы избирательных систем. Существуют два основных типа изб систем: мажоритарная и пропорциональная.
Мажоритарная характер тем, что избранным в тот или иной выборный орган считается кандидат (список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов. Большинство бывает разным. Существуют изб системы, требующие абсолютного большинства (50% + 1 голос и более). Мажорит система относит большинства означает, что побеждает на выборах тот, кто набирает голосов больше, чем каждый из его соперников.
Пропорциональная система означает, что мандаты распределяются четко пропорционально числу поданных голосов. Существуют два вида пропорциональных систем:
 пропорциональная система на общегос уровне. В этом случае изб голосуют за полит партии в масштабах всей страны. Изб округа не выделяются;
 система, основывающаяся на многомандатных округах. В этом случае депутатские мандаты распределяются на основе влияния полит партий в изб округах.
Политическая культура.
Полит культура - неотъемлемая часть общенациональной культуры. Это прежде всего полит опыт человечества, соц общностей, больших и малых соц групп, полученный в ходе исторического развития. Существуя в определенных формах, этот опыт оказывает воздействие на формирование полит сознания людей и в конечном счете выражается в их полит ориентациях и установках, кот, в свою очередь, определяют полит поведение людей.
Функции полит культуры.
Познавательная функция - формирование у граждан необходимых общ-полит знаний, взглядов, убеждений и полит компетентности.
Интегративная - достижение на базе общепринятых полит-культ ценностей согласия в рамках существующей полит системы и избранного обществом полит строя.
Коммуникативная функция позволяет установить связь между участниками полит процесса как “по горизонтали”, так и “по вертикали” в соответствии с иерархией полит системы.
С коммуникативной тесно связана функция обеспечения соц прогресса. Это означает, что полит культура создает условия для эффективного развития полит системы и общества в целом.
Нормативно-регулятивная функция закл в формировании и закреплении в общественном сознании необходимых полит ценностей, установок, целей, мотивов и норм поведения.
Воспитательная функция дает возможность сформировать личность, гражданина.
Полит субкультуры. Полит культура общества не может быть абсолютно однородной. Разнообразие интересов различных общностей порождает отличающиеся друг от друга модели полит культуры - субкультуры, кот существуют во всех странах. Среди наиболее значимых в политологии выделяются следующие типы субкультур: региональные, социоэкономические, этнолингвистические, религиозные, возрастные.
Типология полит культуры. Дифференциация полит культур осущ в соответствии с тем или иным критерием.
Один из критериев - степень согласованности во взаимодействии полит субкультур в той или иной стране. На этом основании можно выделить два типа полит культуры: интегрированную (однородную) и фрагментарную (разнородную).
Другим критерием выделения типов полит культуры явл базовые ценности, на кот ориентируется та или иная общность в полит деятельности или в полит процессе. В соответствии с этим можно выделить три типа полит культуры.
Культура высокой гражданственности. Базовая ценность - человек с его потребностями и интересами. Полит система в целом и все ее структурные элементы носят демокр характер. Людям присуще чувство ответственности за все происходящее, а потому высока полит активность участников полит процесса.
Элитарная полит культура. Базовая полит ценность - власть или властные структуры (гос-во, элиты). Человек выступает как средство для достижения цели, кот ставит полит элита.
Архаическая полит культура. Главная ценность - интересы этноса, к кот они принадлежат (род, племя, нация). Здесь индивид не осознает себя как личность и не отделяет себя от этнической общности.
В качестве еще одного критерия выступает ориентация общества на те или иные регулятивные механизмы в рамках полит системы (рынок, гос-во). Приоритетное использование того или иного механизма в полит жизни порождает соотв типы полит культуры - рыночной или бюрократической.
Основные пути формирования полит культуры. Условием формирования полит культуры людей явл их включенность в полит процесс, взаимодействие с полит реальностью. С полит системой взаимодействуют различные сферы общественной жизни, все они в той или иной степени участвуют в формировании полит культуры, определяют осн направления этого процесса. Ими явл: целенаправленная образовательно-просветительская, духовно-идеологическая деятельность гос-ва, полит партий, общественных организаций и движений, церкви, СМИ, воздействие бизнеса, науки, образовательных учреждений, семьи, трудового коллектива, клубов и организаций по интересам.
Факторы, влияющие на формирование полит культуры. Известно, что страны, имеющие аналогичные соц-полит системы, могут значительно отличаться друг от друга в полит-культ отношении. Эти различия предопределены, помимо всего прочего, и так наз “внешними”, неполитическими, факторами: спецификой исторического развития, геополит положения страны и в особенности экономическими факторами.
Современные концепции полит культуры.
Психологический подход (школа Г.Алмонда): полит культура рассматривается как набор психологических ориентаций на соц-полит объекты и процессы.
Комплексный, обобщающий подход (Д.Мервик, Р.Такер, Л.Диттмер): полит культуре приписывается все происходящее в политике. Она либо идентифицируется с полит системой, либо сводится к полит отношениям, а в конечном счете не имеет специфического содержания.
Объективистская (нормативная) трактовка (Л.Пай, Д.Пол). полит культура определяется как совок принятых полит системой норм и образцов полит поведения.
Эвристическая концепция (С.Хантингтон): полит культура понимается как гипотетическая нормативная модель желаемого поведения.

for Dimension

Суббота, 17 Сентября 2005 г. 12:02 + в цитатник

Без заголовка

Среда, 31 Августа 2005 г. 18:55 + в цитатник

-----

Четверг, 25 Августа 2005 г. 21:56 + в цитатник
Kidney (Liboys_ligirls) все записи автора теперь мы знаем!
CIMG5042.JPG (700x525, 128Kb)

Без заголовка

Пятница, 19 Августа 2005 г. 05:38 + в цитатник

Без заголовка

Четверг, 18 Августа 2005 г. 12:14 + в цитатник

)

Вторник, 16 Августа 2005 г. 01:30 + в цитатник
Kidney (Liboys_ligirls) все записи автора Разговорник содержит самые нужные фразы, которые несомненно помогут тебе в пути

Индия

Вопросы
Когда был построен Тадж-Махал? - Тадж-Махал таб бана та?
Скажите, это питьевая вода? - Киа е линэ ка пане хэ?
Где в вашем ресторане туалет? - Йаха пе тойлет каха хэ?
У вас есть средство от расстройства кишечника? - Киа ап ке пас дайариа ка дауай хэ?
А где здесь туалет в европейском понимании этого слова? - Каха пэ йоропиэн стайл ка тойлет хэ?
Как мне найти доктора? - Доктор каха пе милинге?
Вы уверены что вы доктор? - Киа апко бисуаз хэ киап доктор хэ?

Полезные фразы
В Индии удивительная природа - Индиа ме пракрити бахут сундер хэ
Это лекарство мне не помогает - Йе дауай мере койкам нехе арехи хэ
Меня потрогал прокаженный - Лепер не нуджхе чуа хэ
Спасибо, мне хуже - Джаниабад мирахал бурахэ
Я хочу заказать переправку тела в Россию - Муджэ лаш ко Раша беджна хэ


Китай

Вопросы
Где продаются открытки (буклеты, путеводители)? - Минсиньпянь (шоуцэ, чжинань) цзай шэньма дифан май?
Сколько человек в вашем городе заболело атипичной пневмонией? - Нимэн дэ чэнши ю дошао жень ганьжаньлэ фэйдяньфэйянь
А сколько умерло? - Дошао жень сылэ?
Так много (мало)? - Намэ до (шао)?
Как вы себя чувствуете? - Нин цзюе дэ шуфу ма?
Вы кашляете, или мне показалось? - Нин кэсу, во кэнэн тинцолэ ба?

Полезные фразы
Я чувствую себя хорошо - Во цзюе дэ шуфу
Я не кашлял - Во мэй ю кэсу
У меня нет температуры - Во бу фашао
Уверяю вас, я не кашлял - Чжень дэ, во мэй кэсу
Благодарю вас, врача вызывать не надо - Сесе, дайфу бу юн цзяо
Уберите руки - Цзоу кай ба
Вы не врач, вы вредитель - Нин бу ши ишэн. Нин ши вэйхай фэнцзы
Вы сами меня и заразили - Нин цзыцзи чуаньжан лэ во
Я плюнул вам в рис, теперь вы умрете - Во сян нидэ фанван ли ту лэ тань


Турция

Вопросы
Как пройти к стоянке автобусов? - Отобюс дураына насыл гидебилирис?
Куда вы понесли мой чемодан? - Беним бавулуму нерес гётур дупюс?
Вы не видели, куда побежал человек с чемоданом? - Беним бавулумла кочан киши нетерефа гитти?
Куда вы меня завезли? - Нере бени гетердинес?
А разве бывают однозвездочные гостиницы? - Бир йылдызлы отель олурмы?
Вы уверены, что это настоящая куртка Gucci? - Бу монтун герчек Gucci олдугуна эминми синиз?

Полезные фразы
Мы из России. В нашей группе двести тринадцать человек - Русяадан гэлдик. Бизим гурупп икйиюзонюч киши
Мини-бар довольно большой, но он не охлаждает. - Мини-бар бюйюк ама согутмуиёр
Извините, я поначалу принял свой двухместный номер за минибар - Пардон ама, бен йки кижилик ода тумтугьму саамыштым мини-бар дэгил
Поклянись Аллахом, что это настоящее Gucci - Аллахын адына емичи эт-бу мал Gucci
За такие деньги я могу купить половину Стамбула - Бу парайа Истанбулюн ярысыны алырым
Я не буду у вас ничего покупать - Сиздэн хичбиршей сатын алтаяжагым
Вы ходите за мной уже два часа - Беним пешимдген йки саатир бэлии орсунуз
Если вы не отвяжетесь, ваши дети станут сиротами, спасибо. - Эгэр пэшими бырактазэан, чожукларын етит калажак. Тэжеккюр лэр


Голландия

Вопросы
Где я могу посмотреть на картины Питера Брейгеля младшего? - Ваар кан ик де схильдерэйн ван Петер Брейхел дэ Оуде бекэйкен?
Вы уверены, что это не слишком большая доза для новичка? - Бент ю зекер дат дэзе дозис фоор эн бехинелинг ниит фээл ис?
Вы замечали какие у людей смешные пальцы на руках? - Хэбт ю опхемект велке де менсен белахелейке фингероп де ханден хебен?
Где (кто, зачем) я? - Ваар (ви, ваарфоор) бен ик?
Девушка, можно с вами познакомиться? - Мейонкфрау, мак ик мет ю кенисмакен?
Сколько-сколько? - Хуфеел, хуфеел?

Полезные фразы
Мне страшно - Ик бен банг
Мне кажется, что земля сейчас расколется, из трещины вылезут демоны и отберут у меня паспорт и обратный билет - Хет комт мей фоор дат де хронд сплэтен хаат, эйт де сплеет демонен зюлен клаутерен эн хет паспоорт эн хет ретурбильот мэй зюлен онтнеемен
Включите музыку погромче и отвезите меня в квартал красных фонарей - Стэпт ю дэ мюзик лёйдер эн брнхт ю мэй наар де вэйк фан де роде лантаарнс
Цена на ваши услуги кажется мне завышенной - Де прэйзен оп юв динстен схэйнен мэй тэ хоох опхефурд тэ зайн
Как так "финиш", я же только начал - Ху зо "финиш" ик хеб имерс за йойст бехонен
Отнесите меня в мой отель, только осторожно - Бренхт ю мэй наар хет хотел, алеен фоорзихтих


Италия

Вопросы
Как пройти к площади Святого Петра? - Комэ си фа ад арриварэ а пиацца сан Пьйетро?
Как пройти на пляж, чтобы не попасть под машину? - Комэ арриво алла спьяджа сэнца эссер инвестито да уна маккина
Можно я допью это здесь и еще два литра возьму с собой? - Поссо финире ла беванда кви э прендерми альтри ду э литри а каза?
Девушка, у вас красивая грудь, ваша фамилия случайно не Белуччи? - Бэлла! Ай дэлле тэттэ перфетте! А пропозито, ил туо коньёме нон э Белуччи?
Где ближайший травмпункт? - Са довэ кви вичино ил пронто соккорсо?

Полезные фразы
Я не толкал Пизанскую башню, она упала сама - Нон соно стато ио а спинджерэ ла торрэ ди Пизза, э кадута да сола
Моя жена потерялась - Миа молья си э перса
Последний раз, когда я её видел, она садилась в красный "Ламборджини" - Лультима вольта ке ло виста, эра седута су уна Ламборгини росса
Она блондинка - Лэй э бьонда
Сам ты рогоносец! - Ил корнуто кви, сэй ту
Я хочу продать один билет до Москвы - Вольё вэндерэ ун бильетто пер Моска

Бурол, я рыдалЪ

Вторник, 16 Августа 2005 г. 01:22 + в цитатник

вторя Боксе..

Понедельник, 15 Августа 2005 г. 22:12 + в цитатник

Без заголовка

Понедельник, 15 Августа 2005 г. 00:47 + в цитатник

Без заголовка

Воскресенье, 14 Августа 2005 г. 10:46 + в цитатник
Alkospirit (Liboys_ligirls) все записи автора Ну вот наконец то к нам и примкнул третий основатель сообщества!
Уря товарисЧи!.
ЫЫ

Без заголовка

Воскресенье, 14 Августа 2005 г. 10:42 + в цитатник
Alkospirit (Liboys_ligirls) все записи автора Член сообщества=)
ол.jpg (650x520, 79Kb)


Поиск сообщений в Liboys_ligirls
Страницы: [3] 2 1 Календарь