Леонилла Ивановна Барятинская-Витгенштейн была рождена в доме князя Салтыкова в 1816 году и крещена как Леонида. После домашнего образования стала фрейлиной императрицы Александры Федоровны. Та сосватала 18-летнюю Барятинскую за сына фельдмаршала Витгенштейна, «спасителя Петербурга» в войне с Наполеоном.
Флигель-адъютант императора Лев Петрович был известен и как один из немногих декабристов, помилованных царем. Его первая жена Стефания Радзивилл скончалась в возрасте 23 лет. Свое состояние и бриллиантовое ожерелье она завещала мужу, с условием, что в совершеннолетие их дочери Марии он передаст все ей. Спустя два года, в Петербурге Витгенштейн оказался в центре непочтенного адюльтера: «В городе много говорят о связи молодой княгини Суворовой с графом Витгенштейном – отмечал в своем «Дневнике» Пушкин, хорошо знакомый со Стефанией Радзивилл. – Заметили на ней новые бриллианты, рассказывали, что она приняла их в подарок от Витгенштейна (будто бы по завещанию покойной жены) и что Суворов имел на это жестокое объяснение с женою». Любовь Суворова была супругой товарища Витгенштейна по полку князя Александра Суворова.
Но через несколько месяцев Витгенштейн, покоренный красотой юной Барятинской, был спешно сосватан. Свадьба состоялась 28 октября 1834 года в дворцовой церкви Зимнего дворца. Новую женитьбу Витгенштейна «свет» воспринял неоднозначно. Красоту Леониллы уже воспели многочисленные художники и публицисты, но они с мужем удалилась от светского Петербурга в имение Верки под Вильно, доставшееся графу в наследство от первой жены.
Леонилла организовала в имении Верки школу для крестьянских детей. После смерти супруга в 1866 году поддерживала отношения с 4-м гусарским Мариупольским полком, носящем имя генерал-фельдмаршала князя Витгенштейна, квартировавшем в Белостоке. При этом Леонилла постоянно навещала другие свои усадьбы, дочь Антунетту родила 12 марта 1839 года в родовом поместье Марьино под Курском.
«Лучистая» красота Леониллы Барятинской, которую она сохраняла до глубокой старости (умерла в 102 года), была неоднократно воспета в произведениях выдающихся художников России и Европы. А великий итальянский кинорежиссер Лукино Висконти, экранизируя в Риме в интерьерах бывшей летней резиденции князей Киджи роман Джузеппе Томази ди Лампедузы «Леопард», не только «реабилитировал на экранах Запада само понятие исторического фильма». Он нашел решение образа красавицы Анжелики благодаря незаурядным внешним данным Клаудии Кардинале, своему знаменитому историко-реалистическому стилю в работе (дворцы были реконструированы от фундамента до крыши) и, конечно же, портретам Лиониллы Барятинской, украшавшим интерьеры. Не случайно в 2001 году на выставку, посвященную «Леопарду» и приуроченную к 25-летию со дня смерти великого режиссера, во дворец Киджи приехали исполнители главных ролей – всемирно известные актеры Клаудиа Кардинале, Ален Делон и Теренс Хилл.
Изображения Барятинской и Кардинале как бы соревновались в своеобразном конкурсе красоты, заставляя гостей выставки отворачиваться даже от фото молодого Делона. Вспомнилось известное замечание французского критика Жана де Баронселли о «красоте, которая присутствует в художественном мире Висконти как некое четвертое измерение». И в этом есть толика признания очарования аристократки из Курской губернии, дочери создателя «Марьино» – Леониллы Ивановны Барятинской.
Взято отсюда
http://www.dddkursk.ru/number/754/new/005995/