Тернистый путь "Смуглянки"
Подполковник Василий ЦИЦАНКИН.
Трудно предугадать судьбу военных песен. Одни из них становятся популярными уже после первого исполнения. Другим же приходится преодолевать долгий тернистый путь к известности. Сегодня трудно поверить, но одной из таких песен, пролежавшей "на полке" несколько десятков лет, прежде чем ее запела вся страна, стала песня композитора Анатолия Новикова и поэта Якова Шведова "Смуглянка".
Шел первый, самый тяжелый год Великой Отечественной войны, когда многие композиторы, вдохновленные патриотическим порывом, сочиняли песни для солдат, проливающих свою кровь на фронтах. Одним из них был композитор А. Новиков, сочинивший в то время более сорока патриотических военных песен. За четыре из них он был награжден Сталинской премией.
Однако то были другие песни - "песни мщения", так называемые песни на злобу дня, в которых главная мысль была - месть и ненависть к фашистским захватчикам: за поруганную Родину, разрушенные города и деревни, за погибших в боях товарищей...
Но время шло. И на фронтах наряду с "песнями мщения", взывающими к возмездию, стали появляться глубоко лирические песни - о любви, верности чувств боевых подруг, жен, ожидавших своих любимых: "Темная ночь"
М. Блантера, "В землянке"
К. Листова и др.
Именно тогда Анатолий Новиков вспомнил о "Смуглянке", которую он сочинил еще перед войной в 1940 году по заказу политуправления Киевского особого военного округа.
Требовалось создать танцевальную сюиту, для только что созданного окружного ансамбля песни и пляски, отражающую темы гражданской войны и партизанского движения в недавно вошедшей в состав СССР Молдавии. Дружно взявшись за работу, авторы вскоре выполнили этот социально-политический заказ.
"Это было как продолжение сочиненной нами песни "Отъезд партизан", - рассказывал впоследствии поэт Я. Шведов, - которую часто включал в программы своих концертов известный оперный певец С.Я. Лемешев".
Сюита посвящалась герою гражданской войны Г.И. Котовскому и включала в себя семь произведений: "Молдавский ветер", "Партизанская думка", "Песня о Котовском", "Отъезд партизан" и др. А завершала ее танцевальная сцена "Смуглянка".
Как ни странно, вся песенно-танцевальная сюита, куда входила в дальнейшем широко известная в годы войны "Партизанская думка", была принята к работе в ансамбль песни и пляски, но вот последний номер сюиты почему-то пришелся не по вкусу кому-то из политуправленцев, вычеркнувшему ее из списков репертуара ансамбля. Так начался долгий тернистый путь "Смуглянки".
И вот, когда на фронтах в 1942 году стали появляться глубоко лирические песни,
А. Новиков решил вернуться к отвергнутой песне и сделать "Смуглянку" законченным произведением. Поэт Я. Шведов тогда находился в командировке далеко на фронте. Но ни поэт, ни полевая почта не подвели: с отредактированным текстом песня вернулась обратно в Москву к композитору.
Имея хорошие творческие контакты с ведущими армейскими музыкальными коллективами, А. Новиков отнес несколько своих новых песен руководителю Ансамбля песни и пляски А. Александрову. На удивление автора, из многих клавиров, прихваченных по такому случаю с собой, помимо "Смуглянки", маэстро выбрал для своего коллектива именно ее.
И вновь, по иронии судьбы, "Смуглянка" почему-то... не прозвучала на первой репетиции. Вроде бы и оркестровка была выполнена дирижером безукоризненно, и четырехголосный хор мощно звучал в припевах, но в песне чего-то все равно не хватало.
Оказалось, дело заключалось в выборе не совсем удачной тональности для запевалы. Первоначально запевать должен был высокий мужской голос - тенор, а баритон затем подхватывал его во второй строфе песни.
Выручил солист ансамбля Николай Устинов, предложив взять пониже тональность и сделать запевалой наоборот баритон.
- На следующей неделе запись на радио, - сказал музыкантам после репетиции
А. Александров, - вот ее и включим в свою новую программу. Но, увы, редакционная коллегия Госрадио, приняв у "александровцев" весь новый репертуар, категорически отвергла "Смуглянку", обвинив ее в "сентиментальности и чуждости советскому слушателю в такое сложное время".
Сыграло тогда свою роль и то, что Молдавия была под пятой оккупантов и партизанского движения, как это было в других областях, захваченных фашистами в 1942 году, там практически не было. Это также служило веским аргументом комиссии в отказе песне "на жизнь". И великолепная "Смуглянка"... опять благополучно легла "на полку" вплоть до 1944 года.
Постепенно освобождались наши города. За плечами советского народа были уже победы под Сталинградом, Курском. К тому времени враг был уже отброшен к западным границам нашей Родины.
И вот перед очередным праздничным концертом 7 ноября в Концертном зале имени П. И. Чайковского А. Александров вспомнил о песне, которая до той поры не получила признания.
На концерте "Смуглянку" встретили очень шумно, два раза публика вызывала дирижера на "бис". И казалось, что вот уже судьба благосклонно "улыбнулась" песне!
Окрыленный очередным творческим успехом - удачной песенной находкой, А. Александров включает ее в 1944 году в программу Всесоюзного конкурса на лучшую песню о Великой Отечественной войне. Но увы... "Смуглянка" опять не только не заняла никакого призового места, но даже не была отмечена жюри!
Несмотря на то, что песня не звучала по радио, а значит, была мало известна людям, многие ансамбли песни и пляски военных округов стали включать "Смуглянку" в свой репертуар, пропагандируя действительно хорошую, удачную песню о любви партизана к молдавской девушке.
Весь парадокс заключался в том, что, хотя в ней говорилось о партизанах гражданской войны, песня воспринималась как собирательный образ любви молодых людей, объединенных общей борьбой с гитлеровскими захватчиками.
Долгие годы прошли, прежде чем "Смуглянка" приобрела свою сегодняшнюю популярность. В 1975 году, в канун 30-летия Победы, вышел замечательный фильм талантливого режиссера и актера Леонида Быкова "В бой идут одни старики".
Во время войны из его родного города многие друзья ушли воевать летчиками. Многие из них не вернулись с фронта. И Л. Быков всю жизнь мечтал снять в память о них свой фильм о войне. Но нужна была песня для "поющей" эскадрильи комэска Титаренко, своеобразный музыкальный лейтмотив, пронизывающий и берущий за душу зрителя. И этим-то лейтмотивом стала та самая "Смуглянка", которую в молодости Л. Быков случайно услышал в поезде от двух военных, ехавших в Молдавию на могилы своих погибших друзей.
Песня до того запала в душу режиссера, что ни о каких тогда других песенных вариантах в фильме не могло быть и речи!
После выхода на экраны этого фильма, который очень любил сам Л. Быков, "Смуглянку", что называется, запела вся страна.
Л. Быков в последние годы много болел: сказывались огромные творческие перегрузки, пережитых два инфаркта. Предчувствуя скорую смерть, режиссер за три года до своей кончины оставил письмо, в котором были такие строки: "На моей могиле пусть вся вторая эскадрилья врежет мою любимую "Смуглянку" от начала и до конца..."
...Хоронили Л. Быкова в 1979 году без оркестра (как он и просил). На могиле Байкового кладбища в Киеве братья-актеры, снимавшиеся в фильме, исполнили его последнюю просьбу: спели его любимую песню. Плакали и пели...
А фильм, созданный талантливым режиссером, продолжает жить, и ни один праздник Победы не обходится без показа по телевидению "Стариков..." с его знаменитой "Смуглянкой".
http://www.redstar.ru/2001/06/30_06/6_02.html