В 1963 году на экраны вышел замечательный детский фильм великого режиссера-сказочника Александра РОУ. Роли капризной девочки и ее отражения в зеркале сыграли Оля и Таня ЮКИНЫ. По¬том симпатичные близняшки поя¬вились в кинокартине «Морозко». Но на этом их кинокарьера закон¬чилась. Сестренки исчезли не только с экранов - они будто рас¬творились в огромной Москве. Их пытались разыскать журналисты многих изданий. И только «Экс¬пресс газете» удалось узнать, как сложилась судьба юных артисток.
В новогоднюю ночь 2008-го по телевизору показывали мю¬зикл - ремейк любимой с дет¬ства сказки «Королевство кривых зеркал». Злобных Нушрока, Абажа и Анидаг хитроумно обвели вокруг пальца современные звезды-близняшки - звонкоголосые се¬стренки Маша и Настя Толмачевы. Но новому фильму про «Кривовидение» не суждено превратиться в киноклассику, как это случилось с оригиналом, сня¬тым Александром Роу. Старую - муд¬рую и добрую ленту - тоже показали в новогодние праздники. Многие из ее первых зрителей, мальчишки и девчон¬ки 60-х, уже вместе с внуками вновь пе¬реживали приключения пионерки Оли, попавшей в сказочное Зазеркалье.
Таня Юкина, а вернее, Татьяна Ген¬надиевна, та самая девочка, сыгравшая роль Яло, фильм по телевизору не смот¬рела. Она даже не хочет говорить про не¬го. Не может. Ей тяжело вспоминать те счастливые дни далекого детства, когда все было так хорошо, а впереди - целая жизнь, как верилось, счастливая и яркая.
40 лет спустя
Симпатичные девчушки с озорными косичками, вздернутыми носиками-кнопочками и наивными большими гла¬зами с длинными ресничками - такими сестренки Оля и Таня Юкины запомни¬лись миллионам зрителей. Близняшки старательно выполняли требования ре¬жиссера и отлично справились с ролями. Им бы продолжить сниматься в кино и стать настоящими кинозвездами. Пона¬чалу, казалось, все к этому и шло. После удачного дебюта им снова предложили сыграть в сказке, правда, на этот раз в эпизоде. В фильме «Морозко» они посреди зимы собирали грибы на полянке. Тогда им было по 11 лет. Больше ролей у девочек не было. Информации об юных артистках в ки¬носправочниках - почти никакой. Неиз¬вестна даже дата рождения. Лишь напи¬сано, что по отчеству они Геннадиевны. В современной телефонной книге Юкиных в Москве - по пальцам пересчитать. Прозвонив по всем указанным номерам, я убедилась: среди них нет ни Татьяны, ни Ольги, ни их родственников. Из соз¬дателей фильма, общавшихся с семьей Юкиных, уже нет никого в живых. По¬иски зашли в тупик. И вдруг удача: в ру¬ки попалась телефонная книга, изданная в начале 70-х. В ней значился некий Г.А. Юкин, проживавший в Кузьминках. Я ухватилась за эту ниточку. Ведь он мог быть отцом близняшек. Та самая «хрушевка»-пятиэтажка стоит в московском районе Кузьминки и по о сей день. У подъезда на лавочке - всезнающие старушки.
- Про Юкиных? А как же, слышали, поджала губы одна из них. - Они жили тут всей семьей. Я вместе с Геннадием работала на заводе, на Хохловке - там делали подушки. Он мастером был. А Маша, жена его, шила пальто в ателье. Обычная семья. Пока они были живы, все шло нормально. А как их не стало, дочки скатились под откос. Ольгу жаль: пила много. Сын ее, Максим, теперь один живет в квартире, - поведала соседка Юкиных.
Табу на сказку
Дверь открыл молодой мужчина.
- Ваша мама снималась в кино, - начала я.
- Да вы заходите, - гостеприимно пригласил он.
Через несколько минут мы уже сидели на кухне и разглядывали фотографии.
Максим их достал из старой сумки, в ко¬торой хранятся семейные реликвии.
- Бабушка берегла их, подклеивала, собирала вырезки из журналов, - Мак¬сим показывает целый ворох пожелтев¬ших страниц. - Когда шел фильм по те¬левизору, она все дела бросала и смотре¬ла. Бывало, всплакнет даже. А потом пу¬скалась в воспоминания. Рассказывала, что после съемок ее с дочками пригласи¬ли на прием в Кремль. Там их вкусно кормили, надарили сувениров, благода¬рили.
В кино Оля и Таня попали случайно. В районном клубе проводили конкурс среди близняшек. Соревновались семь пар. 9-летние сестренки Юкины оказа¬лись самыми очаровательными и сооб¬разительными. Жизнерадостные девоч¬ки читали стихи, пели, плясали. В это время Александр Роу готовился к съем¬кам фильма-сказки по повести Виталия Губарева. Нужны были сестренки, похо¬жие друг на друга, как отражение в зер¬кале. Прослышав про конкурс близня¬шек в Кузьминках, Роу попросил у орга¬низаторов фотографии. Славные мор¬дашки Юкиных ему очень понравились. Вскоре мама привезла Олю и Таню на Студию имени М. Горького. Пробы уда¬лись. Оле досталась роль Оли – авторы фильма рассудили, что так удастся избе¬жать путаницы на площадке. А Тане пришлось играть отражение - Яло. За счет киностудии девочки с мамой отпра¬вились в мягком вагоне на Черное море, в Крым. Снимались все лето. Питались за казенные деньги. За исполнение глав¬ных ролей сестренкам заплатили по 80 рублей. Даже по тем временам немно¬го: месячная зарплата начинающего учи¬теля. Но вознаграждение девочек и их родителей не очень-то интересовало. Сестренки впервые приехали на море -это раз, а во-вторых, попали в настоя¬щую сказку!
- Бабушка рассказывала, что времени на отдых почти не оставалось. Уставали Таня и Оля сильно, после съемок порой им и купаться не хотелось. Но не каприз¬ничали - побаивались строгого режиссе¬ра. А самым сложным оказался эпизод со скачками на лошади, - говорит Максим и, увы, больше ничего добавить о съем¬ках не может. - Мама и тетя почему-то не любили вспоминать о фильме. Если я спрашивал, отмахивались и уходили.
- Может, разговоры на эту тему им бы¬ли неприятны из-за того, что заветная мечта не осуществилась? Таня и Оля хотели стать артистками?
- После съемок они были в школе звездами. Но в драматическую студию
заниматься не пошли.
- Говорили, будто их мама не захотела, чтобы они продолжали сниматься.
- Наверное, помешали проб¬лемы в семье. Мой дед сильно пил в молодости. Какие мечты, когда дома скандалы. Хотя ма¬ма и тетя старались учиться хо¬рошо.
Максим с гордостью показал мне ма¬мин аттестат об окончании средней школы. У Ольги Юкиной было всего две тройки - по русскому и алгебре, осталь¬ные почти все пятерки. После школы сестренки поступили в машиностроительный техникум. Какую специальность получила мама -Максим не знает. Впрочем, по профессии она и не работала. Ольга и Татьяна уст¬роились в хорошее место - в «Интурист». Одноклассники им даже завидовали.
Испытание Зазеркальем
В советские годы «Интурист», где се¬стренкам-хохотушкам посчастливилось работать, был символом недосягаемой красивой жизни: джинсы, батники, пластинки с записями зарубежной эст¬рады, радиотовары - все, что для совет¬ского человека концентрировалось в манящем слове «заграница». Юкины занимались отправкой групп советских туристов за рубеж.
Недостатка в ухажерах у миловидных близняшек не было. К 20 годам обе вы¬скочили замуж. У Ольги родился сы¬нишка Максим. Но с мужем она вскоре развелась. А у Татьяны появилась дочка Юля.
- Примерно раз в полгода им на ра¬боте выдавали заказ. Предлагался спи¬сок товаров - импортная техника, одежда, продукты. Они могли выбрать все, что им нравится на сумму, полагавшуюся им по должности. У нас у первых в ок¬руге появились импортные магнитола, телевизор, видеомагнитофон, - вспо¬минает Максим. - Одноклассники бега¬ли смотреть зарубежные мультики не в видеосалон, а ко мне домой. «Кинг-Конга» я увидел задолго до того, как этот фильм показали в кинотеатрах. Мама с тетей часто ездили за границу - в Грецию, Болгарию, Турцию. И меня с собой брали. В общем, грех им было в те годы на жизнь жаловаться, и мне ка¬залось, что они вовсе не жалели, что им не довелось стать артистками.
Все изменилось в 95-м. В «Инту¬рист» пришли новые хозяева. Ольгу с Татьяной уволили. Красивая жизнь кончилась. Они словно опять, но те¬перь уже во взрослой жизни попали в Зазеркалье.
Технику постепенно распродали, вместо деликатесов ели картошку без масла, а дорогие коньяки сменила па¬леная водка. Много водки. Перебрав не одно место работы - везде платили копейки, сестры устроились дежурны¬ми в военкомат. Зарплата - полторы тысячи рублей.
- Потом мама и вовсе бросила работу, - рассказывает Максим. Он, хотя и закончил тот же техникум, что и мать, зарабатывает на жизнь то грузчиком, то гардеробщиком.
- Три года назад мамы не стало, - печально обро¬нил Максим. - Часов в пять утра она разбудила меня и попросила воды. И тут же умерла у меня на руках. Сердечный приступ. Это было 29 января.
Год назад едва не погиб сам Максим. Вернувшись с веселого дня рождения, он заснул с сигаретой в руках в гостиной. В спальне ночевал приятель. Почуяв дым, он проснулся и кинулся в соседнюю ком¬нату. Диван, на котором спал Максим, полыхал. Полквартиры выгорело. Максим, к счастью, отде¬лался небольшими ожога¬ми. Сейчас он ремонтиру¬ет квартиру.
- А о фильме расспросите мою тетю Татьяну, - посоветовал он.
Максим отрезал мне кусочек старой киноплен¬ки. Когда-то эту пленку сестренкам дал на память о фильме Александр Роу. На ней они в костюмах пажей. Именно этот кадр стал их визитной карточ¬кой. Максим сказал, что оставшуюся пленку сбе¬режет. Надеется показать ее когда-нибудь будущим детям, чтобы они могли гордиться бабушкой.
Вместо послесловия
Татьяна по-прежнему работает в военкомате. Я застала ее на дежурстве. За стеклом сидела та самая «Яло», только состарившаяся на 43 года. Маленькая, худенькая женщина. На меня смотрели те же глаза -большие и выразительные. Но теперь в них читались усталость и горе Узнав, за чем я пришла, Татьяна Геннадиевна замахала руками: - Ни о чем говорить не буду! Не хочу! И тихо добавила: - Я потеряла сестру. Она заплакала. Извинившись, я повернулась и пошла к выходу. Увы, но для Тани и Оли Юкиных жизнь оказалась не сказкой со счастливым концом, а тяжелым испытанием в самом настоящем «королевстве кривых зеркал»....
Автор статьи: Ольга ХОДАЕВА
http://www.eg.ru/publication.mhtml?Part=5&PubID=9987