Reet обратиться по имени
Понедельник, 24 Марта 2008 г. 09:54 (ссылка)
ВСТРЕЧА С МЕЧТОЙ
Много лет прошло со дня выхода повести "Тимур и его команда", ставшей одной из любимых книг многих поколений нашей молодежи. И не только книга Аркадия Гайдара завоевала сердца ребят. С огромным успехом прошел по экранам фильм "Тимур и его команда", поставленный по сценарию самого Гайдара режиссером Александром Разумным на киностудии "Союздетфильм" в 1940 году.
Эта картина и в наше время остается очень популярной у мальчишек и девчонок...
Образ Тимура стал собирательным, воплотившим в себе лучшие черты юного поколения Страны Советов. В кино роль Тимура исполнил Ливий Щипачев.
Сыну недавно скончавшегося известного советского поэта Степана Щипачева было тогда тринадцать лет. Кем же стал наш экранный Тимур сегодня?
Я вхожу в просторную мастерскую художника. Свободно падающий из широких окон свет помогает лучше рассмотреть многочисленные полотна. И хотя хозяин мастерской оказался совсем не пионерского возраста, я почему-то сразу понял: это и есть Тимур! Может быть, я узнал его по легкой, молодой походке. А скорее всего по веселому и задорному выражению глаз. Но ведь иначе и быть не могло. Разве мог измениться Тимур?
- В кино я попал неожиданно, - рассказывает Ливий Степанович. - С детства мечтал стать художником, учился в художественной школе. Но случилось так, что попал на кинопробы одного маленького учебного фильма, и в архиве киностудии сохранились мои фотографии. Их и увидел А.Разумный. Кандидатов было много, и, показавшись режиссеру, я спокойно уехал на дачу рисовать заданные в школе этюды. Дело было летом. А через месяц меня срочно вызвали под Куйбышев на съемки. Все, оказывается, были в сборе. Не хватало только Тимура. Многое на съемочной площадке казалось странным и даже пугающим. Здесь нужно отдать должное нашим старшим товарищам - они сделали все, чтобы ребята чувствовали себя свободно.
Съемки шли рядом с летним лагерем испанских детей. Нужно ли говорить, кем были для нас тогда испанские дети! Они участвовали в массовках, мы проводили совместные пионерские линейки. Со многими из них меня на долгие годы связала крепкая дружба. С большой теплотой вспоминаю встречи с Долорес Ибаррури.
Немало забавного и даже опасного было во время работы. По ходу фильма мне приходилось ездить на мотоцикле. Сначала управлять им я, конечно, не умел. Однако, едва научившись, решил попробовать свои силы. Я чувствовал себя таким же храбрым, как и мой герой. Разогнавшись на мощной, тяжелой машине, я пришел в восторг от ощущения скорости. Но все едва не кончилось трагически: я вдруг увидел, что еду прямо на встречный грузовик с красноармейцами, а остановиться или свернуть уже не мог. Те успели повернуть лишь в самый последний момент...
Очень запомнились мне забота, чуткое отношение к маленьким актерам. Помню, никак не удавался один эпизод. Короткую сцену мы снимали во много раз дольше, чем это требовалось. Было стыдно до слез. Мы с режиссером промучились целый день. А вечером, на линейке, он объявил мне перед строем благодарность... за мужество.
Как сейчас, помню первый просмотр фильма. Пришла вся наша художественная школа. И сейчас многие известные художники, академики вспоминают, как в детстве были первыми зрителями "Тимура и его команды". Должен сказать, что Тимур был настолько в духе того времени, что меня никто не воспринимал как киногероя. Для всех своих сверстников я был настоящим Тимуром. Тут сомнений никаких не возникало. Конечно, я очень гордился этим.
Тогда появилось много Тимуров, собравших вокруг себя ребят, они часто приходили ко мне. Было очень приятно сознавать, что работа была проделана не зря.
Встречи с тем временем порой бывают самые неожиданные: недавно встретил одного уважаемого искусствоведа, он показывает мне шрам на лбу и говорит: "Это из-за тебя. Играли в Тимура - поленья друг другу перекидывали. Все, как в фильме, старались сделать"...
...Художник Ливий Щипачев работает много и плодотворно. Его картины выставляются на республиканских, всесоюзных, международных выставках. Большое место занимает в его творчестве образ человека, вышедшего из народа, навеянный стихотворениями отца. Мастера, по его словам, волнует тема деревни, тема красоты и таланта простого труженика.
- Работа над образом Тимура оказала огромное влияние на мою судьбу, - сказал, завершая беседу, Ливий Степанович. - Неважно, что я не стал профессиональным киноактером. Не в этом главное. Тогда мне, тринадцатилетнему мальчишке, эта работа казалась прикосновением к чему-то возвышенному и прекрасному. Теперь, став взрослым, я понимаю: тогда состоялась встреча с мечтой. Такие встречи не забываются. И, конечно, в работе, в жизни я всегда стремился походить на своего героя.
М.БАРУЛИН
("Советский экран". 1980. N 4)