Подготовку к съёмкам фильма Разин он начал в конце лета 1974 года. Добро от Комитета уже было получено! Натуру Шолохова к тому врмени уже всю закончили.
Полезно прочитать и это (прошу см. ниже!)
"Такого мужика загубили!.."
В своей заявке на литературный сценарий фильма о Разине Шукшин утверждал: "Написано о Разине много. Однако все, что мне удалось читать о нем в художественной литературе, по-моему, слабо. Слишком уж легко и привычно шагает он по страницам книг: удалец, душа вольницы, заступник и предводитель голытьбы, гроза бояр, воевод и дворянства. Все так. Только все, наверное, не так просто. Он - национальный герой, и об этом, как ни странно, надо забыть. Надо по возможности суметь "отнять" у него прекрасные легенды и оставить человека. Народ не утратит Героя, легенды будут жить, а Степан станет ближе".
1 августа 1967 года на Киностудии им. Горького состоялось обсуждение литературного сценария о Степане Разине. В этом многообещающем, благожелательном и по-настоящему глубоком обсуждении приняли участие 13 человек. Было решено приступить к следующему этапу работы и послать сценарий в Комитет по кинематографии. Отсюда берет отсчет многострадальная история попыток Шукшина осуществить в кинематографе свой главный замысел.
- Мне кажется, - говорил Шукшин на обсуждении сценария, - пришла пора говорить о нашей истории так, как она происходила. Я с жадностью читаю правду о наших исторических событиях. Я ограничил себя сознательно раскрытием движения через характер Разина, с мечтой о свободе русского человека.
Несмотря на давление установок Комитета по кинематографии (сокращение объема сценария вообще и в частности моментов, отражающих жесткость Разина), главный редактор II творческого объединения Киностудии им. Горького А.З. Афиногенов, в годы войны летчик-штурмовик, секретарь парткома студии, мужественно заявлял на худсовете:
- В этом сценарии господствует одна логика - логика художественного мышления. А она торжествует, эта логика, она берет в полон, и с ней ничего не сделаешь, потому что это написано Художником.
Участники обсуждения поддержали главного редактора. Но под давлением Комитета по кинематографии вынуждены были подписать приказ о консервации работ по Разину (спустя пять лет после заявки, датированной мартом 1966 года).
За день до этого, столь горького для Шукшина события он писал директору студии: "В соответствии с договоренностью с Комитетом по кинематографии. я намерен приступить к постановке фильма на современную тему при условии, что работа над сценарием о Степане Разине и некоторые подготовительные работы по этому фильму ("Степан Разин") мной и моими помощниками будут проводиться. В связи с этим я просил бы, чтобы в приказе о запуске нового фильма это обстоятельство было оговорено как-то". Новый фильм назывался "Печки-лавочки". В нем Шукшин хотел снять сон героя - его встречу с Разиным. Хотел, но не удалось. В Ялте вовремя не была построена декорация.
Актриса Лидия Федосеева-Шукшина вспоминала: "Когда Шукшин заканчивал роман о Разине, то последнюю главу писал ночью. Просыпаюсь, четыре утра. Слышу, где-то ребенок рыдает. Я на кухню, гляжу - Василий Макарович плачет. Спрашиваю, что случилось? "Такого мужика загубили, сволочи."
Он работал до изнеможения, до последних дней жизни, совершенствуя сценарий и веря, что фильм все-таки состоится.
ВЕСНОЙ 1974 ГОДА ОН ОБРАТИЛСЯ С НОВОЙ ЗАЯВКОЙ НА ФИЛЬМ О РАЗИНЕ, ПРЕДЛАГАЯ ЗАПУСТИТЬ КАРТИНУ В АВГУСТЕ. И ВОТ, КОГДА НАТУРНЫЕ СЪЕМКИ ФИЛЬМА "ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ" БЫЛИ ЗАКОНЧЕНЫ, ПРИШЛА ДОЛГОЖДАННАЯ ВЕСТЬ О ЗАПУСКЕ ФИЛЬМА.
25 июля Василию Макаровичу исполнилось 45 лет. А в ночь на 2 октября его не стало.
Марк Волоцкий
http://rusactors.ru/story/actors/shukshin.shtml