В поле человеческой деятельности нет ничего, что было бы более неоправданным, бесцельным, нет ничего, что было бы более самодовлеющим, нежели творчество. Если убрать из человеческих занятий все относящееся к извлечению прибыли, останется лишь искусство.
Из последнего интервью Андрея Арсеньевича Тарковского.
За двадцать с лишним лет Андрей Тарковский создал всего семь картин (не считая его студенческих работ). Всего семь. Зато каждый его фильм был шедевром, событием в мире кино.
По итогам опроса газеты “Гардиан” 56 ведущих западных ученых Фильм “Солярис” Андрея Тарковского, поставленный по мотивам романа Станислава Лема, вошел в пятерку лучших фантастических лент за всю историю мирового кино.
Андрей Рублев ("Страсти по Андрею", выпуск 1971) по итогам опроса киноведов мира в 1978 году включен в число ста лучших фильмов мира.
«Ни красоты, ни правды, ни искренности, ничего... На это невозможно смотреть» |
30 фильмов, которые очень не понравились кинорежиссеру Андрею Тарковскому
Практически все фильмы кинорежиссера Андрея Тарковского в свое время стали событиями в мире кино, а сам он — одним из немногих отечественных режиссеров, чье имя сегодня хорошо известно не только на родине, но и за границей. Его первый полнометражный фильм «Иваново детство», получивший главный приз на Венецианском кинофестивале в 1962 году, настолько понравился французскому философу Жан-Полю Сартру, что тот стал его защищать от нападок французских кинокритиков. Второй фильм — «Андрей Рублев» — после премьеры в СССР вызвал скандал и был изъят из проката: режиссера обвинили жестоком обращении с животными, пропаганде насилия и искажении исторических фактов. Теперь без упоминания «Рублева» и других фильмов Тарковского — «Зеркала», «Соляриса», «Сталкера» — не обходится ни один кинорейтинг, а все современные отечественные кинорежиссеры (и немало западных) почти единодушно признаются о влиянии Тарковского на их собственное творчество. Ниже — список известных фильмов, которые не понравились Андрею Тарковскому.
|
Тарковский о женском вопросе |
|
Как отличить цитату от плагиата? |
|
"Андрея догнала война" |
Редчайший снимок: АТ перед отъездом в Италию рядом с домом в 1-м Щиповском переулке, где прошло его детство
Фото: Б. Балдин
Сестра Андрея Тарковского, Марина,— об истории семьи, удивительных пересечениях и о мистике в жизни ее знаменитого брата
На днях весь мир снова вспомнил о легендарном русском режиссере: фильм "Выживший", ставший одним из победителей "Оскара", уже назвали "встречей Джона Форда с Тарковским". Впрочем, Тарковского и не забывали: в июне отметит юбилей один из главных российских кинофестивалей — "Зеркало", названный в честь режиссера. А в декабре исполнится 30 лет со дня его смерти — дата, которую невозможно обойти. И это уже не говоря о книгах, показах, лекциях...
Марина Тарковская — не просто сестра знаменитого режиссера и дочь не менее знаменитого поэта. Она еще и летописец семьи. Для сборника воспоминаний "О Тарковском" она собрала свидетельства людей, знавших Андрея Арсеньевича, а для книги "Осколки зеркала" — уникальные свидетельства и архивные материалы о Тарковских и об их прошлом.
Корреспондент "Огонька" встретился с Мариной Тарковской в ее квартире на юго-западе Москвы, чтобы понять, что сформировало знаменитого режиссера.
|
ПРАВИЛА ЖИЗНИ АНДРЕЯ ТАРКОВСКОГО |
У МЕНЯ В ДЕТСТВЕ был довольно растительный образ жизни. Я мало размышлял.
МЫ ХОДИЛИ БУКВАЛЬНО БОСИКОМ. Летом вообще не носили обуви, у нас её не было. Зимой я носил валенки моей матери. В общем, бедность — это не то слово. Нищета! Мы придаём несколько чрезмерное значение роли детства. Манера психоаналитиков смотреть на жизнь сквозь детство, находить в нём объяснения всему — это один из способов инфантилизации личности. Мне всегда не хватало отца. Всем лучшим, что я имею в жизни, я обязан матери.
МОЙ ОТЕЦ, конечно, большой русский поэт. Он никогда не писал ничего, чтобы прославиться.
КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН учиться с детства находиться одному. Это не значит, быть одиноким. Это значит — не скучать с самим собой.
КАК Я БОЮСЬ ПОХОРОН! Даже когда мы хоронили бабушку, жутко было, и не потому, что она умерла, а оттого, что крутом были люди, которые выражали чувства. Я не могу смотреть на людей, которые выражают чувства.
Я ПОСТУПИЛ В ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ, полтора года там проучился и ушел — в ужасе. Занятие арабским языком было настолько мучительным, лишенным какого бы то ни было чувства для меня. Странный язык. Грамматические формы образуются математическим путем. Почему я поступил именно во ВГИК, я не могу понять.
КОМИССИЯ НЕ ХОТЕЛА ПРИНИМАТЬ МЕНЯ И ШУКШИНА. Говорили: «Вася Шукшин — это темный человек, который не читал Толстого и вообще ничего не знает, он слишком неотесан. А Тарковского мы не примем потому, что он всё знает». Впервые я пошел в кино, когда мне было семь лет. Я только помню два кадра. Первый — это взрывы в подсолнухах, когда вместо грохота взрыва гранат— аккорд музыкальный. И второй кадр — это когда штыки — ужасный кадр — подымают в воздух офицера. В наше же время выбирать было невозможно, и сам факт, сама возможность посмотреть фильм производила на нас ошеломляющее впечатление.
Я НЕ СТОЛЬКО ДУМАЮ О ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, сколько пытаюсь ее ощущать; я к ней отношусь, как животное, как ребенок.
САМА ИДЕЯ ИСКАНИЯ ДЛЯ ХУДОЖНИКА ОСКОРБИТЕЛЬНА. Она похожа на сбор грибов в лесу. Их, может быть, находят, а может быть, нет. На мой взгляд, художник поступает вовсе не как искатель, он свидетельствует об истине, о своей правде мира. Я отвергаю идею эксперимента, поисков в сфере искусства. Любой поиск в этой области, всё, что помпезно именуют «авангардом», — просто ложь.
ЕСЛИ УБРАТЬ ИЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ все относящиеся к извлечению прибыли, останется лишь искусство.
ИСКУССТВО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ НЕНАЦИОНАЛЬНЫМ. Если мир в порядке, в гармонии, он не нуждается в искусстве. Можно сказать, что искусство существует лишь потому, что мир плохо устроен. Ханжество никогда не было эффективной силой творчества.
ЦЕЛЬ ИСКУССТВА заключается в том, чтобы подготовить человека к смерти.
ЕСЛИ АКТЕР ЛИШЕН ТЕМПЕРАМЕНТА — это его смерть. Единственное, что мне нужно от актера, — чтобы он оставался собой в предлагаемых ему обстоятельствах и, боже упаси, не начал бы что-то играть, придумывая образ. Кино, пожалуй, самое несчастное из искусств. Им пользуются как жевательной резинкой, как сигаретами, как вещами, которые покупают.
МЕНЯ ВСЕГДА РАЗДРАЖАЛИ в искусстве намеки, какие-то попытки быть на гребне того, что происходит сию минуту.
Я СЧИТАЮ НЕУДАЧНЫМ ФИЛЬМ «Иваново детство» потому, что терпеть не могу в кинематографе символа. Картина претенциозна — в том смысле, как если бы пианист играл, нажав правую педаль и не отпуская ноги: всё педалировано, всё акцентировано чересчур, чересчур выразительно. Так сказать, сразу все тридцать два зуба актер показывает — я имею в виду автора, самого себя. Некоторые вещи я просто не могу смотреть, я опускаю глаза — знаете, как при взгляде на человека, который бестактно себя ведет, говорит о себе чересчур влюбленно. Но эта картина, мне дорога как первая моя самостоятельная работа. «Космическая одиссея» Стэнли Кубрика мне кажется совершенно неестественной: выморочная, стерильная атмосфера, будто в музее, где демонстрируются технические достижения. Критики или ругают, или хвалят. Ни то, ни другое, не очень-то помогает. А ведь задача критики, на мой взгляд, — помочь автору понять самого себя. Я люблю ограниченное пространство. Мне очень нравится отношение к пространству японцев — их умение в маленьком пространстве находить отражение бесконечности.
ЖИЗНЬ НИКАКОГО СМЫСЛА, КОНЕЧНО, НЕ ИМЕЕТ.
МНЕ ТРУДНО ПРЕДСТАВИТЬ СЕБЕ ВНУТРЕННИЙ МИР ЖЕНЩИНЫ, но мне кажется, что он должен быть связан с миром мужчины. Одинокая женщина — это ненормально.
ЕСЛИ МИР НЕ СТАНОВИТСЯ ОБЩИМ, отношения безнадежны. Мне кажется, что я недостаточно люблю себя. Тот, кто недостаточно любит себя, не знает цели своего существования, не может, по-моему, любить других. Я человек невеселый. Сейчас не время много смеяться. Если я вдруг начинаю смеяться, я тотчас же начинаю себя контролировать и ощущаю, что смеюсь не к месту. Спасти всех можно, спасая себя. Общие усилия бесплодны.
НАСТОЯЩЕЕ СКОЛЬЗИТ И УХОДИТ, словно песок между пальцами, и определяет свою материальную весомость лишь в воспоминании о нем.
ЖИЗНЬ ТЕРЯЕТ ВСЯКИЙ СМЫСЛ, если я знаю, как она кончается. Мы не созданы для счастья, но есть вещи важнее, чем счастье.
БОЛЬШОЕ НЕСЧАСТЬЕ ЧЕЛОВЕКА В ТОМ, что он вообразил себя замкнутой системой. Например, он думает, что не наносит себе вред, когда скрытно творит зло, и не считает, что тем самым подвергается саморазрушению.
В РОССИИ НИКТО, НИКОГДА И НИ В ЧЕМ НЕ ВИНОВАТ. Только так здесь все и происходит.
КОГДА МИР РАСКОЛОТ ВОЙНОЙ, вдруг появляется надежда на счастье, на изменение времени.
Я ОТНОШУСЬ К СЛОВАМ КАК К ШУМУ, который производит человек.
Я ОЧЕНЬ ЖАЛЕЮ, ЧТО Я НЕ СТАЛ МУЗЫКАНТОМ. Планов много, толку мало.
|
Поэт Николай Глазков в фильме Андрей Рублев. 35 лет со дня смерти |
Помните необыкновенный пролог к фильму Андрея Тарковского "Андрей Рублев" с летящим мужиком на шаре? Краткий миг полета, чтобы потом разбиться... Метафора творчества и столкновения с жизнью. Поэта и мира. Худодника и реальности. Эту роль сыграл поэт и переводчик Николай Глазков. 1 октября исполнилось 35 лет со дня смерти поэта и переводчика...
Я стать хочу смелее всех
По беспредельности размаха;
Но самый смелый человек
Боится собственного страха!
1940
Метки: андрей тарковский сталкер кино кино тарковского фильмы тарковского николай глазков тарковский |
RIP. Скончался знаменитый кинооператор Вадим Юсов |
В пятницу 23 августа на 85 году жизни скончался знаменитый русский кинооператор Вадим Юсов. Он работал с такими мастерами как Андрей Тарковский и Георгий Данелия. С Тарковским начал работать еще на его дипломной работе "Каток и скрипка". Потом он с Андреем Арсеньевичем снимал "Иваново детство", "Андрей Рублев" и "Солярис". С Сергеем Бондарчуком они сняли «Они сражались за Родину» и «Бориса Годунова». С Георгием Данелией – «Я шагаю по Москве». За фильм «Чёрный монах» – первую работу в кино Ивана Дыховичного – Юсов получил приз Венецианского кинофестиваля за лучшую операторскую работу.
В фильмографии Юсова порядка трех десятков работ. Кажется, что он снял все главные фильмы десятилетия. Это эпоха в русском кино. Причем он был мастер абсолютно признанный - не только для России, но и для всего мира. Почти все российские операторы могут назвать себя учениками Юсова.
Юсова в операторской работе отличал академический подход, тщательный выбор натуры, света, композиции кадра, оптических и стабилизационных систем. Он сам является изобретателем приспособлений для съёмки и специфических движений камеры, в частности в фильмах А. А. Тарковского «Андрей Рублёв», «Иваново детство», «Солярис». В фильме Г. Данелии «Я шагаю по Москве», снятая Юсовым столица обрела на экране новую пластику и живописность. Планы города, снятые с верхних точек, не спеша панорамируемые; суетливые прохожие на статичных планах, спешащие мимо объектива камеры; сплошной поток светящихся фарами автомобилей на ночных улицах; мокрый асфальт после дождя, придали картине неповторимую атмосферность и глубину.
Среди последних картин Юсова – «Подстрочник», воспоминания Лилианны Лунгиной, которые снимались 12 лет. Картина долгое время лежала на полке. И вышла только в 2009 году.
Метки: вадим юсов андрей рублев солярис каток и скрипка иваново детство андрей тарковский |
О “Сталкере” |
О том, что религия была для Тарковского очень важна, особенно в последние годы жизни, мы знаем. Эта заметка — о том, как Тарковский в “Сталкере” разделил всех людей на категории, и как он описал отношение этих категорий к богу.
|
Фестиваль "Зеркало": публике покажут архив Тарковского |
|
ТАЙНА СТАЛКЕРА - ТАРКОВСКИЙ И СТРУГАЦКИЕ |
|
Ностальгия как состояние души |
«Я полагаю, что все мои фильмы говорят, в сущности, об одном и том же: люди не одиноки в этом мире и не брошены в пустом мироздании на произвол судьбы. Напротив. Они связаны бесчисленными нитями с прошлым и будущим, а всякая отдельная судьда так или иначе вписана в контекст развития всего человечества».
Андрей Тарковский
Какими бы разными не были фильмы Андрея Тарковского, но всю свою жизнь, он, по сути, снимал один и тот же фильм, состоящий из монументальных частей. Этот фильм можно назвать исповедью художника. С каждым новым фильмом символический код художника все усложняется и все больше начинает походить на исповедь, он становится поразительно открытым в своем кино, обнажая душу, показывая ее потаенные углы, делясь самым сокровенным. И поэтому каждый фильм воспринимается не просто как творческий этап, но и этап жизненный великого режиссера, не щадившего себя и не щадившего своих близких.
После «Сталкера» Тарковский под разными предлогами отказывается от работы на «Мосфильме». И с весны 1979 года, когда режиссер оказывается в Италии, они с Тонино Гуэррой вплотную приступают к разработке сценарного замысла будущей «Ностальгии».
Вокруг фильма сформировалось два очень стойких мифа. Считается, что «Ностальгию» Тарковский снимал, уже приняв решение уехать из Советского Союза. Это не так. Фильм снимался совместно Италией и СССР и Тарковский в нем участвовал как официальный представитель СССР, Закончил он «Ностальгию» в 1983 году, а объявил о желании остаться на Западе лишь в 1984 и это решение далось ему очень тяжело.
Метки: ностальгия андрей тарковский арсений тарковский кино философское кино олег янковский фото статьи |