"Я" есть центр своих оценочных отношений, желаний, памяти и представлений, определяемый весами внимания и силы желания, присущих в разной степени разным отношениям, желаниям, воспоминаниям и представлениям. Сочинил определение недавно, попробуйте предложить лучше.
Это определение сугубо функционально, оно ничего не говорит о природе "я". т.е. о структуре, субстрате "Я". И это естественно, т.к. такие вопросы можно поднимать, определившись в первую очередь с сознанием - т.е. природой и фундаментальными структурными и функциональными характеристиками всего потока явлений сознания.
Сознание внепространственно (я говорю, прошу заметить, именно о сознании как таковом, а не о его причинно-следственных связях).
Но с точки зрения материализма, оно есть эпифеномен (эпифеномен, если кто не знает - нечто, испытывающее воздействия, но само ни на что не воздействующее) тела, в первую очередь мозга, а если шире и точней (в связи со взаимозависимостью всего материального) - то эпифеномен материи.
Но такое представление означает, что нечто неконгруэнтное материи (родственное ей лишь столь абстрактными и фундаметальными харктеристиками, как изменчивость и множественность) возникает в процессе созревания плода и исчезает в процессе смерти, что несколько дисгармонирует с распространёнными в физике законами сохранения и общей онтологической интуицией.
Эта проблема носит название психофизической (см.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Психофизическая_проблема) и не решена достаточно аргументированным образом до сих пор.