-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в СЕРЕБРЯНЫЙ_ВЕК

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.03.2005
Записей: 1944
Комментариев: 1121
Написано: 4382





Сероглазочка

Понедельник, 23 Августа 2010 г. 18:23 + в цитатник
Mischell (СЕРЕБРЯНЫЙ_ВЕК) все записи автора Это цитата сообщения Mischell [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]







Сероглазочка

Я люблю Вас, моя сероглазочка,
Золотая ошибка моя!
Вы - вечерняя жуткая сказочка,
Вы - цветок из картины Гойя.

Я люблю Ваши пальцы старинные
Католических строгих мадонн,
Ваши волосы сказочно-длинные
И надменно-ленивый поклон.

Я люблю Ваши руки усталые,
Как у только что снятых с креста,

Ваши детские губы коралловые
И углы оскорбленного рта.

Я люблю этот блеск интонации,
Этот голос- звенящий хрусталь,
И головку цветущей акации,
И в словах голубую вуаль.

Так естественно, просто и ласково
Вы, какую-то месть затая,
Мою душу опутали сказкою,
Сумасшедшею сказкой Гойя...

Под напев Ваших слов летаргических
Умереть так легко и тепло.
В этой сказке смешной и трагической
И конец, и начало светло...
***
Вертинский А. 1915






































 

Серия сообщений "Арт-Кафе "Бродячая собака"":
Часть 1 - Звезда немого кино
Часть 2 - Без заголовка
Часть 3 - И вот одна осталась я...
Часть 4 - Ждала его напрасно много лет...
Часть 5 - Забытые богини.../Ну, очень много!/
Часть 6 - Последний тост
Часть 7 - Каждый стих -дитя любви...(Марина Цветаева)
Часть 8 - "В Париже..." Марина Цветаева
Часть 9 - Вы помните...
Часть 10 - В ночном кафе...
Часть 11 - Ваши пальцы пахнут ладаном...
Часть 12 - Франция. Импрессионизм.
Часть 13 - Сероглазочка
Часть 14 - На Парнасе Серебряного века
Часть 15 - Доченьки. - А. Вертинский
Часть 16 - Самоубийство курсистки


Метки:  

Иосиф Бейн: НЕЗРИМЫЙ КРЕСТ. Книга. Судьба. Поэзия.

Пятница, 30 Июля 2010 г. 07:20 + в цитатник
Серебряный_стрелец (СЕРЕБРЯНЫЙ_ВЕК) все записи автора Это цитата сообщения Серебряный_стрелец [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]






 

...Глаза мои сухи, как порох,
И горло пересохло в спорах;
У опозоренных позеров
Лица не видно за прыщом...
И зреет яблоком раздора
Скупое слово приговора,
И бесконечны коридоры,
Где выход тоже запрещён...

...

...Мне всё равно, о чем теперь писать:
О горе, об Изгое, о Гомере -
Поэты все слепцы в какой-то мере.
Приходит час на зеркало пенять...

... 

(Иосиф Бейн) 

Читать далее...
Рубрики:  Бродский (исключение)

Метки:  
Цитата сообщения Sun_Ambrella

Фильм о Зинаиде Гиппиус

Среда, 07 Июля 2010 г. 21:10 + в цитатник
Просмотреть видео
1137 просмотров
Фильм о Зинаиде Гиппиус

Фильм из цикла "ХХ век. Избранное" был сделан к 135-летию со дня рождения замечательной русской поэтессы и критика Зинаиды Николаевны Гиппиус (1869 - 1945), оставившей в своих воспоминаниях субъективные и яркие портреты современников - Александра Блока, Андрея Белого, Вячеслава Иванова - людей, составлявших круг ее общения. Одним из самых заметных фактов биографии Зинаиды Гиппиус стал ее союз с поэтом, философом и общественным деятелем Дмитрием Мережковским: они прожили вместе 52 года. Их квартира была одним их центров литературной жизни Петербурга, но в 1919 году супруги покинули Россию. В фильм вошли съемки в Москве, Санкт-Петербурге, Великом Новогороде.

То, какой неоднозначной и скандально известной личностью была Зинаида Николаевна Гиппиус, думаю, рассказывать не надо, это общеизвестный факт. Стихи, написанные от мужского лица, переодевания в мужскую одежду и очень злой и саркастичный язык создали вокруг нее ауру эпатажа и скандала, преследовавшую ее до самой смерти. Ее боялись и уважали. Блестящий ум, вкупе с очень интересной внешностью притягивали к ней различного рода богему, а слухи о тройственном союзе Гиппиус+Мережковский+Философов, напоминающую "высокие отношения" Бриков и Маяковского и вовсе превращали ее в желаннейший трофей. Быть в кругу ее друзей было почетно и считалось привилегией. К сожалению, в наше время ее имя не столь известно, как, например, имя Ахматовой, или Цветаевой, но, несомненно, Гиппиус нисколько не уступает в своей литературной и жизненной мощи упомянутым выше Богиням. О З.Н. снято не слишком много фильмов, и каждая новая лента воспринимается лично мной как огромное и радостное событие. Именно этим я и хочу с вами поделиться,дорогие читатели.
Приятного просмотра,
Ваша, Я))
Рубрики:  Гиппиус
Мережковский

Метки:  
Комментарии (1)
Цитата сообщения Sun_Ambrella

Редкий фильм о Есенине "Дорогие мои, хорошие!"Исправленная версия

Воскресенье, 23 Мая 2010 г. 00:13 + в цитатник
Просмотреть видео
4508 просмотров
Редкий фильм о Есенине "Дорогие мои, хорошие!"Исправленная версия

В этом фильме собраны подлинные видео-материалы о великом поэте Сергее Есенине. Интервью с его матерью и потомками. Попытка разъяснить людям, ПОЧЕМУ певец России до сих пор непонятен нам до конца.
Исправленная версия
Очень советую всем, кто интересуется поэзией Серебрянного века и личностью Есенина
Рубрики:  Есенин

Метки:  
Комментарии (0)

Трагедия Надежды Львовой

Суббота, 08 Мая 2010 г. 14:37 + в цитатник
Sun_Ambrella (СЕРЕБРЯНЫЙ_ВЕК) все записи автора Это цитата сообщения NADYNROM [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Надежда Львова



Мне хочется плакать под плач оркестра.
Печален и строг мой профиль.
Я нынче чья-то траурная невеста…
Возьмите, я не буду пить кофе.

Мы празднуем мою близкую смерть.
Факелом вспыхнула на шляпе эгретка.
Вы улыбнётесь… О, случайный! Поверьте,
Я — только поэтка.

Слышите, как шагает по столикам Ночь?..
Её или Ваши на губах поцелуи?
Запахом дышат сладко-порочным
Над нами склонённые туи.

Радужные брызги хрусталя —
Осколки моего недавнего бреда.
Скрипка застыла на жалобном la…
Нет и не будет рассвета!

Осень 1913 года

 (321x500, 36Kb)

В понедельник 25 ноября 1913 года [все даты до 1918 года приводятся по старому стилю — ВлВ] скучающие обыватели под заголовком «Самоубийство курсистки» прочитали в московской газете «Столичная жизнь» такое вот небольшое сообщение:

Вчера, вечером, в доме Константинопольского подворья, по Крапивенскому пер., застрелилась из револьвера слушательница Высших женских курсов Полторацкой, дочь надворного советника, Надежда Григорьевна Львова. Незадолго до смерти она говорила с кем-то по телефону. Никаких записок покойная не оставила. Смерть наступила мгновенно: пуля попала в сердце.

Вспоминает Владислав Ходасевич («Брюсов», 1924 год):

… Часов в 11 она звонила ко мне — меня не было дома. Поздним вечером она застрелилась. Об этом мне сообщили под утро.
Через час ко мне позвонил Шершеневич и сказал, что жена Брюсова просит похлопотать, чтобы в газетах не писали лишнего. Брюсов мало меня заботил, но мне не хотелось, чтобы репортеры копались в истории Нади. Я согласился поехать в «Русские ведомости» и в «Русское слово»…
Читать далее

Источник
Рубрики:  Брюсов

Метки:  

C.A.ECEHIN.

Суббота, 17 Апреля 2010 г. 07:15 + в цитатник
oslix (СЕРЕБРЯНЫЙ_ВЕК) все записи автора Это цитата сообщения Алевтина_Князева [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Отвергнутая красавица. Зинаида Райх.



 Отвергнутая красавица (Зинаида Райх)

 

Непростой судьбе Сергея Есенина сочувствуют по сей день, его талантом восхищаются. Однако мало кто знает, как сложилась судьба его первой жены - той женщины, которая, по сути, помогла ему стать тем, кем он стал. А ведь ее жизненный путь не менее интересен...

Снимок 23-летней Зинаиды Райх, на котором она предстаёт в обаянии женственности и редкой классической красоты, - наиболее известный портрет первой жены русского поэта Сергея Есенина. Лицо женщины безупречной красоты навеки запечатлено с налетом лёгкой грусти, словно показывая, что ей предопределена трагическая жизнь.

О броской красоте юной прелестницы не принято было говорить в родной семье. Напротив, с детства Зине внушали, что подруги намного привлекательнее её. Эта красивая девушка из Орла с нерусской фамилией, которая навредила ей, вытянула по жребию несчастливую изломанную судьбу.

Она прожила 45 лет, вместившие женское счастье, горечь разлуки, славу, зависть и страшный последний день.

Читайте далее: Отвергнутая красавица

Зинаида Райх Зинаида Райх Зинаида Райх Зинаида Райх

Читать далее


Рубрики:  Есенин

Осенний мотив В.Э. Борисова-Мусатова

Четверг, 15 Апреля 2010 г. 09:48 + в цитатник
Leonsija (СЕРЕБРЯНЫЙ_ВЕК) все записи автора Это цитата сообщения Leonsija [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Осенний мотив В.Э. Борисова-Мусатова



Живопись и поэзия - два вида искусства, которые способны стать причиной появления на свет или необыкновенной картины по мотивам поэтических строк, или же наоборот - художественное полотно дает поэту тему для рифм. 140 лет назад 14 апреля (2 апреля по старому стилю) 1870 года в Саратове появился на свет будущий художник-романтик Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов. Его творчество посвящено красоте, женской красоте, необычной и ускользающей. За натурой  для своих полотен Борисов-Мусатов ездит в старинные дворянские усадьбы: Слепцовка, Зубриловка, Введенское. На фоне русской природы он пишет своих любимых и близких женщин - сестру, жену, матушку и их подруг. Но это все же не совсем реальные женщины - это символы, символы красоты и любви. Борисова-Мусатова современники часто ругали за этот самый символизм, считая его бессмысленным. Но такова та эпоха - эпоха Серебряного века. И художник был не одинок в своих исканиях и были те, кто его понимал. Картина "Осенний мотив" своим сюжетом и элегичностью вдохновила другого символиста, поэта Андрея Белого, на написание стихотворения "Объяснение в любви". Так чудесным образом переплелись живопись и поэзия... 

 

Объяснение в любви 

Посвящается дорогой матери

Сияет роса на листочках.
И солнце над прудом горит.
Красавица с мушкой на щечках,
как пышная роза, сидит.

Любезная сердцу картина!
Вся в белых, сквозных кружевах,
мечтает под звук клавесина...
Горит в золотистых лучах

под вешнею лаской фортуны
и хмелью обвитый карниз,
и стены. Прекрасный и юный,
пред нею склонился маркиз

в привычно-заученной роли,
в волнисто-седом парике,
в лазурно-атласном камзоле,
с малиновой розой в руке.

"Я вас обожаю, кузина!
Извольте цветок сей принять..."
Смеется под звук клавесина,
и хочет кузину обнять.

Уже вдоль газонов росистых
туман бледно-белый ползет.
В волнах фиолетово-мглистых
луна золотая плывет.

Март 1903, Москва

 

В.Э.Борисов-Мусатов Осенний мотив 1899

 
 
"Есть художники,  которые всю свою жизнь влюблены в одно лицо. Их волнует не красота, т. е. не то, что всеми считается красотой, а особая некрасивость. Этой некрасивости посвящают они все свое творчество, украшают ее всеми сокровищами своего таланта, опрозрачивают, возводят ее на престол и силой своей любви создают из "некрасивости" новую Красоту."
Максимилиан Волошин о творчестве В.Э.Борисова-Мусатова
Рубрики:  Белый

Метки:  

Bal'mont

Понедельник, 12 Апреля 2010 г. 10:43 + в цитатник
oslix (СЕРЕБРЯНЫЙ_ВЕК) все записи автора Это цитата сообщения Leonsija [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Вечные символы К.Бальмонта



Говорят, что время летит стремительно и все быстро меняется. Но так ли это? Сто лет назад поэт Серебряного Века, символист, Константин Бальмонт пишет одно интересное стихотворение, которое, если не знать даты его написания, с точностью описывает наше время. Все повторяется? А может быть так и остается все на своих местах? Страшные сказки жизни, излагаемые нам нашими газетами, журналами и телевидением... философия нашего бытия.

 

* * *

Я с ужасом теперь читаю сказки -
Не те, что все мы знаем с детских лет.
О, нет: живую боль - в ее огласке
Чрез страшный шорох утренних газет.

Мерещится, что вышла в круге снова
Вся нежить тех столетий темноты:
Кровь льется из Бориса Годунова,
У схваченных ломаются хребты.

Рвут крючьями язык, глаза и руки.
В разорванный живот втыкают шест,
По воздуху в ночах крадутся звуки -
Смех вора, вопль захватанных невест.

Средь бела дня - на улицах виденья,
Бормочут что-то, шепчут в пустоту,
Расстрелы тел, душ темных искривленья,
Сам дьявол на охоте. Чу! - "Ату!

Ату его! Руби его! Скорее!
Стреляй в него! Хлещи! По шее! Бей!"
Я падаю. Я стыну, цепенея.
И я их брат? И быть среди людей!

Постой. Где я? Избушка. Чьи-то ноги.
Кость человечья. Это - для Яги?
И кровь. Идут дороги всё, дороги.
А! Вот она. Кто слышит? Помоги!

Декабрь 1905

 

Ульянов Н.П. Портрет поэта К.Д. Бальмонта. 1909
(Государственная Третьяковская галерея, Москва)

 

Символы? Но как без их помощи выразить всю свою боль. Константину Бальмонту тяжело было приспособиться к этому ужасу. Придет время и Россию растерзают уже настоящие "Бабы Яги", и опять эти символы и страхи станут явью. Бальмонт покинет Россию, так и не смирившись с тем, что в ней происходило...

"Бальмонт не приспособлялся ни одной минуты к советской власти. Не писал в большевистских изданиях, не служил, не продавал Пролеткульте своих произведений. Бедствовал безмерно. Жил со своей семьей в голоде и холоде. Средства его составлялись из доходов от частных лекций на литературные темы. Некоторые друзья иногда приносили ему куски сахару и щепотки чаю. Ему угрожала смерть от голода. Но и тогда он отклонил предложение советской власти о покупке у него его книг. Пока друзья не настояли и чуть не принудили его несколько книг продать. А ведь продажа сочинений Пролеткульту считалась в Москве в литературной среде совершенно нормальным делом. Да и как могло быть иначе, если это было единственным спасением от голодной смерти?.. Так вел себя Бальмонт в Москве, где раз в чрезвычайке обсуждался вопрос об его расстреле. Не было большинства голосов. Его спасла репутация поэта, которому многое-де прощается..."
С. Поляков (Литовцев). О поэте Бальмонте 1920 
Рубрики:  Бальмонт

VOLOSHIN i Gippius

Суббота, 10 Апреля 2010 г. 09:34 + в цитатник
oslix (СЕРЕБРЯНЫЙ_ВЕК) все записи автора Это цитата сообщения Надоело_искать [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Авторские песни на стихи поэтов СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА



 ЭТИ ПЕСНИ ПОКАЗАЛИСЬ МНЕ ИСКРЕННИМИ.

Автор их Ирина под ником DvoinoiBekar 

На стихи Волошина М. - Обманите меня


На стихи Гипписиус З.  - Стекло


Рубрики:  Гиппиус
Волошин

BLAGODARJU. Merezkovsky

Пятница, 02 Апреля 2010 г. 22:24 + в цитатник
oslix (СЕРЕБРЯНЫЙ_ВЕК) все записи автора Это цитата сообщения Лариса_Воронина [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Послезавтра Пасха...



Рубрики:  Мережковский

Жизнь и смерть Марины Цветаевой

Четверг, 11 Марта 2010 г. 05:21 + в цитатник
oslix (СЕРЕБРЯНЫЙ_ВЕК) все записи автора Это цитата сообщения Алевтина_Князева [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Жизнь и смерть Марины Цветаевой. Уход.



Последняя Москва

Обида. О доброй славе. "Белорусские евреи". Последнее стихотворение. Апрельское письмо к дочери. Память сердца. А. Е. Крученых. Из майских писем к Але. Н. Асеев и книга переводов. Мур. Встреча с Анной Ахматовой. Последние переводы. Последняя радость. Война. Старки под Коломной. Эвакуация.

Обида, которую пережила Марина Ивановна в конце минувшего года, не остыла.

"6-го янв<аря> 1941 г. - нынче тащу поляков в Гослитиздат. Среди них - замечательный (по усилию точно сказать - несказа'нное) - Юлиан Пшибось.

Большой поэт целиком уцелевает в подстрочнике.

Не большой - целиком пропадает: распадается на случайности рифм и созвучий.

И это я - "формалист"!!!

(О, сволочь: 3<елин>ский!)"

Это - запись в черновой тетради. И другая: на полях рукописи злополучного сборника 1940 года - о том, что человек, назвавший ее стихи формалистичными, - просто бессовестный и что она говорит это - из будущего.

Да, она составила свою посмертную книгу для будущего, для будущих; это неизбывное ощущение грядущего, которого она не увидит, но которое непременно придет, всегда сопровождало ее. И в юности, когда она провозглашала: "Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед"; и позже, когда писала знаменитое "Тебе - через сто лет"; и еще позже, когда она обмолвилась в письме О. Е. Черновой о том, что знает, как ее будут любить через сто лет; и год с небольшим тому назад, когда благодарила за душевное участие малознакомого молодого человека, Евгения Сомова: "всей справедливостью моей, не терпящей, чтобы такое осталось без ответа, всем взглядом из будущего, взглядом всего будущего, устами будущих отвечаю

Спасибо Вам!".

Мур, как видно, близко к сердцу принял случившееся. "Моя мать представляет собой объективную ценность", - записал он в дневнике (январь 1941). 13 января он ходил на вечер поэтов в клубе МГУ. Там выступали Кирсанов, Сельвинский и несколько молодых поэтов. Большинство из них не было согласно с рецензией Зелинского, пишет Мур, "и очень хвалили мамины стихи".

К сожалению, второй отзыв на книгу Цветаевой, принадлежавший Л. И. Тимофееву и одобрявший сборник, не сохранился, и нам неизвестно, видела ли его Цветаева.

Переводы были теперь ее единственным делом, которое все же давало какое-то удовлетворение душе. Пока еще она могла уйти в тетрадь, где и свершалась ее потаенная жизнь. Пока еще тетрадь была утешением, опорой. (И сын, глядя на нее, тоже писал: по-русски и по-французски.)

Сейчас, когда спустя много десятилетий читаешь эти цветаевские записи, диву даешься ее подвигу. Как всякому, впрочем, подвигу. Но тут был особый случай.

Бездомная, потерявшая близких, бессильная во всем, окруженная, в сущности, посторонними людьми, - как бы ни восхищались они ее стихами, - лишенная настоящих друзей и потому ощущавшая себя никому не нужной, - она несла свой крест и выполняла свою сверхзадачу. Надо было держаться - ради сына, и делать свое дело так, чтобы незыблемо сохранять добрую славу. Ее январские и февральские записи - именно об этом подвижническом труде, - для нее, впрочем, естественном, органичном. Противоестественным для Марины Ивановны было другое. Как-то, услышав по радио выступление Сергея Прокофьева, она поразилась абсурдности его слов. Он собирался... очень быстро написать оперу, уже запланированную к постановке. "С<ергей> С<ергеевич>! А как Вы делаете - чтобы писать быстро? Написать - быстро? Разве это от Вас (нас) зависит? Разве Вы - списываете?" - вопрошает она мысленно композитора. И другой абсурд: театр в мае должен приступить к постановке еще не написанной, несуществующей оперы.

Читать далее...
Рубрики:  Цветаева

Playcast

Вторник, 09 Марта 2010 г. 06:15 + в цитатник
oslix (СЕРЕБРЯНЫЙ_ВЕК) все записи автора Это цитата сообщения Алевтина_Князева [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Плэйкаст на стих. М. Цветаевой. "Не называй меня никому".



Не называй меня никому...

Автор плэйкаста: GERA
Создан: 31 мая 2009 21:00


Рубрики:  А.Ахматова

A.A. AXMATOBA

Понедельник, 08 Марта 2010 г. 17:55 + в цитатник
oslix (СЕРЕБРЯНЫЙ_ВЕК) все записи автора Это цитата сообщения protvladimir [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Анна Ахматова



 (104x150, 6Kb)
Анна Ахматова Стихотворения
Я научила женщин говорить… Но, Боже, как их замолчать заставить?

В зрелые годы Анна Ахматова гордилась тем, что Корней Чуковский, в статье о «Поэме без героя», назвал ее мастером исторической живописи. Она приходила в отчаянье, когда из ее сборников в 40-е, 50-е и даже в либеральные 60-е редакторы с неизменным постоянством изымали все, что не укладывалось в рамки «любовной лирики». Тогда-то и написала часто цитируемую эпиграмму: «Я научила женщин говорить… Но, Боже, как их замолчать заставить?» Но это реакция раздражения на конкретную ситуацию, а, по существу в том, что именно она научила русскую женщину говорить по-своему и о своем, Ахматова как раз и видела назначенное ей свыше Предназначение. По ее мнению, в предреволюционной России к середине десятых годов обозначился социальный заказ на женский поэтический голос. Вакансия – на роль примадонны Серебряного века – была одна, претенденток несколько, однако по воле рока досталась именно ей. Уникальный, серебряный, театр русской поэзии не продержался и до первого, десятилетнего юбилея. После семилетия войн и революций все стало иным: рифмы, темы, дикция. Зато прима серебряной сцены оказалась задуманной надолго. Это ее – низким, неповторимым голосом проголосил ужас большого террора в бессмертном «Реквиеме»:
Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой,
Кидалась в ноги палачу,
Ты сын и ужас мой.

Большой террор – не последний ужас и всего ахматовского поколения и лично Ахматовой. Ей, как и многим, «суровая эпоха» еще не раз ломала и подменяла жизнь и судьбу. Загоняла в никогда и в никуда:
Один идет прямым путем,
Другой идет по кругу…
А я иду – за мной беда,
Не прямо и не косо,
А в никуда и в никогда,
Как поезда с откоса.

Но она-то не гнулась и не ломалась: выкарабкивалась из-под откоса и двигалась навстречу тайному зову: «Многое еще наверно хочет быть воспето голосом моим…» Больше того, когда пришла пора подводить итоги, Анна Всея Руси оглянулась – назад, глянула – окрест и ахнула: она, единственная, ни разу не отреклась от наследства, ни разу не усомнилась в ценности завещанного, хотя средь законных и полу-законных наследников великой русской культуры вовсе не числилась наипервейшей:
Казалось мне, что песня спета
Средь этих опустелых зал.
О, кто бы мне тогда сказал,
Что я наследую все это:
Фелицу, лебедя, мосты
И все китайские затеи,
Дворца сквозные галереи
И липы дивной красоты.
И даже собственную тень,
Всю искаженную от страха,
И покаянную рубаху,
И замогильную сирень.
Читать далее...
Рубрики:  А.Ахматова

Звезда немого кино / Вера Холодная

Четверг, 25 Февраля 2010 г. 16:48 + в цитатник
Mischell (СЕРЕБРЯНЫЙ_ВЕК) все записи автора Это цитата сообщения Mischell [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Звезда немого кино



 
 
ВОЗМОЖНО ЗА ВСЮ ИСТОРИЮ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КИНЕМАТОГРАФА НЕ БЫЛО АКТРИСЫ БОЛЕЕ ПОПУЛЯРНОЙ И ЛЮБИМОЙ, ЧЕМ ВЕРА ХОЛОДНАЯ.

Немое  кино  /  Вера  Холодная



***

Звуковая  биография  Веры  Холодной





Известный  шансонье  "серебрянного  века"  Александр  Вертинский  с  обожанием
относился  к  этой  незаурядной  и  талантливой  актрисе.
Он  посвятил  Вере  Холодной  немало  своих  романсов.
Один  из  них - на  смерть  актрисы - " Ваши  пальцы  пахнут  ладаном"

ВИНТАЖ
Рубрики:  без раздела

Метки:  

Zenshchiny v zizni Esenina

Среда, 17 Февраля 2010 г. 10:49 + в цитатник
oslix (СЕРЕБРЯНЫЙ_ВЕК) все записи автора Это цитата сообщения Алевтина_Князева [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

2Много женщин меня любили, да и сам я любил не одну".



 

"МНОГО ЖЕНЩИН МЕНЯ ЛЮБИЛО,
ДА И САМ Я ЛЮБИЛ НЕ ОДНУ"

 

 

Сергей Есенин - Да, теперь решено безвозвратно



СТИХИ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА
ИСПОЛНЯЕТ BORIS VETROV


Никогда я не был на Босфоре


Улеглась моя былая рана


Письмо Женщине


Сергей Есенин и Айседора Дункан, пароход "Paris"


 

ЕСЕНИН И ЕГО ЖЕНЩИНЫ

 

Анна Романовна Изряднова

 

В 1912 году Сергей Есенин в 17 летней возрасте приехал покорять Москву. Считая себя поэтом, Есенин отказался работать с отцом в мясной лавке приказчиком и сам выбрал место с крохотным жалованьем в типографии, рассчитывая здесь печатать свои стихотворения. В корректорской никто из сотрудников его поэтом не признаёт (ещё бы, они готовят к изданию произведения великих русских поэтов!), а редакции газет и журналов, где юноша показывает свои стихи, отказываются их публиковать. Только курсистка Аня, Анна Изряднова, также служившая корректором у Сытина, сумела в мальчишке, который был моложе ее на четыре года, увидеть настоящего поэта. Как она его понимала! Как она любила его!
В выходные дни они вместе ходят на занятия в университет Шанявского, много говорят о поэзии, литературе. После работы Есенин провожает Анну до дома во 2-м Павловском переулке, а потом возвращается на Серпуховку, где живёт с отцом в небольшой комнате.
Анна стала его первой женщиной. Сергей почувствовал себя взрослым мужчиной, мужем. Для Есенина этот период стал самым изобильным в его творчестве. Он написал 70 прекрасных стихотворений. Именно с этого времени он состоялся как поэт. Несомненно, его творческому росту способствовало проживание в Москве, общение с литераторами и издателями, занятия в университете Шанявского, работа в корректорской, но главное - его любовь к Анне. Это соединение таланта и любви в жизни поэта следует считать "изрядновским" периодом. И совсем не случайно в это время появились главные строки:
Если крикнет Рать святая:
"Кинь ты Русь, живи в раю!"
Я скажу: "Не надо рая.
Дайте родину мою".
21 марта 1914 года Анна забеременела и несколько месяцев старательно скрывала беременность от всех. Шло время. На шестом месяце скрывать беременность от родных далее Анна не могла. Известие о внебрачных отношениях и ожидание ребёнка тяжело было принято в семье Изрядновых. Анна вынуждена была уйти. Она сняла комнату около Серпуховской заставы и стала с Есениным жить совместно.
Работа, дом, семья, Анна ждет ребенка, и на поэзию уже сил и времени не хватает. Для вдохновения Сергей уезжает в Крым. Один. Вернулся полный впечатлений и вдохновения. Он бросил работу и целыми днями писал стихи. Анна не перечила и ничего не требовала от него. Просто любила. Ему же было так удобно.
В декабре 1914 года Есенин отвез жену в роддом. Страшно гордился, когда родился сын. К возвращению Анны из больницы отмыл комнату до блеска, приготовил обед. 19-летний отец с удивлением вглядывался в крошечное личико сына, отыскивая в нем свои черты, и никак не мог налюбоваться. Назвал малыша Георгием, Юрочкой.
В своих воспоминаниях Анна Романовна писала:
...В конце декабря у меня родился сын. Есенину пришлось много канителиться со мной (жили мы только вдвоём). Нужно было меня отправить в больницу, заботиться о квартире. Когда я вернулась домой, у него был образцовый порядок: везде вымыто, печи истоплены, и даже обед готов и куплено пирожное, ждал. На ребёнка смотрел с любопытством, всё твердил: "Вот я и отец". Потом скоро привык, полюбил его, качал, убаюкивал, пел над ним песни. Заставлял меня, укачивая, петь: "Ты пой ему больше песен". В марте 1915 года поехал в Петроград искать счастья. В мае этого же года приехал в Москву, уже другой. Немного побыл в Москве, уехал в деревню, писал хорошие письма. Осенью заехал: "Еду в Петроград". Звал с собой... Тут же говорил: "Я скоро вернусь, не буду жить там долго".
Но Есенин к Анне не вернулся. В столице его приняли восторженно. Вскоре вышла первая книжка стихов. Шла суровая мировая война. Поэта призвали в армию. Он служил в санитарном поезде, доставляя с фронта раненых. Потом произошла Февральская революция. Поэт дезертировал из армии Керенского. Летом 1917 года со своим другом, поэтом Алексеем Ганиным, решил уехал в провинцию. С ними увязалась знакомая Зинаида Райх.

 

Зинаида Николаевна Райх.

 

Летом 1917 года Есенин с приятелем зашли в редакцию газеты «Дело народа», где Сергей познакомился с секретаршей Зиночкой. Зинаида Райх была редкая красавица. Таких он еще не видел.
Через три месяца после знакомства они обвенчались в маленькой церквушке под Вологдой, искренне веря, что будут жить долго, счастливо и умрут в один день. Вернувшись, поселились у Зинаиды. Ее заработка хватало на двоих, и она старалась создать Сереже все условия для творчества.
Есенин был ревнив. Выпив, становился просто невыносим, устраивая беременной жене безобразные скандалы. Он любил по-русски: сначала бил, а потом валялся в ногах, вымаливая прощение.
В 1918 году семейство Есениных покинуло Петроград. Зинаида поехала в Орел к родителям рожать, а Сергей вместе с другом снял в центре Москвы комнатенку, где зажил по-холостяцки: попойки, женщины, стихи...
Дочь родилась в мае 1918 года. Зинаида назвала ее в честь матери Сергея - Татьяной. Но когда жена с маленькой Танечкой приехали в Москву, Сергей их встретил так, что уже на следующий день Зинаида уехала обратно. Потом Есенин просил прощения, они мирились, и опять начинались скандалы. После того как он избил ее, беременную вторым ребенком, Зинаида сбежала от него к родителям окончательно. Зимой Зинаида Николаевна родила мальчика. У Есенина спросила по телефону: "Как назвать?" Есенин думал-думал, выбирая не литературное имя, и сказал: "Константином". После крещения спохватился: "Черт побери, а ведь Бальмонта Константином зовут". Смотреть сына не поехал. Заметив на ростовской платформе меня, разговаривающим с Райх, Есенин описал полукруг на каблуках и, вскочив на рельсу, пошел в обратную сторону... Зинаида Николаевна попросила: "Скажите Сереже, что я еду с Костей. Он его не видал. Пусть зайдет взглянет. Если не хочет со мной встречаться, могу выйти из купе". Есенин все-таки зашел в купе глянуть на сына. Посмотрев на мальчика, сказал, что тот черненький, а Есенины черные не бывают". Позднее кто-то вспоминал еще, что З. Райх, уже живя с Мейерхольдом, требовала у Есенина деньги на обучение их дочери.
Впоследствии Зинаида стала актрисой в театре знаменитого режиссера Всеволода Мейерхольда2 октября 1921 года народный суд г. Орла вынес решение о расторжении брака Есенина с Райх, она вышла замуж за Мейерхольда. Знаменитый режиссер воспитывал Костика и Танечку, а Есенин в доказательство любви к детям носил их фотографию в нагрудном кармане.

Галина Бениславская.

 

В жизни Сергея Есенина много неясного, кроме, пожалуй, его убийства и этой, хотя и сложной, но вместе с тем искренней любви к нему Галины Бениславской...


4 ноября 1920 года на литературном вечере "Суд над имажинистами" Есенин познакомился с Галиной Бениславской. Вскоре Есенин и Бениславская стали близки. Галина забыла, что у выдающихся поэтов любвеобильные сердца. 3 октября 1921 года, в день рождения Есенина, в мастерской художника Якулова собралась компания. После выступления в концерте к Якулову привезли известную американскую танцовщицу Дункан. 46-летняя Айседора, зная всего 20-30 русских слов, услышав стихи Есенина, сразу поняла необыкновенный талант молодого поэта и первая назвала его великим русским поэтом. Не раздумывая, она увезла Есенина к себе в особняк. В комнату Бениславской он не пришёл.
После почти полуторагодового путешествия за границей Есенин возвратился на родину, но жить со стареющей и ревнивой танцовщицей не стал. Из фешенебельного особняка поэт вновь пришёл в комнату Бениславской в многонаселённой коммунальной квартире.
ТАК беззаветно, как любила Галина, редко любят. Есенин считал ее самым близким другом, но не видел в ней женщину. Стройная, зеленоглазая, косы чуть не до полу, а он не замечал этого, о своих чувствах к другим рассказывал.
Галина оторвала его от Дункан, старалась отвадить и от друзей-собутыльников, ждала ночами у двери. Помогала чем могла, бегала по редакциям, выбивая гонорары. И телеграмму в Крым Айседоре дала она же. Галина считала его своим мужем, он же говорил ей: «Галя, вы очень хорошая, вы самый близкий друг, но вас я не люблю...» Есенин приводил в ее дом женщин и тут же ее утешал: «Я сам боюсь, не хочу, но знаю, что буду бить. Вас не хочу бить, вас нельзя бить. Я двух женщин бил - Зинаиду и Изадору - и не мог иначе. Для меня любовь - это страшное мучение, это так мучительно».
Галина все ждала, когда же он увидит в ней не только друга. Но так и не дождалась. В 1925 году он женился... на Сонечке Толстой.
Холодным декабрьским днем 1926 года на безлюдном Ваганьковском кладбище в Москве около скромной могилы Сергея Есенина стояла молодая женщина. Год назад в ленинградской гостинице "Англетер" оборвалась жизнь тридцатилетнего поэта. Женщина на похоронах не была. Потом достала листок бумаги и быстро набросала несколько строк: "Самоубилась" здесь, хотя и знаю, что после этого еще больше собак будут вешать на Есенина. Но и ему, и мне это будет все равно. В этой могиле для меня все самое дорогое, поэтому напоследок наплевать на Сосновского и общественное мнение, которое у Сосновского на поводу". Некоторое время она стояла неподвижно, затем достала пистолет.
Так закончилась жизнь 29-летней Галины Бениславской, беззаветно любившей поэта.
27 декабря 1925 года оборвалась жизнь Есенина. Бениславская оказалась в психиатрической клинике. Жизнь для неё потеряла смысл.
Самоубийство Галины Бениславской всех потрясло. Похоронили её рядом с Есениным 7 декабря. На памятнике начертали слова: "Верная Галя".

 

Айседора Дункан.

 

Айседора Дункан не говорила по-русски, Есенин не понимал по-английски. Но это не мешало их любви.
ОДНАЖДЫ великую американскую балерину Айседору Дункан, приехавшую в 1921 году в Россию, пригласили на творческий вечер... Она подняла глаза от бокала и увидела Его. Он начал читать стихи. Айседора не понимала ни слова, но не могла оторвать от него взгляда. А он декламировал, глядя только на нее. Казалось, что в комнате больше никого нет. Закончив читать, Есенин спустился с возвышения и попал в ее объятия.

 


«Изадора! Моя Изадора!» - Есенин опустился перед танцовщицей на колени. Она поцеловала его в губы и произнесла: «За-ла-тая галава, за-ла-тая га-ла-ва». Это была любовь с первого взгляда, кипучая страсть, ураган. И не важно, что Айседора почти не говорила по-русски, а Сергей не знал английского. Они понимали друг друга без слов, потому что были похожи - талантливы, эмоциональны, бесшабашны..
С той памятной ночи Есенин переехал в квартиру Айседоры. Есенинские друзья-поэты с удовольствием ходили в этот гостеприимный дом, хотя никак не могли поверить, что гуляка и сердцеед искренне полюбил женщину, которая почти в два раза старше его.
Балерина с мировым именем была богата и готова все отдать, только чтобы ее любимый Есенин был счастлив. Кутежи, шампанское, фрукты, подарки. Она оплачивала все.
Но уже через несколько месяцев есенинская страсть угасла и начались скандалы. В пьяном угаре он кричал: «Дунька, пляши». И она танцевала перед ним и его собутыльниками, без слов показывая и свою любовь, и унижение, и гордость, и негодование. Она видела, что ее любимый спивается, и, чтобы спасти его, решила увезти за границу.
2 мая 1922 года Есенин и Дункан зарегистрировали брак. "Теперь я - Дункан!" - кричал Есенин, когда они вышли из загса. Злые языки утверждали, что он был влюблен не столько в Дункан, сколько в ее мировую славу. и уехали сначала в Европу, затем в Америку.
Но там он из великого поэта стал просто мужем Дункан. От этого злился, пил, гулял, бил, потом каялся и объяснялся в любви.
В Советской России ему было очень тяжело, а без России - невозможно. И чета Есениных - Дункан вернулась обратно. Она чувствовала, что брак разваливается, безумно ревновала и мучилась. Отправившись на гастроли в Крым, Айседора ждала там Сергея, который обещал вскоре приехать. Но вместо него пришла телеграмма: «Я люблю другую, женат, счастлив. Есенин».
Этой другой стала его поклонница Галина Бениславская.
Айседора пережила Сергея на полтора года - кончина наступила в веселой курортной Ницце. Соскользнув с ее плеча, длинный шарф попал в колесо со спицами набиравшего скорость автомобиля, в котором сидела танцовщица, намотался на ось и мгновенно удушил Дункан.

 

Софья Андреевна Толстая.

 

Есенин гордился тем, что породнился с Толстым, женившись на его внучке Софье
5 марта 1925 года - знакомство с внучкой Льва Толстого Софьей Андреевной Толстой. Она была младше Есенина на 5 лет, в ее жилах текла кровь величайшего писателя мира. Софья Андреевна заведовала библиотекой Союза писателей. Как и большинство интеллигентных девиц того времени, она была влюблена в поэзию Есенина и немножко в самого поэта. 29-летний Сергей робел перед аристократизмом и невинностью Софьи.
В 1925 году состоялась скромная свадьба. Сонечка была готова, как и ее знаменитая бабушка, посвятить всю жизнь мужу и его творчеству.
Все было на удивление хорошо. У поэта появился дом, любящая жена, друг и помощник. Софья анималась его здоровьем, готовила его стихи для собрания сочинений. И была абсолютно счастлива.
Есенин продолжал жить жизнью, где всегда находилось место пьяным кутежам и любовным интрижкам с поклонницами.
«Что случилось? Что со мною сталось? Каждый день я у других колен», - писал он о себе. И отчего-то чувствовал свою скорую смерть:
«Я знаю, знаю. Скоро, скоро,
Ни по моей, ни чьей вине
Под низким траурным забором
Лежать придется так же мне».
Это писал 30-летний красавец, недавно женившийся на обожавшей его милой и умной девушке, поэт, чьи сборники разлетались прямо из типографии.
Софья Толстая - еще одна не сбывшаяся надежда Есенина создать семью. Вышедшая из аристократической семьи, по воспоминаниям друзей Есенина, очень высокомерная, гордая, она требовала соблюдения этикета и беспрекословного повиновения. Эти ее качества никак не сочетались с простотой, великодушием, веселостью, озорным характером Сергея.
Ей выпал горький жребий: пережить ад последних месяцев жизни с Есениным. А потом, в декабре 1925-го, ехать в Ленинград за его телом.

 

Надежда Вольпин.

 

Она занимала особое место в жизни Есенина. Помните последние строчки из «Шаганэ...»?
«Там на севере девушка тоже.
На тебя она страшно похожа.
Может, думает обо мне...»
Это как раз о ней.
Знакомство. Первая встреча Надежды Вольпин с Сергеем Есениным произошла в 1919 году в кафе на Тверской в Москве. По случаю второй годовщины Октября здесь собрались поэты и читали стихи. Должен был выступать и Есенин, но на приглашение конферансье выйти на сцену поэт ответил: «Heoхота». Тут Вольпин, страстная поклонница его творчества, подошла к Сергею и попросил прочитать стихи. Есенин встал, учтиво поклонился и сказал: «Для вас - с удовольствием». С тех пор они часто встречались в этом литературном кафе. Есенин часто провожал Надю до дома, они говорили о поэзии. Первую подаренную Вольпин книгу Есенин подписал так: «Надежде Вольпин с надеждой».
Завоевание. «Вчера я отбила еще одну яростную атаку Есенина», - пишет Вольпин книге воспоминаний о поэте спустя много лет. Страсть Сергея Есенина не находила ответа в душе Надежды почти три года. Она отдалась ему только весной 1922. Позже в пьяных компаниях повеса-поэт будет рассказывать, как ли¬шил неприступную Надежду девственности. Вот один из застольных разговоров:
Есенин: Этот персик я раздавил!
Вольпин: Раздавить персик недолго, а вы зубами косточку разгрызите!
Есенин: И всегда-то она так - ершистая! Вот лишил девушку невинности и не могу изжить нежности к ней.
Размолвки. Они часто ссорились из-за литературных пристрастий. Подумывая жениться на Вольпин, Есенин ставил ей непременное условие: она должна была бросить писать стихи. Однажды на вечеринке скульптора Коненкова Сергей признался Надежде:
- Мы так редко вместе. В этом только твоя вина. Да и боюсь я тебя, Надя! Знаю: я могу раскачаться к тебе большой страстью!
Сын. «Я сказала Сергею, что будет ребенок. Это его не порадовало, ведь у него уже есть дети. Хотя в разговоре я дала ему понять, что не рассчитываю на брачные узы", - вспоминала Надежда Вольпин.
Их сын, Александр Сергеевич Есенин, родился 12 мая 1924 года в Ленинграде. Отцу и сыну не суждено было встретиться. Мать не хотела показывать ребенка Есенину. Хотя он постоянно спрашивал о нем у знакомых.
Есенин: Какой у меня сын?
Сахаров (друг Вольпин): Как ты в детском возрасте, точный твой портрет.
Есенин: Так и должно быть - эта женщина очень меня любила!
Воспоминания о Надежде Вольпин. Надежда Вольпин умерла 9 сентября 1998 года, не дожив всего двух лет до своего столетнего юбилея. С ней был дружен директор Воронежского музея Есенина Егор Иванович Иванов. Вот его воспоминания.
- Мы дважды встречались с этой очаровательной женщиной. Я записал наши беседы на магнитофонную пленку. Первая встреча произошла 30 сентября 1996 года в ее квартире в Москве:
- Каким человеком при близком общении был Есенин?
- Он был очень умным, очень самостоятельным. С ним я чувствовала себя курсисткой с жалким книжным умишком.
Последние годы жизни Надежда Вольпин жила с бывшей женой сына - Викторией Писак. Виктория и Александр Вольпин-Есенин вынуждены были разойтись, когда он эмигрировал в США. Сейчас Александр Сергеевич работает в Ботонском университете. Бывшая же его жена. до самого конца ухаживала за своей свекровью. Сама Надежда Вольпин рассказывала, как упала и сломала шейку бедра. Врачи не надеялись на выздоровление; но ее спасла Виктория. Она поддерживала в Вольпин интерес к жизни, читала ей стихи и специально забывала слова и просила Надежду Давыдовну подсказать. Вольпин до самой смерти сохранила свою феноменальную память.

 Сергей Есенин / Поэзия и Музы / Главная / Мечтай!

Рубрики:  Есенин

BCEM! (chtoby pomnili) REMEMBER!!!!

Среда, 10 Февраля 2010 г. 06:02 + в цитатник
oslix (СЕРЕБРЯНЫЙ_ВЕК) все записи автора Это цитата сообщения Репко [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Just remember... Просто помнить...



 Сегодня  в почту мне пришло это письмо. Я продожаю  цепочку памяти. Здесь его увидят больше людей.

Посмотрите на эту женщину - запомните её навсегда!
Мир не стал безнравственным только сейчас - он всегда был таким...
Награду не всегда получает тот, кто достоин её более других.

Недавно в возрасте 98-и лет умерла женщина по имени Ирина.
Во время Второй мировой войны Ирина получила разрешение на работу в Варшавском гетто в качестве сантехника/сварщика. У неё были на то "скрытые мотивы". Будучи немкой, она знала о планах нацистов по поводу евреев. На дне сумки для инструментов она стала выносить детей из гетто, а в задней части грузовичка у неё был мешок для детей постарше. Там же она возила собаку, которую натаскала лаять, когда немецкая охрана впускала и выпускала машину через ворота гетто. Солдаты, естественно, не хотели связываться с собакой, а её лай прикрывал звуки, которые могли издавать дети.

За время этой деятельности Ирине удалось вынести из гетто и тем самым спасти 2500 детей. Её поймали; нацисты сломали ей ноги и руки, жестоко избили.
Ирина вела запись имён всех вынесенных ею детей,списки она хранила в стеклянной банке, зарытой под  деревом в её заднем дворе. После войны она попыталась отыскать всех возможно выживших родителей и воссоединить семьи. Но большинство из них окончило жизнь в газовых камерах. Дети, которым она помогла, были устроены в детские дома или усыновлены.

В прошлом году Ирина Сэндлер была номинирована на Нобелевскую премию Мира. Она не была избрана. Получил её Эл Гор - за слайд-шоу по всемирному потеплению...
Я вношу свой маленький вклад, пересылая Вам это письмо. Надеюсь, Вы поступите так же.
Прошло более 60-ти лет со дня окончания Второй Мировой войны в Европе. Это электронное сообщение рассылается как цепочка памяти - памяти о шести миллионах евреев, 20-ти миллионах русских, десяти миллионах христиан и 1900 католических священниках, которые были убиты, расстреляны, изнасилованы, сожжены, заморены голодом и унижены! Сейчас - как никогда! - после заявления Ирака, Ирана и прочих о том, что Холокост - просто миф, совершенно необходимо сделать всё, чтобы мир не забыл о случившемся, потому что есть те, кто хотел бы повторить это опять. Это послание предназначено четырём миллионам людей. Стань звеном в цепочке памяти, помоги нам расспространить его по всему миру. Разошли его своим знакомым и попроси их не прерывать эту цепь.
Пожалуйста, не надо просто удалять это письмо. Ведь на то, чтобы переадресовать его потребуется не больше минуты...
Спасибо ! 
 

Читать далее...
Рубрики:  Пастернак
Лохвицкая
Тэффи
Мандельштам
без раздела
Ходасевич
Эренбург

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Без заголовка

Вторник, 09 Февраля 2010 г. 13:59 + в цитатник
Sara_Stolz (СЕРЕБРЯНЫЙ_ВЕК) все записи автора Это цитата сообщения Sara_Stolz [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

А.Вертинский " Полукровка"



Мне нужна не женщина.Мне нужна лишь тема,

Чтобы в сердце вспыхнувшем зазвучал напев.

Я могу из падали создавать поэмы.

Я могу из горничных делать королев.

 

И в вечернем дансинге, как-то ночью мая,

Где тела сплетенные колыхал джаз-банд

Я так нежно выдумал Вас,моя простая,

Вас, моя волшебница, недалеких стран.

 

Как поет в хрустале электричество,

Я влюблен в Вашу тонкую бровь

Вы танцуете Ваше Величество!

Королева Любовь!

 

И в вечернем дансинге, как-то ночью мая,

Где тела сплетенные колыхал джаз-банд

Я так глупо выдумал Вас, моя простая,

Вас, моя волшебница, недалеких стран.

 

И души Вашей нищей убожество

Было так тяжело разгадать.

Вы уходите...Ваше Ничтожество

Полукровка...Ошибка опять...

1930г.




Поиск сообщений в СЕРЕБРЯНЫЙ_ВЕК
Страницы: 8 7 6 [5] 4 3 2 1 Календарь