Berlios обратиться по имени
Суббота, 20 Августа 2016 г. 16:58 (ссылка)
"Я сам поклонник джазовых оркестров, но.." полагаю, что тромбоны надо употреблять к месту и дозировано. Тройка блестящих раструбов тромбонов, подкрепленная тубой, украшает оркестр, звук возбуждает, прорезая музыкальный пирог. Только их "тяжелая медь", как острая приправа к блюду, должна быть в меру. Я не пошел бы на концерт ансамбля тромбонистов, хотя обожаю духовые оркестры с "мягкой" и певучей медью баритона и теноров.
По случаю выходных дней позволю себе развлечь нашу просвещенную и воспитанную публику выдержкой на тему о тромбонах и тромбонистах. Автор - музыкант симфонического оркестра Вл. Зисман. Итак,
"Если посмотреть из зала на оркестр, то сразу станет заметно, что единственная духовая группа, которая двигается не меньше, чем скрипки, —это тромбоны. Остальным-то шевелиться особо незачем: перебирай
пальцами, и дело с концом. Все остальные телодвижения — от лукавого и излишней музыкальности. Ну и от нервов, конечно. То ли дело тромбоны —кто может отрицать зрелищность блестящей кулисы, систематически пролетающей у самого уха впереди сидящего коллеги!
И вот то, что меня больше всего в тромбоне озадачивает. По очень простой причине. Потому что противоречит всему жизненному опыту. Как это у них
получается, что кулису не заклинивает?
Характер у тромбонистов… Сказать «нордический» — это не сказать ничего. Индейцы из романов Майн Рида или Фенимора Купера по сравнению с ними мелкие коммивояжеры с одесского привоза. Дирижер может довести скрипача до мелкого дрожания смычка или валторниста до полной потери звука, но о группу тромбонов любой его посыл разбивается как о каменный утес. Рихард Штраус — применительно к искусству дирижирования — знал,что говорил: «Никогда не смотрите на тромбоны — это их только
приободряет!» Единственный случай, когда тромбонисту вместо водки нужен нашатырный спирт, — это «Болеро» Равеля. И его можно понять: ни с
того ни с сего после почти десяти минут молчания начать в верхнем регистре исполнять соло. Жестоко со стороны классика.
...... тромбоны, как правило,коллективно извещают о неприятностях, будь то Реквием Моцарта или Верди, оперы или симфонии Чайковского или Шостаковича.
А вот исполнители всех этих траурно-потусторонних мотивчиков — пожалуй, самые жизнерадостные музыканты оркестра. Ну не парадокс ли? "
Из книги " Путеводитель по оркестру и его задворкам"