Добро пожаловать в наше Сообщество настоящих любителей классической музыки!
"Музыка может быть доступной любому только тогда, когда девальвируется до примитива. Или если каждый изучит ее язык." (НИКОЛАУС АРНОНКУР)
О вечно молодом романтике Франце Шуберте и его "Трагическая симфония" |
Вечно молодой романтик, много страдавший на своем недолгом жизненном пути, сумевший выразить все свои глубокие чувствования в музыке и научивший слушателей любить такую «не идеальную», «не образцовую» (классическую) музыку, полную душевных терзаний. Один из ярчайших основоположников музыкального романтизма.
Биография Франца Шуберта – одна из самых непродолжительных в мировой музыкальной культуре. Прожив всего 31 год, он оставил после себя яркий след, подобный тому, что остается после кометы. Рожденный стать еще одним венским классиком, Шуберт, в силу перенесенных страданий и лишений, привнес в музыку глубокие личные переживания. Так зарождался романтизм. На смену строгим классическим правилам, признающим лишь образцовую сдержанность, симметрию и спокойные консонансы, пришли протестные, взрывные ритмы, выразительные, полные подлинных чувств мелодии, напряженные гармонии.
Метки: Композиторы. Шуберт |
Ретро-музыка. Забытое довоенное танго "Цветочница Анюта" |
Музыка М. Табачникова
Слова Г. Строганова
И зимой и весной -
Аромат полевой
И цветочная пыль в магазине.
Ни танкист, ни пилот
От меня не уйдет
Без фиалок в цветочной корзине.
Седоусый чекист
и безусый танкист:
Все приходят ко мне за цветами.
Потому что цветы -
И любовь, и мечты, -
это чувства, рожденные нами.
Припев:
Зайдите на цветы взглянуть,
Всего одна минута!
Приколет розу вам на грудь
Цветочница Анюта!
Там, где цветы, - всегда любовь,
И в этом нет сомненья.
Цветы бывают ярче слов
и лучше объясненья.
И однажды весной
Лейтенант молодой
Целый день простоял в магазине.
А когда уходил,
Он фиалки купил
И унес мое сердце в корзине...
Без любимого я и сама не своя,
Как мучительно время проходит!
Я не знаю причин,
Только к нам в магазин
Молодой лейтенант не заходит...
Но однажды в магазин
В окружении корзин
Заглянул почтальон на минуту.
Он принес письмецо,
Адресовано оно
Адресовано лично Анюте.
Он пишет: "Кончится война,
И я вернусь, Анюта!"
Приди-приди-приди, пора,
желанная минута!
Приди-приди-приди, пора,
желанная минута!
Там встретит с радостью тебя
Влюбленная Анюта.
Метки: танго Цветочница Анюта |
Музыкальный автопортрет: "Шарманщик" Шуберта |
Горькое разочарование доставил Шуберту его "Зимний путь": уже первое исполнение перед друзьями ясно показало ему, что трагическая реалистичность этих песен отпугнёт слушателей и певцов, и не в последнюю очередь издателей. Шуберт понимал, что они находились в противоречии с умильной сентиментальностью песенной продукции, которая наводняла рынок. Этими песнями он обнажал открытые раны современного ему общества. Возможно, именно по этой причине Шуберт не выпускал их из рук, прежде чем они не приобрели такую форму, какую он считал нужной. Не было песен, над которыми Шуберт работал бы так долго и тщательно, как песни "Зимнего пути".
Портрет Франца Шуберта (31 января 1797 - 19 ноября 1828). Франц Эйбл, 1827 год
Метки: Шуберт австрийские композиторы вокальные произведения |
Ретро-музыка. Старинный романс "На заре ты её не буди" и его история |
Немного решила еще больше добавить романсом замечательный пост Нинель про композитора Варламова.
Музыка А. Варламова
Слова А.Фета
На заре ты ее не буди:
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.
И подушка ее горяча,
И горяч утомительный сон,
И, чернеясь, бегут на плеча
Косы лентой с обеих сторон.
А вчера у окна ввечеру
Долго, долго сидела она
И следила по тучам игру,
Что, скользя, затевала луна.
И чем ярче играла луна,
И чем громче свистал соловей,
Все бледней становилась она,
Сердце билось больней и больней.
Оттого-то на юной груди,
На ланитах так утро горит.
Не буди ж ты ее, не буди:
На заре она сладко так спит!
Поет Ламара Чкония
Метки: романс На заре ты её не буди |
Русский композитор Александр Егорович Варламов |
Александр Егорович Варламов (27ноября 1801, Москва — 27 октября 1848, Санкт-Петербург) — русский композитор, концертный певец (тенор), музыкальный педагог.
Александр Егорович Варламов происходил из молдавских дворян.
Родился в семье мелкого чиновника, отставного военного. Семья была весьма небогата.
Музыкальная одаренность проявилась в ребенке рано, он сам научился играть на скрипке, виолончели, гитаре и фортепиано и подбирал песни по слуху.
С 9 лет или с 10 лет обучался в Петербургской придворной певческой капелле. Талант мальчика Варламова привлек внимание директора капеллы композитора Д. С. Бортнянского, который тут же определил его в солисты, стал помогать начинающему музыканту и помогал ему в последующие годы.
Со временем детский голос стал ломаться, а дальнейшим планам на карьеру оперного певца не суждено было сбыться: голос стал ослабевать. Варламов уже сочинял музыку и решил посвятить свою жизнь композиторской деятельности, а кроме того стал заниматься преподаванием.
Варламов А.Е.. Абсолютный слух
Через несколько лет Варламов отбыл из России в Голландию, и в 1819—1823 годах он — псаломщик и учитель певчих в русской придворной церкви при русском посольстве в Гааге. Это была работа государственная, от императорской казны.
Европа и музыкальная европейская жизнь поразила молодого музыканта — он не только сам стал постоянным зрителем оперных театров, но и попробовал выступать с исполнением своих песен, аккомпанируя себе на гитаре. Там же он серьезно стал заниматься теорией музыки.
Метки: Композиторы. Варламов Варламов русские композиторы |
Великий польский певец Ян Кипура (Кепура), тенор-бельканто |
Дата рождения: 16.5.1902
Дата смерти: 15.8.1966
Своему другу он писал: «Меня, конечно, тянет искусство. Но я не верю, что голосом смогу прожить. Хотя признаюсь тебе: решил сходить к учителю пения - не говори никому об этом. Судя по газетам, таких учителей здесь, что рыбы в наших прудах!» И вот в один прекрасный день студент первого курса юридического факультета отправляется к профессору Вацлаву Бжезинскому.
«Кто учил вас петь?» - спросил профессор, когда Ян спел ему арию Ёнтека из «Гальки» Монюшко - « Никто». Профессор возмутился: «Не морочьте мне голову! Скажите, кто вам поставил голос?» - на что Ян ответил - « Я говорю правду».
Метки: ян кипура польский тенор |
Ретро-музыка. Старинный цыганский романс "Тихо, так тихо..." |
Cлова и музыка Марии Перроте.
Чуть задумаюсь я о былом,
Как ты снова стоишь предо мною –
То с улыбкой, то с грустным лицом,
И я полон, вновь полон тобою.
П р и п е в:
Тихо, так тихо светит луна,
А дума тобой роковая полна.
Иль как ветер осенней порой,
Так гитара твоя зарыдает,
И туманятся очи слезой,
А душа с тобой вместе страдает.
П р и п е в.
А очнёшься, всё пусто кругом, -
Только ветер осенний стучится.
И мечтаю опять об одном,
Чтобы мне поскорее забыться.
П р и п е в.
Надежда Обухова!
Романс написан в 1901 году поэтессой и композитором Марией Ивановной Исаковой, в замужестве – Марией Перроте.
Метки: романс тихо так тихо |
Виртуозные музыкальные вариации Никколо Паганини |
Передовое новаторское творчество Паганини — одно из ярких проявлений музыкального романтизма, получившего распространение в итальянском искусстве под влиянием национально-освободительного движения. Искусству Паганини во многом было родственно творчество французских романтиков: Г. Берлиоза (к-рого Паганини первый высоко оценил и активно поддерживал), живописца Э. Делакруа, поэта В. Гюго.
Паганини увлекал слушателей пафосом исполнения, яркостью образов, полётом фантазии, драматическими контрастами, необычайным виртуозным размахом игры. Паганини первым из скрипачей исполнял концертные программы наизусть. Смело вводя новые приёмы игры, обогащая колористические возможности инструмента, Он расширил сферу воздействия скрипичного искусства, заложил основы современной техники игры на скрипке. Широко использовал весь диапазон инструмента, применял в игре растяжку пальцев, скачки, разнообразную технику двойных нот, флажолеты, pizzicato, ударные штрихи, игру на одной струне. Некоторые произведения Паганини настолько трудны, что после его смерти долгое время считались неисполнимыми .
Метки: Композиторы. Паганини Паганини |
Борис Штоколов, которого маршал Жуков отправил в Консерваторию |
«На концертной эстраде певцу труднее, чем в опере. Здесь нет костюма, декораций, актерской игры, и артист должен раскрыть суть и характер образов произведения только вокальными средствами, один, без помощи партнеров». Эти слова принадлежат певцу Борису Штоколову. В этом году Борису Тимофеевичу Штоколову исполнилось бы 90 лет.
Он родился 19 марта 1930 года в городе Кузнецк Кемеровской области. Его отец, уходя добровольцем на фронт в 1941 году, где он пропал потом без вести под Ленинградом, оставил 11-летнему Борису часы и наказал заботиться о младших братьях и сестрах. В семье их было пятеро. Борис - второй по старшинству после сестры. С мамой они переехали к родственникам в Свердловск, где и прошло трудное детство и юность будущего певца.
Осенью 1944 года, после 5 класса школы, Борис вместе с товарищем уехал в школу юнг Северного флота на Соловецких островах - потому что юнгам давали одежду и кормили. В пятнадцать лет он узнал, что такое бомбежки на море. Служил командиром взвода в роте торпедных электриков на транспортном судне «Вятка» в Северном море. Одновременно был ротным запевалой. В 1945 году после сдачи экзаменов попал на Балтику Тогда после войны за многими юнгами приезжали родители и с разрешения командующего Балтийским флотом увозили детей домой, чтобы они могли закончить школьное образование. За Борисом приехать было некому: отец пропал без вести, на маме четверо детей... И Штоколов уехал домой самовольно...
Метки: борис штоколов |
Ретро-музыка. Старинный романс "Сияла ночь..." ("Тебя любить, обнять и плакать над тобой...") |
Музыка Н. Ширяева
Слова А. Фета
Сияла ночь. Луной был полон сад. Сидели
Мы с тобой в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас, за песнею твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна – любовь, что нет любви иной...
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
Прошли года, томительно и скучно.
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь.
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца и цели нет иной,
А только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!..
1877, слова
не позднее 1883,
Метки: романс "Сияла ночь" |
Опера П.И.Чайковского "Пиковая дама". История написания, сюжет, арии из оперы и лучшие исполнители |
Поразительно, но, прежде чем П.И.Чайковский создал свой трагический оперный шедевр, пушкинская «Пиковая дама» вдохновила Франца Зуппе на сочинение... оперетты (1864); а еще раньше — в 1850 году — одноименную оперу написал французский композитор Жак Франсуа Фроманталь Галеви (впрочем, от Пушкина мало что здесь осталось: либретто написал Скриб, воспользовавшись для этого переводом «Пиковой дамы» на французский язык, сделанным в 1843 году Проспером Мериме; в этой опере имя героя изменено, старуха-графиня превращена в молодую польскую принцессу и так далее). Это, конечно, курьезные обстоятельства, узнать о которых можно лишь из музыкальных энциклопедий — художественной ценности эти произведения не представляют.
Сюжет «Пиковой дамы», предложенный композитору его братом, Модестом Ильичом, не сразу заинтересовал Чайковского (как в свое время и сюжет «Евгения Онегина»), но, когда он все же овладел его воображением, Чайковский стал работать над оперой «с самозабвением и наслаждением» (как и над «Евгением Онегиным»), и опера (в клавире) была написана в поразительно короткий срок — за 44 дня. В письме к Н.Ф. фон Мекк П.И.Чайковский рассказывает, о том, как пришел к мысли писать оперу на этот сюжет: «Случилось это таким образом: брат мой Модест три года тому назад приступил к сочинению либретто на сюжет «Пиковой дамы» по просьбе некоего Кленовского, но сей последний от сочинения музыки в конце концов отказался, почему-то не сладив со своей задачей. Между тем директор театров Всеволожский увлекся мыслью, чтобы я написал на этот самый сюжет оперу и притом непременно к будущему сезону. Он высказал мне это желание, и так как это совпало с моим решением бежать из России в январе и заняться сочинением, то я согласился... мне очень хочется работать, и если удастся хорошо устроиться где-нибудь в уютном уголке за границей — мне кажется, что я свою задачу осилю и к маю представлю в дирекцию клавираусцуг, а летом буду инструментовать его».
Чайковский уехал во Флоренцию и начал работать над «Пиковой дамой» 19 января 1890 года. Сохранившиеся эскизные наброски дают представление о том, как и в какой последовательности протекала работа: на сей раз композитор писал почти «подряд» . Интенсивность этого труда поражает: с 19 по 28 января сочиняется первая картина, с 29 января по 4 февраля — вторая картина, с 5 по 11 февраля — четвертая картина, с 11 по 19 февраля — третья картина и т.д.
Ария Елецкого "Я Вас люблю, люблю безмерно..." в исполнении Юрия Гуляева
Либретто оперы в очень большой степени отличается от оригинала. Произведение Пушкина — прозаическое, либретто — стихотворное, причем со стихами не только либреттиста и самого композитора, но также Державина, Жуковского, Батюшкова. Лиза у Пушкина — бедная воспитанница богатой старухи-графини; у Чайковского она — ее внучка. К тому же возникает никак не проясненный вопрос о ее родителях — кто, где они, что с ними. Германн у Пушкина — из немцев, потому именно таково написание его фамилии, у Чайковского о его немецком происхождении ничего не известно, и в опере «Герман» (с одним «н») воспринимается просто как имя. Князь Елецкий, фигурирующий в опере, у Пушкина отсутствует.
Метки: опера "Пиковая дама" |
История любви в "Приглашении к танцу" Вебера |
"Ничто так не отдаляет от мира, как искусство, и ничто так не приближает к нему, как искусство" (Гёте)
Памятник К.М. фон Веберу в Дрездене
Метки: Вебер немецкие композиторы |
«Пробуждение Флоры» — одноактный балет на музыку Риккардо Дриго |
«Пробуждение Флоры» — одноактный балет на музыку Риккардо Дриго, балетмейстеры Мариус Петипа и Лев Иванов. Создан в 1894 году.
Балет был сочинен в честь бракосочетания великой княжны Ксении Александровны, дочери царствующего императора Александра III, и великого князя Александра Михайловича, внука Николая I (новобрачные состояли в родстве: невеста приходилась двоюродной племянницей своему жениху) и входил в культурную программу, которой потчевали вельможных гостей со всей Европы, прибывших на свадьбу императорского дома.
История создания
Время и традиции требовали, чтобы свадьба царствующего дома проходила как большое государственное празднество, в котором обязательно задействовались императорские театры. И композитор, и хореографы получили задание: создать к бракосочетанию высочайших невесты и жениха короткий балет с простым незамысловатым сюжетом развлекательной формы без сложных психологических образов, что и было сделано.
К этому времени выдающийся русский балетмейстер Мариус Петипа уже находился в весьма почтенном возрасте, ему перевалило за восемьдесят лет, а Лев Иванович Иванов, хоть и являлся значительно моложе, но, по русской традиции, «был почти выжжен алкоголем». Они решили особо не утруждать себя творческими муками — в конце концов, подумаешь, императорская свадьба — чай, на дворе уже конец 19 века, и всяких освободительных движений пруд пруди! Заказную работу они назвали «пустячком» и использовали для неё свои уже наработанные приемы, придуманные ранее для других постановок. Фабулу заимствовали из древнего мифа о любви Зефира, бога легкого летнего ветра, и Флоры - нимфы плодов и садов, покровительницы растений.
|
Ретро-музыка. Старинный замечательный романс "Средь шумного бала..." |
Музыка Петра Чайковского, слова Алексея Толстого.
Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.
Лишь очи печально глядели,
А голос так дивно звучал,
Как звон отдаленной свирели,
Как моря играющий вал.
Мне стан твой понравился тонкий
И весь твой задумчивый вид;
А смех твой, и грустный и звонкий,
С тех пор в моем сердце звучит.
В часы одинокие ночи
Люблю я, усталый, прилечь, —
Я вижу печальные очи,
Я слышу веселую речь;
И грустно я так засыпаю,
И в грезах неведомых сплю…
Люблю ли тебя — я не знаю,
Но кажется мне, что люблю.
Потрясающий Георг Отс!
Автор стихов — граф Алексей Константинович Толстой (1817—1875), русский писатель, поэт, драматург из рода Толстых.
Метки: романс средь шумного бала |
Великий бас-профундо Михайлов Максим Дормидонтович |
Это было в 1931 году. На сцене Радиотеатра шла репетиция оперы Даргомыжского «Каменный гость». Многие присутствовавшие в зрительном зале пришли послушать впервые выступающего на оперной сцене певца Максима Дормидонтовича Михайлова. Появлению этого певца на радио предшествовала молва о его исключительном голосе. И действительно, первые же звуки голоса Михайлова, певшего партию монаха, заставили насторожиться. Когда же, произнося нараставшую в высоте и силе звучания фразу: «Развратным, бессовестным, безбожным Дон-Жуаном» — Михайлов взял до-диез, все были поражены. Казалось, что со сцены исходит какая-то сила, придавившая присутствовавших в зрительном зале. Звук яркий и густой, прозвучал, как колокол. Одного этого до-диез было достаточно, чтобы оценить исключительный голосовой материал певца. В ноябре 1932 года Михайлов был зачислен в труппу Большого театра.
Максим Дормидонтович Михайлов, сын крестьянина деревни Кольцовки Казанской губернии, родился в 1893 году.
«Отец решил меня учить и, как раньше говорили, отдать в люди из деревни», — рассказывает певец о ранних годах своего детства.
После окончания сельской школы, где Максим Михайлов проучился три года, его перевели в земскую школу. Здесь Михайлов впервые попал в хор. Учитель заметил, что у мальчика хорошее сопрано, и вскоре выдвинул его в солисты и запевалы.
М. Д. Михайлов заканчивал земскую школу, когда в село приехал учитель двухклассной школы Константин Николаевич Поливанов. Он преподавал географию и пение. Имя этого человека Михайлов вспоминает с огромной любовью. Поливанов научил его любить пение и первый указал путь к его будущему призванию.
Михайлов в школе был солистом в хоре. Подошло время, когда голос стал «ломаться». Этому периоду предшествовала и перемена в тембре голоса. Михайлов рассказывает, что в это время его считали тенором. В нескольких трио, как, например: «На Севере диком» и «Ночевала тучка золотая», он пел теноровую партию. Поливанов почувствовал в мальчике задатки будущего настоящего певца.
Метки: михайлов максим дормидонтович |
Ретро-музыка. Старая неаполитанская песня "Говори мне о любви.."("Что ж ты опустила глаза...") |
Радость, как птица,
Впорхнула в оконце мое,
И золотится
Весенним лучом, и поет.
Голос твой милый
Наполнил и сердце, и дом.
Робость и силу
Я вижу во взгляде простом,
Дорогом.
Что ж ты опустила глаза?
Разве я неправду сказал?
Разве устами алыми
Ласковых встреч не искали мы?
Что ж ты опустила глаза?
Разве я неправду сказал?
Ты о любви шептала мне...
Что ж ты опустила глаза?
Солнце и ветер
Нам лица сожгут, закалят.
Весел и светел,
И радостен будет твой взгляд.
Шепот стыдливый
Заменит горячая речь.
Нетерпеливо
С тобою мы ждать будем встреч,
Нежных встреч.
Что ж ты опустила глаза?
Разве я неправду сказал?
Разве устами алыми
Ласковых встреч не искали мы?
Что ж ты опустила глаза?
Разве я неправду сказал?
Ты о любви шептала мне...
Что ж ты опустила глаза?
Ты о любви шептала мне...
Что ж ты опустила глаза?
Метки: говори мне о любви |
Сегодня исполнилось 95 лет со дня рождения Майи Плисецкой |
Несколько недель назад она была с мужем на премьере его оперы в Мариинском театре. Накануне она пила пиво и ходила на футбол – за несколько десятилетий жизни в Мюнхене полюбив первое и привезя из Москвы любовь ко второму. Была обычная жизнь необычной, легендарной, удивительной женщины. Жизнь, которая закончилась 2 мая 2015 года.
Жизнь Майи Плисецкой.
Майя Михайловна Плисецкая родилась в Москве 20 ноября 1925 года. Отец был управленцем, мать – актрисой немого кино. Первый выход на сцену будущая легенда совершила в 7 лет на Шпицбергене, где семья жила из-за работы отца, в любительской оперной постановке. В 1934 году Майю отдают в Московское хореографическое училище. С миром танца девочка была знакома весьма близко – ее тетя и дядя по матери были артистами балета.
Метки: Плисецкая |
Habent sua fata melodia - Мелодии имеют свою судьбу |
Метки: Варламов русские композиторы история песни |
"Не могу без слёз слушать "Соловья!" |
”Я не могу без слез слушать «Соловья» Алябьева!”, — восклицал музыкальный гений П.И.Чайковский. Многие в России и до сих пор не могут слушать равнодушно эту замечательную песню-романс, истинное воплощение русского лиризма. Облетевший весь мир «Соловей» Алябьева не потерял чарующей прелести, украшая и сегодня репертуары колоратурных сопрано, русских и иностранных.
Очень хорошо известной в 19 веке была музыка композитора Александра Александровича Алябьева
...В один из студеных февральских дней 1825 года московский народ наблюдал странную картину: в кованые двери московской городской тюрьмы, расположенной недалеко от Кремля, здоровенные молодцы затаскивали старинное фортепьяно с бронзовыми подсвечниками. Крышка то и дело открывалась, показывая желтые зубы клавиш, носильщики кряхтели, а прохожие шутили: не тюрьма, а консерватория!
Метки: романс соловей |
Опера Гуно "Фауст". История создания, любимые арии и исполнители, интересные факты |
Я опять пишу несколько строк в начале поста. Дело в том, что я просто не просмотрела, кто уже писал про эту оперу Гуно, потому что источник у нас один и тот же. Но я очень люблю эту оперу! Я с таким тщанием подбирала исполнителей, чтобы они были и редкими, и одновременно известными! С трудом удалось найти всех тех, кто составлял гордость нашей русской оперы (советской!). И главное- ведь они все тогда пели на русском языке, поэтому так хорошо были знакомы слова всех арий абсолютно всем любителям оперы! Прошу прощения, если я повторюсь, но не смогла удержаться!
Легенда о докторе Фаустусе — это, по-видимому, идеальный сюжет, привлекающий как драматургов, так и композиторов. Марло и Гете написали великие трагедии на этот сюжет. Это не считая примерно тридцати менее крупных драматургов, создавших по нему пьесы. Однажды Бетховен был увлечен идеей сочинить оперу на этот сюжет. Вагнер сочинил увертюру «Фауст». Лист — кантату. А Берлиоз, Бойто и Гуно создали каждый свою замечательную оперу на этот сюжет. Трактовка Гуно этого сюжета безусловно самая популярная из всех существующих, а во многих отношениях и лучшая. Она основана - в большей степени, чем признает большинство критиков - на первой части гетевской трагедии, и ее темой является, конечно же, тема продажи старым немецким ученым-философом своей души дьяволу за возвращенную ему молодость.
Сюжет
Старый ученый, сидящий в своем кабинете, сокрушается, что все его знания ничего ему не дали. Он готов принять яд, чтобы умереть. В отчаянии Фауст призывает дьявола (Сатану) и, к великому изумлению Фауста, является Мефистофель. Фауст выкрикивает свое желание, чтобы нему возвратилась его счастливая юность!Философ готов подписать договор. На земле Мефистофель будет служить ему во всем. Но в преисподней хозяином будет он, дьявол. Быстрое подписание договора, и Фауст преображается в цветущего юношу в изысканном костюме.
В Лейпциге праздничное оживление. Весело пируют горожане, горожанки, солдаты и студенты. Валентин, брат Маргариты, в более серьезном настроении. Он уходит на войну, и его волнует судьба сестры: кто о ней позаботится, кто защитит ее?
Метки: опера Фауст История создания |
Французский композитор Родольф Крейцер. Два скрипичных концерта |
Крейцер Родольф - Французский скрипач, композитор и дирижёр, представитель так называемой парижской скрипичной школы.
Имя Родольфа Крейцера известно как музыкантам, так и литераторам. Первым — главным образом, по названию одной из лучших скрипичных сонат Бетховена, вторым — по знаменитой повести Льва Николаевича Толстого. Однако при жизни Крейцер пользовался славой, как крупнейший представитель французской классической скрипичной школы.
Крейцер родился в Версале 16 ноября 1766 года. Его отец, родом из Германии, зарабатывал на жизнь игрой в придворном оркестре и был рад, что сможет в будущем передать свое ремесло сыну, у которого очень рано обнаружились незаурядные музыкальные способности. Видя, однако, что для обучения мальчика собственных знаний не хватает, он счел благоразумным вверить его судьбу Я. А. Стамицу — опытному чешскому скрипачу, приехавшему в 1772 году в Париж из Мангеймской капеллы, в те времена лучшей в Европе. Стамиц был коллегой отца Родольфа по капелле Марии Антуанетты.
Метки: Крейцер французские композиторы |
Ретро-музыка. История создания романса "Утро туманное. утро седое..." |
Музыка Аркадия Абазы
Слова Ивана Тургенева
Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые…
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.
Вспомнишь обильные, страстные речи,
Взгляды, так жадно, так робко ловимые,
Первые встречи, последние встречи,
Тихого голоса звуки любимые.
Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,
Многое вспомнишь родное, далекое,
Слушая говор колес непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое.
ноябрь 1843, слова
Поет Валерий Агафонов
Оригинальное заглавие стихотворения - "В дороге", посвящено Полине Виардо (1821-1910), испанской певице, музе Тургенева, и написано в год их встречи.
В ноябре 1843 года Тургенев встретил в доме Демидова в Петербурге Полину Виардо и поcвятил ей стихотворение "В дороге", написанное под впечатлением разрыва с Татьяной Бакуниной.
Метки: романс |
Триумф виолончели. Бернхард Ромберг |
12 или 13 ноября 1767 - 13 августа 1841
Метки: Ромберг Бернхард немецкие композиторы |
В гостях у Муслима Магомаева. Рассказ о Тито Гобби |
Как-то довольно давно, чуть ли не 10 лет тому назад, я попала на сайт "В гостях у Муслима Магомаева". Поскольку там оказался рассказ Муслима о моей любимой "поющей паре золотого века Голливуда" Жанетт МакДоналд и Эдди Нельсоне, я очень заинтересовалась этим сайтом. И обнаружила, что Муслим Магомаев постоянно вел эту передачу со Святославом Бэлзой о всемирно известных кумирах, замечательных певцов 20-го века! Я увидела в его передачах встречу и рассказ о Тито Гобби, и далее о Марио дель Монако, о Фрэнке Синатре, о Хосе Каррерасе, несколько позже о Монсеррат Кабалье, о Марио Ланца, даже о Робертино Лоретти, об Элвисе Пресли и т.д.
Святослав Бэлза рассказывал, что Магомаев всю свою жизнь собирал пластинки, затем кассеты, затем диски с записями самых известных мировых знаменитостях. И сейчас его фонотека стала самой обширной среди всех меломанов и самой интересной, поскольку Муслим не только давал прослушать все записи, но и собирал по крупицам сведения о певцах! И все это преподносилось с большой любовью и восхищением как голосами, так и их творчеством и даже личной жизнью.
Поскольку мне удалось найти ссылку на передачу про Тито Гобби по ютьюбу, а не по коду, который имеется у всех видеороликов, но не всегда подходит к Лиру, я сегодня с трудом, но все же нашла эту запись именно в ютьюбе и хочу предложить вашему вниманию!
Все встречи, про которые я вам сказала, очень интересные и познавательные! Конечно, мы все можем взять из википедии или из "Поиска" материалы про певцов, можем найти записи их исполнений, но уверяю вас, что такой души в этих материалах вы никогда не найдете! Удивительные были те вечера встреч с нашим знаменитым певцом! Предлагаю вашему вниманию один из вечеров.
Метки: Тито Гобби Муслим Магомаев |
Забытое имя прекрасной балерины Мариинского театра и актрисы кино Ольги Заботкиной |
Ольга Заботкина родилась в Ленинграде, за 5 лет до начала Великой Отечественной войны. Ее отец был инженером, а мать происходила из знатного сословия – она была дочерью действительного статского советника Михаила фон Левенштерна, а работала всю жизнь экскурсоводом в Ленинградском музее этнографии народов СССР. Семья Ольги прошла через блокаду, в результате которой девочка в 1942 г. потеряла отца.
Балет был главным увлечением Ольги с самого детства. Правда, поступление в детский интернат для балерин стало для нее спасением от голода – там учениц кормили, а в тяжелые военные и послевоенные годы это было для семьи единственным выходом. Ее физические данные – природная грация, высокий рост, изящество – были отмечены педагогами, и в 1953 г. Заботкина окончила балетное училище им. А. Вагановой. После этого ее приняли в труппу Ленинградского театра им. Кирова (ныне – Мариинской театр), на сцене которого она выступала на протяжении почти 25 лет.
Метки: балерина и актриса Ольга Заботкина |
Два чудесных вальса итальянского композитора Энрико Росси |
Энрико Росси
Об этом итальянском композиторе известно до обидного мало. Родился
в конце XIX века. Либо происходил из семьи итальянских эмигрантов в
США, либо сам эмигрировал в эту страну в начале ХХ века. Сотрудничал
сначала со студией Victor (Victor Talking Machine Company), затем — с
компанией Columbia Phonograph (США). Довольно
типичная схема поведения итальянских композиторов и исполнителей в
Соединенных Штатах в ту эпоху. Был автором танцевальной музыки, в том
числе двух красивейших вальсов: "Память цветов" и"Пламенное серце"
Первый вальс был в свое время едва ли не
более популярен в СССР, чем второй. Написан в конце 20-х годов 20 века. Мелодия второго ничуть не уступает по красоте и лиричности. Однако судьба этих вальсов не только в нашей стране, но и вообще в мире сложилась по-разному. Вальс «Пламенное сердце» оказался почти полностью забыт. А жаль...
Метки: Росси Энрико |
Химия + Музыка =... 187 лет со дня рождения Александра Порфирьевича Бородина |
Будучи автором гениальных музыкальных сочинений, каждое из которых занимает значительное место в истории музыки, А.П. Бородин, кроме того, был выдающимся ученым - химиком, чьи достижения сыграли важную роль в развитии химической науки, а также выдающимся педагогом и общественным деятелем.
12 ноября 1833 - 27 февраля 1887
Феноменальна и личность А. П. Бородина. Его неповторимо яркая человеческая индивидуальность раскрывалась в самых различных своих проявлениях – в педагогической, в научно-исследовательской, общественной, творческой деятельности. И несмотря на такое многообразие различных сфер этой деятельности, поражает цельность его личности, «у которой никаких деланных принципов не было, - отмечал его ученик, а затем ученый-химик А.П. Дианин, - все поступки вытекали прямо из его богато одарённой натуры». Музыкальный критик Н.Д. Кашкин вспоминал о композиторе так: «Бородин располагал к себе всех, кому приходилось с ним встречаться». Чайковский после смерти Бородина писал Стасову: «Покойный оставил во мне самое симпатичное воспоминание. Мне чрезвычайно по душе была его мягкая, утонченная, изящная натура». По словам современников, композитора особенно отличала «удивительная доброта, отзывчивость, сочетавшаяся с непринуждённым остроумием, искренностью и прямотой».
Метки: Бородин русские композиторы |
Ретро-музыка. Любимая всеми, самая известная "Ночная серенада" Шуберта |
Сначала пара слов о моем посте.
Я знаю, что в сообществе любителей классической музыки это произведение Шуберта давно известно. Наверняка в нескольких вариантах. Я все-таки рискнула предложить вам еще один вариант в моем сочинении поста! Я его написала давно, любителей нашлось много, но время ушло... Поэтому прошу простить меня, если я все-таки вновь помещаю свой пост такой знаменитой и любимой серенады!
Музыка Франца Шуберта
Слова Людвига Рельштаба, перевод Николая Огарева
Песнь моя летит с мольбою
Тихо в час ночной.
В рощу легкою стопою
Ты приди, друг мой.
При луне шумят уныло
Листья в поздний час, (2)
И никто, о друг мой милый,
Не услышит нас. (2)
Слышишь, в роще зазвучали
Песни соловья?
Звуки их, полны печали,
Молят за меня!
В них понятно все томленье,
Вся тоска любви, (2)
И наводят умиленье
На душу они.* (2)
Дай же доступ их призванью
Ты в душе своей,
И на тайное свиданье
Ты приди скорей,
Ты приди скорей.
Приди скорей!
*В ряде изданий: "На меня они..."
<1840-1841>, перевод
Метки: серенада Шуберта |
Хор пленных иудеев из оперы Джузеппе Верди "Набукко" и фильм "Джузеппе Верди" 1953 года |
Когда-то очень давно, в 1958 году, когда мне было 18 лет, в Союзе показали фильм "Джузеппе Верди", снятый аж в 1957 году. Я помню, что он произвел на меня огромное впечатление! Не музыкой, нет, тогда я её еще не понимала. Меня поразил сюжет, красивая любовь... К тому времени я уже успела прочитать "Даму с камелиями" Дюма-сына, почти все известные романы Виктора Гюго. Поэтому, например, "Заздравная" из оперы "Травиатта" была мне знакома. Мы с подружкой восхищались (смешно сейчас вспомнить)... ногами певца, исполнявшего песенку герцога. Мы даже тогда не знали, кто же он был, тот певец?
Тот фильм оставил такое впечатление сильное, что много лет спустя, когда я стала вспоминать и собирать на отдельные диски, потом на флешку, все "трофейные" фильмы, все фильмы тех лет, которые помнила, мне пришел на ум и этот. Удивительно, но я его нашла сразу. И сразу же скачала. И тут же посмотрела. И...в какой же восторг привел меня весь фильм и своим сюжетом, и актерами, а главное- знаменитыми на весь мир певцами Тито Гобби и Марио дель Монако! Потом вышел сериал про Верди. Но по мне нет никакого сравнения! Настолько лучше был тот первый фильм.
В фильме шел рассказ о жизни Джузеппе Верди. Сначала он с женой и маленьким сыном переехал в Милан. Он собирался показать свою первую комическую оперу одному из владельцев оперного театра. Устроились они с трудом, денег особых не было, была одна надежда на постановку оперы. Владелец театра ухватился за нового композитора, поставил оперу и... она с треском провалилась! Ведь Верди подражал Россини в то время. Семья оказалась без средств к существованию. И тут тяжело заболел их сын, который буквально сгорел. Умер через несколько дней. В отчаянии Верди взялся писать новую комическую оперу. Не было других предложений. И здесь его ждал провал... Однажды жена вечером пошла в ломбард, чтобы заложить остаток всех своих драгоценностей. Вернувшись, она заболела, т.к. промокла под дождем. И тоже умирает. Перед смертью она отдает свое обручальное кольцо своему отцу и просит его передать это кольцо той, которая будет достойна Верди.
Метки: хор иудеев из оперы "Набукко" |
Эрманно Вольф-Феррари. Концерт для скрипки с оркестром оп.26 |
Эрманно Вольф-Феррари (12 января 1876, Венеция — 21 января 1948, там же) — итало-немецкий композитор, известный в основном благодаря своим комическим операм.
Герман Фридрих Вольф родился в итальянско-немецкой семье. Его отцом был немецкий художник Август Вольф, а матерью — итальянка Эмилия Феррари. Несмотря на то, что его обучали музыке с раннего детства, Эрманно в юности хотел стать художником, как его отец. Он усердно изучал живопись в Венеции, а затем отец отослал его для продолжения образования сначала в Рим, а потом в Мюнхен. Здесь Вольф серьёзно заинтересовался музыкой и поступил в Мюнхенскую консерваторию, где посещал занятия по контрапункту и композиции. Постепенно занятия музыкой вытеснили живопись, и Вольф стал музыкантом.
Метки: Вольф-Феррари концерт для скрипки с оркестром |
Русский композитор Александр Порфирьевич Бородин |
Александр Бородин родился 12 ноября 1833 года в городе Санкт-Петербург
Музыка Бородина... возбуждает ощущение силы, бодрости, света; в ней могучее дыхание, размах, ширь, простор; в ней гармоничное здоровое чувство жизни, радость от сознания, что живешь.
Б. Асафьев
А. Бородин является одним из замечательных представителей русской культуры второй половины XIX в.: гениальный композитор, выдающийся ученый-химик, активный общественный деятель, педагог, дирижер, музыкальный критик, он проявил также и незаурядное литературное дарование. Однако в историю мировой культуры Бородин вошел прежде всего как композитор. Им создано не так уж много произведений, но их отличает глубина и богатство содержания, разнообразие жанров, классическая стройность форм. Большинство из них связано с русским эпосом, с повествованием о героических подвигах народа. Есть у Бородина и страницы сердечной, задушевной лирики, не чужды ему шутка, мягкий юмор. Продолжая традиции M. Глинки, в частности его оперы «Руслан и Людмила», Бородин создал русскую эпическую симфонию, а также утвердил тип русской эпической оперы.
Метки: Бородин русские композиторы |
Ретро-музыка. Старинный романс-вальс "Когда умирает любовь..." |
Вчера посмотрела по телевизору старый французский фильм "Большие манёвры" с Жераром Филиппом и Мишель Морган 1955 года.
Потрясающий фильм! Все-таки французский кинематограф в 50-х годах был на высоте! Кто видел этот фильм, вспомнит наверняка и последнюю встречу героев в карете, когда Арман просит Марию-Луизу открыть окно в тот момент, когда его полк будет идти мимо. Она соглашается, но уже знала об этом мерзком пари.
Но меня поразило другое: я вдруг вспоминать стала слова изумительного вальса французского композитора Октава Кремье, который танцевали на балу герои!
Одного не могла вспомнить: кто же исполнял этот дивный романс? И я стала искать. Увы, русского текста слов поэта Вьевегера так и не нашла, только было упоминание, что на русский язык перевела Наталья Рождественская. Среди исполнительниц сразу же выделила Надежду Обухову и тут же подумала, что это она пела в то время, когда мне запали в память слова.
Метки: романс-вальс |
Музыкальный голос Венгрии - Ференц Эркель |
Середина XIX века - время расцвета национальной оперы. Так же как Станислав Монюшко в Польше, Бедржих Сметана в Чехии, Ференц Эркель является основоположником венгерской национальной оперы.
Худ. Alajos Györgyi Giergl - Портрет Ференца Эркеля, 1850-е годы
Метки: Эркель Ференц |
Ретро-музыка. Оскар Строк "Моё последнее танго" |
Музыка Оскара Строка
Слова Александра Перфильева
Помнишь эту встречу с тобой
В прекрасном теплом Марселе,
Где мы с тобою сидели?
В берег бился синий прибой,
Но все умчалось, точно сон.
Стан твой нежный я обнимал
И твой ротик целовал.
Не забыть той встречи с тобой,
Когда прощалась ты со мной.
Прощай, прощай!
Прощай, моя родная!
Тебе я шлю мое последнее танго.
Я так любил тебя, я так страдаю,
Но ты не знала сердца моего.
Прощай, прощай!
Прощай, моя родная!
Не полюбить мне в жизни больше никого.
И о тебе одной лишь вспоминаю я
И шлю мое последнее танго.
Из репертуара Петра Лещенко .
«Мое последнее танго» (в действительности, одно из первых танго Строка) написано в конце 1931 года в рижской тюрьме, куда композитор угодил за долги после неудачной попытки открытия собственного артистического ресторана «Барберина». Это одна из песен, написанных Оскаром Строком и Марком Марьяновским в начале 1930-х в Риге и вошедших в репертуар начинающего вокальную карьеру Петра Лещенко.
Метки: оскар строк танго Строк Оскар танго |
Ретро-музыка. Немного Италии и Неаполя:"Скажите, девушки, подружке вашей..." |
Музыка Родольфо Фальво
Русский текст Михаила Улицкого
Скажите, девушки, подружке вашей,
Что я не сплю ночей, о ней мечтаю,
Что всех красавиц она милей и краше,
Я сам хотел признаться ей,
Но слов я не нашёл.
Очей прекрасных огонь я обожаю,
И на земле иного я счастья не желаю,
Что нежной страстью, как цепью, я окован,
Что без нее в душе моей тревоги не унять.
Когда б я только смелости набрался,
Я б ей сказал: «Напрасно ты скрываешь,
Что нежной страстью ко мне сама пылаешь.
Расстанься с глупой маской и сердце мне открой».
Очей прелестных огонь я обожаю,
И на земле иного я счастья не желаю,
К тебе я страстью как цепью прикован,
Хочу тебе всю жизнь отдать, одной тобой дышать...
Поет Сергей Лемешев
Метки: песня Скажите девушки... |
Цискаридзе шутит... |
Дорогие друзья-сообщники!
Меня укорили в том, что я не назвала своего имени. Мой ник необычный, он просто взят по детскому прозвищу.
Звать меня Валерия Витольдовна Польская, мне 80 лет, для всех друзей остаюсь просто Валерией. Так и прошу обращаться ко мне.
Я прошу у всех прощения, что сразу не представилась. Надеюсь, теперь все недоразумения исчезнут.
Благодарю, что не сильно ругаете меня за такое упущение...
Ваша Валерия
Метки: Цискаридзе юмор |
Ко дню рождения Пахмутовой Александры Николаевны |
Пахмутова Александра Николаевна – легенда советской музыки, композитор, пианистка. Написала более 400 песен, большая часть из которых стала символом эпохи СССР, их исполняли звезды эстрады первой величины и крутили на всех радиостанциях страны. В советский период она была самым востребованным композитором, удостоилась дважды Государственной премии СССР, премии имени Ленинского комсомола, звания Героя Социалистического Труда и Народной артистки СССР.
Детство
Родилась Александра 9 ноября 1929 года под Сталинградом в маленьком поселке Бекетовка (сейчас это поселение вошло в городскую черту Волгограда).
Ее папа, Николай Андрианович трудился на местном лесозаводе. Он обожал музыку, хотя никакого специального образования не имел. Самостоятельно обучился игре на балалайке, арфе, скрипке, очень хорошо играл на имеющемся в доме фортепиано.
Мама, Мария Амплеевна работала на электростанции. В семье кроме Али (так родители ласково называли Александру) было еще две дочери и сын.
С ранних лет папа обучал игре на фортепиано и детей. Однажды родители пошли в кинотеатр на музыкальный фильм и взяли с собой трехлетнюю Сашеньку. Вернувшись домой, они пришли в полное изумление, когда малышка уселась за инструмент и точь-в-точь воспроизвела только что услышанную в кино мелодию.
Метки: Пахмутова советские композиторы |
Голоса Консуэло |
Как интересно: в этом мире все взаимосвязано, и в поисках личности, которой посвящен роман «Консуэло», выстроилась цепочка, ведущая из прошлого в настоящее. Я выяснила, что прототипом Консуэло для Жорж Санд послужила не одна певица, а две, причем сестры: Мария Фелиция Гарсия и Мишель Паулин Гарсия. Все знают их под именами Мария Малибран
и Полина Виардо.
Через 200 лет мир чествовал оперную диву Малибран и среди всех меццо сопрано мира выбрали один голос, основываясь на свидетельствах современников, партнеров по сцене и композиторов, работавших тогда с певицей, наиболее похожий на описания голоса Малибран. Представлять певицу и исполнить ее репертуар в городах, где когда-то выступала Мария Малибран, должна была Чечилия Бартоли. Послушайте, как она на концерте «на бис» исполнила в Барселоне, на родине предков Малибран, арию из оперы, написанной отцом певицы, композитором, гитаристом и певцом Мануэлем Гарсия.
И тут же я узнала о Чечилии Бартоли одну любопытную вещь: когда снимался фильм «Кастрат Фаринелли», петь основу голосовой партии, которую потом дополнительно обработали на компьютере для придания неповторимых обертонов и диапазона в 3,1 октавы, пригласили Бартоли. В одном эпизоде наиболее «чистый» голос Чечилии Бартоли дает нам представление о божественном голосе легендарного певца, от которого слушатели иногда падали в обморок. Кстати, Фаринелли – тоже герой романа «Консуэло», который был ее партнером по сцене.
Театр, публика, ее реакция на то, что происходит на сцене – такие же, как описала Жорж Санд в «Консуэло», а если их переодеть в костюмы ампир или викторианские кринолины – то и на спектаклях с участием Малибран. Особенно непосредственно вели себя итальянские зрители в Ла Скала.
Так замкнулся круг. А теперь о Марии Малибран и ее младшей сестричке Полине.
Метки: мария малибран и полина виардо |
Ретро-музыка. Старинный русский романс "Сердце моё, не стучи..." |
Музыка в обр. А.Ривчуна
Слова О.Фадеевой
Ночь принесла нам свежесть,
Отдых от зноя.
Где же ты, друг мой, где же?
Жду так давно я, миг ожиданья долог.
Блещет звездами синий полог,
Небо ночное.
Сердце мое не стучи,
Гордое сердце молчи.
Я шутить над собой не позволю,
Я изменника прочь оттолкну.
И при встрече кивну головою,
Равнодушно и гордо кивну.
Скромный наряд свой белый
Зря я надела.
Что же теперь мне делать,
Что же мне делать?
Мне так обидно, стыдно,
Удержать свое счастье, видно,
Я не сумела.
Сердце мое не стучи,
Бедное сердце молчи.
Пусть не виснет слеза на ресницах,
Пусть гитара смеется, звеня.
Буду петь, танцевать, веселиться,
Он не раз еще вспомнит меня.
Как он со мной был нежен,
Полон вниманья.
Где же ты, друг мой, где же?
С кем на свиданьи? Этого быть не может.
Знаю, я ему всех дороже.
Мой час настанет.
Сердце мое не стучи,
Глупое сердце молчи.
Я люблю и любимому верю,
Он придет ко мне, верность храня.
Он тревожные думы развеет,
Он по-прежнему любит меня.
Был период, когда эту песню-романс можно было слышать из любого открытого окна счастливых советских людей. Пела его прекрасная Изабелла Юрьева.
Метки: романс Изабелла Юрьева |
Ко дню памяти Петра Ильича Чайковского. Опера "«Орлеанская дева» |
Пётр Ильи́ч Чайко́вский (7 мая 1840, пос. Воткинск, Вятская губерния 6 ноября 1893, Санкт-Петербург) — русский композитор, педагог, дирижёр и музыкальный критик. Как композитор-профессионал Чайковский сформировался в 1860—1870 годы, ознаменованные большим подъёмом общественной и культурной жизни Российской империи: многогранным развитием русской музыки, литературы и живописи, расцветом отечественного естествознания, ярких завоеваний в области философии и эстетики.
Славный подвиг героини французского народа Иоанны (Жанны) д’Арк, как сюжет для оперы, заинтересовал Чайковского в 1878 году. Такой интерес возник не случайно.
Метки: Чайковский русские композиторы |
Анекдоты про Энрико Карузо |
Не дай бог, зазнается!
Как-то раз прославленный тенор Анджело Мазини приехал на отдых в Неаполь. Учитель пения, у которого занимался молодой и в ту пору еще никому не известный Карузо, уговорил знаменитость послушать своего ученика.
Карузо исполнил перед Мазини несколько оперных арий. Знаменитый певец слушал его нахмурившись, а потом сказал довольно сухо:
- Вам необходимо еще очень много и упорно трудиться, молодой человек, может быть тогда вам повезет и вы сумеете чего-нибудь добиться... Запомните, что для этого необходимы железная воля и требовательность к себе...
С этими словами знаменитый певец ушел, едва попрощавшись. Карузо был очень расстроен. Однако, разыскав на следующий день учителя Карузо, Мазини сказал ему восторженно:
- Дорогой маэстро! Поздравляю вас! У вашего Карузо самый красивый голос, какой только мне приходилось слышать за всю мою жизнь! Но, умоляю вас, не говорите ему об этом!
- Но почему?
- Не дай Бог, зазнается! Пусть лучше думает, что у него есть кое-какие способности, которые надо развивать ежедневным упорным трудом... Это ему не повредит.
Карузо был человеком весьма остроумным и не лез за словом в карман. Будучи еще начинающим певцом, Энрико выступал на сцене одного маленького итальянского городка и был освистан. Но этим дело не ограничилось: когда он начал петь, из зала в него запустили кочаном капусты...
- Ого, - сказал будущий великий певец,- кто-то уже потерял из-за моего пения голову!
Когда знаменитый тенор Энрико Карузо был в зените своей славы, в большой моде у молодежи была и прическа "под Карузо". Однажды, приехав на гастроли в Испанию, великий тенор зашел в парикмахерскую и попросил, чтобы его постригли, как обычно, "под Карузо". Однако парикмахер, внимательно посмотрев на него, сказал:
- Простите, сеньор, мне мою смелость... Но, хотя эта прическа сейчас весьма модная и все хотят быть подстрижены именно так, лично вам я бы ее не рекомендовал. Она вам не подходит и может настолько испортить вашу внешность, что я, пожалуй, не возьмусь за такую работу...
Метки: великие певцы анекдоты Карузо юмор |
Одно из чудес света - опера "Норма" |
Метки: Беллини итальянские композиторы |
Ретро-музыка. Старинный русский романс "Но я Вас все-таки люблю..." |
Слова и музыка Н. Ленского
Вы мной играете, я вижу,
Смешна для вас любовь моя.
Порою я вас ненавижу,
На вас молюсь порою я,
Вас позабыть, не зная средства,
Я сердцем искренне скорблю,
Хоть в вас царит одно кокетство,
Но я вас все-таки люблю!
Немало душ вы погубили,
Но это вам не все ль равно?
Ах, никогда вы не любили,
И вам любить не суждено!
Надежда мне лишь утешенье?
Да, я надеюсь и терплю.
Бездушны вы, в том нет сомненья,
Но я вас все-таки люблю!
Наступит время, может статься,
К вам в сердце вкрадется любовь,
Вы перестанете смеяться,
И страсть взволнует вашу кровь.
Терзанья ваши сознавая,
Свои мученья искуплю.
Я вам таких же мук желаю,
Но я вас все-таки люблю!
Из репертуара Кэто Джапаридзе (1901-1968)
По более распространенной версии, музыка неизвестного композитора в обр. Н. Артемьева, слова Н. Ленского .
Метки: романс |
Знаменитые певцы. Итальянский драматический баритон певец Джино Беки |
Джино Bechi (16 октября 1913 - 2 февраля 1993 года) в расцвете сил был одним из ведущих исполнителей вердиевского репертуара в Италии, исполнял почти все лирические и драматические роли для баритона. Он родился и учился во Флоренции, дебютировал в Эмполи, в роли Жоржа Жермона в "Травиате" в 1936 году. Затем в 1938 году был приглашён на работу в театр Реале в Риме, и с 1939 по 1953 год пел в театре Ла Скала.
Метки: драматический баритон Джино Беки |
Как я пришла к пониманию и любви классической музыки... |
Здравствуйте, участники сообщества!
Вот подсказали мне про него, я решила найти и попроситься в друзья. Записалась, но странная вещь: в моем дневнике пока это не отразилось. Я хотела зайти через дневник, но... увы. Видимо, надо подождать, пока модератор Лиру выполнит свои обязанности.
Сначала мне бы хотелось немного написать о себе, но не так, как пишут мемуары, хотя в моем дневнике есть целая книга моих воспоминаний под заглавием: "История жизни и приключений одной дамы из прошлого века..." В этой истории я написала о себе все: начиная с детства и кончая сегодняшним днем.
А сегодня для знакомства мне бы хотелось рассказать вам о том, как я пришла к любви классической музыки.
Мы с мамой жили очень бедно, речи не могло быть ни о каком инструменте, чтобы учиться музыке. Но мама обожала классическую музыку и постоянно слушала радио-тарелку. Но я помню свое раннее детство, как ни странно! Вместо колыбельной мама пела этюд №3 Шопена опус 10:
Метки: о любви к музыке классическая музыка |
Людвиг ван Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром №1 |
Сочинение концерта приходится на 1795—1796 годы, но окончательная его версия относится к 1798 году. Если предположить, что концерт ор. 19 создавался Бетховеном для первого публичного выступления в Вене, то ор. 15, вероятно, готовился к гастролям в Праге, где, как полагают, и был впервые показан. Спустя два года, 2 апреля 1800 года, Бетховен его исполнил в Вене на своей академии. Пресса благосклонно отнеслась к новому сочинению, отметив «много красот, особенно в первых двух частях». После того как была исчерпана вся программа, Бетховен импровизировал на тему английского национального гимна. Эта мелодия имела широкое распространение и одно время даже использовалась — с другими, конечно, текстами! — в качестве национального гимна в ряде европейских стран, в их числе и в Австрии. Бетховен ценил данную мелодию и, не удовлетворившись фортепианными вариациями, собирался позже вернуться к ее разработке. В 1813 году он записал в своем дневнике: «Я должен показать англичанам, что за благословение заключается в их гимне». Концерт был опубликован в марте 1801 года. Сохранились три различные каденции Бетховена к первой части, одна из них — очень пространная и виртуозная; имеется краткая каденция и к финалу. Время их записи — не ранее 1804-го, а возможно, и 1809 год.
Текст из сайта "Бельканто"
Метки: Бетховен немецкие композиторы |
Чудесный кларнет в классической музыке |
Как узнать нам, где кларнет,
Дал словарь на то ответ:
Деревянный, духовой,
В виде трубки небольшой,
Чей конец расширен юбкой…
Есть и клапаны на трубке!
Самоний Н.
Кларнет – это необычайно виртуозный инструмент с очень гибким и благородным звуком, напоминающий длинную цилиндрическую трубку. В симфонической сказке «Петя и Волк» С. Прокофьев отвел ему роль кошки, тем самым подчеркнув его бархатистое и мягкое звучание, словно пушистые лапки животного.
Метки: Музыкальные инструменты. Кларнет кларнет |
Роберт Шуман. Симфония №1 |
Симфонии Шумана преимущественно лиричны. Как и Мендельсон, он продолжает линию лирически-жанрового симфонизма Бетховена. Знаменательно, что наиболее яркие и оригинальные образы его симфоний связаны со скерцо (Формы шумановских скерцо обычно трактованы в стиле фортепианных контрастно-рондообразных миниатюр. Они, как правило, имеют два трио.) и медленными романтическими частями программного характера. Сонатные allegro менее ярки, как правило, мало конфликтны и несколько растянуты.
В симфониях Шумана последовательно проявляется одна из ведущих особенностей музыкального искусства XIX века — стремление к передаче противоречивых жизненных явлений в их сложном единстве. В оркестровой сфере это сказалось в той тенденции к непрерывности развития, которая завершилась формированием нового романтического жанра симфонической поэмы.
Шуман отдавал себе отчет в том, что резко разделенная на части архитектоника классицистской формы мало соответствует психологическому искусству XIX века. Вопрос о смене музыкальных форм, в частности о постепенном и непрерывном развитии сонаты и симфонии, обсуждался даже на страницах шумановского журнала. Тенденция к тематическому единству и сквозному развитию осуществляется в разных произведениях Шумана по-разному. Так, например, в Первой симфонии, в увертюре к «Манфреду», в фортепианном квартете главные темы вырастают из тем вступления. Во Второй симфонии третья и четвертая части связаны тематически и, кроме того, общий лейтмотив и своеобразная «лейтинструментовка» (валторны, трубы и тромбоны) встречаются в разных частях цикла.
Метки: Шуман |
Один из рода Бахов - великий композитор Карл Филипп Эмануэль Бах |
Из всего рода Бахов лишь Карл Филипп Эмануэль, второй сын И. С. Баха, и его младший брат Иоганн Кристиан добились при жизни звания «великий». Сыновьям И. С. Баха было суждено жить в переходную эпоху, когда в музыке намечались новые пути, связанные с поисками ее внутренней сущности, самостоятельного места среди других искусств. В этот процесс были вовлечены многие композиторы Италии, Франции, Германии и Чехии, чьи усилия подготовили искусство венских классиков. И в этом ряду ищущих художников особенно выделяется фигура Карла Филиппа Эмануэля Баха.
Главную заслугу Филиппа Эмануэля современники видели в создании «выразительного» или «чувствительного» стиля клавирной музыки. Слушателей трогали взволнованность и изящество сонат и импровизационных фантазий Баха, «говорящие» мелодии, экспрессивная манера игры автора. Первым и единственным учителем музыки Филиппа Эмануэля был отец, который, впрочем, не считал нужным специально готовить к карьере музыканта сына-левшу, игравшего только на клавишных инструментах (более подходящего преемника Иоганн Себастьян видел в своем первенце — Вильгельме Фридемане). По окончании лейпцигской школы Эмануэль изучал право в университетах Лейпцига и Франкфурта на Одере.
Метки: Бах |
Музыкальный словарь. Божественная Чакона |
Чакона инструментальная пьеса, популярная в эпоху Барокко. Представляет собой полифонические вариации на тему, которая в неизменном виде повторяется в басу; верхние голоса при этом разнообразно варьируются.
Особую популярность приобрела чакона для скрипки с басом, приписываемая композитору Т. Витали, и чакона из партиты ре минор И. С. Баха для скрипки соло. Известны также чаконы для органа И. Пахельбеля. Композиторы XVII—XVIII вв. применяли форму чаконы в оперных финалах.
Первоначально чакона была народным танцем, известным в Испании с конца XVI века. Танец исполнялся в сопровождении пения и игры на кастаньетах, в оживленном темпе, с размером 3/4. Имеются данные о его американском (мексиканском, индейском, мулатском) происхождении. Перейдя в XVII веке в придворный балет Франции, чакона приобрела медленный темп, церемонный характер. С XVIII века слово «чакона» стало применяться к нетанцевальным пьесам в форме полифонических вариаций с неизменным басом. Обычно чаконы проникнуты возвышенно-сосредоточенным, иногда трагическим настроением. В XIX веке композиторы почти не обращаются к чаконе; некоторые черты её претворены в таких глубоких сочинениях, как 32 вариации c-moll для фортепиано Бетховена, финал симфонии No. 4 Брамса. Композиторы XX века обращаются к жанру чаконы сравнительно редко.
Метки: Музыкальный словарь. Чакона чакона |