Добро пожаловать в наше Сообщество настоящих любителей классической музыки!
"Музыка может быть доступной любому только тогда, когда девальвируется до примитива. Или если каждый изучит ее язык." (НИКОЛАУС АРНОНКУР)
Шедевры симфонической музыки:Антон Брукнер, Симфония N3 Исполняет Венский ФО, дирижёр Джордж Селл |
Тангейзер: Послушайте довольно редкую видеозапись( не для Ютюба,конечно)) исполнения симфонии N3 Антона Брукнера...Есть и более качественные,и тем более "современные"...Но сегодня этот пост посвящён дирижёру Джорджу Селлу...До встречи...
Американский дирижер и композитор венгерского происхождения. Запомнился в первую очередь своей продолжительной – и в высшей степени плодотворной – работой в качестве музыкального режиссера Кливлендского оркестра (Cleveland Orchestra) и серией записей классических музыкальных композиций, сделанных как в Кливленде, так и совместно с целым рядом других оркестров.
Родился Селл в Будапеште (Budapest), вырос в Вене (Vienna).
Какое-то время он готовился стать пианистом; наставником его на этом поприще был Рихард Роберт (Richard Robert). Именно в тот период Джордж познакомился и подружился с другим учеником Роберта, Рудольфом Серкином (Rudolf Serkin); дружба эта положила начало весьма и весьма успешному сотрудничеству.
Одним лишь фортепиано Селл ограничиваться не стал – сам Мандичевский (Eusebius Mandyczewski), один из друзей Брамса (Brahms), учил его искусству композитора. До наших дней композиторские экзерсисы Джорджа практически не дошли, однако в свое время они оказались в высшей степени неплохими – уже в 14 лет Селл получил эксклюзивный контракт на 10 лет с венским 'Universal Edition'.
Параллельно с написанием собственных произведений, Джордж занимался аранжировкой – в частности, ему довелось создать достаточно оригинальную аранжировку одного из произведений Бедржиха Сметаны (Bedřich Smetana).
Метки: Брукнер Селл Джордж дирижёры |
Непризнанный гений. К 43-ей годовщине дня рождения Алексея Султанова. |
7 августа Алексею Султанову исполнилось бы 43 года. Его нет вот уже 7 лет. Он ушёл из жизни, когда ему исполнилось всего 35...Почему я пишу об этом гениальном пианисте, не признанным нашей страной? Потому, что впервые увидела и услышала его игру, когда ему едва исполнилось 8 лет, а играл он Концерт №28 Вольфганга Амадея Моцарта, и,между прочим, играл с Государственным симфоническим оркестром Узбекистана. С тех самых пор я внимательно следила за творчеством пианиста и все его победы и беды переживала, как свои.
Метки: Султанов Алексей |
Анна Нетребко и Юрий Темирканов |
Концерт в Большом зале Санкт-Петербургской Филармонии посвящённый 300-летию Санкт-Петербурга
Пуччини - "Богема" - ария "Quando Men Vo"
Метки: Jonas Kaufmann Erwin Schrott Юрий Темирканов Дворжак Верди Нетребко Анна |
Иоганн Себастьян Бах. Прелюдия |
Иоганн Себастьян Бах — великий немецкий композитор XVIII века. Прошло уже более двухсот пятидесяти лет со дня смерти Баха, а интерес к его музыке всё возрастает. При жизни композитор не получил заслуженного признания. Интерес к музыке Баха возник почти сто лет спустя после смерти: в 1829 году под управлением немецкого композитора Мендельсона впервые было публично исполнено величайшее произведение Баха — «Страсти по Матфею» и впервые в Германии было издано полное собрание Баха сочинений.
Музыканты всего мира играют Баха, поражаясь красоте и вдохновению, мастерству и совершенству.
«Не ручей! — Море должно быть ему имя», — сказал о Бахе великий Бетховен.
Откуда рождается и из чего делается великая музыка, философия, поэзия, живопись, архитектура и политика? Из экстаза, который есть наш выход из самих себя, переход к иному, трансгрессия, пере-ступание. «Ремесло Экстаза» - программа Михаила Аркадьева о вечных вопросах и тайнах творчества и мысли.
Хоральная прелюдия фа-минор Иогана Себастьяна Баха в аранжировке Эдуарда Артемьева в фильме Андрея Тарковского "Солярис", снятом по мотивам одноименного романа Станислава Лема...
Метки: Бах прелюдия |
Музыкант барокко... Глен Гульд... |
Тангейзер:Сегодня я решил предложить вам вспомнить одного из самых загадочных и талантливых пианистов 20-ого века...Глена Гульда...В начале нашёл фильм замечательного документалиста Бруно Монсенжона(у него несколько фильмов о музыкантах,в т.ч и о нашем С.Т.Рихтере),а затем вот этот текстовый материал известного специалиста-музыковеда Александра Майкапара...Это он перевёл знаменитую книгу "100 великих опер" Генри У.Саймона и сам дописал часть о русских операх.(Эта замечательная книга уверен,в библиотеке почти каждого дилетанта-оперомана)).Статья вышла давно...через год после смерти Глена Гульда и тем она ценнее...А из под пера такого автора,тем более.Надеюсь,что материалы этого поста вам будут полезны и с познавательной т.з и просто потому,что они интересны...) Видео и аудио игры самого Глена Гульда в интернете хватает...Уверен,что они не раз появятся и в нашем Сообществе...До встречи...
Недавно ушедший из жизни Глен Гульд - ярчайшая фигура в пианистическом искусстве второй половины XX века, пианист, заставивший пересмотреть многие традиционные представления о фортепианном исполнительстве. Его интерпретация произведений Баха произвела подлинный переворот во взглядах на стиль исполнения музыки великого мастера. Не о всяком даже очень крупном музыканте можно сказать это. Гульд настолько оригинален, что все попытки подражать ему оказались безуспешны.
И если верен афоризм Бюффона "стиль - это человек", то для того, чтобы глубже понять стиль Гульда, надо больше узнать о нем как о личности. Тогда полнее раскроется творческое кредо музыканта, станет яснее его выбор репертуара - порой довольно неожиданный, основу которого составляли Бах и композиторы Новой венской школы (Шенберг, Веберн, Берг), найдут оправдание многие "странности" его манеры игры. "Только огромнейший талант, большой мастер, высокий дух и глубокая душа могут так постигать и передавать "старину" и "сегодняшний день", как это делает Глен Гульд", - писал Генрих Нейгауз после первого концерта в Москве совсем еще юного музыканта.
Несмотря на неослабевающий интерес к искусству Гульда, у нас не было издано ни одного обстоятельного исследования о нем, почти ничего из его опубликованных работ и интервью не переведено на русский язык. Цель статьи - познакомить читателя с самим Гульдом и его суждениями - порой спорными, но всегда интересными - о музыке и исполнительском искусстве.
Метки: великие музыканты |
Соната №2 Бетховена и рассказ А. И. Куприна «Гранатовый браслет». |
Иногда с выдающимися музыкальными произведениями происходят странные вещи. Они, будучи с самого их создания выдающимися, какое-то время проводят в тени, вне широкого внимания публики. Кажется, нужен какой-то знак, какая-то искорка, которая высветит для широких масс это гениальное произведение, откроет заново, даст вторую жизнь. И часто роль этого знака, этой искорки играет кино. Спросите у кого-нибудь, знает ли он хоральную прелюдию И.С. Баха Фа-минор, вряд ли вы услышите утвердительный ответ. Но, стоит вам лишь намекнуть на связь этого произведения с кинофильмом «Солярис», как вы тут же получите положительный ответ.
Сегодня речь пойдет о произведении, которое тоже обрело вторую жизнь благодаря вначале книге, а затем кинофильму. Речь идет о фортепианной сонате Людвига ван Бетховена №2, о замечательном рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет» и фильме, поставленном на его основе. Рассказ А.И.Куприна - одна из самых трогательных и печальных историй о любви. В ее основу был положен реальный случай, о котором довелось узнать писателю. Возникает вопрос, всегда ли так происходит, всегда ли музыка, звучащая в кино дает вторую жизнь музыке? Думаю, не всегда, такое происходит только в хорошо поставленных фильмах, в фильмах, достойных. Это вполне логично, ведь в дальнейшем музыка будет ассоциироваться с фильмом, и если он того не стоит, музыка тут же забудется, сотрется из памяти. Согласен с теми, кто считает, что музыка Баха, Бетховена, как и другая классическая музыка не нуждается в рекламе, она гениальна сама по себе. Речь идет о другом, о том, как приблизить и сделать эту музыку доступной и понятной миллионам людей, которые пока не научились понимать такую музыку.
Иногда бывает, что режиссер фильма, сам, по желанию вставляет в свою работу классическую мелодию, в фильме «Гранатовый браслет» мы имеем дело с другой постановкой вопроса. Соната Л. ван Бетховена, вернее, ее вторая часть, лежит в основе рассказа А.И. Куприна.
Пересказывать содержание замечательного рассказа я не берусь. Те, кто до сих пор не прочел его, могут это сделать сейчас, он небольшой, ссылка тут. Если либретто оперы еще можно пересказать, то чтобы пересказать рассказ А.И. Куприна нужно быть А.И. Куприным, не иначе.
Метки: Бетховен |
Прелюдии и сюиты Клода Дебюсси |
Клод Ашиль Дебюсси ( 1862 -1918 ) учился в Парижской консерватории у А.Ф.Мармонтеля ( фортепиано) и Э.Гиро ( композиция ). Ещё будучи студентом консерватории, Дебюсси сопровождал в качестве домашнего пианиста российскую меценатку Н. фон Мекк в её путешествии по Европе, провёл лето 1881 и 1882 годов в имении фон Мекк - Браилове и в Москве. Дебюсси познакомился с произведениями Мусоргского, Римского - Корсакова, оставившими след в формировании творческих установок композитора. Сделал фортепианное переложение трёх танцев из балета Чайковского "Лебединое озеро". В 1884 году при окончании консерватории Дебюсси получил Римскую премию за кантату "Блудный сын" и уехал на три года в Италию.
По возвращении в Париж Дебюсси примкнул к литературному кружку символистов, возглавяемому поэтом Стефаном Малларме. В 1884 году композитор создаёт симфонический прелюд по эклоге Малларме "Послеполуденный отдых фавна".
Послеполуденный отдых фавна
Леонард Бернстайн - Бостонский симфонический оркестр
Метки: Дебюсси |
Певицы, покорившие мир |
iskusstvo-zvuka.livejournal.com
Это мои воспоминания о певицах, покоривших меня когда-то. Столько лет прошло, а я до сих времён помню восторг, который остался со мной навсегда. Они появились почти одновременно и сразу покорили почитателей вокального искусства. В те времена у нас дома было только радио. Разница во времени с Москвой - я жила тогда в Ташкенте - была 3 часа. Концерты и спектакли транслировались после 21.00, а у нас уже наступала полночь. Вот и сидела я затаившись возле репродуктора, прижавшись ухом к самому динамику, почти до утра. Иногда сильно попадало от мамы - ведь утром нужно идти в школу...
Теперь эти имена знакомы немногим, давно нет о них передач, разве что по случаю юбилея, а то и того хуже... Сетую не просто из-за наступившего возраста : совсем недавно написала в своём блоге об Алле Соленковой и по комментариям поняла - не слышали, не знают. Ну, а тогда... Первые ласточки нашего вокала, удостоенные поездки на стажировку в великий Ла Скала в Милан, в Италию. Это они проторили туда дорожку другим нашим певцам и певицам.
Тамара Андреевна Милашкина родилась 13 сентября 1934 года в Астрахани. В 1959 году закончила Московскую Государственную Консерваторию, но уже в 1958 году была принята солисткой в наш славный Большой театр ( ГАБТ ). В 1961 году, с группой певцов и певиц, Тамара Милашкина едет в Милан на стажировку в театре Ла Скала.В то время в Ла Скала не принято было включать стажёров в спектакли. Однако, руководство театра, очарованное великолепным голосом и высоким профессионализмом своей молодой ученицы, изменило это правило и Тамаре предложено было спеть в опере Верди "Битва при Линьяно". Опера это никогда не шла на российской сцене. Успех певицы был феноменальным, она произвела неизгладимое впечатление на итальянских знатоков и завоевала их сердца. Возвратившись на родную сцену, Милашкина становится ведущей солисткой театра и исполняет весь сопрановый репертуар. : Татьяна в "Евгении Онегине", Лиза в "Пиковой даме", Иоланта в одноимённой опере Чайковского, Волхова в "Садко" и Марфа в "Царской невесте" Римского - Корсакова, "Тоска" Пуччини, "Дон Карлос" Верди - можно продолжать и продолжать этот перечень работ певицы. Тамара гастролирует по всей стране и не только - Вена, Париж, Осло, Хельсинки - пол мира у ног нашей молодой примы. Сейчас Тамара Андреевна вместе с мужем, нашим известным тенором Владимиром Атлантовым, живёт в Вене.
"Колыбельная" царевны Волховы из оперы " Садко" Римского - Корсакова.
Метки: Милашкина Тамара Соленкова Алла Мирошниченко Евгения Руденко Бэлла |
Вальсы из советских кинофильмов |
iskusstvo-zvuka.livejournal.com
Вальс из к/ф Мой ласковый и нежный зверь - 1978 год.
Музыка - Евгений Дога.
Метки: вальс |
7 интересных фактов о пользе классической музыки |
iskusstvo-zvuka.livejournal.com
7 фактов о самой полезной классической музыке
1.На Востоке о плохом человеке говорят: «Наверно, ему в детстве мать не пела колыбельные». И это неслучайно! Пение колыбельных оказывает ни с чем несравнимое благоприятное воздействие: успокаивает, приводит в равновесие, создает комфортный эмоциональный фон.Кроме того, психологи рекомендуют исполнять малышам и такие лирические песни, как «Уральская рябинушка», «Спят курганы темные», которые по характеру мелодии близки к колыбельным и обладают таким же успокаивающим воздействием. А у спокойного и счастливого ребенка гораздо больше шансов вырасти хорошим человеком.
2.Если на экзамен или собеседование для приема на работу включен тест на решение пространственно-временных задач, ваша главная задача - прорваться туда с плеером и наушниками. И непосредственно перед тем, как приступить к решению, слушать сонату Моцарта для двух фортепиано в течение 10 минут.
Тогда на 10-15 следующих минут уровень нужных аспектов вашего интеллекта значительно повысится, и если даже вы не обойдете всех конкурентов, то свои обычные возможности превысите точно.
Метки: музыкотерапия музыка |
Букет для маэстро: сегодня исполняется 80 лет выдающемуся дирижёру Владимиру Федосееву |
Владимир Минин, художественный руководитель и главный дирижер Московского камерного хора, народный артист СССР: Дорогой Владимир Иванович, вот и настал ваш юбилей! Примите от Московского камерного хора и от меня лично наши сердечные поздравления и искренние пожелания самого доброго здоровья и всяческого благополучия! Собственно говоря, на этом официальную часть моего поздравления можно было бы и закончить, но я не могу удержаться от искушения, чтобы не сказать еще несколько слов о вас и вашем творчестве.
Восемьдесят – какая значимая цифра, если речь идет о возрасте человека! Ваш разум, вероятно, отмечает, сколько же за это время сделано – уйма! А ваше сердце шепчет: «Оглянись, это ведь совсем недавно начиналось…». Природа, создавая вас, как крепкий гриб-боровик, задумывала вас на долгую плодотворную жизнь, и вы, благодаря этой нацеленности, уходите в свое дело целиком – без остатка! Вся ваша жизнь состоит из работы и редкого общения с друзьями.
Когда после обманутых надежд и ожиданий в России образовалось нечто несоответствующее этим ожиданиям, вы делаете лучшее из возможного, видя главное свое назначение в том, чтобы воспевать неброскую красоту земли под названием Русь. Фальшивому оптимизму вы предпочли строгое служение истине. Многих духовных сил вам на этом пути, дорогой Владимир Иванович!
Метки: дирижёры |
X сезон Московского международного дома музыки |
Московский международный дом музыки, как и большинство театральных и концертных площадок Москвы, на лето берет отпуск, готовясь к новому сезону. Ведущая концертная площадка столицы откроет его не громким событием, как в некоторых театрах, где к осени готовят долгожданные премьеры, а мягко и плавно. Первые признаки пробуждения от спячки появятся в августе, но едва тлеющая летом жизнь ММДМа разгорится только в сентябре. Восьмой международный конкурс Шопена, гастроли испанской вокальной королевы фламенко Кончи Буйки, польского органиста Романа Перуцки и знаменитого греческого певца Демиса Руссоса станут только первыми вестниками начинающегося сезона. Официальное открытие юбилейного, десятого сезона состоится 25 сентября — на сцене ММДМ пройдет сольный концерт Дмитрия Хворостовского в сопровождении Госоркестра России им. Светланова и хора Академии хорового искусства им. Попова.
Метки: Чайковский Шостакович Хворостовский Московский международный дом музыки |
Музыканты шутят... |
Метки: юмор |
2 августа - День памяти ЭНРИКО КАРУЗО |
Одним из ярких музыкальных впечатлений моего детства был фильм "Великий Карузо". Картина эта, снятая на знаменитой студии "Метро Голдвин Майер" режиссером Ричардом Торпом в 1951 году, была сделана по-американски эффектно и достаточно искусно для того времени и покоряла прекрасной музыкой и актерами, прежде всего чудесным Марио Ланца - американским певцом, итальянцем по происхождению. В 60-70-е годы в Советском Союзе были очень популярны фильмы с его участием - "Полуночный поцелуй", "Любимец Нового Орлеана", но лента, посвященная жизни и творчеству величайшего тенора всех времен, вызывала особый интерес и желание смотреть ее снова и снова. Чтобы вновь пережить радостные и трагические моменты жизни великого артиста, насладиться великолепием редкого по красоте голоса Марио Ланца, исполняющего оперные арии и неаполитанские песни из репертуара Энрико Карузо с истинным мастерством, страстью и вдохновением, хотя и с явно американским акцентом. Многое в фильме было весьма далеким от подлинной биографии великого тенора.
К счастью, есть грампластинки с записью голоса Энрико Карузо: он стал первым певцом, чей репертуар записан на пластинках, а знаменитое ариозо Канио из оперы Р.Леонкавалло "Паяцы" - "Смейся, паяц!", - воспроизведенное в записи, разошлось миллионным тиражом. А всего Карузо было напето около 500 дисков с более чем двумястами произведениями - впечатляющая цифра для того времени! Но дело не только в цифрах, а в том, что, невзирая на техническое несовершенство, сквозь шумы на старых пластинках слышен живой теплый тембр его баритонального тенора, знаменитое карузовское рыдание в голосе, та слеза, что присуща была лишь ему, все, что волнует и трогает и сейчас, в эпоху "микрофонных" певцов...
Метки: Карузо Энрико |
Альбан Берг - Квартет op. 3 |
Метки: Струнный квартет Берг Альбан |
Модест Мусоргский - "Ночь на Лысой горе","Картинки" |
Метки: Модест Мусоргский Ночь на Лысой горе Картинки с выставки Валерий Кулешов |
Рассказы о музыке:"Ремесло экстаза" от пианиста,дирижёра,композитора и теоретика музыкиМихаила Аркадьева(И.С.Бах) |
Тангейзер: Предлагаю вам,на мой взгляд и слух,интересную видео-передачу Михаила Аркадьева...Данный выпуск посвящён музыке И.С.Баха..."Ремесло экстаза"...
Сам ведущий - известный дирижёр,пианист и композитор.В этом году у него не просто складывалась творческая биография...Он был вынужден уйти из оркестра,по сути,созданного им самим...Тихоокеанского симфонического оркестра (Владивосток).Дело в том,что музыкант всё громче стал заявлять о своей гражданской позиции по политическим и социальным проблемам у нас в стране.
Мне его позиция и смелость с которой он её отстаивает близка и я уважаю Михаила Аркадьева,как истинного интеллигента...Не холуйствующего перед властью,а присоединяющегося к тем,кому дороги судьбы страны...Михаил Аркадьев замечательный рассказчик,как теоретик классической музыки...Как нибудь я помещу в наш блог его пианистическое искусство...Он замечательный исполнитель...
Одно время он сопровождал гастрольные выступления Дмитрия Хворостовского.Но он и суперпрофессиональный руководитель оркестров...В настоящее время он приглашённый дирижёр в отечественных и зарубежных СО...До встречи...
«Я -- твой гений, о Хаос, я -- форма, я - твой властелин!» (Г.Табидзе)
Откуда рождается и из чего делается великая музыка, философия, поэзия, живопись, архитектура и политика? Из экстаза, который есть наш выход из самих себя, переход к иному, трансгрессия, пере-ступание, пре-ступление? Или из Ремесла, которое придает экстазу форму?
«Ремесло Экстаза» - цикл авторских программ Михаила Аркадьева о вечных вопросах и тайнах творчества и мысли.Михаила
Метки: рассказы о музыке |
Валерий Кулешов исполняет Листа |
Метки: Лист Венгерская рапсодия №19 Воспоминание о "Норме" Беллини Валерий Кулешов |
Баркарола - дитя Венеции |
Песни эти - необычные, как необычны
и лодочники, их исполняющие.
Композиторам полюбился мягкий песенный ритм баркаролы (иногда ее называют
гондольера), и вот вслед за венецианскими народными песнями появились
баркаролы, созданные композиторами разных стран, баркаролы вокальные и
фортепианные.
Расцвет этой музыкальной формы пришелся на эпоху романтизма. Она нашла свое отражение в творчестве Мендельсона, Чайковского, Рахманинова, а также в операх Оффенбаха, Россини, Вебера, Римского-Корсакова и в творчестве других композиторов. Шуберт использовал форму баркаролы для нескольких своих песен.
Шуберт. Сл. Штольберга - исп. М. Грязнова, Н. Смирнова
Плавно, как лебедь, по влаге прозрачной,
Тихо качаясь, плывет наш челнок,
О, когда сердце легко и спокойно,
Нет и следа в нем минувших тревог.
В небе заката лучи догорают...
Розовым блеском осыпан челнок.
Час незаметно за часом проходит...
Дальше скользим мы по зеркалу вод...
Сердце, как волны, светло и спокойно,
Нет в нем ни тени минувших забот...
О, неужели на крыльях туманных
Утро с собою их вновь принесет!
Оффенбах - Сказки Гофмана. Баркарола
Brooks Thomas
Метки: баркарола Шуберт Мендельсон Чайковский Рахманинов Оффенбах |
Как музыка сближает людей |
Метки: музыка |
Новости музыкальных театров:Байрейтский фестиваль-2012: в ожидании чуда |
Тангейзер:Фестиваль уже идёт...Интрига с певцом Мариинки Евгением Никитиным разрешилась печально...Он,как говорится,не прошёл фэйс-контроль...Что сходило ему с рук на родине в Питере,России,не сошло на родине Рихарда Вагнера в Германии.Дело в том,что в своё рок-н-рольное прошлое Евгений сделал внушительных размеров тату на груди...В виде свастики...На снимке видно,что тату сделал уже далеко не мальчик...
Её и сейчас хорошо видно на снимке...Организаторы фестиваля выразили свой протест.Певец возражать не стал.Зрители не увидели и не услышали нашего певца(бас-баритон)...Как относиться к подобному "казусу"? Осуждать немцев глупо...Это их выбор...А отношение руководителей Мариинского театра к подобным шалостям заслуженного артиста России нас не волнует?Новости музыкальных театров:Байрейтский фестиваль-2012: в ожидании чуда |
25 июля по доброй традиции стартовал Байрейтский фестиваль - глобальное событие для убеждённых фанатов классической музыки и, в особенности, для горячих почитателей творчества Рихарда Вагнера.
Знала ли история музыки столь дерзкую мечту - построить театр, предназначенный исключительно для постановок опер и музыкальных драм одного композитора? Ни до, ни после Вагнера такая мысль не посещала никого. Побывав однажды в мае 1871 года в маленьком городке Баварии Байрейте, что находится недалеко от Нюрнберга, Вагнер решил, что именно здесь подходящее место для его театра. С тех пор это место превратилось в настоящую Мекку для поклонников музыки немецкого композитора и неутомимого фантазёра.
Дом торжественных представлений. Байрейтский театр (Bayreuth Festspielhaus). Источник фото: http://ru.wikipedia.org
"Дом торжественных представлений" ("Festspielhaus"), построенный по проекту Готфрида Земпера, не похож на обычные оперные театры. Зрительный зал вмещает полторы тысячи зрителей.
Метки: музыкальные театры Вагнер опера |
Суми Йо - корейская жемчужина мировой оперы |
Впервые я услышала эту певицу во время поиска видеозаписей "Аве Марии" Каччини. Когда -то у меня была виниловая пластинка с записями лучших исполнителей великой арии и, когда только вошла в интернет, решила восстановить и вновь послушать любимые записи. Каково же было моё удивление, когда я увидела сколько замечательных исполнений собрано в сети! И вот - открытие! Для меня это имя - Суми Йо (Чо в корейской транскрипции) - стало очередным потрясением. Необычная восточная красота, элегантность, артистичность и голос редкой красоты, лёгкости и очарования.
Метки: Суми Йо певцы опера Хворостовский |
ТАЙНА ВАЛЬСА № 2 |
Валерий Лебедев
С вальсом № 2 из так называемой «Джазовой сюиты» Шостаковича связано много загадок.
И не частных, хронологических или музыковедческих, а психологических, идеологических и даже политических.
Начнем, однако же, с частных. В источниках говорится, что «Джазовую сюиту» Шостакович написал в 1938 году. Ничего джазового в ней нет. То есть – совсем ничего. Оркестровка сделана в стиле садового духового оркестра. Как звучала эта вещь – неизвестно, ибо партитура была утеряна, и мы ее знаем по гораздо более позднему воспроизведению (тоже не джазовму), причем не ясно, принадлежит ли эта позднейшая оркестровка Шостаковичу.
Пусть выскажутся свидетели. Говорит Матвей Блантер:
- Лично я с Шостаковичем знаком не был. Поводом стала организация в 1938 году Государственного джаз-оркестра СССР. Дирижером пригласили Виктора Николаевича Кнушевицкого. Мы стремились поднять уровень джазовой музыки. Нам организационно помогал Моисей Абрамович Гринберг — тогдашний начальник Музыкального управления Комитета по делам искусств: это был замечательный администратор. Пришла мысль попросить написать для джаза Прокофьева, Шостаковича, Дунаевского. Чтобы ознакомить с нашим составом и уровнем, мы пригласили Прокофьева на репетицию. Он отличался прямолинейностью. Пришел и остался нами доволен. Приободрившись, я решил поехать в Ленинград, к Шостаковичу. По правде сказать, я хотел дать ему заработать. После избиения в 1936 году, симфония [речь, похоже, идет о 5-й симфонии. – В.Л.] вернула его к жизни, но слышал я, что денег у него не было. Я не знал, какой он человек, и сказал о предстоящей поездке Араму Ильичу Хачатуряну. Он меня поддержал, написал рекомендательное письмо. В Ленинграде из «Европейской» гостиницы я позвонил Шостаковичу, приехал к нему на Петроградскую сторону и представил письмо, чем вызвал его веселье: ему показалось забавным, что известный композитор прибегает к рекомендации. Мы провели вместе целый день. Он сыграл свою музыку к фильму «Человек с ружьем» с песенкой, вскоре ставшей популярной, потом поехали на футбольный матч. Договорились о джазовом сочинении, и Шостакович проводил меня на вокзал. Вскоре он привез в Москву три пьесы для нашего оркестра. Мы собрались на квартире Кнушевицкого, чтобы послушать. Инструментовка звучала прекрасно, но музыка была не джазовая. Он пришел в оркестр, посидел около часа, специально послушал саксофониста, ударника. Потом принес новую инструментовку, и все звучало изумительно.
Метки: Шостакович вальс |
Морис Равель.Балет "Болеро" |
iskusstvo-zvuka.livejournal.com
Морис Равель
Болеро
Итак, Равель, танцуем болеро!
Для тех, кто музыку не сменит на перо,
Есть в этом мире праздник изначальный -
Напев волынки скудный и печальный
И эта пляска медленных крестьян...
Испания! Я вновь тобою пьян!
Цветок мечты возвышенной взлелеяв,
Опять твой образ предо мной горит
За отдаленной гранью Пиренеев!
Увы, замолк истерзанный Мадрид,
Весь в отголосках пролетевшей бури,
И нету с ним Долорес Ибаррури!
Но жив народ и песнь его жива.
Танцуй, Равель, свой исполинский танец.
Танцуй, Равель! Не унывай, испанец!
Вращай, История, литые жернова,
Будь мельничихой в грозный час прибоя!
О, болеро, священный танец боя!
Николай Заболоцкий
Балет на музыку Мориса Равеля в одной картине.
Действие происходит в одном из кабачков Барселоны в наши дни (20-е годы XX века).
Начало 1928 года Равель, уже всемирно известный композитор, провел в гастрольной поездке по США. Еще до отъезда он получил заказ от Иды Рубинштейн (1885—1960), богатой, талантливой и очень своеобразной танцовщицы-любительницы, иногда выступавшей в Русском балете Дягилева. Не обладавшая классической техникой, она отличалась артистизмом и изумительной внешностью, позволявшей ей блистать в таких ролях, как Шехеразада или Клеопатра.
Ида Рубинштейн
Метки: Композиторы балет Равель |
Ария Канио из оперы Р.Леонкавалло "Паяцы" - жемчужина оперного искусства. |
iskusstvo-zvuka.livejournal.com
Приветствую вас в нашей музыкальной гостиной. Сегодня мы поговорим об одной из жемчужин оперного искусства. Каждый раз, говоря о каком-то замечательном музыкальном произведении, стараюсь подобрать соответствующий ему эпитет. Уверен, что это произведение можно смело назвать жемчужиной оперного искусства, ведь речь пойдет об опере Руджеро Леонкавалло «Паяцы». Всю оперу не представляется возможным рассмотреть детально, поэтому обратим внимание только на ее часть – одну из самых популярных в мире арию – арию Канио из первого действия. Ария называется "Recitar/Vesti la giubba" (Пора выступать! Пора надеть костюм!).
Нужно отметить, что в этой опере всего два акта (действия). Кстати, либретто тоже принадлежит перу Р. Леонкавалло. Премьера оперы состоялась в Милане 21 мая 1892 года. Представить, что это за ария, можно прочитав имена ее исполнителей. Среди них - Энрико Карузо, Марио дель Монако, Франко Корелли, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Марио Ланца и другие.
Познакомиться с автором этой оперы можно заглянув на страничку Интернета тут.
Почти всегда предпочитаю не пересказывать содержание произведения, все уже многократно описано в Интернете лучшими специалистами и только загромождает пост. Слишком большие (длинные) посты теряют привлекательность. Поэтому мои посты всегда похожи на раскладушки, которые раскладываются по желанию для тех, кто хочет узнать больше, стоит лишь нажать на ссылку, которая приведена.
Сюжет оперы несложный сам по себе, он взят из жизни, его можно прочесть тут.
Моя бабушка всегда говорила в таких случаях: «соловья баснями не кормят», поэтому самое время переходить непосредственно от слов к музыке. Впервые арию Канио я услышал в детстве в исполнении Марио дель Монако, с нее и начнем.
Метки: Леонкавалло опера |
*** |
Нашему сообществу исполнился ровно месяц. Мы благодарны всем вам, дорогие читатели, за активное участие, внимание и интерес к публикациям, доброжелательность и любовь к классической музыке.
Для более удобного ориентирования в сообществе создан Алфавитный и Тематический указатель
Алфавитный указатель доступен также по ссылке в эпиграфе сообщества.
Опубликованы правила сообщества
также доступны по ссылке в эпиграфе
Самыми популярными сообщениями этого месяца были:
Сергей Рахманинов. Судьба гения
Паганини - Король скрипки и его Королева
Романсы на стихи М.Ю. Лермонтова
Шедевры оперной классики XIX века
Золтан Орос (аккордеон, Венгрия)
С.В. Рахманинов. Две фортепианные прелюдии
Мы надеемся и в дальнейшем на ваше сотрудничество и взаимопонимание. Будем стремиться сделать сообщество тем местом, куда всем нам будет приятно заглянуть, обсудить новые сообщения, послушать хорошую музыку, поделиться интересными находками.
Удачи, творческих успехов, всего самого доброго!
Метки: информация |
"Нетрадиционный гений" - д/ф к Дню памяти Святослава Рихтера |
Тангейзер: Сегодня День памяти Святослава Теофиловича Рихтера.Подыскивая видео-материал,я остановился на этом ролике...
Возможно,кому то не очень понравится ведущий(как преподаватель со стажем,я таких коллег обычно называю рассказчиками,а не лекторами...) И ещё не факт,что их профессионализм уступает "академизму" лекторов...Но иногда их может,что называется,"понести"...Они перескакивают с одного факта на другой,увлекаются и...оказываются в цейтноте...)
Но для меня такая манера всегда была более привлекательной,чем сухое,не эмоциональное,нудное чтение лекции(часто в прямом смысле чтение)...В данном ролике есть музыка с Маэстро...Если её покажется недостаточно,то я предлагаю ещё один видео-файл...
Святослав Теофилович исполняет фортепианную пьесу Петра Ильича Чайковского...До встречи...
Метки: музыканты пианисты Рихтер |
П.И. Чайковский - Ноктюрн |
Метки: Ноктюрн Ян Фонтейн Чайковский Герингас Давид |
«Британский Орфей» Генри Пёрселл |
iskusstvo-zvuka.livejournal.com
Меня влечет в нем не мятежный дух,
Значенье, чувство и любви дыханье...
Его душа в согласном струн звучанье –
Вот что манит, что наполняет слух.
Джерард Мэнли Хопкинс
«Британским Орфеем» назвали Г. Перселла современники. Его имя в истории английской культуры стоит рядом с великими именами В. Шекспира, Дж. Байрона, Ч. Диккенса.
Генри Пёрселл (Purcell) родился в Лондоне в 1659 году в музыкальной семье. Его отец Томас Пёрселл, предки которого перебрались в Англию из Ирландии, был при Стюартах придворным музыкантом: певцом капеллы, лютнистом, хорошо играл на виоле. Генри Пёрселл с детства был связан с придворными кругами. Появившись на свет в канун Реставрации, он еще в раннем детстве обнаружил блестящие музыкальные способности. С шести- или семилетнего возраста он пел в хоре королевской капеллы, обучался там вокальному искусству, композиции, играл на органе и харпсихорде (разновидность английского клавесина крыловидной формы, наподобие современного пианино). Его учителями в капелле были отличные музыканты — капитан Кук, Джон Блоу и знаток французской музыки Пелэм Хэмфри. Пёрселлу было двадцать лет, когда его блистательная игра проложила ему путь к широкому признанию. В 1679 году он стал органистом Вестминстерского аббатства, а в первой половине 1680-х годов и придворная капелла, где он еще недавно пел скромным мальчиком, пригласила его на этот пост. Его слава как виртуоза росла. Плебейские слои столицы — музыканты и ремесленники, поэты и рестораторы, актеры и торговцы — составляли один круг его знакомств и заказчиков. Другим был королевский двор с его аристократической и чиновной периферией. Вся жизнь Пёрселла, раздваиваясь, проходила между этими полюсами, но именно к первому он тяготел неизменно.
В 1680-х годах, на исходе Реставрации, наступил стремительный и блестящий расцвет его композиторского гения. Он писал с какой-то лихорадочной поспешностью, обращаясь к самым разнообразным жанрам, подчас далеким и даже противоположным друг другу. Его бытовые одноголосые и полифонические песни рождались на гуляньях, в тавернах и кэтч-клубах, за дружеской пирушкой, в обстановке сердечности, вольнодумства, а порою и разгула. Пёрселл был завсегдатаем в этой среде; известно, что одна из лондонских таверн была украшена его портретом. Некоторые песни тех лет не оставляют сомнения в том, что патриархальный консерватизм, свойственный когда-то Томасу Пёрселлу, не был унаследован его сыном. Но рядом с этими песенными созданиями — демократичными, шаловливыми, сатирическими — возникали патриотические кантаты, оды и приветственные песни, написанные нередко для королевской семьи и знатных вельмож к их юбилейным датам и празднествам.
Генри Пёрселл - Рондо
Количество созданных им песен огромно. Вместе с теми, которые написаны для театра, оно исчисляется сотнями. Пёрселл — один из крупнейших композиторов-песенников. Некоторые его песенные мелодии еще прижизненно приобрели едва ли не всеанглийскую популярность.
Метки: Пёрселл Генри опера вокальные произведения клавесин |
Вершины скрипичного искусства:Виктория Муллова исполняет Концерт И.Брамса |
Тангейзер: На ТВ Культура совсем недавно(05.06.12 ) прошёл очередной выпуск "Собрание исполнений",в котором было представлено творчество всемирно известной скрипачки Виктории Мулловой...Текст с её творческой биографией я поместил в свой блог уже более года назад.Решил,что обойти материал с добавленным моим любимым И.Брамсом,не включив его в наше Сообщество,было бы по меньшей мере,не честно...)Добавил я и несколько новых картинок...Но главное - волшебная музыка И.Брамса...До новой встречи...
Метки: шедевры скрипичной музыки Муллова Виктория Брамс |
О пении, об опере, о славе: Начало оперы...К.Монтеверди "Орфей" |
Клаудио Монтеверди (1567-1643)
Тангейзер: Если вам не слишком утомительно слушать аудио-файл о классической музыке(не только,естественно,с рассказом о ней,но и с музыкой в т.ч),то этот пост и для вас тоже( со мной вместе))...Надеюсь,что многие из вас уже смотрели на видео оперу "Орфей"(если есть счастливчики услышавшие оперу живьем,ждём вашим впечатлений)...Хотя,уверен,некоторые ограничились самым известным ,но более поздним Орфеем К.В.Глюка("Орфей и Эвридика")...У меня было так же..."Орфея" К.Монтеверди я послушал-посмотрел всего лет пять назад...Интересен сам разговор автора передачи с его гостем...Ибо речь пойдёт не только о данной опере,но и немного о проблемах "осовременивания" оперных шедевров...Из включенных в передачу оперных фрагментов мне очень понравилась ария Натали Дессей.
Натали Дессей - мастер ля третьей октавы...
Я надеюсь,что об этой уникальной оперной певице с фигурой балерины(что не случайно...Натали с детства мечтала стать балериной) мы как нибудь поговорим отдельно...) До новой встречи...
Метки: опера Монтеверди |
Золтан Орос (аккордеон,Венгрия) |
iskusstvo-zvuka.livejournal.com
Приветствую вас, друзья! Сегодня мне хотелось бы рассказать о венгерском аккордеонисте-виртуозе, имя которого Золтан Орос.
Любовь к инструменту Золтан унаследовал от отца, рано почувствовавшего музыкальные способности сына и подарившего Золтану первый аккордеон, когда ребёнку было 4 года. Уже в 13 лет Золтан Орос принимает участие в престижном Международном конкурсе в немецком городе Клингентхале, где своей прекрасной игрой покоряет публику. Позже музыкант победил в Национальном конкурсе аккордеонистов во взрослой номинации в 1998, 1999 и 2000 годы. В марте 2000 года Золтан вместе со своим ансамблем получает высокую оценку Венгерского радио, присуждающего ансамблю престижную музыкальную премию ЭМЕРТОН.
Золтан Орос гастролирует с концертами во многих странах мира, от Сингапура до Парижа, вместе со своим аккордеоном он побывал на фестивалях в Финляндии, России, Дании, Бельгии, Эстонии, Норвегии, Испании, но всегда с особым удовольствием музыкант выступает у себя на родине в Венгрии. Основная цель музыкантасостоит в том, чтобы познакомить как можно больше людей с фантастическими возможностями игры на аккордеоне. И он преуспевает в этом, динамика и страсть его исполнения заставляют аккордеон быть не похожим ни на что прежде.
Во время концерта публика имеет шанс встретить огромное разнообразие стилей. Репертуар включает в себя подборку популярных, так называемых "вечнозелёных" мелодий в виртуозном исполнении на аккордеоне. Аккордеонист исполняет французские мюзетты, немецкие, итальянские, русские, испанские популярные мелодии. Однако в его репертуаре наряду с танго и латиноамериканскими ритмами имеются регтаймы, а также классические произведения в обработке для аккордеона.
Мне посчастливилось побывать на концерте блестящего аккордеониста в нашем городе. Золтан держался на сцене очень свободно и раскованно, в зале царила особая, камерная атмосфера - зал был полон, но каждому слушателю казалось, что Золтан обращается только к нему одному.
Метки: Золтан Орос аккордеон |
Шедевры фортепианной музыки: Камиль Сен-Санс - симфоническая поэма "Пляска смерти" |
Тангейзер:Добрый день...Рад нашей очередной встрече и...сорри за некоторое временное отсутствие...) Сегодня я предлагаю послушать очень известный ф-ый шедевр Камиля Сен-Санса...У этого признанного классика много замечательной музыки.Как правило,очень мелодичной и "мягкой"...Вспомните его "Лебедя" из "Карнавала животных"...Симфоническая поэма "Пляска смерти" написана совсем в ином ключе...Впрочем,ниже вы можете почитать историю создания музыки и её особенности...Лучше профессионалов сказать трудно...) Я лишь дополнил материал несколькими картинками...Кстати,материал приглашает и нас по полемизировать на тему различных "плясок смерти"...До встречи...
10.08.2011
Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы, 3 тромбона, туба, ксилофон, литавры, тарелки, треугольник, большой барабан, арфа, скрипка соло, струнные.
Сен-Санс обратился к жанру симфонической поэмы полтора десятилетия спустя после Листа. Французский композитор увлекся листовскими поэмами еще в молодости: «Они указали мне путь, идя по которому мне суждено было обрести впоследствии «Пляску смерти», «Прялку Омфалы» и другие сочинения». Четыре симфонические поэмы Сен-Санса (1871—1876) существенно отличаются от листовских, продолжая традиции французского программного симфонизма, основанного Берлиозом: «Именно Берлиоз сформировал мое поколение и, смею сказать, оно было хорошо сформировано», — утверждал Сен-Санс.
Различия Сен-Санса и Листа особенно отчетливо обнаруживаются при обращении к общему программному прообразу — распространенным в эпоху Средневековья «пляскам смерти». Лист находит в них философскую глубину и трагизм, вдохновляясь старинной итальянской фреской в концертной парафразе на тему Dies irae (Страшного Суда) для фортепиано с оркестром. Сен-Санс в симфонической поэме с солирующей скрипкой воплощает тот же сюжет не без саркастической усмешки, следуя за современной ему французской поэзией.
В 1873 году внимание композитора привлекло стихотворение поэта и врача Анри Казалиса (1840— 1909), писавшего под псевдонимом Жан Лагор. Оно носило иронический заголовок «Равенство, братство» и описывало пляску скелетов в зимнюю полночь под звуки скрипки Смерти. На этот текст композитор сочинил романс, а год спустя использовал его музыку для симфонической поэмы под названием «Пляска смерти».
Строки стихотворения Казалиса предпосланы партитуре в качестве программы:
Вжик, ежик, ежик, Смерть каблуком
Отбивает такт на камне могильном,
В полночь Смерть напев плясовой,
Вжик, вжик, вжик, играет на скрипке.Веет зимний ветер, ночь темна,
Скрипят и жалобно стонут липы,
Скелеты, белея, выходят из тени,
Мчатся и скачут в саванах длинных.Вжик, ежик, ежик, все суетятся,
Слышен стук костей плясунов.
...................
...................
Но тс-с! вдруг все хоровод покидают,
Бегут, толкаясь, — запел петух.
..................
..................
Поэма посвящена Каролине Монтиньи-Ремори, которую Сен- Санс называл «своей дорогой сестрой в искусстве».
Она была одаренной пианисткой и нередко музицировала совместно с композитором. Сохранились письма Сен-Санса к Каролине, охватывающие около четырех десятилетий, начиная с 1875 года.
Премьера «Пляски смерти» состоялась 24 января 1875 года в Париже, в Концертах Колонна, и прошла с большим успехом — поэма по требованию публики была повторена. Однако 20 месяцев спустя в том же Париже она была освистана.
Метки: фортепиано Сен-Санс |
"Полет шмеля" из оперы "Сказка о царе Салтане" |
iskusstvo-zvuka.livejournal.com
Приглашаю в музыкальную гостиную немного поговорить об очень известном музыкальном произведении. Оно называется – «Полет шмеля» и явлется частью оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова.
Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) с удовлетворением воспринял предложение русского писателя Владимира Вельского о сотрудничестве в создании оперы, предназначавшейся для исполнения во время празднования 100-летия А.С. Пушкина. Темой оперы выбрали пушкинскую «Сказку о царе Салтане». Птица-Лебедь превращает Гвидона в шмеля, чтобы он смог слетать к своему отцу, который не знает, что он жив. Царевич Гвидон летит к своему отцу, царю Салтану, а заодно, пользуясь своим превращением, хочет ужалить, т. е., наказать старуху Бабариху.
Композитор сумел музыкальными средствами передать полет, и даже жужжание насекомого. Этот симфонический эпизод из третьего акта известен нам как «Полет шмеля», хотя в партитуре нет такого названия. Этот эпизод стал самостоятельным очень популярным музыкальным произведением, переработанным для сольного исполнения на различных инструментах - аккордеон, баян, фортепиано, гитара и т.п. Есть, хоровые исполнения, есть, воообще, оригинальные наборы инструментов, некоторые из них представлены в посте, например, «Полет шмеля» исполняется одновременно на 8 роялях. Однако, лучше всего звучит первоначальный вариант исполнения, где сольная партия исполняется на флейте, с нее мы и начнем.
Продолжим наши полеты с солистами Кремлевского оркестра
Метки: Римский-Корсаков |
ДЕНИС МАЦУЕВ: ЛЮБОВЬ НА РАССТОЯНИИ |
iskusstvo-zvuka.livejournal.com
MsTataka (Искусство_звука) все записи автора
На судьбоносный музыкальный конкурс в родном Иркутске этот помешанный на футболе мальчишка идти не хотел. Какие могут быть выступления, если во дворе намечается ответственный матч? Но мама с папой нашли нужные слова.
А ведь могло сложиться и по-другому: шанс, с которого началась творческая судьба пианиста Дениса Мацуева, был бы упущен... И тогда это была бы совсем другая история.
ЗОЛУШКА С БАЙКАЛА
Метки: Мацуев |
Мыслящая, эмоциональная и виртуозная пианистка Юджа Ванг |
Юджа Ванг является, наверное, самой яркой звездой, вспыхнувшей на небосводе фортепианного исполнительства за последние 10-15 лет. Она выглядит хрупкой, но это впечатление обманчиво: в бурных пассажах Юджа демонстрирует фантастический темперамент и, как пишут некоторые рецензенты, «нечеловеческую» мощь. Она иногда упоминает свои маленькие руки. Но как эти маленькие руки управляются с аккордами, превосходящими октаву, понять невозможно. Никакой игры на публику. Одевается со вкусом, порой – достаточно смело: этой фарфоровой статуэтке всё к лицу.
Карьера юной пианистки развивается стремительно. В сезоне 2010– 2011 годов Юджа Ванг дебютировала с Королевским оркестром Концертгебау под управлением Даниэле Гатти, Парижским оркестром под управлением Юрая Вальчухи, Оркестром Радио и телевидения Италии (Турин) под управлением Микко Франка, а также Национальным оркестром Испании и оркестром Берлинской государственной капеллы под управлением Пиетари Инкинена.
Среди ангажементов пианистки на сезон 2011–2012 годов – выступления с Израильским филармоническим оркестром, оркестром Ла Скала, Лондонским симфоническим оркестром, симфоническим оркестром Северо-Германского радио и оркестром Академии Санта-Чечилия, а также с оркестрами Нью-Йорка, Филадельфии и Лос-Анджелеса.
Метки: юджа ванг |
Денис Мацуев - Неизвестный Рахманинов |
Метки: фортепианная музыка Рахманинов Мацуев |
Гимн любви. Свадебный марш Мендельсона |
iskusstvo-zvuka.livejournal.com
Марш Мендельсона настолько давно и прочно вошел в церемонию бракосочетания, что уже трудно представить себе свадьбу без этого поистине свадебного марша. Большинство из нас знает, как звучит марш Мендельсона, по какому случаю его играют и где, однако мало кто знает о том, каким человеком был Мендельсон и когда его марш был впервые исполнен на свадьбе.
Якоб Людвиг Феликс Мендельсон родился 3 февраля 1809 года в Гамбурге (Австрия), в семье банкира. Спустя несколько лет после рождения Феликса семья Мендельсонов, еврейская по происхождению, приняла христианство и взяла вторую фамилию - Бартольди.
В доме Мендельсонов частыми гостями были многие знаменитые люди того времени. Один из них, видный музыкальный педагог и композитор Карл Цельтер первым обратил внимание на хорошие музыкальные способности юного Феликса и начал давать ему уроки теории музыки. Одновременно Мендельсон начал заниматься на фортепиано у Людвига Бергера и на скрипке у Карла Хеннинга. Уже в девять лет Феликс Мендельсон успешно выступил как пианист, а год спустя в Берлине успешно состоялся его вокальный дебют.
В 1825 году Феликс вместе с отцом совершает поездку в Париж, который в то время был одним из музыкальных центров Европы. В Париже он встречается с ректором Парижской Консерватории Луиджи Керубини, который даёт его дарованию высокую оценку. Однако французская композиторская школа не произвела на Мендельсона большого впечатления, что впрочем, не помешало ему завести многочисленные знакомства в музыкальных кругах Франции.
В 1826 году в возрасте 17-ти лет Мендельсон сочинил одно из самых своих известных произведений - увертюру к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». Именно после этого произведения он стал по-настоящему знаменит. А спустя шестнадцать лет прусский король поручит ему написать музыку к этой комедии. К своей юношеской увертюре Феликс добавит ряд номеров, среди которых был и "Свадебный марш", сделавший его имя бессмертным.
В октябре 1830 года Мендельсон отправляется в Италию, которая всегда дарила ему вдохновение. Вначале он посещает Венецию, а затем Рим, где сочиняет «Итальянскую симфонию». Он часто бывает в Ватикане. Однажды в зале одного из музеев Феликс Мендельсон обратил внимание на картину Николы Пуссена "Святая Сесилия". Покровительница музыки была изображена у клавикорда. Она наигрывала какую-то мелодию, которую внимательно слушали девочка и мальчик. Мендельсон долго смотрел на эту прекрасную богиню и был уверен, что она олицетворяет собой само благородство, гармонию и красоту.
Никола Пуссен. Святая Сесилия. 1628
Метки: Мендельсон свадебный марш |
SIMPLE THINGS / ПРОСТЫЕ ВЕЩИ |
Балет Мариинского театра "SIMPLE THINGS"
Музыка Арво Пярта , Хореография Эмиля Фаски
Танцует Екатерина Кондаурова
"Голос внутри и вовне нас.
Борьба с хаосом и самим собой.
Наказание за добро и любовь.
Время быстротечно
Мир переменчив - а истины вечны."
Метки: Арво Пярт Эмиль Фаски Екатерина Кондаурова балет |
Диана Вишнева и Владимир Малахов |
iskusstvo-zvuka.livejournal.com
Очень красивый дуэт Дианы Вишневой и Владимира Малахова вызывает такие давно забытые эмоции, такой накал страстей, что мало кого может оставить равнодушным..
Метки: балет Вишнева Диана Малахов Владимир |
С.В. Рахманинов. Две фортепианные прелюдии. |
Приветствую участников содружества "Искусство звука"!
Метки: Рахманинов прелюдии |
150-летие Италии! Риккардо Мути... |
В марте прошлого года отмечали 150 летие Италии. По этому случаю, Риккардо Мути дирижировал в Риме оперу "Набукко" Верди.
В этой опере важна не только музыка, но и политический аспект: она рассказывает о рабстве евреев в Вавилоне, и в Италии.
"Хор еврейских пленников" является символом стремления народа к свободе, ещё со времени, когда Италия была под оккупацией Габсбургов(Австрии), годы, когда опера была написана.
Берлускони присутствовал на концерте. Мэр Рима, вышел на сцену и выступил с речью, в которой он упомянул о сокращении бюджета по культуре по решению правительства.
Мути рассказывает : - "Зрители были в восторге и аплодировали еще до начала оперы. Все шло хорошо, пока мы не дошли до хора рабов "(Va pensiero), я почувствовал напряжение в воздухе. Есть вещи, которые невозможно описать, только почувствовать их: было тихо в зале.... Вы могли почувствовать солидарность публики с плачем пленных евреев : "О моя родина, такая прекрасная и утраченная"
Когда хор закончил, я начал слышать крики "бис".
И публика начала кричать:
"Viva Italia Viva Verdi !" и бросать записки патриотического содержания."
Хотя Мути не делает бисы в середине оперы, потому что опера должна исполняться последовательно от начала до конца, он не мог играть просто на бис, но сделал это с особым намерением.
Когда стихли аплодисменты, он обратился к Берлускони и аудитории:
"Я итальянец, но много гастролирую по всему миру, и сегодня мне стыдно от того, что происходит в моей стране, поэтому я принял вашу просьбу повторить " Vа pensiero "не только из-за патриотического содержания в этом хоре, а потому что сегодня, когда я исполнял эти слова:" О, моя родина, прекрасная и утраченная", я думал, что если мы будем продолжать таким образом, мы искореним культуру, основанную на истории Италии, и наша страна действительно будет по-настоящему прекрасная, но утраченная"
(Аплодисменты зрителей и исполнителей)
"Мы здесь, в итальянской атмосфере ... и я, Мути, молчал в течение многих лет. Теперь я хочу придать смысл этой песне. Мы находимся у себя дома, римский театр и хор, который пел прекрасно, и оркестр, который сопровождал совершенно замечательно.
Я предлагаю вам присоединиться, и мы будем петь все вместе."
Весь зал встал одновременно с хором.
Это был волшебный момент в опере.
В ту ночь было не просто исполнение оперы «Набукко», но заявление театра столицы Италии для привлечения внимания политиков.
Посмотрите это волнующее видео.
Метки: хор опера Риккардо Мути Верди |
В Байройте открылся фестиваль Вагнера |
Произведения Рихарда Вагнера прозвучат на открывающемся сегодня вечером в южногерманском Байройте международном фестивале музыки. Мероприятие проводится в театре на "Зеленом холме" уже в 101-й раз и является одним из крупнейших событий культурной жизни Германии.
В репертуар фестиваля, который продлится до 25 августа, включены сразу пять вагнеровских опер: "Летучий голландец", "Тристан и Изольда", "Парсифаль", "Лоэнгрин" и "Тангейзер". Последнюю ожидают с особым интересом, поскольку в прошлом году это музыкальное сочинение в постановке режиссера Себастиана Баумгартена получило негативные отзывы как публики, так и критиков. Теперь же оно будет представлено на суд зрителей в переработанном виде.
Метки: Байройт фестиваль Вагнер опера |
Пятая симфония Бетховена |
iskusstvo-zvuka.livejournal.com
ПЯТАЯ СИМФОНИЯ БЕТХОВЕНА
От соль-минорной симфонии Моцарта пятую симфонию Бетховена отделяют 20 лет, а от «Лондонских симфоний» Гайдна — и того меньше. Но как отлична она от своих предшественниц!
Пятая симфония была закончена в 1808 году. В симфонии четыре части. Впервые Бетховену удалось сделать четырехчастный симфонический цикл столь единым и неразрывным (непосредственными предшественниками симфоний Бетховена и здесь можно считать произведения Моцарта — его симфонии соль минор и до мажор «Юпитер»). Все четыре части симфонии объединены одной и той же грозной и повелительной темой, которая звучит в начале произведения как эпиграф. Сам композитор сказал о ней: «Так судьба стучится в дверь».
Бетховен подчеркивает значительность этой темы, давая ее в унисон, то есть в одновременном звучании у разных инструментов оркестра, fortissimo.
Симфония не имеет программы, ее содержание не выражено словами. Но яркая музыка, конкретный смысл основного мотива дают право толковать всю симфонию как грандиозную картину борьбы человека с лишениями и невзгодами жизни во имя радости и счастья. Четыре части произведения можно представить себе как отдельные моменты этой борьбы. Финал симфонии знаменует собою победу и торжество человечества над силами зла и насилия.
Метки: Композиторы симфония Бетховен |
Марио Брунелло |
В 1986 году Марио Брунелло, первым из итальянских виолончелистов, стал лауреатом конкурса им. П. И. Чайковского в Москве. Это событие стало началом его блистательной международной карьеры. Марио Брунелло сотрудничал с самыми известными музыкальными коллективами мира, включая Лондонский филармонический оркестр, Королевский филармонический оркестр, Мюнхенский филармонический оркестр, Симфонический оркестр Филадельфии, Камерный оркестр им. Г. Малера, Национальный оркестр Франции, Симфонический оркестр Токио, Филармонический оркестр Ла Скала и оркестр Академии Санта-Чечилия. Он работал с такими дирижерами как Валерий Гергиев, Зубин Мета, Риккардо Мути, Юрий Темирканов, Риккардо Шайи, Тон Купман, Сейджи Озава, Мун-Вун Чунг и Клаудио Аббадо. В последние годы Аббадо несколько раз приглашал Марио Брунелло для совместных выступлений с Оркестром Люцернского фестиваля и венским Моцарт-оркестром. С этими коллективами Брунелло выступал как солист и дирижер.
В 1994 году Марио Брунелло основал оркестр d’Archi Italiana, с которым активно гастролирует в Италии и за рубежом. Также артист активно выступает с концертами камерной музыки. Он сотрудничает с такими исполнителями как Гидон Кремер, Франк Петер Циммерман, Юрий Башмет, Маурицио Поллини, Валерий Афанасьев, Андреа Луккезини, а также с квартетами им. А. П. Бородина и Альбана Берга.
Кроме того, Марио Брунелло находит время для занятия разными видами искусства – литературой, философией, наукой и театром. Он выступает не только с артистами, работающими в области академической музыки, но и с актерами и музыкантами из других областей искусства, такими как Ури Кейн, Паоло Фрезу, Маргерита Хэк, Мони Овадиа и Виничио Капоссела.
Также Марио Брунелло использует в своих концертах новые средства общения с публикой, и в частности, интерактивные методы, объединяющие музыку, текст и художественные образы. Такие эксперименты проводятся в зале Antiruggine,специально оборудованном для таких представлений. Среди последних альтернативных проектов артиста – «Я думала, что это Бах» – мультимедийное представление, сочетающее музыку, световые и видео-эффекты. Это представление посвящено виолончельным сюитам Баха, одним из выдающихся исполнителей которых считается Брунелло.
Метки: Брунелло Марио Соллима Джованни |
Cello-Piazzolla |
Метки: виолончельный ансамбль Пьяццолла |
"Дон Кихот" Минкуса и Русский национальный балет Сергея Радченко |
Фестиваль классического балета в "Новой опере" близится к завершению: до конца этой недели на сцене театра каждый день Русский национальный балет Сергея Радченко дает лучшие балеты в классической хореографии. "Баядерка","Коппелия" и завершится фестиваль двухактным "Лебединым озером" .
Балетная труппа Сергея Радченко 20 лет назад создавалась под названием "Московский фестиваль-балет", поэтому изматывающий фестивальный стиль привычен этому коллективу. Второй месяц оркестр "Новой оперы" по два дня играет самые знаменитые балеты, сменяющие друг друга через день. Две небольшие балетные труппы, сотрудничающие с театром, несут бремя ежедневных спектаклей с высоко поднятой головой, вытянутыми носками и красиво вывернутыми коленями.
Метки: Минкус балет |
Шуман - Adagio и Allegro для виолончели и фортепиано, соч. 70 |
Исполняют Давид Герингас - виолончель и Ян Фонтейн - фортепиано.
Концерт 4 июля 2010 года в Концертном зале Мариинского театра.
На bis исполнен С.В.Рахманинова - Вокализ Исполняют Давид Герингас - виолончель и Ян Фонтейн - фортепиано
Метки: Шуман Герингас Давид Фонтейн Ян Рахманинов |
Музыкальная терапия |
iskusstvo-zvuka.livejournal.com
Психотерапия музыкой
Сведения из истории
О благотворном влиянии музыки знали давно, еще в глубокой древности. Первым оценил лечебное действие звуков Пифагор. Он же, кстати, и предложил понятие «музыкальной медицины». Одни мелодии великий ученый использовал «чтобы лечить пассивность души, чтобы не теряла она надежды и не оплакивала себя», другие мелодии – «против ярости и гнева, против заблуждений души».
Истории известны случаи, когда музыка творила настоящие чудеса. В XVI веке в Италии, к примеру, население нескольких крупных провинций охватила необычайная психическая эпидемия. Тысячи людей впадали в глубокое оцепенение, застывали в неподвижности, переставали есть и пить. Все эти люди были одержимы убеждением, что они укушены ядовитым тарантулом. Из состояния оцепенения больных выводила только особая танцевальная музыка, начинавшаяся с очень медленного ритма и постепенно убыстрявшаяся до неистовой пляски. От нее и произошла известная всему миру тарантелла.
В XIV веке Западную Европу охватила грандиозная эпидемия знаменитой виттовой пляски. По улицам городов и селений бродили толпы неистово дергавшихся бесноватых людей, которые выкрикивали нечленораздельные звуки, непристойности и богохульства, падали с пеной у рта. Эпидемия быстро прекращалась лишь там, где властям удавалось вовремя призывать музыкантов-инструменталистов, игравших медленную, спокойную, умиротворяющую музыку.
Секрет музыки разгадан?
Только сейчас ученые начали понимать, каким образом музыка воздействует на организм человека. Оказывается, музыку наш мозг воспринимает одновременно обеими полушариями: левое полушарие ощущает ритм, а правое – тембр и мелодию. Самое сильное воздействие на организм человека оказывает ритм. Ритмы музыкальных произведений лежат в диапазоне от 2,2 до 4 колебаний в секунду, что очень близко к частоте дыхания и сердцебиения. Организм человека, слушающего музыку, как бы подстраивается под нее. В результате поднимается настроение, работоспособность, снижается болевая чувствительность, нормализуется сон, восстанавливается стабильная частота сердцебиения и дыхания. Кстати, музыка благотворно действует не только на человека, но и на животных и даже на растения.
Какая музыка самая полезная?
Какая же музыка действует на нас наиболее благотворно? Как выяснили психологи, это, прежде всего, классические произведения. Причем от каждой конкретной болезни помогают вполне определенные композиции. Вот несколько примеров.
- Успокоиться помогут «Колыбельная» Брамса, «Свет луны» Дебюсси, «Аве Мария» Шуберта, мазурки и прелюдии Шопена, вальсы Штрауса.
Метки: музыкотерапия |
Нэлепп Георгий Михайлович |
iskusstvo-zvuka.livejournal.com
Георгия Михайловича Нэлеппа почти полвека нет среди живых. У певца очень много записей: оперы, оперетты, романсы, песни. Сменились звуковые носители, но голос Нэлеппа до сих пор очаровывает всё новые поколения любителей музыки, принося радость и утешение.
Как-то я увидел запись «Пиковой дамы». Комплект был отложен для другого покупателя. Продавец внял мольбе:
— Ладно, возьму грех на душу, — и продал компакт-диски мне.
Именно с этой записи и состоялось моё знакомство с певцом. Мне было лет тринадцать, когда я приобрёл три пластинки с «Пиковой дамой». Пластинки в невзрачных бумажных конвертах. На виниловых дисках синие наклейки, на которых — название оперы, фамилии исполнителей. Я уже знал и любил одного тенора — Сергея Лемешева. Ожидал увидеть его имя, и был разочарован, встретив незнакомую фамилию — Г. Нэлепп. Однако достаточно было прослушать запись, чтобы попасть под обаяние удивительного голоса и актёрского таланта певца. С тех пор не представляю себе лучшего Германа.
Из популярных книг о музыке, я знал, что существуют разновидности теноров. У них разный репертуар, хотя жёсткого деления нет. Лемешев — лирический тенор, Георгий Нэлепп — драматический, или героический. Искусство Георгия Михайловича оправдывало название голоса. Всем его партиям свойственна драматичность, даже трагичность, притом, что он не допускал никакой аффектации, никакого надрыва, никакого крика. Спокойное выпевание всех фраз, отличная дикция, металличность голоса и, одновременно, мягкость и душевность. Его голос мгновенно стал каким-то родным.
Метки: Нэлепп Г.М. вокальное искусство опера романс певцы |