Дух науки, или почему мир не создан богом
Суббота, 22 Декабря 2018 г. 16:57
ссылка
Настоящую поэзию отличает особый настрой, который мы ощущаем как дух поэзии, как звучание высших сфер, как дыхание вечности. Все это отличает собственно поэзию от рифмованных виршей на злобу дня или в угоду некой моде. Но точно так же можно говорить о духе науки. Как особом состоянии в познании мира. Когда сам процесс познания отзывается в учёном эмоциональным подъёмом или игрой тончайших ощущений. Когда есть не только алмазный блеск разума, но и мягкий перламутр чувственного восприятия явлений природы.
Основным аргументом верующего учёного является восторг перед устройством мира. Точнее, перед воображаемой им гармонией его устройства. Между тем, если бы бог создал мир, то последний был бы миром хаоса, в котором царил бы вселенский разум, постоянно менявший правила игры. Именно так, кстати, постоянно делают люди в созданном ими мире. Придумывая с одной стороны законы, а с другой стороны постоянно нарушая их всеми возможными способами, вплоть до прямого насилия.
Бог не нуждается во внешней гармонии. Он сам себе гармония и система. Это как нельзя найти систему выигрышей в рулетку, поскольку «рулетка сама по себе система». (Джек Лондон)
Что является неотъемлемой чертой творца? Желание постоянно творить и совершенствовать. Бог вмешивался бы в течение вещей постоянно. Иначе говоря, бог не стал бы утруждать себя созданием гармонии, как абсолютно ненужного ему явления. Вы знаете хотя бы одну область, в которой человек, наконец, успокоился и довольствовался уже созданным? Даже не тратьте времени. Бес вечного неудовлетворения сидит в человеке. Но не забудьте, по чьему образу и подобию создан человек. Мы не можем отказать богу в таком же желании вечного совершенствования мира. Тем более несовершенство последнего настолько налицо, что людям пришлось изобрести и дьявола, чтобы как-то объяснить сие обстоятельство и не унижать бога сомнениями в его несостоятельности - как творца. Между прочим, стремление искать виновных на стороне очень даже свойственно людям. Но получается, что и богу тоже, и это он специально создал дьявола, чтобы было на кого свалить все огрехи в устройстве мира?
Но вернёмся к гармонии мира. Именно бессознательный мир природы стремится к взаимному сосуществованию, называемому нами гармонией. У него нет другого пути. Либо хаос поглотит его, и тогда некому будет что-либо говорить по поводу этого вселенского хаоса. Либо его взаимодействия уравновесят друг друга, дав возможность появиться высокоорганизованной материи со способностью отражения. И появившееся благодаря этому сознание будет в восторге. Но не по поводу тончайшего баланса природных сил, а по поводу прихотливой воли выдуманного ими существа. Благодарность не по адресу свойственна людям. Ведь в этом случае не надо стараться выразить деятельную благодарность и жить в понимании истинного положения вещей. То есть понимать своё настоящее место среди мира животных, беречь этот мир и не считать себя тем, кем мы никогда и не являлись, а именно пупом вселенной под благозвучным названием "венец творения". Между прочим, акулы, не изменяясь, существуют около 150 миллионов лет, а дельфины полны оптимизма, и вроде бы не спят, зато львы спят по двадцать часов в сутки и находятся в прекрасной спортивной форме. А вообще кошки – прекрасно видят в темноте и способны упасть даже с девятого этажа без вреда для себя. Орлы обладают острым зрением, недоступным даже сибирскому охотнику. Собаки имеют фантастическое обоняние...
Этот перечень можно продолжать бесконечно. Какой уж венец творения, если даже ум свой мы используем так, как будто это и не ум вовсе, а некое воплощённое безумие.
Скромности нам не хватает, господа люди!
Только представьте, что каждое живое существо на нашей планете, от вируса до шимпанзюшки заявит всего лишь один тезис, что они тоже созданы по образу и подобию. Глупо, да? У них ведь нет разума, чтобы заявить подобное. А мне кажется, что мы, говоря это, оказываемся ещё глупее. Я ведь ещё и такую форму жизни не назвала, как растения. А то вдруг и они взбунтуются и заявят, что у нас нет права употреблять их в пищу, поскольку они тоже созданы богом. По образу и подобию. Только чрезвычайное самомнение человека и культивируемый им эгоизм позволяют ему считать себя неким высшим существом. И хотя природа время от времени мощью стихии или «коварством» вирусов показывает человеку его настоящее место, он не успокаивается и продолжает считать себя вправе творить на планете всё, что ему заблагорассудится. Под эгидой самому себе присвоенного званием венца творения (пупа Вселенной). И дела ему нет до нарушения своими действиями гармонии мира. Ведь он только декларирует своё восхищение перед этой гармонией, «созданной» божественным провидением, а сам только и знает, что уничтожает уже созданное «как бы» богом, и проявляет полное своеволие типа: «мы наш, мы новый мир построим».