О том и речь! В записи
"Скудоверие", которую я перепечатал в своём ЖЖ, одна моя знакомая,
Ирина Андреева, пишет:
Я провела где-то два месяца в сельской глубинке Южного Урала и имела возможность что-то понять о внутреннем состоянии реальных верующих. Это пустота. Есть понятие "скудоумие". А я столкнулась со скудоверием. Предельным. На шеях кресты. На стенах бумажные календари с церковными праздниками. В углах или на сервантах бумажные иконы. Празднование в виде обычного пьянства наиболее традиционных церковных праздников. Всё.
А администратор атеистического сайта Ирине говорит:
В массе своей у РПЦ другой паствы никогда и не было. Но это бы ещё полдела. Суть в том, что другая паства ей и
не нужна. Как нынешним российским правителям не нужен здесь образованный и воспитанный народ. Да вообще
народ - не нужен. Нужно население. Электорат. Как можно более тупой, чтобы лапша от средств массовой дебилизации с ушей не соскальзывала. Это и всё. У РПЦ к пастве отношние ровно такое же. И это понятно и логично. Просто настоящий народ не потерпит этих правителей. А
другая паства не потерпит эту РПЦ.
В комментариях к этой же записи я привёл цитату из документальной повести Анатолия Кузнецова, родившегося в 1929 году и пережившего оккупацию Киева, "Бабий Яр", опубликованной в журнале "Юность" № 8-10 за 1966 год:
«Под руководством бабки я лет до шести рос тёмным, подавленным религией человеком. Бабка ставила меня перед иконами, брала мою руку своей коричневой, изъеденной морщинами рукой, учила креститься и произносить магические слова, которых, как это я после увидел, и сама не понимала. Вот как это у неё звучало и как я выучил на всю жизнь:
- Оченаш жои си на небеси. Да светиться имя твое, да прииде царствие твое. Я - ко на неби, та - ко на земли. Хлеб наш насушный даж нам днесь. Да не прости нам долги наши, да не избави нас от лукавого...
[Примерно так же молилась и моя бабушка. Кстати, обратите внимание на две совершенно лишние частицы "не" в конце бабкиной версии молитвы.]
Бабке даже в голову не приходило, что таинственное слово "Оченаш" значит "отче наш", для неё это было просто название молитвы. Я же думал, что "Оченашем" зовут бога [в некотором смысле это так и есть - это же обращение!], что это имя должно светиться в темноте, что бабка просит сухарей - "насушного хлеба", и автоматически повторял за ней всё это "не прости нам" и "не избави от лукавого"...