Но, как водится, там получилась весьма сокращенная версия; исходник - коли будет желание - можно почитать у меня здесь под катом.
- Как началась дружба между вами и рунами?
Вероятно, – так же, как и у многих других.
Любая архаическая система сакрального знания (вернее, представления такового) обязательно обладает некоей собственной «аурой» Силы, собственным волшебством. Мы почти всегда чувствуем эту «ауру», даже просто случайно соприкасаясь с той или иной такой системой; но для кого-то это ощущение «волшебства системы» оказывается чужим, а кого-то – напротив, захватывает, совершенно, казалось бы, беспричинно заставляя чувствовать: «это – моё»…
…Кто-то из современных писателей оговорился как-то, что не бывает настоящей любви без ситуации «и вдруг…» – «и вдруг он почувствовал…», «и вдруг он понял…» и т.д. С рунами – и с любой другой подобной системой – дело обстоит примерно также. Я довольно много работаю сейчас с по-настоящему увлеченными людьми, которые только начинают серьезное знакомство с рунами; кто-то из них – просто встретил упоминание о рунах в фантастике; кто-то – увидел что-нибудь в Сети или в книгах; кто-то – вообще всего лишь наткнулся на соответствующий абзац в энциклопедии… Дальше – если руны действительно близки и нужны человеку, – срабатывает та самая ситуация «и вдруг он понял…»
Это, к слову, само по себе – магия вполне определенного сорта.
…Возвращаясь к заданному вопросу – моя собственная встреча с рунами состоялась примерно также. Разве что, тогда – почти четверть века тому назад – с книгами по рунам в России было, мягко говоря, туго, и все приходилось «копать» самому.
Впрочем, я считаю это «бонусом».
- На какие источники вы ориентируетесь? Где источники согласуются с вашим личным опытом, а где – нет?
Что касается источников, то – на мой взгляд – в данном контексте существует всего две их категории.
Первая – письменные памятники, будь то сохранившиеся священные тексты, описания магических практик в средневековых сагах, рунические поэмы или собственно «магические книги» позднего Средневековья. Каждый из них позволяет нам увидеть что-то особое, что-то такое, мимо чего мы могли бы пройти мимо, будь этот текст утрачен.
Вторая категория – это непосредственно артефакты Рунического Искусства: священные предметы с руническими заклинаниями; алтарные и памятные камни; амулеты и многое другое. Работать с этими «источниками» сложнее – ведь древние Мастера отнюдь не ставили перед собой задачу сделать свои творения понятными для нас… Зато это – практика «как она есть»…
…Обращаясь к следующему вопросу – о согласовании источников и личного опыта, – я, по большому счету, должен был бы назвать еще и третий источник познания рун – собственно практику магической работы. И это – именно еще один – третий – «источник». Дело в том, что когда мы говорим об архаических сакральных системах (о тех же рунах, например), мы неизбежно соприкасаемся с «багажом Силы», накопленным десятками поколений магов, работавших в этой Системе до нас. Работая с рунами серьезно, мы – в том числе – черпаем из этого «багажа». Если мы «все делаем правильно», то наш объективный опыт магии коренится именно в нем, в этом «багаже».
Соответственно, вопрос о согласованности источников и личного опыта отчасти теряет смысл – зачастую это одно и то же. Другое дело, что говоря конкретно о письменных источниках, мы всегда должны помнить: существенная их часть имеет довольно позднее происхождение и не избежала ни искажений, связанных с утратой сакрального знания в ушедшем недавно тысячелетии, ни искажений, определяемых новой религиозной системой – христианством. Поэтому каждый раз, решая вопрос «как правильно?», нам приходится сопоставлять и взвешивать – что совпадает, а что нет, и если «нет», то какой из источников в данном конкретном случае окажется более значимым…
- Что представляют собой Руны? Возможно ли рассмотреть эти знаки как векторы Силы? Стоят ли за Рунами духи и божества? Если да, был ли у вас опыт коммуникации с ними (духами, божествами)?
Прежде всего, руны – это магическая знаковая система.
Знаковая система, предназначение которой, по большому счету, сводится всего лишь к двум вещам:
• описывать Мироздание, в котором мы существуем (включая и нас самих, разумеется), и
• коммуницировать с этим Мирозданием, – то есть, в конечном итоге, изменять его.
Будучи такой системой – именно системой, а не просто набором символов, – руны позволяют нам определить (т.е. либо описать, либо «задать») любую ситуацию, потенцию, действие и т.д. Разумеется, это подразумевает, что каждый элемент этой системы необходим для описания Мира, а вся их совокупность – достаточна для этого.
Однако, сами по себе руны в такой системе остаются всего лишь символами. Давайте вспомним значение этого термина; так, например, коронованный двуглавый орел является символом Российской Империи, и как таковой обладает и значением, и силой; однако, Империи как таковой он те тождественен.
Примерно так же обстоит дело и с рунами. Возьмите, например, руну Иса – руну льда; она представляет собой всего лишь вертикальную черту. Означает ли это, что любой, нарисовавший вертикальную черту на каком-нибудь заборе, вызовет заморозки? Нет, конечно. Руны – это всего лишь, скажем так, «сигнификаторы», которые остаются всего лишь значками, если рисующий их не имеет реального «контакта» с тем, что за ними стоит (опять-таки весьма похоже на ситуацию с двуглавым орлом).
А вот что именно за ними стоит…
Да, в целом, это можно называть и «векторами Силы» – в том смысле, что каждая из рун символизирует какой-либо из ее аспектов. Можно говорить и о стоящих за рунами божествах, – собственно говоря, значительную их часть Традиция и связывает напрямую с тем или иным богом или богиней.
Что же касается коммуникации… Так любая работа с рунами, по большому счету, и является такой коммуникацией…
- Каковы области применения рунической магии?
Вопрос одновременно очень широкий и – слишком узкий для простого ответа.
«Очень широкий» – потому что в североевропейской сакральной традиции использование рун в магических целях каких-то особых границ не имеет… скорее, эти границы определяются качествами того человека, который работает с рунами.
«Слишком узкий» – потому что само по себе словосочетание «руническая магия» довольно расплывчато, а главное – оно лишь в самом первом приближении может определять то, чем «занимается» маг, работающий с рунами в русле Традиции. Более корректным здесь является термин Руническое Искусство – а он гораздо шире, чем «магия» в современном звучании этого слова.
Так вот, если говорить именно об Искусстве, то мы на настоящий момент выделяем три основных направления практической работы в его рамках:
• во-первых, это руническая мантика, т.е. обретение понимания Мира вокруг нас и, главное, себя самого, с помощью рун;
• во-вторых, это собственно руническая магия – изменение с помощью рун этого Мира и, опять-таки, прежде всего, – себя;
• и в-третьих, это направление, которое, как правило, именуют сегодня англоязычным термином Runalore – познание собственно рун – вещь гораздо большая и гораздо более сложная и значимая, нежели просто изучение какой бы то ни было книжки по данной теме…
- Какие способы практической работы с Рунами вы используете? Что представляют собой эти способы?
Хм… Если иметь в виду то, что мы только что говорили о направлениях приложения Рунического Искусства, становится очевидным, что таких способов – очень много. Даже просто работа с древними текстами, посвященными рунам или хотя бы как-то связанными с ними, – это уже практика в самом прямом смысле слова…
- Руническая гимнастика: за и против?
Сама идея о том, что руны некоторым образом связаны с различными, скажем так, проявлениями жизни человеческого тела – поза, движение, голос, звучащий на определенной высоте, и т.д. – сама эта идея совершенно точно не лишена здравого смысла. Другое дело, что древние источники, которым мы можем доверять, не сохранили для нас вообще ничего, имеющего отношение к этому вопросу – разве что, отдельные весьма туманные намеки. Соответственно, все, что сегодня делается в этом направлении, – это чистой воды «новодел». Само по себе это не так уж и плохо: как и любое другое, Руническое Искусство живет только в развитии. Однако, в ситуации, когда нам практически не с чем сверять личные наработки того или иного автора или практика, такие «новодельные» системы запросто могут оказываться – в самом безопасном случае – бессмысленными, неработающими. И нередко оказываются.
…Да, для некоторых рун их связь с определенными позами очевидна и естественна. Так, например, руна Альгиз – руна покровительства богов – прямо представляет собой изображение человека, стоящего с поднятыми к Небу руками, а руна Иса – руна Льда – человека, скованного по рукам и ногам. Но для большинства рун такой связи нет или она неочевидна; в этих случаях простое, например, повторение человеческим телом формы руны может и вообще не иметь никакого смысла.
На мой взгляд, если уж говорить об использовании телесно-ориентированных практик в Руническом Искусстве, то «копать» следует гораздо глубже, обращаясь не столько к форме рун как графических символов, сколько – как раз к тому, что стоит за рунами как символами. Так, в школе «НордХейм» мы успешно используем методику, которую условно называем «руническими расстановками» – расширение хеллингеровской идеи о том, что человеческое тело способно воспринимать и отображать определенную информацию, на область Рунического Искусства.
Это, к слову, хороший пример к предыдущему вопросу – о способах практической работы с рунами.
- Насколько работа с рунами может быть опасна?
Опасна может быть любая человеческая деятельность. Так, банальная попытка починить розетку на кухне может вылиться в серьезную травму.
Да, работа с рунами может вызвать нежелаемые негативные последствия – повторюсь, как и любое другое действие, если оно осуществляется без понимания.
По большому счету, в Руническом Искусстве есть две наиболее серьезные опасности, причем – как и на любом пути, – эти опасности связаны с переходами между уровнями понимания.
Позволю себе отвлеченный пример.
Давайте возьмем совсем, кардинально другую область деятельности человека. Например – туризм (я имею в виду серьезный, связанный с теми или иными рисками, туризм, не поездки куда-нибудь в Шарм-Эль-Шейх на недельку в отпуск). Пускай это будет, например, туризм водный, – здесь есть своя статистика смертности, и она весьма любопытна. Большинство смертей приходится на две очень конкретные категории людей. Первая – это «неофиты», только-только добравшиеся до «большой воды», но еще ничего не знающие и просто не понимающие, где именно их может ждать беда. А вторая – это те, кто только что перевалил через определенный рубеж в своем совершенствовании, и почувствовал вдруг «вседозволенность», когда никакие авторитеты уже не важны…
С Руническим Искусством дело обстоит примерно так же.
Максимальная опасность – любая, от объективного причинения вреда себе или ближнему до «потери связи с реальностью» – сопутствует работе с рунами именно на тех этапах, когда человек только что перешел некую грань в освоении Искусства.
Первая опасная ситуация наступает сразу после собственно знакомства с рунами: прочитал брошюрку по рунической магии в десяток страниц, ощутил себя магом, и… Серьезные карточные игроки знают: новичкам действительно везёт. Только вот в данном случае такое «везение» нередко выходит боком, когда авансом данная сила позволяет новичку проделать что-то, значения чего он и сам не понимает…
Вторая опасная ситуация – переход в состояние «опытного пользователя», когда человек реально обретает определенные знания и возможности, но еще не понимает, что, как права неизбежно влекут за собой обязанности, так и возможности требуют определенного самоограничения…
- Какие изменения в твоей жизни произошли, инициированные рунической практикой?
Если человек живет по-настоящему, он меняется постоянно. Но вот можно ли вычленить для того или иного изменения какую-то одну причину?.. Сомневаюсь.
- Что вы посоветуете людям, которые только начинают свой путь с Рунами?
Во-первых – думать. Далеко не все, что блестит, – золото. Это относится и к книгам, которые мы читаем, и к людям, у которых учимся.
Во-вторых – слушать себя: у каждого из нас есть собственный «внутренний компас», способный указать верный путь, если о нем не забывать.
И в-третьих – помнить, что «прикладные возможности», с которыми руны часто ассоциируются прежде всего прочего, на самом деле – вторичны и представляют собой всего лишь практическое приложение…