-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Сообщество_Асатру

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

асатру северная традиция http://vk.com/id108758#/club240

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 4) СКАНДИНАВИЯ Ingvarr_88 Руны Russian_pagan_metal
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Северные_Земли

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 07.09.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 625


О жрецах и обязанностях.

Понедельник, 11 Июня 2018 г. 19:17 + в цитатник
Рогнеда_Варгамор все записи автора oqKcY1K3bk8 (495x700, 124Kb)

Текст появился после публикации опроса в группе ASATRU|АСАТРУ|Германское язычество, когда из 237 проголосовавших язычников 74 назвали себя жрецами того или иного бога (что раз так в семь больше реально существующих общин германо-скандинавского язычества). Люди явно путают «быть жрецом» и «быть почитателем божества». Асатру — отнюдь не Викка в этом плане.

 

Жрецов в культуре языческой Скандинавии, как известно, звали годи (goði), жриц - гидья (gyðja). Термин goði возводят к протогерманскому *gudjô с тем же значением, напрашивается сравнение со словами бог - goð (к протогерманскому *gudą, обычно для языческих богов goð использовалось во множественном числе) и góðr - добрый, хороший (к протогерманскому *gōdaz), однако указания на их связь хотя бы на уровне протоиндоевропейского автору не встречалось.

 

В "Книге о занятии земли", ч.4, гл.81 рассказывается о первых годах заселения Исландии:

 

Тогда страна была поделена на четверти, и должно быть три тинга в четверти, и три главных капища в каждой общине тинга. Там были выбраны люди, чтобы присматривать за капищами, мудро и справедливо. Они должны были назначать суды на тингах и управлять ходом тяжбы. Их называли годи. Каждый человек должен был платить капищу пошлину, как сейчас десятину церкви.

(с)

Суды и тяжбы не просто проводились жрецами-годи, они включали в себя обрядовую часть и нуждались в освящении и привлечении внимания богов. Известный отрывок из "Книги о занятии земли" в той же главе уточняет как это было:

 

Кольцо в два или более эйрира должно лежать на алтаре в каждом главном капище. Это кольцо каждый годи должен надевать на свою руку на каждое общее собрание, где он будет председательствовать, но сначала окрасить его в крови животного, которое он сам там принесёт в жертву. Каждый человек, которому нужно будет выступать на суде, должен сначала принести клятву на этом кольце и назвать двух или больше своих свидетелей. «Призываю я в свидетели, — должен он сказать, — что я приношу клятву на кольце, законную клятву. Да помогут мне Фрейр, Ньёрд и всемогущий ас, чтобы я в этом деле обвинял, или защищал, или давал показания, или присуждал, или выносил приговор так, как я считаю самым правильным, самым истинным, и более всего — в соответствии с законом, и все предписанные законом выступления будут вестить мною так, покуда я на этом тинге».

(c)

 

И, наконец, как пишет Джесси Байок (в "Исландский альтинг:заря парламентской демократии"), когда после 930 года был организован высший судебный и законодательный орган острова - Альтинг, появилась и должность "всеобщего годи":

 

«Высший годи» (allsherjargoði) был другим видным должностным лицом в эпоху древнеисландской свободы. Он действовал как церемониальный глава страны, роль главного предводителя была в значительной степени одним из обрядов. Должность включала обязанность освящения Альтинга и установления границ для различных частей места собрания. Освящение отмечало официальное открытие собрания. Должность allsherjargoði была занята человеком, который являлся владельцем наследственного годорда Торстейна Ингольвссона, сына первого поселенца Исландии Ингольва Арнарсона. Возможно, что эта честь была предоставлена Торстейну и его потомкам с учетом помощи, оказанной в то время, когда Альтинг был учреждён.

(с)

По терминологии в сагах выделяются hof-goði - жрец при капище-хове, исполняющий религиозные обязанности, и просто goði - предводитель (höfðingi) округи-годорда, разумеется, человек мог принадлежать к двум категориям сразу. Саги неоднократно упоминают наследование, куплю-продажу годордов, организаторскую деятельность годи в различных ситуациях, истории как поддержки жрецов людьми из их годордов на тинге, так и защиты жрецами своих последователей на судах (и то, и другое вменялось в обязанности сторон), переход недовольного своим годи в другой годорд...

Иными словами, должность годи сочетала административные обязанности с ритуальными, которыми освящали административные. Редкость упоминаний жриц в Исландии в сагах, похоже, объясняется именно тем, что женщины не имели права сами выступать на тингах и должны были присылать туда представителей-мужчин. Следовательно, гидья (как и "узкий специалист" хов-годи) могла лишь следить за общим капищем и проводить обряды, но не участвовать в общественной жизни на народных собраниях.

Но при этом проводить обряды на хуторе и приносить жертвы богам мог любой бонд (известен лишь один случай, когда некий первопоселенец Асгейр Клещи "запрещал самовольно проводить жертвоприношения", видимо, на своей земле и для своих подчинённых)

.

Участие в судебной системе годи по смыслу близко к описанию общественных обязанностей жрецов древних германцев у Тацита ("Германия",7):

 

Впрочем, ни карать смертью, ни налагать оковы, ни даже подвергать бичеванию не дозволено никому, кроме жрецов, да и они делают это как бы не в наказание и не по распоряжению вождя, а якобы по повелению бога, который, как они верят, присутствует среди сражающихся И они берут с собой в битву некоторые извлеченные из священных рощ изображения и святыни;

(c)

 

И прорицанием жрецы также занимались для пользы племени ("Германия", 10):

 

После этого, если гадание производится в общественных целях, жрец племени, если частным образом, — глава семьи, вознеся молитвы богам и устремив взор в небо, трижды вынимает по одной плашке и толкует предрекаемое в соответствии с выскобленными на них заранее знаками

(c)

 

Если обратиться к опыту континентальной Скандинавии, то в "Пряди об Эгмунде Битом и Гуннаре Пополам" описаны обязанности жрицы Фрейра (т.е. служительницы преимущественно одного божества) в Швеции:

 

В то время там совершались великие жертвоприношения, и издавна повелось, что наиболее почитаем был Фрейр. Этот идол Фрейра обладал столь могучими чарами, что дьявол говорил с людьми из его уст, и Фрейру в услужение была отдана молодая и красивая женщина. Тамошние жители верили, что Фрейр был живой, и так в какой-то мере и было, и думали, что он, вероятно, нуждается в наложнице. Вместе с Фрейром ей полагалось распоряжаться капищем и ведать всем, что находилось в его владении.

(c)

 

Также в обязанности гидьи-жрицы Фрейра входило зимой ездить с почитаемым изображением божества и почётной свитой по пирам и "улучшать урожай" , т.е. приносить плодородный год для хозяев хуторов, причём "перед ним (Фрейром) убивали живых существ и делали приношения", иными словами проводили блоты в его честь на каждом хуторе.

Интересным моментом является то, что в Исландии, судя по "Книге о занятии земли", было два типа прозвищ, отражавших жреческие обязанности: "Годи" и "Годи Фрейра", имена других богов не встречаются. Иными словами, именно к сыну Ньёрда, богу урожая и сексуальной силы, чаще всего было обращено личное служение верных (как сегодня оно достаётся Локи, и думается, с меньшими основаниями). Впрочем, история Торольва Бородача с Мостра, почитателя Тора, свидетельствует, что свои верные были и у иных богов.

Очевидно, что и жрецы знаменитого храма Уппсалы также проводили обряды не ради личных своих связей с богами, но выполняя запросы единоверцев. Адам Бременский упоминает о том, что если в священном источнике жертва не всплывает, "'значит желание народа осуществится" (да и организовать что-то, столь масштабное, как пресловутое девятилетнее жертвоприношение иначе было бы сложно, как и поддерживать структуру "Золотого храма" своими силами).

 

Всё эти выдержки из первоисточников приведены с единственной целью: показать, что в древнегерманском и скандинавском обществе человек, представляющий самого себя и не выполняющий признаваемых его единоверцами социальных обязанностей (хотя бы по содержанию общего храма), жрецом не считался. Были "великие жертвователи", были люди, отдававшие предпочтение тому или иному богу, но они не становились в силу одного этого годи и гидьями, т.е. теми, кто выступает посредником между богами и общиной, кто освящает своими действиями социальную жизнь людей, призывая богов наблюдать за ней.

 

Современная мысль о том, что для статуса жреца достаточно быть преданным какому-то богу (или даже просто проводить обряды), родилась, похоже, из христианского института монашества и "невест Христовых". Однако и там монахи не являются жрецами в смысле служения людям и проведения ритуалов (таинств), это делают жрецы-священники (пояснение одного последователя христианства: "cвященник это посредник между богом и человеком. А монах человек, полностью отказавшийся от этого мира,принявший на себя образ ангельский.")

 

Так что всем, кто объявляет себя жрецом того или иного божества, и в то же время почитает его в одиночестве, не исполняя общественных обязанностей на благо верных, стоит, наверное, задуматься об определениях.

 

Представляться царём проще, чем получить во владение царство.

Tradis

http://asatru.diary.ru/p215629148.htm?oam#more1

 

Рубрики:  Разное

Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку