Йоль грядёт! Приближается Ночь Матери! С праздником! |
Близится Йоль, праздник середины зимы. Пора начинать приготовления к нему и, конечно же, лучше знать, каковы особенности этого праздника.
Современные язычники отмечают Йоль в день зимнего солнцестояния (21-22 декабря), в самую долгую ночь, последующие 11 ночей тоже считаются священными. Нет точных сведений о том, когда он праздновался в языческие времена. Есть версии, что Двенадцатой ночью считался День Кнута (13 января), либо Йоль приходился на 6-9, либо 14 января.
Йолю предшествует Ночь Матери (на древнеанглийском Mōdraniht). О ней сообщает Беда Достопочтенный, указывая, что в эту ночь именно матери проводят ритуалы.
Эта ночь может быть посвящена женским божествам - дисам, т.е. быть Дисаблотом.
В наши дни в канун Йоля старшая женщина в семье до вечера завершает уборку и украшение дома. Окончив дела, она обходит со свечой весь дом, чтобы осветить каждый его уголок, и призывает Фригг и Фрейю. После этого женщина выходит на порог дома, прося остаться добрых духов и уйти вредоносных, а вернувшись в дом, призывает всех Матерей своего рода и объявляет семье о завершении всех дел и наступлении священных ночей.
Ночи Йоля - время, когда Дикая Охота подходит к концу, а многочисленные духи проявляют свою силу, поэтому эти дни - самые лучшие для колдовства, гадания и принесения клятв. Трудно сказать, какое божество является самым главным в Йоль. Многие боги зовутся йольнами (например, в "Предваряющей Песне", а одно из имен Одина, предводителя Дикой Охоты - Йольнир, поэтому жертвы можно приносить всему пантеону. Многочисленность богов, связанных с Йолем, отражена и в основных символах этого праздника.
Один из таких символов - йольский козел. Козлы - животные колесницы Тора, которые после съедения оживают за ночь. кроме того, козел фигурирует в мифе о богине зимы - Скади, когда Локи смешит ее. Йольский козел ходит по домам, и его угощают едой и выпивкой, чтобы тот принес удачу, а не разрушения. Он способен забрать того, у кого нет новой одежды к празднику (это роднит его с йольским котом). Роль козла в обрядах выполняет козья голова на палке, либо ряженый юноша.
В святки проходит представление в Оланде (Øland, Швеция) в исполнении троих персонажей: отца, сына и козла. В козла стреляют, он падает и лежит как мертвый. Потом его покрывают красным и белым плащом, после чего козел оживает, встает и трясет бородой. (Фейльберг, Йоль, II.стр.231-32 (Fejlberg, Jul, II, pp. 231-32)).
Козлы, сделанные из соломы - рождественское украшение в Дании и Швеции, как и венок из соломы с маленькими подвешенными соломенными же козликами на нём.
Другой персонаж, йольский кот, похож своей ролью на козла, хотя кошки - животные Фрейи. Исландское поверье о коте было записано в 19 веке. Тех, у кого не было новой шерстяной одежды, особенно маленьких детей, кот мог съесть, поскольку отсутствие обновки означало неоконченную работу по обработке шерсти.
(Не от поверий ли о коте или козле идет западный обычай оставлять на камине шерстяные носки (в русском варианте - валенок под ель) для подарков?)
Еще один символ Йоля - вепрь, животное Фрейра и Фрейи. В "Саге о Хервёр и Хейдреке" упоминается откормленный священный кабан, чья щетина казалась золотой (что указывает на вепря Гуллинбурсти). Другой отрывок из "Саги о конунге Хейдреке Мудром" рассказывает о Йоле: "Конунг Хейдрек приносил жертвы Фрейру. Кабана, что оказывался самым большим, он должен был отдавать Фрейру. Они считали его столь священным, что на его щетине должны были клясться во всех крупных делах, и этого кабана они должны были приносить как искупительную жертву. Вечером на йоль жертвенного кабана должны были приводить в палату к конунгу. Там люди клали руки ему на щетину и приносили клятвы."
На юге Швеции муж и жена приносили клятвы быть хорошими супругами и родителями, положа руку на на кусок свиной кожи.
Очевидно, что кабан (и блюда из свинины) - подходящее угощение и жертва на праздник. Примером дожившей до наших дней традиции служит рождественская ветчина в Скандинавии и Англии. В современной Швеции также делают торты и пироги в форме кабана. Современные асатруа могут использовать изображение кабана для принесения клятв.
Роль Йольского дерева играли в Англии, Швеции и Дании плодовые деревья, вокруг которых разбрасывали крошки угощения или вывешивались кусочки еды на ветвях. Южнонемецкий обычай, распространенный сегодня повсеместно - украшенное фруктами и орехами (сегодня искусственными игрушками) вечнозеленое дерево.
В Скандинавии до принятия обычая украшать вечнозеленое дерево основным украшением был йольский венок. Его плели из соломы, как уже было сказано, либо из веток вечнозеленых деревьев, иногда наматывая их на металлический каркас с подсвечниками.
В качестве напитка для угощения, произнесения тостов и принесения клятв используется крепкое пиво.
В Исландии традиционные йольские блюда - рисовая каша, лиственный хлеб и картофель в карамели (рецепты по ссылкам).
Ссылки:
На русском
Трот. Глава 47: Йоль (перевод Традис)http://www.liveinternet.ru/community/3949836/post1442..
На английском
https://en.wikipedia.org/wiki/Yule
https://en.wikipedia.org/wiki/Sonargöltr
https://en.wikipedia.org/wiki/Yule_Goat
https://en.wikipedia.org/wiki/Christmas_ham
С приближающимся праздником вас, Верные! Веселитесь, украшайте дома и готовьте угощение близким в этот праздник!
P.S. Зимнее солнцестояние в 2014 году начинается 21 декабря в 23:03 по UTC-0 (в 02:03 по Московскому времени)
Взято:
Трот (Асатру, Германо-Скандинавская Традиция)
|
Рубрики: | Дела Асатру |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |