(((: Да вроде нет, просто мне всегда казалось, что такого рода лекции проводятся для специалистов, поэтому я решила уточнить. Как видно, я ошибалась. Очень здорово, что туда можно прийти.
МААП, Ничего себе упрощенческий взгляд. Хотя простое, есть гениальным, и к его пониманию лежит долгий путь познания. Мне пришлось потратить долгие годы, чтобы извлечь из небытия, это простое, которого лишена наша наука, зашедшая во многих направлениях в тупик. Целостное учение лежащее в основе всех без исключения священных книг, по Вашему мнению является упрощенным взглядом? Не в его ли тайны так упорно старался проникнуть К. Юнг? А, сравнение с гражданином Фрейдом, это уже на уровне оскорбления. Шучу. Но, для меня учение Фрейда, это каменный век психологии. Мои друзья, знающие мои работы, видя надпись на одном здании "глубинная психология", смеются. И я их понимаю. Простое не всем доступно, по причине стереотипов. Никто, как герменевты заглянуть в глубину человеческих отношений не в силе, т.к. не в состоянии проникнуть в "коллективное бессознательное", которое на самом деле достаточно сознательное, т.к открывает перед человеком дорогу в реальный мир. Что знает психология о реальном мире?
МААП, Изначально, это причинно-следственная связь, а потом, это уже, кто как назовет. Материальный мир во всех своих проявлениях, имеет структуру в виде причинно-следственных связей. Связь между материальным и нематериальным миром также имеет причинно-следственную связь, хотя это уже не из Вашей области. Кстати, общее бессознательное К. Юнга, это нематериальный мир. Каким образом аналитическая психология оперируют с понятиями, являющими основой нематериального мира?
Связь бывает не только причинно-следственная. Это может быть диалог, параллельное сосуществование, синхронистичность, это могут быть два аспекта одного явления.
Как не сказано? А, верхний и нижний миры? Причинно-следственная связь существует во всем и везде. Осмыслить не осмысленное, можно только обладая определенными знаниями, и при помощи соответствующих учителей.
Таинство шамана не входит в рамки мировосприятия этнографа. Шаманы никогда не делятся своими знаниями с посторонними. Тем более, что делиться им не чем. Все что они делают, это причино-следственная связь, как было правильно замечено, сознания и подсознания, а эта связь недоступна постороннему пониманию. Сами шаманы не дают отчета своим действиям. Иначе, это был бы уже не шаманизм, а какое-то более высокое учение.
Попробую ответить от себя: протест вызывает то, что непонятно и недоступно, для "скота" (со "скотской", буквалистской позиции) гипертекст (да и текст вообще) - "для цирка слишком сложно". :-)
Статья сильная. За силой текста сложно продумать "промежуточную" точку зрения. Но это малые сложности. А вот непонятной мне осталась, простите, вот эта фраза - "бессознательный протест против гипертекста". Мог бы кто-нибудь (если не сам автор, то тот, кто опубликовал статью) пояснить смысл? Понятно, что речь не об HTML (?), но литературный приём - неуж по (чьей?) статистике вызывает такую уж "бурю внутренних ломок" среди скота?
Источники, это моя проф. тайна. Что касается лидера - "козла отпущения", то я сам до 4 класса был в этой шкуре. Правда ребята до сих пор меня помнят, и приглашают на встречи класса. А, об учителях у меня только негативное воспоминание.
Клиническая практика, это хорошо, но не дает полной картины проблемы. Козлы отпущения были всегда и будут всегда. Психологический аспект этого явления заключается в механике построения систем в обществе. Только системный подход открывает завесу тайны над происходящими процессами в обществе. Проецируя тень на других, автор забывает, что в этом процессе играет главную роль работа мозга человека. Коллективная работа мозга людей имеет свои строгие законы и механику, зная которые можно рассматривать и рассчитывать происходящие в обществе процессы и расклады. Естественно, если рассматривать, выше означенную, проблему через призму этих законов, то можно уложиться в одну страницу А4, но из А4 книги не получится.
Еще в школе я обратил внимание на эту проблему, позднее мы почувствовали острый недостаток знаний в психологии теряя товарищей в горах, и вплотную, так сказать в фронтовых условиях, стали познавать ее азы, платя за учебу дорогой ценой. Поэтому, я четко для себя уяснил, что проблему "козлов отпущения" можно рассматривать только через призму систем. Системы порождают оных. Система, это состоит из двух подсистем: главной -командной, и второстепенной - информационно-накопительной. Рассмотрим школьный класс. Класс как система имеет две подсистемы: главная, это учитель, и второстепенную - ученики. Но такое бывает очень редко. Так как для того чтобы учитель был генератором в классе. а главная подсистема, это генератор, он должен обладать необходимой и достаточной долей экстравертности. В 90% случаев, это не так. Среднеоброзовательная система образования содержит в своих рядах подавляющее количество учителей с явно выраженой интровертной доминантой. Из этого выходит, что всегда в классе найдется ученик, чья экстравертность позволит ему возглавить класс. Так или иначе, но структурирование в классе - системе происходит по цепи, выражающей реальную работу мозга каждого звена, этой структуры - ученика в классе. Работа мозга учеников определяется в соответствии с занимаемым ими местом в структуре класса - цепи, и соответствует соответствующим показателям напряжения в полушариях мозга. Два крайних звена этой цепи обладают максимальными показателями напряжения, уравновешивающими друг друга. Место, где показатели напряжения в структуре класса стремятся к 0, занимают отличники. Зато крайнее место в цепи структуры, где имеется максимальное напряжение в левом полушарии мозга достойно занимает "козел отпущения". Если в структуре класса напряжения не ярко выражены, за счет персональных качеств учителя, то "козел отпущения" как бы таковым не является. Но, если в структуре достаточно большое напряжение, то "козел отпущения" имеет мозг с максимальной асимметриеЙ работы полушарий, и со всеми отсюда вытекающими следствиями. "Козлы отпущения" бывают двух видов: 1. Интроверт. Левополушарной доминанте свойственно усваивание угнетающих информационных колебаний извне. Поэтому этот человек имеет подавленное настроение и ему присуще чувство вины, навязанное ему системой, частью которой он является. 2. Экстраверт. Это люди с ярко выраженной правополушарной доминантой, им характерна всесторонняя потенция, поэтому когда такой ученик возглавляет класс, то являясь лидером создает интровертно ориентированную систему, т.к. место "козла отпущения" занимает учитель, за которым стоит администрация школы, для которой такой вариант не приемлем. Поэтому де-юро ученик экстраверт лидер, а де-факто он "козел отпущения". Простая система, это часть сложной системы. такие "козлы отпущения" не имеют чувства вины, они революционеры.
Могу подтвердить и на своем опыте тоже. и еще я заметила - может быть, это только на мало выборке знакомых, - что люди стали более спокойно и с интересом регировать, когда слышат слово "психолог".