-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Путеводитель_по_Киеву

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

архитектура киева история киева карта киева киев памятники киева районы и пригороды киева украина улицы киева храмы киева ярослав мудрый

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 29.02.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 714


ГОСПРОМ

Вторник, 08 Июля 2008 г. 22:25 + в цитатник
все записи автора
1-web (375x500, 38Kb)
Сергей Саввич Серафимов (1878 - 1939) был уроженцем г. Трапезунда, сыном капитана дальнего плавания и гречанки. В детстве неудачно сломал ногу и навсегда остался хромым. Закончил художественное училище в Одессе, затем, в 1910 г. - Петербургскую Академию художеств. Проектировал доходные дома, банки, вокзалы в стиле неоренессанса и "елизаветинского" превдобарокко: Всемирная слава ждала его в Харькове. О проекте Госпрома С.С. Серафимов писал:
"Дом Госпромышленности я пытался решить, как частицу организованного мира, показать фабрику, завод, ставший дворцом". В этом здании сосредоточилось до 30-ти самостоятельных учреждений с общим залом собраний, столовой, библиотекой. Композиция его построена по принципу осевой симметрии, но центральная часть контрастно понижена, пространство как бы "разрывает" и пронизывает здание, растворяя его в себе. Интересно, что в пространственном восприятии симметрия практически исчезает. Соавтор С.С. Серафимова С.М. Кравец (1891 - 1966) также был выпускником Академии художеств в Петрограде 1917 г. В дальнейшем он возглавил разработку рабочих чертежей Госпрома. Он является также автором проекта здания Химического корпуса старого университета (ныне - один из корпусов УИПА по ул. Университетской).
Конкурсный проект, принятый к реализации в июне 1925 г., разрабатывался в рабочих чертежах ударными темпами. В специально построенном деревянном бараке работали молодые архитекторы - студенты и выпускники Харьковского Технологического института. Многие прошли здесь хорошую практическую школу. Здание по величине и сложности конструктивного решения в то время не имело аналогов в СССР и в Европе. В его конструкции были применены многоярусные и многопролётные рамные железобетонные конструкции, методы расчёта которых только предстояло разработать в процессе проектирования. Многие сложные инженерные задачи были решены специально созданным конструкторским бюро во главе с инженером М.А. Рудником. По итогам работы в 1929 г. была издана книга по методике расчёта сложных статически неопределимых рамных систем (авторы: А.В. Прейсфрейнд, М.М. Пайков). Начальником строительства был назначен опытный инженер П.П. Роттерт (1880 - 1957). Он привлекал к работе, в основном, творческую молодёжь не старше 30-ти лет.
Проектное обеспечение, как видно, оказалось отличным, чего нельзя сказать о техническом обеспечении строительства. Через 8 лет после революции гигантское здание - самый большой тогда в Европе "небоскрёб" - объёмом в 347000 куб.м. из монолитного железобетона пришлось строить первобытными методами: при помощи человеческой и лошадиной энергии "умноженной" на мощность лопат, носилок, тачек и прочей подобной техники: Так строилось здание, призванное олицетворять собою индустриальную мощь первого в мире социалистического государства. 5 тысяч рабочих трудились в три смены и совершили чудо, которое можно объяснить только комсомольским энтузиазмом: строительство невиданного доселе гиганта было завершено за 2,5 рабочих сезона (!). На него ушло: 1315 вагонов цемента, 9000 т. металла, 3700 вагонов гранита, 40000 кв.м. стекла. Трудозатраты составили 1 млн. 560 тыс. чел./дней, сметная стоимость строительства - 9 млн. 50 тыс. рублей.
Конечно, собранных трестами денежных средств не хватило. Остальные деньги помог добыть Ф.Э. Дзержинский: по его предложению правительство приняло решение о внеочередном финансировании строительства. Поэтому, после скоропостижной смерти Ф.Э. Дзержинского в 1927 г. Госпрому и площади было присвоено его имя. К 10-летию революции была завершена первая очередь строительства, а в ноябре 1928 г. здание вступило в полную эксплуатацию: в него въехали тресты "Коксобензол", "Химуголь", "Югосталь", металлургические, химические и машиностроительные управления.
Слава о Госпроме скоро разнеслась по всей стране и дальше - по всему миру. В то время, как на соседних улицах города ещё можно было видеть глинобитные хаты под соломенной крышей, такое сооружение казалось чем-то фантастическим, живым воплощением мечты о Новом мире, символом эпохи. А.М. Горький, посетивший незаконченную ещё стройку в июле 1928 г., писал: " Это чудесная гармония, выражение могучего духа рабочего класса. Дорогие товарищи, любимые мои люди! Вот так же крепко, высоко, широко продолжайте строить!".
Ещё в ходе земляных работ на месте 6-го подъезда Госпрома был обнаружен скелет мамонта. Очевидно, останки этого мамонта и образ построенного над ними железобетонного гиганта вдохновили поэта В.В. Маяковского, который написал известные строки:

Где вороны вились,
над падалью каркав,
в полотна железных дорог забинтованный
столицей гудит
украинский Харьков,
живой, трудовой, железобетонный.."

Сбылась мечта поэта, высказанная им ещё в 1922 году: "Шарахнем в небо железо-бетон!"
Госпром успешно выполнил свою историческую роль: родился новый образ города, символом которого он стал впредь. Затем последовала и всемирная слава. Французский писатель Анри Барбюс посетил строительство Госпрома несколько раз. Небывалый размах стройки и энтузиазм строителей не оставили его равнодушным. Он опубликовал в журнале "Монд" статью под названием "Дом-гора", в которой отметил, что на строительстве Госпрома были впервые в мире решены многиек архитектурные и инженерные задачи. В 1928 г. американский писатель Теодор Драйзер писал о "чуде, увиденном в Харькове":
В 1934 г. столица Украины была перенесена в Киев. Тресты и управления покинули Госпром. В освободившиеся помещения переехал облисполком и его отделы. В период войны несколько раз производились попытки взрыва Госпрома, но монолитная конструкция устояла. Повреждённое пожарами здание с выбитыми стёклами представляло из себя голый скелет. На первом этаже была устроена конюшня, на других этажах жили обезьяны, сбежавшие из зоопарка.
После войны здание было восстановлено при помощи завода "Свет шахтёра" и получило новую жизнь. В него въехали тресты "Теплоэнергомонтаж", "Электромонтаж", "Южспецстрой"

Источник текста:www.kharkov.ua

Место на карте
Метки:  

Аноним   обратиться по имени Четверг, 10 Июля 2008 г. 23:28 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник