-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Путеводитель_по_Киеву

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

архитектура киева история киева карта киева киев памятники киева районы и пригороды киева украина улицы киева храмы киева ярослав мудрый

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 29.02.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 714


Украина. Житомирская область. Бердичевский кляштор ордена Босых Кармелитов

Воскресенье, 08 Июня 2008 г. 20:58 + в цитатник
Алексей_Холявко все записи автора



Бердичевский кляштор (монастырь-крепость) ордена Босых Кармелитов в 1627 году основал воевода и генеральный староста киевского края Януш Тишкевич в обет за освобождение из татарского плена. Под кляштор и в основу монастырского хозяйства Тишкевич передал в 1630 году свой Бердичевский замок-имение с несколькими ближайшими селами и уделил другие поместные и денежные фундации.

В 1634 году Бердичевские кармелиты заложили "дольный" (подземный) Мариинский костел, построили торговые склепы, магазины и другие хозяйственные здания, удлинили стены крепости. Строительство длилось восемь лет. Торжественное открытие монастыря и освящения нижнего костела состоялось 22 июля 1642 г. На этом торжестве основатель принес жертвенный дар для нового костела - икону Пресвятой Девы Марии, издавна известную в семье Тишкевичив своей благодатью. (по информации, распространяемой в советские времена, чтобы увеличить прибыльность костела, кармелиты силой отобрали у православной Михайловской церкви икону Божьей Матери, известную как чудотворную, и перенесли ее в костел).

Вскоре кляштор приобретает значение большого экономического центра и классового фактора для целого края. В связи с этим растет г. Бердичев, наводняется ремесленниками и торговцами, в Бердичев тянутся лавы паломников.





Польская королевская власть считается с колонизационной ролью и весом кляштора и придает ему большое значения, как передовому форпосту польской государственности в Украине. Государство помогает усилить и военную мощь кляштора: ремонтирует крепость и укрепляет кляштор пушками и постоянным гарнизоном.
Как большая единица экономического и идеологического влияния, кляштор втягивается в круговорот классовых противоречий и социальных движений XVII века. Еще в сороковых годах XVII века между кармелитами и владельцами г. Бердичева - патронами кляштора (Тишкевичами) началась длительная ожесточенная борьба за экономические позиции и гегемонию.

Борьба кармелитов с православием, насильственное распространение унии, экономическая и правовая эксплуатация населения превратили кляштор в объект социальной ненависти всего местного населения. Поэтому, когда, вследствие сложных социальных противоречий, взорвалась на Украине "казацкая" революция в 1648 году - кляштор почти полностью разрушили повстанцы. Крепость босых кармелитов, вместе с военными силами воеводы Тишкевича, пробовала оказывать сопротивление казакам, но в бою под Махновкой польские силы были разбиты, а кляштор и имения Тишкевичей взяты отрядами Хмельницкого, направляющимися в Зборов.

Кармелиты, убегая из Бердичева, вывезли во Львов образ Матери Божьей. На протяжении 73 лет икона находилась в монастыре сестер кармелиток босых, вплоть до 1721 года. В 1663 г. монахи вернулись в Бердичев. Когда они отстроили уничтоженный монастырь, в 1684 г. они были изгнаны силой наследниками Януша Тишкевича. И только декретом в 1717 г. Люблинского Трибунала было приказано владельцам Бердичева отдать монахам отобранную собственность и возместить нанесенный ущерб. В тот же период кармелиты опять отстроили монастырь и вернули в Бердичев икону Матери Божьей.

После смерти последнего кармелита - отца Терезия Болеслава Штобрина - коммунистическая власть забрала монастырь в государственную собственность. В верхнем костеле был создан музей, а в нижнем - атеистический кинотеатр. В 1941г., непосредственно перед немецким нашествием на Советский Союз, в монастыре возник пожар. Скорее всего, в его пламени погибла чудотворная икона.




На протяжении 1970-1980 гг. административная власть Бердичева под надзором реставраторов памятников архитектуры из Киева обеспечила сохранность костела с помощью восстановления сводов, установления новой кровли из оцинкованного железа на храме и его куполе. Были отстроены сожженные кельи, в которых размещались средние школы - музыкальная и художественная, которые до сих пор занимают и используют монастырские помещения в педагогических и учебных целях.

В 1991 году государственные органы Житомира и Бердичева передали верхний и нижний костелы монастыря католической общине.





При подготовке были использованы материалы с сайтов:
http://www.museum-ukraine.org.ua/

http://ukrainainkognita.org.ua/


Источник фото http://www.photographic.com.ua/, http://foto-zhitomir.at.ua/

Место на карте

Сообщение добавлено через MovableType API

Рубрики:  История
Георгафия
Музеи
Исскуство
Архитектура
Религия
Карта
Достопримечательности
Экскурсии
Житомирская область
Метки:  

Алексей_Холявко   обратиться по имени Воскресенье, 08 Июня 2008 г. 21:36 (ссылка)
После безрезультатных поисков оригинала образа Матери Божьей Бердичевской на территории Украины и Польши отец-провинциал Ордена Кармелитов Босых провинции Святого Духа осенью 1990 году постановил поручить нарисовать новую икону, предназначенную для культа. Поручение приняла художница-живописец и реставратор Вожена Муха-Совинская из Кракова. Раньше она уже выполнила такого рода копию Матери Божьей Снежной для монастыря в Черни, а также при помощи своего отца - художника Евгения Мухи - удачно провела реставрацию милостями известного образа в Чернском санктуарии перед коронацией в 1988 г. Выполнение новой иконы - правдивой копии Матери Божьей Бердичевской - было связано с большими трудностями. Среди многочисленного количества репродукций и собранной иконографии не хватало цветного изображения оригинала. Все черно-белые изображения показывали Мать Божью Бердичевскую покрытую вышитым окладом, с короной на голове. Окладом были прикрыты тветовые соотношения и композиция всего образа. Единственным и очень ценным свидетельством стало подробное композиционное описание иконы, выполненное отцом Брониславом Яросинским, хранителем святыни Матери Божьей в Бердичеве в 1921-1925 годах. После снятия чудотворного образа с алтаря, отделения оклада и короны, он очистил и закрепил его. Вместе с тем он сделал подробное описание цветовой композиции иконы, по которому был выполнен новый образ. Новая икона написана в 1991 г. на монолитной водостойкой основе из многослойной фанеры размером 143 х 93 см в форме прямоугольника. На основу наклеено полотно иконы. После грунтовки полотна была выполнена масляно-смоляной техникой композиция Мадонны типа Одигитрии, званой Матерью Божьей Снежной (оригинал находится в Риме). Формалистично-цветовая композиция новой иконы отвечает оригиналу. Отличается она от оригинала материальной структурой, размерами и шкалой ценности достопримечательности XVI в. Художница не придерживалась оригинала. Она удачно, в собственной интерпретации, использовала основу образа, украсив его многофигурными композициями ангелов вокруг голов Мадонны и Ребенка Иисуса, и увенчав его глазом Божьего Провидения в треугольнике. Этот символ Святой Троицы напоминает определение Св. Альфонса Лигурийского о том, что "Мария является шедевром Святой Троицы", а также, что ее делом является особая благодать и привилегия Божьего Материнства Пресвятой Девы Марии.
Ответить С цитатой В цитатник